Ремонт киота своими руками

Мы постараемся ответить на вопрос: ремонт киота своими руками по рекомендациям подлинного мастера с максимально подробным описанием.

Наша мастерская занимается реставрацией не только старинной деревянной мебели, но и других антикварных предметов старины. Сегодня мы расскажем о том, как проходит реставрация киота конца 19 века. Поступил к нам в удручающем состоянии со значительными повреждениями и многочисленными утратами декоративных элементов. Сейчас реставрация приближается к завершению.

Изображение - Ремонт киота своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Frest-vm.ru%2Fnovosti-masterskoj%2Fassets%2Fimages%2Fnews%2FDesember2015%2FRestavraciya_rami1

Изображение - Ремонт киота своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Frest-vm.ru%2Fnovosti-masterskoj%2Fassets%2Fimages%2Fnews%2FDesember2015%2FRestavraciya_rami2

Сам киот изготовлен из массива сосны. Все резные и декоративные элементы вырезаны из массива липы. Клиент принес заказ, как старинную раму, но следы левкаса на поверхности свидетельствуют о том, что рама была покрыта сусальным золотом. Так же имеются следы того, что ранее лицевая часть была закрыта стеклом. Скорее всего это киот от иконы.

Изображение - Ремонт киота своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Frest-vm.ru%2Fnovosti-masterskoj%2Fassets%2Fimages%2Fnews%2FDesember2015%2FRestavraciya_rami5

Изображение - Ремонт киота своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Frest-vm.ru%2Fnovosti-masterskoj%2Fassets%2Fimages%2Fnews%2FDesember2015%2FRestavraciya_rami9

Изображение - Ремонт киота своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Frest-vm.ru%2Fnovosti-masterskoj%2Fassets%2Fimages%2Fnews%2FDesember2015%2FRestavraciya_rami11

Изображение - Ремонт киота своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Frest-vm.ru%2Fnovosti-masterskoj%2Fassets%2Fimages%2Fnews%2FDesember2015%2FRestavraciya_rami4

У киота имеются значительные утраты декоративных элемнетов. Множество трещин и сколов на всей поверхности.

Изображение - Ремонт киота своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Frest-vm.ru%2Fnovosti-masterskoj%2Fassets%2Fimages%2Fnews%2FDesember2015%2FRestavraciya_rami3

Изображение - Ремонт киота своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Frest-vm.ru%2Fnovosti-masterskoj%2Fassets%2Fimages%2Fnews%2FDesember2015%2FRestavraciya_rami14

Последовательность реставрационных работ:

  1. Разборка.
  2. Снятие декоративных элементов.
  3. Очистка и шлифовка.
  4. Изготовление недостающих резных элементов.
  5. Изготовление недостающей лицевой части рамы.
  6. Проклейка основания киота.
  7. Покрытие левкасом всех элементов и рамы.
  8. Полировка левкаса.
  9. Золочение киота.

10.Установка декоративных элементов.

Изображение - Ремонт киота своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Frest-vm.ru%2Fnovosti-masterskoj%2Fassets%2Fimages%2Fnews%2FDesember2015%2FRestavaciya_kiota_19v_1

Изображение - Ремонт киота своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Frest-vm.ru%2Fnovosti-masterskoj%2Fassets%2Fimages%2Fnews%2FDesember2015%2FSHablon_inst1

Приступаем к устранению сколов, трещин и других повреждений.

Изображение - Ремонт киота своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Frest-vm.ru%2Fnovosti-masterskoj%2Fassets%2Fimages%2Fnews%2FDesember2015%2FRestavaciya_kiota_19v_5

Изображение - Ремонт киота своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Frest-vm.ru%2Fnovosti-masterskoj%2Fassets%2Fimages%2Fnews%2FDesember2015%2FRestavaciya_kiota_19v_2

Изображение - Ремонт киота своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Frest-vm.ru%2Fnovosti-masterskoj%2Fassets%2Fimages%2Fnews%2FDesember2015%2FRestavaciya_kiota_19v_3

Изображение - Ремонт киота своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Frest-vm.ru%2Fnovosti-masterskoj%2Fassets%2Fimages%2Fnews%2FDesember2015%2FRestavaciya_kiota_19v_4

Итак, впереди 2 самых сложных процесса – вырезание утерянных декоративных элементов. За образцы будут взяты сохранившиеся.

И наложение левкаса на киот. К последнему мы уже приступили. После нанесения одного слоя левкаса сверху накладывается слой шпатлевка, затем все аккуратно шливуется и накладывается следующий слой левкаса. И так до тех пор, пока на поверхности не останется ни единого деффекта или неровности.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

На фото Павел Морозов за работой:

Изображение - Ремонт киота своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Frest-vm.ru%2Fnovosti-masterskoj%2Fassets%2Fimages%2Fnews%2FDesember2015%2FRestavaciya_kiota_19v_6

Изображение - Ремонт киота своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Frest-vm.ru%2Fnovosti-masterskoj%2Fassets%2Fimages%2Fnews%2FDesember2015%2FRestavaciya_kiota_19v_7

Следите за обновлениями – итоги реставрации старинного киота совсем скоро.

