Ремонт кпп маз 236 своими руками

Мы постараемся ответить на вопрос: ремонт кпп маз 236 своими руками по рекомендациям подлинного мастера с максимально подробным описанием.

УСТРОЙСТВО И РАБОТА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-236

Первичный вал 2 (рис. 119) коробки передач установлен на двух шариковых подшипниках. Передний подшипник запрессован в расточку коленчатого вала двигателя. Полость подшипника при сборке заполнена смазкой Литол-24 по ГОСТ 21150-87 и уплотнена манжетой. Задний подшипник с помощью стопорного кольца закреплен от осевых перемещений в передней стенке картера коробки передач и крышке подшипника.

Вторичный вал 14 передним концом опирается на роликовый подшипник, помещенный в гнезде первичного вала. Задний конец вторичного вала опирается на шарикоподшипник, закрепленный стопорным кольцом в стенке картера и крышке. На шлицах заднего конца вторичного вала установлен фланец 16 крепления карданного вала автомобиля.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Рис. 119. Коробка передач ЯМЗ-236П:
1- муфта выключения сцепления; 2-первичный вал; 3, 15-крышки подшипников; 4-картер сцепления; 5, 10-
синхронизаторы; 7-шарик фиксатора; 8, 22-шестерни пятой передачи; 9, 21-шестерни третьей передачи; 11, 19-шестерни второй передачи; 12-шестерня первой передачи и заднего хода; 13-верхняя крышка; 14-вторичный вал; 16-фланец; 17-
промежуточный вал с шестерней первой передачи; 18-картер коробки передач; 20-заборник масляного насоса с магнитом; 23-шестерня отбора мощности; 24-шестерня привода промежуточного вала; 25-масляный насос; 26-ось блока шестерен заднего хода; 27-блок шестерен заднего хода; 28-шестерня привода спидометра.

Промежуточный вал 17 установлен на двух роликовых подшипниках. Передний конец промежуточного вала имеет паз для привода масляного насоса. Блок шестерен заднего хода 27 вращается на двух роликовыми подшипниках, установленных на неподвижной оси 26.

Все шестерни коробки передач имеют спиральные зубья, кроме прямозубых шестерен первой передачи, блока заднего хода и шестерни отбора мощности. Шестерни второй, третьей и пятой передач и пара шестерен привода промежуточного вала находятся в постоянном зацеплении.

Шестерни второй, третьей и пятой передач вторичного вала установлены на стальных подшипниках скольжения, имеющих специальные конфигурацию, покрытие и пропитку.

Безударное включение второй, третьей, четвертой и пятой передач обеспечивается двумя синхронизаторами 6 и 10. Синхронизатор инерционного типа позволяет произвести зацепление зубчатой муфты каретки с зубчатой муфтой шестерни только при уравнении угловых скоростей вращения шестерни и вала. Уравнение скоростей производится с помощью фрикционной пары – конусного кольца синхронизатора и конуса на шестерне. Включение первой передачи и заднего хода осуществляется перемещением шестерни 12 по шлицам вторичного вала до полного зацепления с соответствующей шестерней.

В верхней крышке коробки размещен трехходовой механизм переключения передач. На штоках механизма переключения закреплены вилки, которые при перемещении штоков перемещают каретки синхронизаторов или шестерню первой передачи и заднего хода. Штоки в нужном положении удерживаются шариковыми фиксаторами 7. Для предохранения от случайного включения одновременно двух передач имеется блокирующее устройство (вид А-А), состоящее из штифта и двух пар шариков, при движении какого-либо штока два других запираются шариками, которые входят в соответствующие канавки на штоках. Для предохранения от ошибочного включения заднего хода и первой передачи служит пружинный предохранитель 32. Чтобы включить задний ход или первую передачу, нужно преодолеть дополнительно усилие пружины предохранителя.

Управление коробкой передач ЯМЗ-236Н осуществляется рычагом качающегося типа по схеме (рис. 120).

Рис. 120. Схема положений рычага переключения передач ЯМЗ-236Н

Рис. 121. Схема системы смазки:
А-засасывание масла; В-высокое давление; 2-магнит
маслозаборника; 3-сетка маслозаборника; 4-сливная пробка; 5-масляный насос; 6-редукционный клапан; 7-пробка заливного отверстия

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Через шестерню 23 (рис. 119) можно производить отбор мощности для привода дополнительных агрегатов. Механизм отбора мощности крепится к одному из фланцев с люками, находящимися с обеих сторон картера коробки передач.