Возвращайтесь на наш сайт чаще. Подписывайтесь на наш Instagram, Facebook, Twitter и приходите в гости.

Реставрационная мастерская Виктора Морозова.

Если вам понравилась эта статья, то будем признательны, если вы поделитесь ей в своих соц.сетях.

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

17.09.2014 год.

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Мы не устаем повторять, что киот необходим для старинной иконы. Киот для иконы нужен для основной цели – сохранения старинного живописного образа. Киот защищает икону от воздействий атмосферы и от механических повреждений, от копоти и пламени свечи или лампады. Киот создает и особый микроклимат, который выравнивает перепады температуры и влажности, одним словом, застекленный ящик обеспечивает для Вашей иконы наилучшие условия хранения, близкие к музейным.

Но старинная икона может быть помещена и в современный киот, многие так и поступают – стараются выполнить киот для иконы на заказ. Однако на наш взгляд, старинная икона гармоничнее смотрится в старинном же киоте и поэтому многие владельцы старинных икон предпочитают хранить их в столетнем киоте. Тут есть и еще один важный аспект: старое дерево такого ящика не выделяет вредных, для иконы, веществ. Оно выдержанное и не подвержено деформациям, то есть старинный киот по всем параметрам предпочтительнее для старинной иконы.

Киот можно подобрать, если икона стандартного размера, например, на нашем сайте есть выбор старинных киотов.

Часто владельцы старинных икон сталкиваются с тем, что икона попадает к ним уже в киоте, но киот сам выглядит неприглядно. Действительно, старинные киоты часто даже выбрасывают из-за того, что в существующем плачевном состоянии их трудно разместить в современном интерьере, уж больно страшно они выглядят после ста с лишним лет эксплуатации.

Что же делать? Мы предлагаем вам их отреставрировать, подождите отправлять киот на помойку!

В этой статье мы опишем два случая восстановления старинных киотов с тем, чтобы утвердить в Вас основную мысль: даже при самых запущенных случаях можно из помоечного, на первый взгляд, предмета, сделать настоящую конфетку!

Первый киот был просто ужасен. Мало того, что его красили неоднократно краской, он еще и потерял куски шпона, а рамка киота после того, как мы вытащили стекло, просто развалилась на части! Фурнитура также пришла в негодность, но все это нас не испугало: руки человеческие способны на многое!

Мы рекомендуем каждому, кто собрался восстанавливать старинный киот, запастись инструментом и терпением, но главный совет тут другой: занимайтесь реставрацией на открытом воздухе, в квартире проводить такие пыльные и «ароматические» работы мы категорически не рекомендуем. Также советуем пользоваться средствами защиты органов дыхания, ведь пыль, образующаяся во время работ, чрезвычайно неприятная.

Первым делом начинаем бороться с многослойным красочным покрытием. Тут не обойтись без строительного фена, который очень быстро справляется с толстым слоем масляной краски, размягчая его до состояния, при котором краска удаляется шпателем или скребком очень легко.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

В результате двухчасовой очистки киот буквально разваливается на куски: как выясняется, под слоем краски есть еще и бумага, которая выполняла роль скрепляющего материала для деталей рассохшегося старинного киота. Ну ничего, это дело поправимое, склеим все обратно!

Развалившуюся рамку крепим к рабочему столу при помощи струбцин и пользуясь уголком выравниваем прямые углы. Рамка состоит из множества деталей и кусочков. В процессе сборки мы все их соберем в нужном порядке, а крепить их мы будем при помощи замечательного столярного клея!

Пока у нас сохнет рамка, переходим ко второму киоту, который также требует обработки, но тут другая проблема – у основного ящика не хватает нижней боковой детали. Ничего страшного, мы ее изготовим сами! Для этого берем деревянный (сосновый) брусок и выпилив шип, вставляем в пазы, крепим его к боковым деталям и заднику опять же при помощи столярного клея, а фиксируем на время склейки двумя струбцинами:

Читайте так же:  Ремонт ходовой мазда 626 ge своими руками

Видите, угол пока грубый, не скругленный? Теперь при помощи напильника и абразивной сеточки мы его скругляем до нужного радиуса и получается вот такой идеальный уголок:

В своей работе мы используем именно абразивную сеточку, закрепленную в удобном зажиме. Такая сеточка не забивается древесной пылью и действует бережно:

Шпон на боковых сторонах киота выкрошился, поэтому теперь надо при помощи столярного клея проклеить все сколы, стараясь сделать так, чтобы клей проник под шпон и надежно зафиксировал рваные края сколов:

После того, как края и отслаивающийся шпон надежно проклеены, приступаем к зашкуриванию обоих киотов. Это нужно для того, чтобы очистить поверхность шпона от остатков краски (на первом киоте) и от остатков лака – на втором. Впоследствии мы будем покрывать оба киота маслом и если не очистить поверхность шпона от старых лакокрасочных покрытий, то масло будет впитываться не равномерно, не получится сделать вид поверхности однородным. Зашкуривать надо очень тщательно, использовать опять лучше сеточку, ведь шкурка моментально забивается вязкой красочной или лаковой пылью!

Вот все и готово, посмотрите, как должен выглядеть тщательно отшкуренный киот:

Теперь настало время избавиться от сколов шпона. Для этого берем силиконовый шпатель и специальную шпатлевку по дереву, желательно тонированную в тон древесины:

Наносить шпатлевку нужно аккуратно, тщательно втирая ее в сколы и трещины. Часто после высыхания и шлифования выясняется, что в глубоких трещинах и провалах шпона шпатлевка просела или даже растрескалась. Ничего страшного – просто зашпатлюйте эти места еще раз!

После полного высыхания шпатлевки (не стоит торопиться, подождите ровно сутки), приступаем к шлифованию. Задача тут простая – надо выгладить зашпатлеванные места так, чтобы их уровень совпал с уровнем шпона. Используйте шкурку или сеточку с мелким абразивом чтобы поверхность получилась гладкой и ровной.

Когда все готово, можно приступать к финишному покрытию. Тут каждый из Вас может пойти своим путем. Кто-то предпочтет лак, кто-то воспользуется бесцветным или тонированным воском. Мы же решили применить для финишного покрытия особое масло. Это экологичное масло обеспечит и дыхание поверхности и защитит киот от любых невзгод. Масло даже защитит его от воды, так что киот в дальнейшем можно будет подвергать не только сухой, но и влажной уборке, а это очень важно, ведь киот уже просуществовал 100 с лишним лет, как знать, может быть, и в Вашей семье он проживет вместе со старинной иконой еще пару сотен лет, а то и больше?!

Покрытие наше тонированное, черного цвета, то есть оно будет практически полностью приближать киот к первоначальному виду. Масло очень практичное в нанесении – оно не имеет запаха, очень экономично в расходе и сохнет всего двадцать минут. Наносим мы его при помощи кусочка фланели, втирая небольшое количество масла в древесину.

После того, как масло высохнет, необходимо провести полировку. Для этого используем сначала кусочек натуральной шерсти, а затем обычную бумажную салфетку. После полировки киот оставляем окончательно сохнуть еще сутки.

Важно отметить, что киот не получается в конечном итоге радикально черного цвета. Масло полупрозрачное и коричневый тон шпона делает конечный цвет очень приятным, благородным и теплым.

Темное масло сглаживает переходы тонов между натуральным шпоном и теми местами, которые нам пришлось зашпатлевать.

На заключительном этапе крепим на киоты новую фурнитуру – защелки, петли, подвес и вставляем стекла.

Стекла предварительно тщательно моем, ведь от чистоты стекла во многом зависит хороший вид восстановленного киота!

Стекло в киотной рамке фиксируем при помощи акрилового герметика. Это очень удобно и быстро, а к тому же герметик в отличие от гвоздей надежно фиксирует тонкую рамку, придает ей раз и навсегда нужную форму. Герметик применяем также тонированный, цвета красного дерева.

Ну что же, работы закончены и можно с удовольствием полюбоваться своей работой!

Как видите, никаких особых инструментов и навыков в нашей работе нам не понадобилось. Тут большую роль играет лишь Ваше желание, терпение. Мы уверены, что таким образом можно подарить вторую жизнь большинству старинных киотов и если Вы хотите восстановить имеющийся у Вас старинный киот, смело беритесь за дело!

Сегодня во многих домах православных семей есть иконы. Выбор икон – дело крайне индивидуальное, верующие выбирают их, прислушиваясь к голосу своего сердца. В православии нет строгого регламентирования порядка размещения икон в жилище, однако традиционно иконы размещают в восточной стороне дома – их вешают, ставят на полки и достаточно часто помещают в красивые деревянные киоты.

По сути своей киот – это своего рода шкафчик, предназначенный для хранения иконы. Он выполняет конкретную функцию – защищает икону от грязи, пыли, разного рода механических повреждений. Именно благодаря киоту лики святых на иконах отлично сохраняются, в условиях особого микроклимата:

  • стоящие в киотах иконы меньше подвержены отрицательному влиянию перепадов температуры воздуха и влажности ( это не редкость даже в современных домах);
  • киот защищает от сквозняков, прямых солнечных лучей, капелек влаги, случайно попавших на икону;
  • иконе, стоящей в киоте, не так страшно даже близкое соседство с обогревателем, кондиционером или батареей центрального отопления.

Деревянные киоты для икон можно, конечно же, просто купить, однако гораздо интереснее сделать киот своими руками. Созданный с теплом и любовью, он будет заряжать иконы особым, душевным теплом, особенно, если в нем будет храниться старинная семейная икона.

Чаще всего киоты изготавливают, в соответствии с рекомендациями опытных реставраторов икон, из хорошо высушенной древесины, чаще всего – из бука либо сосны.