Коробка передач оборудована механизмом привода спидометра, расположенным в крышке 15 заднего подшипника вторичного вала (вид Б-Б).

Система смазки коробки передач – смешанная (рис. 121). Под давлением смазываются подшипники скольжения шестерен вторичного вала. Подшипники качения, зубчатые зацепления и механизм переключения передач смазываются разбрызгиванием.

Масло засасывается из масляной ванны картера через заборник и систему каналов шестеренчатым масляным насосом 5, установленным на передней стенке картера коробки передач и приводимым от промежуточного вала. Маслозаборник закрыт сеткой 3 и имеет постоянный магнит 2 для улавливания мелких металлических частиц, находящихся в масле.

Масляный насос снабжен редукционным клапаном 6, отрегулированным на давление 80±10 кПа (0,8±0,1 кгс/см2). В коробку передач масло заливается через отверстие в верхней крышке, закрытое пробкой 1 (рис. 121), до уровня контрольного отверстия 3, находящегося с левой стороны картера. Заправочная емкость системы смазки коробки передач 5,5 л.

Внутренняя полость картера коробки передач с помощью сапуна сообщается с атмосферой.

ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________

На грузовых автомобилях Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 устанавливается коробка передач ЯМЗ-236.

Регулировка привода коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

В процессе эксплуатации автомобиля может возникнуть необходимость в регулировке привода коробки передач при различных признаках неисправности.

Так, если не включаются IV и V передачи КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, а остальные включаются, то необходимо следующее:

– нанести метки совмещения на тягу 10 (см. рис. 53) и наконечник 8;

– отпустить стяжные болты 9 наконечника тяги и повернуть наконечник 8 на тяге против часовой стрелки (если смотреть по ходу автомобиля) на 4—5°, что соответствует смещению одной метки относительно другой около 1 мм;

– затянуть стяжные болты 9 и проверить включение передач.

При необходимости дополнительно повернуть наконечник тяги.

Если не включаются I передача и задний ход КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, а остальные передачи включаются, то порядок регулировки аналогичен описанному выше, за исключением того, что наконечник 8 следует поворачивать по часовой стрелке (если смотреть по ходу автомобиля).

Рис. 53. Привод коробки передач КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — рычаг переключения передач; 2 — рычаг механизма переключения; 3 — валик переключения передач; 4 — картер механизма дистанционного переключения передач; 5 — промежуточный рычаг переключения передач; 6 — палец; 7 — серьга шарнира; 8 — наконечник тяги; 9 — стяжные болты; 10 — тяга; 11 — промежуточный механизм; 12 — стопорный болт; 13 — поперечный валик.

При касании рукоятки рычага 1 панели приборов или кожуха кабины провести следующую регулировку:

Читайте так же:  Стиральная машина lg wd 10192s ремонт своими руками

– установить рычаг 1 в нейтральное положение;

– отсоединить наконечник тяги 10 от серьги 7 и убедиться в том, что рычаг 2 находится в нейтральном положении. Вилка должна находиться в вертикальном положении, и при угловом покачивании должно ощущаться сопротивление вращению;

– зафиксировать поперечный валик 13 промежуточного механизма управления стопорным болтом 12, завертывая его до упора в коническое отверстие на валике;

– с помощью наконечника 8, предварительно ослабив стяжные болты 9, отрегулировать тягу 10 по длине так, чтобы палец 6 входил в отверстие вилки наконечника 8 и серьги 7 свободно, без дополнительных перемещений для совпадения отверстий, и соединить наконечник с серьгой, затянуть стяжные болты наконечника;

– отвернуть стопорный болт 12 на пять оборотов и законтрить гайкой.

Ремонт коробки передач КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Определение причины и устранение неисправности в коробке передач КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 редко вызывают необходимость ее полной разборки.

В отдельных случаях для устранения неисправности можно ограничиться снятием крышки коробки передач, для чего сначала снимают механизм дистанционного управления коробкой.

Если же требуется заменить или отремонтировать детали, расположенные в картере коробки передач, ее необходимо снять с автомобиля.