Для изготовления киотов мастеру понадобятся следующие материалы:

  • планки для ящика ( бук, сосна);
  • клей двух типов – акриловый и резиновый;
  • багет, оргалит, шнур;
  • герметик;
  • гвозди железные и латунные;
  • петли, подвес, застежка по типу « шкатулочной»
  • стекло.
Читайте так же:  Ремонт стиральной машины ассоль своими руками

Помимо материалов, пригодятся также и инструменты. С ними проблем быть не должно, инструменты нужны будут стандартные, такие наверняка найдутся у каждого мужчины, который хотя бы изредка что-то мастерит. Итак, чтобы сделать киоты для икон своими руками, понадобятся следующие инструменты:

  • стусло ( особый упор для правильной распилки планок, под нужным углом);
  • ножовка с достаточно мелким зубом ( идеально подойдут качественные ножовки-шиповки);
  • самый обычный простой карандаш, линейка и рулетка;
  • струбцины – специальные зажимы, с помощью которых мастер будет крепить планки на рабочем столе либо в стусле, чтобы качественно пилить планки, без перекосов;
  • линейка-уголок из металла, ею будет удобно отмечать резы под нужными углами, а также отмерять размеры деталей киота;
  • без пассатижей и бокореза тоже не обойтись;
  • также нужна будет отвертка, крестовая или универсальная, с набором сменных наконечников;
  • шкурка наждачная ( мелкая) и специальный держатель для нее тоже пригодятся;
  • электродрель с набором сверл;
  • пистолет для герметика ( с его помощью будет фиксироваться стекло);
  • шпатель эластичный;
  • нож с набором сменных лезвий;
  • кисти для покраски киота морилкой, лаком либо маслом.
  • В самом начале нужно создать правильный чертеж будущего киота. Для чертежа необходимо измерить ширину и высоту имеющейся иконы, а также толщину деревянной доски и высоту ее прогиба ( старинные иконы часто выгибаются). Если, скажем, расстояние от поверхности стола до точки выгиба – 40 мм, то для боковины ящика нужны будут рейки с сечением 15 на 45 мм. Чертеж важно составить так, чтобы внутри готового киота иконе было не тесно.
  • Готовые деревянные планки надо нарезать в нужных размерах, по длине и ширине эскиза. Доски важно распилить строго под прямым углом.
  • На боковинах, по краям, нужно сделать разметку с помощью угольника, прибавляя по 1 мм к толщине доски. Далее ножовкой с мелкими зубьями, на боковинах киота делаются пропилы, важно не допиливать до края по 5 мм.
  • На следующем этапе надо взять острый нож, приставить его с торца досок, и скалить четверть древесины, постукивая по ножу молотком. Если скололась неровно, надо аккуратно подрезать.
  • Далее, на ровном столе нужно собрать всю коробку киота, подогнав ее зажимами. Стыки следует промазать клеем. Важно правильно выровнять края стыков коробки, и хорошо, равномерно затянуть гайки зажимов. Если клей вылез, его можно убрать чуть влажной тряпочкой.
  • С помощь угольника надо проверить внутренние углы киота, и исправить все неровности. Коробку нужно оставить высыхать, часов на 10-12.
  • Спустя это время можно будет приступить к шлифовке, шлифовать можно шлифовальной машинкой или же наждачкой. Далее нужно рубанком подровнять ребра коробки.
  • Далее надо будет на нижней и верхней стороне коробки, а также на боковинах прочертить линии, отступив 20 мм от края, для будущей дверки. По разметки надо осторожно отпилить рамку.
  • Потом, уже из оргалита, выпиливается задняя стенка ящика, на 5 мм меньше, чем лицевой периметр, с каждой стороны.
  • Затем рамка кладется распиленной частью на ровный стол, берется деревянная раскладка ( ширина 30 мм, толщина 5 мм). В стусло ножовкой под углом 45 градусов отпиливается одна сторона раскладки. Теперь отмечается длина стороны раскладки, и отпиливается ее второй угол.
  • Стороны рамки смазываются клеем, к ним прикладываются раскладки и затягиваются. Теперь нужно подогнать следующий угол раскладки, на стыке не должно быть щелей. Таким образом, раскладка полностью приклеивается.
  • Далее дверку надо прошкурить, установить петли. На высохшую коробку ставятся подвески, прибивается задняя стенка из оргалита, в дверку вставляется стекло. Стекло фиксируется надежным герметиком.

В процессе работы может пригодиться и шпатлевка по дереву – она отлично скрывает изъяны в дереве. Ею можно, например, замаскировать стыки деталей, и другие непредвиденные недочеты. Шпатлевка по дереву сейчас продается разного цвета, имеет смысл выбирать отечественную, стоит она недорого, и очень экономична!

Процесс изготовления резного киота под определенную икону вы можете посмотреть на следующем видео:

Оформление каждый делает по своему вкусу, фурнитура для киотов сегодня продается самая разная. Правильно подобранная фурнитура придает киоту законченный облик и функциональность. Для киота понадобится следующая фурнитура: миниатюрные петли ( для крепления дверцы), « шкатулочная» застежка, специальный подвес-кольцо, миниатюрные железные гвозди и мелкие латунные, для крепления застежки, накладной декоративный замок ( по желанию).

Для тонировки киота можно применять либо качественную морилку на спиртовой основе, либо защитное, цветное масло. Второй вариант предпочтительнее, ведь масло будет работать, и как тонирующий, и как финишный материал. Для придания блеска и дополнительной защиты киот покрывается лаком.

Как и любое другое деревянное изделие, киот можно отреставрировать и дополнить либо недостающей, либо своей резьбой.