Для этого следует прежде всего, слив масло из коробки передач, отсоединить от нее карданный вал, отсоединить тягу привода механизма переключения передач от крышки механизма переключения и тягу привода сцепления от рычага муфты сцепления и снять кронштейн дополнительной опоры коробки передач.

Подведя подъемную тележку под картер коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, поджать коробку, отвернуть болты крепления коробки к двигателю, отсоединив хвостовик ведущего вала коробки, опустить коробку на тележку.

В дальнейшем для устранения какой-либо неисправности или замены отдельных деталей достаточна разборка коробки передач на отдельные узлы.

Для разборки коробки передач ее рекомендуется устанавливать на стенде с поворотной площадкой.

Разборку коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 начинают со снятия механизма дистанционного переключения и верхней крышки коробки передач.

При этом необходимо следить за тем, чтобы не повредить уплотнительные прокладки.

Снимают муфту выключения сцепления с крышки подшипника ведущего вала, предварительно отсоединив шланг смазки муфты и оттяжные пружины от вилки.

Вынимают вал вилки выключения сцепления, предварительно вывернув стяжной болт и повернув вал на 180°. При этом можно пользоваться мягкой выколоткой.

С помощью универсального съемника снимают фланец с ведомого вала КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и болтов-съемников, крышку с ведущего вала в сборе с сальником и прокладку.

Ударяя алюминиевым молотком по ведущему валу и покачивая его рукой, извлекают ведущий вал в сборе с подшипником. Чтобы извлечь из картера ведомый вал, необходимо сначала снять крышку заднего подшипника и с помощью съемника выпрессовать задний подшипник ведомого вала, предварительно сняв с него стопорное кольцо.

Ведомый вал КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 в сборе с шестернями извлекают из картера коробки с помощью проволочных захватов, снимая со шлицев шестерню I передачи и заднего хода.

Промежуточный вал извлекают аналогичным образом после снятия крышки заднего подшипника промежуточного вала, упорной шайбы и заднего подшипника промежуточною вала.

Затем снимают с картера коробки передач КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 масляный насос и прокладку.

Чтобы вынуть из картера блок шестерен с подшипниками и промежуточной втулкой, необходимо сначала при помощи съемника выпрессовать из картера ось блока шестерен заднего хода.

Необходимость дальнейшей разборки коробки передач определяется внешним осмотром.

Разборка ведущего вала не вызывает затруднений, так как после снятия кольцевой гайки крепления подшипника последний спрессовывают с помощью съемника.

При разборке ведомого и промежуточного валов КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 необходимо прежде всего с помощью универсальных съемников спрессовать подшипники и специальными съемниками снимать замковые пружинные кольца подшипников и шестерен.

Для дальнейшей разборки ведомого вала снимают синхронизаторы IV и V передач. Чтобы снять с вала шестерню V передачи, вынимают из паза на валу замковую шпонку.

Затем, развернув на один шлиц, при помощи отвертки снимают упорную шайбу шестерни V передачи.

Под прессом с ведомого вала КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 через оправку и деревянную прокладку спрессовывают втулки шестерен и синхронизаторов, снимают шестерни и синхронизаторы II и III передач.

Окончательную разборку промежуточного вала после снятия подшипников и замковых колец также выполняют под прессом или с помощью универсального съемника.

Прежде всего спрессовывают шестерню привода промежуточного вала, затем шестерни V и III передач, снимают распорную втулку, наконец, спрессовывают шестерню II передачи.

Разборка крышки коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с механизмом переключения передач, а также масляного насоса коробки передач обычно не вызывает особых затруднений.

После разборки узла коробки передач детали промыть в керосине или в дизельном топливе и обдуть сжатым воздухом.

Наружным осмотром выявляют трещины, обломы, срывы резьб, выкрашивание и обломы зубьев шестерен и другие повреждения.

Если есть трещины или обломы зубьев, а также повышенный износ зубьев, шестерни заменяют.

У синхронизатора возможны ослабление посадки штифтов муфты на каретке, износ конусных колец, износ зубьев кареток и износ шлицевых отверстий.

При ослаблении муфты на каретке синхронизатора КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 негодные штифты высверливают и вместо них ставят новые с обваркой латунью. Место заварки зачищают.