И тогда старинный киот прослужит Вам ещё долгие годы! 🙂

Ниже — примеры отреставрированных мною киотов:

Изображение - Ремонт киота своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fdrevodelatel.ru%2Fuploads%2Fold%2Fpages%2F0%2F.thumbs%2F7da9471a3e7f14c94eafcdb5fe034269_0_400

В этом киоте были исправлены дефекты (трещины, отклеившиеся части) самого киота и обновлена его внешняя отделка и фурнитура (петли, замочек), а также укреплена покоробившаяся со временем резьба и добавлена новыми деталями на место отсутствующих, также обновлена внешняя позолота, вставлено новое стекло взамен старого треснувшего.

Здесь совсем развалившийся киот и икона были даны отдельно. Поставлена задача — помимо реставрации связать икону и киот в единое гармоничное композиционное целое. Результат виден налицо 🙂

Цена реставрации киотов в каждом случае зависит от сложности работы, но, как правило, не дёшева.

Изначально иконописная традиция не подразумевала добавления к образу каких-либо дополнительных деталей. Возникновение первых окладов относится к XII веку, киоты для икон появились ещё позже. Со временем, однако, эти элементы убранства прочно вошли иконописную традицию, дали начало целым направлениям православного декоративно-прикладного искусства.

Читайте так же:  Ремонт вытяжки mbs своими руками

Оклад — накладное украшение лицевой поверхности иконы, обычно металлическое. Оклад может быть украшен эмалью, инкрустирован драгоценными камнями, покрыт чеканными узорами, зернью или сканью. К XVII-XVIII векам искусство создания окладов достигло своей вершины. Одновременно защищающие и украшающие образ, они стали важной частью икон. Однако, по мнению ряда искусствоведов, широкое применение окладов имело губительные последствия для иконописи: древние шедевры скрывались под пластинами металла, оставляя видимыми лишь лики и руки Святых, а новые иконы писались в общих чертах, с подробной проработкой лишь видимых частей. Есть ли у оклада литургический, богословский смысл, который оправдывает его «украшательство»? Безусловно, есть. Символика окладов всецело восприняла символику иконописи и стала её частью. Золото и серебро, скрывающее одежды Святых или фон иконы — символы Божественной благодати и Небесной чистоты. Металлические детали прекрасно передают ощущение света, которые должен исходить от Святого образа. Драгоценности на окладе символизируют духовное богатство, а растительные узоры — вечную жизнь и цветение.

Киот, или кивот — шкафчик или ящик для хранения образа. Он может быть створчатым или застеклённым. В переводе с греческого «киот» означает «ковчег». Киот иконы символизирует Ковчег Завета со скрижалями. Таким образом, хранение иконы в киоте отражает её непреходящую ценность и неподверженность разрушению. Как и в случае с окладом, практическое назначение подкрепляется литургическим смыслом. Не являясь непосредственной частью образа, киот, тем не менее, бережно хранится и при необходимости реставрируется. Реставрация киотов, как и реставрация окладов — важная часть работы иконописцев-реставраторов.

Иконописная мастерская во имя преподобного Алипия Печерского уже много лет занимается реставрацией окладов и киотов, наряду с реставрацией икон.

Первым этапом реставрационной работы является консервация сохранных частей. С иконы временно удаляется оклад и съемные части киота (или киот целиком), иконная доска при необходимости укрепляется, изображение расчищается и покрывается защитным лаком. Также удаляются загрязнения, которые могли накопиться внутри киота — пыль, паутина, древесная крошка.

Реставрация оклада — отдельная нетривиальная задача. Прежде всего, требуется удалить загрязнения с металла, обработав его специальным составом. Темнеет от времени не только серебро, но и латунь. Меняет свой вид и золото, особенно с примесями. Однако чистка возвращает металлу первозданный блеск. Сложнее вернуть форму помятым или повреждённым тонким листам, из которых зачатую изготовлены оклады. Иногда части оклада бывают утрачены, требуется с нуля восстановить недостающий фрагмент. Возвращённый на икону, оклад прочно укрепляется на ней. В данном случае по периметру иконы выложен витой серебряный шнур, удерживающий фрагменты оклада.

Один из самых тонких моментов реставрации оклада — работа с накладным венцом. Этот элемент, нимб Святого, зачастую выполнен из другого металла или в другой технике, чем остальная часть оклада. Он может быть ажурным или с городчатым краем. Хрупкость венца делает его особенно уязвимым для повреждений и требует от реставратора ювелирной аккуратности в работе. Венец возвращается мастером на икону в последнюю очередь.

Цена окладов и икон с окладами издавна определялась не только обилием драгоценных металлов и камней, но и художественной ценностью, тонкостью работы мастера. Тем же определяется и стоимость реставрации окладов. Чтобы установить, какова точная цена реставрации, мастеру необходимо увидеть образ с окладом, определить материалы, степень поврежденности и объём работы.

Реставрация киотов, цена которой также индивидуальна, на первый взгляд требует меньше усилий, но это не совсем так. Восстановление целостности и декоративного убранства киота, укрепление и нанесение защитного лака — таковы основные шаги, определяющие стоимость реставрации киотов. Однако киот, как «первый рубеж защиты» Святого образа, выполненный к тому же из дерева, страдает больше всего и порой может не подлежать восстановлению. В тех редких случаях, когда реставрация киотов оказывается невозможной, в иконописной мастерской во имя преп. Алипия Печерского можно подобрать новый киот.