При определении степени износа бронзовых конусных колец обойм синхронизаторов пользуются сопрягаемыми с ним конусными поверхностями соответствующих шестерен.

При насаживании кольца на шестерню замеряют зазор между торцом зуба и обоймой синхронизатора КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337.

Износ конусного кольца считается в пределах допустимого, если зазор между торцом зуба и обоймой не менее 1,5 мм.

Износ зубьев кареток (по длине) со стороны включения допускается до 8 мм.

Заварка трещин обоймы синхронизатора не допускается.

Сборку узлов, а также окончательную сборку коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 выполняют в обратной последовательности.

При этом следует максимально использовать детали одного комплекта.

Особенно это важно для шестерен из условий бесшумной работы.

Однако при выбраковке одной из сопрягаемых деталей необходимо подбирать наиболее плотную посадку в таких сопряжениях, как шлицевые посадки кареток синхронизаторов, шестерни I передачи и заднего хода, посадки подшипников на валах и в гнездах картера и других соединениях, соблюдая при этом условия плавного перемещения на шлицевых валах, равномерного вращения валов и шестерен без рывков и заеданий и т. д.; при замене
синхронизатора или ведущего вала, а также одной из шестерен ведомого вала (кроме шестерни I передачи и заднего хода) притереть конусные поверхности синхронизаторов к конусным поверхностям шестерни или ведущего вала.

Читайте так же:  Ремонт автоклава своими руками

Площадь следов контакта каждой конусной поверхности должна составлять не менее 65% общей площади и располагаться равномерно по всей конусной поверхности.

После сборки все валы коробки передач КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 должны легко и плавно вращаться.

Коробку передач устанавливают на автомобиль в обратной последовательности.

После установки коробки проверить четкость переключения всех передач.

Техническое обслуживание коробки передач КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Техническое обслуживание коробки передач КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 заключается в периодической проверке уровня масла и смене его в картере в соответствии с указаниями в карте смазки.

Масло в картер коробки передач заливают до уровня контрольной пробки.

Сливать масло следует горячим через оба спускных отверстия.

В поддоне картера имеется перегородка, поэтому через одно отверстие вылить все масло невозможно.

После слива масла снять крышку в нижней части картера КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, в которой помещается масло-приемник масляного насоса с магнитом, тщательно промыть их и установить на место.

При этом следует обращать внимание на то, чтобы не перекрыть масляную магистраль крышкой или ее прокладкой.

Для промывки коробки передач рекомендуется использовать 2,5—3 л веретенного масла.

При нейтральном положении рычага управления коробкой передач на 7—8 мин пускают двигатель, затем его останавливают, веретенное масло сливают и заполняют коробку передач маслом, предусмотренным картой смазки.

Так как в коробке передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 имеется масляный насос, категорически запрещается промывать коробку передач керосином или дизельным топливом, потому что недостаточное разрежение на всасывании может привести к отказу его в работе.

Следует помнить, что масляный насос приводится в действие от промежуточного вала коробки передач.

Поэтому при неработающем двигателе масляный насос не подает смазку к подшипникам шестерен ведомого вала и на конусные поверхности синхронизаторов.

Это особенно важно знать при буксировке автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с неработающим двигателем.

В случае буксировки двигателя необходимо выключить сцепление и включить IV (прямую) передачу в коробке или отсоединить последнюю от трансмиссии, в противном случае возможны задиры поверхностей скольжения и износ колец синхронизаторов.

Необходимо также проверять надежность крепления верхней крышки к картеру коробки передач и механизма управления к верхней крышке.

Изображение - Ремонт кпп маз 236 своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.capfa.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2013%2F11%2Fkpp2-300x225

В рейсе начала выскакивать 1 передача на КПП ЯМЗ-236. Приближалась суббота. Вторичный вал мне пообещали. Дело за немногим, снять и разобрать и перебрать. Придя в субботу принялся снимать коробку. В связи с тем, что работа заставляла это делать минимум дважды в год, сильно я не расстроился. Долго ли коротко но КПП была демонтирована вытащена из под машины и разобрана.Проводя дефектовку КПП сразу же бросилось в глаза что зубья на промежуточном валу большей частью были выкрашены, а кое где вообще отсутсвовали в месте соприкосновения с большой шестерней первой передачи. Сама же шестерня первой передачи на первичном валу не требовала замены. Одним словом разборка КПП только подтвердила мои догадки.Нужно было ехать за валом.