Беритесь и делайте! А старинные иконы покупают тут:

Не покупайте подделок, настоящие старинные иконы тут: http://kupistarinu.ru/

Проверенный годами метод.Лучше и проще пока не нашел.

Новая жизнь старого топора. Мои станки https://goo.gl/MyByK0 Музыка в ролике DC_Love_Go_Go

Завершающая часть видео про изготовление резного киота для иконы из дерева. Угловая полка для иконы и покраска.

Мебельная фабрика «Салмаст», www.salmast.am

Место, в котором время остановилось – это антикварная лавка Здесь в эпоху цифровых технологий легко найти патефон и несколько пластинок к нему с «песенками Вертинскаго». А еще иконы в серебряных окладах, старинные утюги, самовары, книги…. Что такое антиквариат и в какой момент обычный предмет обихода становится дорогущим артефактом, выяснил Александр Прудников в новой серии проекта «Как это устроено».

Икона Троицы Ярославская область была отреставрирована неквалифицированным мастером. Колодин Г.Е. решает , какие шаги нужно предпринять, чтобы восстановить памятник.

Первая часть про изготовление резного киота для иконы. Резной киот из дерева для иконы. Видео это скучное, в нем нет приколов и самоделок, просмотров у него будет мало, но, для тех людей кому оно будет интересно, мне не жалко потраченного времени на съемку и монтаж, приятного просмотра.

Делюсь своим опытом изготовления иконных досок, как говорится, “на коленке”. Комментарии, критика и обмен опытом приветствуются 🙂

Изображение - Ремонт киота своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fkrasno-tal.ru%2Fimages%2Flibrary%2Fkiotsvoimirukami6

Как сделать своими руками рамки из дерева.
Киоты предназначены для защиты иконы от
внешних, неблагоприятных воздействий.
Но подобные конструкции, только с другими
названиями, используют для хранения
и других ценных раритетных плоских
предметов.

Если у вас в доме есть икона, то для её сохранения лучше всего
сделать киот. И даже не важно ходите вы в церковь или нет, семейные
православные реликвии оберегают все нормальные люди. Тем более
что ценность иконы, далеко не всегда определяется деньгами.

Здесь представлен достаточно простой вариант изделия, без украшения
резьбой, остекленной дверцы и использования ценных пород дерева.
Главное чтобы корпус киота выполнял свою основную функцию, защита
от внешнего воздействия.
Конструктивно это две рамки: Внутренняя с изображением и внешний
короб закрытый стеклом.

Читайте так же:  Ремонт стиральных машин индезит с вертикальной загрузкой своими руками

Внутренняя рамка собирается так же, как и обычные рамки для картин.
Делаем или покупаем профильные бруски – багеты, запиливаем под
углом 45* и склеиваем.

Профиль я делал фрезой для багетов, или старого профильного плинтуса.
Эта рамка довольно большая, поэтому сечение брусков должно быть
соответствующее. Что касается размеров деталей, буду приводить
те что есть.

Бруски для рамки сделал шириной 55 мм. и толщиной 32 мм. . С фасадной
стороны прошел профиль, с внутренней сделал четверть 10/10 мм. . Глубина
четверти и соответственно толщина брусков зависят от толщины иконы,
для деревянной доски глубина четверти делается больше, соответственно
и толщина рамки увеличивается.

В этом случае изображение написано на папирусе, без подрамника. Поэтому
достаточно натянуть холст на кусок листового материала, МДФ, ДВП,
или мебельную фанеру толщиной 4-6 мм. .

Перед запиливанием багетов, необходимо точно определиться с размерами.
У меня изображение размером 540 мм. на 770 мм. . Разметка идет
по четверти, в итоге получилась рамка 630/860 мм. . Размер внутреннего
проема рамки 520/750 мм. , то есть меньше размеров изображения по высоте
и ширине на 20 мм. .

Профильные бруски запиливаем под 45*, собираем на сухую, проверяем
размеры и углы. Затем склеиваем детали с помощью угловых струбцин
или других вариантов стяжки. Я иногда сжимаю рамки связанной петлей
резиновой лентой, вырезанной из старой камеры. Так детали точно
совмещаются по торцам.

Натягивать резину лучше вдвоем, или забить в стол два гвоздя без шляпок,
по ширине одной стороны рамки. Натянуть резину сначала на гвозди, потом
аккуратно снять, оставив рамку стянутой.
Подробнее смотри статью рамки своими руками.

Когда клей высохнет снимаю резину и делаю усиление рамки плоскими шипами.
Если усиление не сделать, рамка быстро рассыпется, склейка деталей торец
в торец недостаточно прочная.
Для этого делаю пропилы на углах с внешней стороны на циркулярке.
Ширина пропила у меня получается 4 мм. , но это зависит от развода пилы.
По глубине надо быть внимательным, пила не должна выйти наружу, иначе
придется делать все заново.

Теперь надо найти или сделать шипы, плоские щепки толщиной 4 мм. Толщину
подбираем так, чтобы шипы плотно входили в пропилы, но вдавливались рукой.
Молотки в этом случае исключаются, детали лопнут.
Смазываем шипы клеем и вставляем в пропилы, после того как клей высохнет
излишки срезаем и вышкуриваем. Работать с рамкой дальше, подгонять, шкурить,
можно только после вклеивания шипов. Если все сделано аккуратно, то после
вышкуривания и покрытия лаком, шипы почти не заметны.

В рамку выпилил по размеру четвертей основу из МДФ 538/768 мм. .
ДВП при таких размерах получилась слабовата, поэтому пришлось заменить.
С обратной стороны основу изображения закрепил тонким штапиком,
сечением 6/6 мм. .

Теперь можно перейти к изготовлению наружной коробки, корпуса изделия.
В следующей статье киот продолжение, завершающий этап работы.

Первые киоты для икон возникли еще на заре христианства. По преданию, Скрижали Завета хранились в деревянном, обитом золотом киоте, или Ковчеге, созданном Моисеем.

Так как данное изделие является не только защитой иконы от внешних воздействий (таких, как пыль, влага, механические повреждения или свечная копоть), но и служит ее зрительным обрамлением, то естественно, что к каждой иконе необходим индивидуальный подход, а сам процесс создания подобной утвари должен подчиняться определенным правилам.

Во-первых, это правила, служащие продлению жизни иконы. Так, например, для старых икон при изготовлении киота надо учитывать даже такой фактор, как имеющееся коробление иконной доски.

Как правило, киоты делаются из твердых пород дерева – например, дуба или сосны (для основания) и липы (для выполнения резьбы). Ценные породы дерева используются реже – они дороги и их сложнее обрабатывать.

Готовый предмет церковной утвари покрывается лаком – обычным, либо, по желанию заказчика, тонирующим.

Внутри изделия должен быть создан определенный микроклимат, чтобы внешняя температура и сырость не погубили ценную икону. Циркуляция воздуха тоже важна – поэтому в киоте делают микроскопические отверстия.

Ни в коем случае нельзя пытаться вставить икону в неподходящий по размеру киот – это нивелирует само его назначение. Расстояние от иконы до стекла должно составлять минимум 3 сантиметра, а от края иконы до внутреннего края киота – не менее одного сантиметра. Другими словами, икона должна свободно помещаться в созданное для нее обрамление – псевдокиоты со стеклом, лежащим прямо поверх иконы или, хуже того, гнущимся пластиком, лишь навредят святому образу.

Есть правила и касательно внешнего вида такой утвари. Так, издавна по тому, каков киот в доме, принято было оценивать благосостояние семьи. Наличие в доме напольного киота было практически обязательно для дворянской или купеческой семьи. Для изготовления изделия приглашали самых талантливых мастеров резьбы по дереву.

Инкрустация янтарем, позолота – для украшения киота использовались и используются поныне – самые разные способы. Каждое украшение несет свой тайный смысл. Например, виноград, который часто можно встретить на вырезанных орнаментах, символизирует собой кровь Христову, пролитую на Голгофе. Бабочка рядом с виноградной лозой – символ воскрешения.

Созданный с душой и знанием дела киот не только защитит икону, но и позволит верующему сильнее ощутить ее красоту и духовность.

Вернуться к каталогу с фотографиями киотов, изготавливаемых в мастерской «Абрамцево»
Связаться с нами для уточнения деталей и заказа изделия
Читать еще статьи

Изображение - Ремонт киота своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fst03.kakprosto.ru%2Ftumb%2F680%2Fimages%2Farticle%2F2011%2F11%2F8%2F1_52553e942184a52553e9421887

Определитесь, для какой иконы планируется изготовление киота, в каком месте он будет установлен (в храме, дома или на улице), как будет освещено его место нахождения. Исходя из этого выберите цвет и соответствующий оттенок киота.

Читайте так же:  Капитальный ремонт двигателя нексия 16 клапанов своими руками

Решите, для каких икон предназначена божница – для настенных (навесных) икон, напольных или настольных. Также уточните количество икон, находящихся в киоте.

Изображение - Ремонт киота своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fst03.kakprosto.ru%2Ftumb%2F680%2Fimages%2Farticle%2F2011%2F11%2F8%2F1_52553e94176cf52553e941770e

Приготовьте для изготовления божницы сосну или липу. Из сосны изготовьте каркас киота, а из липы – декоративные элементы резьбы. Для домашнего киота используйте древесину березы, кипариса, ясеня, дуба, плодовых деревьев.

Сделайте киот из массива сосны и покройте его шпоном породы ценного дерева. А если позволят финансы, выполните божницу из красного дерева, дуба, ореха и т.п. Правда, эти материалы не очень доступны и сложны в обработке.

Киот – это особое оформление для иконы, которое по внешнему виду напоминает деревянный ящик. Он предназначен для защиты образа от механических воздействий, перепадов температуры и влажности, сквозняков, копоти свечи и других негативных факторов. Правильно созданные условия позволяют сохранить икону на долгие годы, сделать семейной реликвией, передать по наследству.

Кроме того, резной деревянный иконник прекрасно впишется в любой интерьер, украсит собой храм, часовню, дом.

Где же взять киот? Есть несколько вариантов: самый простой и удобный – заказать его изготовление у специалистов или купить готовый вариант. Более трудоемкий, но экономный – сделать самостоятельно.

Если вы не ищете легких путей и обладаете золотыми руками, то выбирайте второй вариант. В данной статье мы расскажем, как смастерить самый простой киот своими руками.

Сначала необходимо подготовить определенные материалы и инструменты для работы.

Примерный набор инструментов:

  • ножовка по дереву с мелким зубом;
  • стусло – специальное приспособление для резки материала под углом;
  • струбцины – зажимы для фиксации деталей в момент обработки;
  • металлическая линейка в виде уголка;
  • отвёртка, лучше подойдёт универсальная со сменными насадками;
  • пассатижи и бокорезы;
  • наждачная шкурка или абразивная сеточка;
  • зажим-держатель для шкурки;
  • электродрель и набор свёрл по дереву и по металлу;
  • молоток;
  • пистолет для герметика;
  • большой нож со сменными лезвиями;
  • эластичный шпатель;Изображение - Ремонт киота своими руками proxy?url=https%3A%2F%2F3dekor.ru%2Fnetcat_files%2Fuserfiles%2Fkiot
  • кисти для покрытия изделия маслом, лаком или морилкой.

Примерный перечень материалов:

  • рамка киота из дерева (проще всего купить готовый багет);
  • деревянные рейки для боковых стенок киотного ящика;
  • задник, для которого подойдут и фанера, и оргалит;
  • фурнитура, понадобятся гвозди и саморезы разных видов, петли для крепления дверки и застёжка;
  • шнур для прокладывания между дверью и самим ящиком;
  • клей для деревянных деталей и крепления шнура;
  • шпатлёвка по дереву;
  • герметик;
  • стекло;
  • масло, лак или морилка для покрытия готового изделия.

Перед началом работы следует определиться с размерами киота, выполнить чертёж. Необходимо учитывать, что из-за неравномерного усыхания краски и дерева икона может менять свои размеры, геометрическую форму, деформироваться. Важно продумать чертеж так, чтобы обеспечить достаточное пространство для святого образа, оставить зазоры.

Этап 2. Изготовление киотного короба:

Далее необходимо соорудить основу киота, которая состоится из четырех планок. Выпиливанием бруски нужных размеров и зачищаем шкуркой кромки. Полученные детали крепим между собой с помощью саморезов, в месте контакта брусков наносим столярный клей. Чтобы придать более эстетичный вид изделию, можно обработать стыки шпатлевкой по дереву.

Этап 3. Изготовление задника:

Выпиливаем прямоугольник для задника. Учитываем, что заднюю часть необходимо сделать на 2-3 мм меньше внешнего контура изделия, это поможет скрыть выступающие края и придать творению более аккуратный вид. Прибиваем задник к киоту при помощи мелких гвоздей.

Рамка – лицевая часть, которую нужно выполнять предельно аккуратно, так как малейшие огрехи будут сразу же видны. Лучше всего сделать раму, которая по размеру будет немного больше, чем киотный ящик. Это решение поможет скрыть неизбежные недостатки ручной работы, например, некрасивые стыки.

Если был куплен багет, то необходимо распилить его точно под 45 градусов, лучше всего с этой задачей справится стусло. Склеиваем готовые детали, при необходимости прикрываем недочёты шпатлевкой.

Сборка – самый волнительный этап. Помещаем петли одной стороной к киотному коробу, а другой – к раме. Устанавливаем миниатюрную застёжку. Не забудьте под дверцу приклеить шнур, он играет роль уплотнителя.

Когда рамка готова, вы можете смело вырезать стеклянную деталь. Вымытое и сухое стекло помещаем в раму, фиксируем с помощью герметика.

Если икона недостаточно хорошо держится в своем домике, то можно зафиксировать ее с помощью обычного картона. Во многих старинных киотах и в изделиях, выполненных на заказ, для этих целей предусмотрена специальная внутренняя рама.

Как видите, смастерить киот своими руками возможно, но это достаточно сложно, займёт много времени и сил. При этом положительный результат никто не гарантирует. Более того, если вы хотите получить, действительно, надежный, красивый и качественный киот – лучше доверить такую тонкую работу профессионалам.

В нашей мастерской можно купить готовый киот, либо заказать его изготовление по вашим размерам и требованиям. Вы гарантированно получите отличное изделие высочайшего качества из массива дерева или МДФ.

Наша компания более 10 лет специализируется на изготовлении резных изделий, в том числе религиозного назначения: иконы, киоты, иконостасы (в том числе небольшие иконостасы для дома), религиозные панно, специальные полки для хранения икон и т.д. Сотрудничаем со многими церквями и храмами. Звоните! Нам можно доверять!

На фото: киоты, изготовленные нашими специалистами.

Изображение - Ремонт киота своими руками photo3432
Автор статьи: Артем Кондратьев

Добрый день! Я Артем. Чуть меньше 9 лет работаю слесарем и мне нравиться работать руками. Когда создаешь новые полезные вещи или возвращаешь к жизни сломанные предметы. Разве это не прекрасно? Рекомендую, перед реализацией идей с моего сайта, проконсультироваться со специалистами. Удачного рабочего дня!

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 2.2 проголосовавших: 80

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here