Шестерня включения первой и задней передачи вторичного вала КПП

Приехав за промежуточным валом к моему старому знакомому, Яне сколько не удивился что он отдает вместе с набором шестерен. По качеству запчастей он сказал, что есть один недостаток, нужно перепресовывать шестерню постоянного зацепления с первичным валом, так как 2/3 зуба выломано и ставить соответственно сразу нельзя. На первых порах я приуныл. Ведь перебросить вал в сборе пару пустяков. а вот возиться с перепресовкой шестерни нужно под прессом, а в выходные к прессу доступа нет. Признаться пару раз мне в автобазе перепресовывали вторичный вал и я сам видел и слышал как со страшным писком слазят шестерни с вала под усилием старенького пресса. И было очень точно известно мне, что из под домкрата такую работу не сделаешь. Конечно терять еще и понедельник никак не хотелось. Поэтому стал рамышлять стараясь найти какое либо решение для выхода из создавшейся проблемы.

Бракованную шестерню я в принципе или резаком или сваркой срежу и собью, а вот как снять с вала целой шестерню для меня оставалось непонятным. Греть ее нельзя иначе шестерню загублю. Одним словом что сделаешь, если из инструмента резак, сварка да кувалда. Поэтому решил просто почистить фильтр КПП с магнитом. Пока занимался читкой магнита и постановкой на место не покидало предчувствие, что решение где то рядом.

Через некоторое время осенило надо сначала с моего промежуточного вала снять подшипники, замочное кольцо, а затем постараться выдуть вал из нужной мне шестерни. Так и сделал. Снял подшипники затем замочное кольцо и выложил на верстаке вал таким образом, чтоб расплав выдуваемого металла легко стекал из вала. И принялся за работу. Надо отметить, что выдувание металла из вала не такая и сложная работа, если есть эти навыки, но бесспорно это сложнее чем просто резать металл. Не быстро конечно, но работа продвигалась и через некоторое время мне удалось выдуть вал на ¾ длины шестерни. После нескольких ударов шестерня сошла. Для меня это была победа профессионального мастерства. Пришла очередь приниматься за обрезку негодной шестерни с нового вала. Эта работа намного проще я просто начал резать шестерню так чтоб расплавленный металл не летел на блок шестерен. Шестерню таким образом я прорезал практически до вала и потому со снятием негодной шестерни с вала никаких трудностей не возникло. Но пришлось ждать чтоб комплект моих деталей окончательно остыл, особенно промежуточный вал.

Здесь надо пояснить что для запрессовки подшипников,шестерен втулок и так далее можно применять нагрев, но не более чем свыше 200 градусов, иначе меняется структура металла. Что делал сам раньше, то при запрессовке подшипников ложил подшипник на электроплитку закрытую железной пластиной, а на нее ложил подшипник и через некоторое время поплевывая на него проверял температуру. Если слюна начинала кипеть пора набивать подшипник на вал. Для этого брал подшипник войлочными рукавицами надевал на вал несколько легких постукмванием молотком и все собрано. Здесь у меня такой плитки не было и я положив шестерню на треногу стал горелкой прогревать ее снизу по середине диаметра. Пока грел шестерню между делом присмотрел место где я буду забивать вал в шестерню. Такое место нашлось и я сразу же приготовил полосу металлическую и кувалду. После того как слюна начала закипать на шестерне я переложил ее на место сборки и легонько стукнув по валу направил шпонку в шестерню. Затем несколько раз стукнул через пластину кувалдой по валу. По звуку вал сел на место. Тогда не теряя времени я стопорным кольцом окончательно проверил посадку шестерни на вал и защелкнул кольцо на место. Вот таким образом мне удалось перепресовать шестерню на промежуточный вал.

Читайте так же:  Ремонт мембранного бака своими руками

Поставить подшипники на вал и собрать КПП большой проблемы для меня не составило. Затем пришло время установить КПП на место. Про все про все у меня ушел целый день, но в понедельник машина была на линии.

Здесь же хочу рассказать еще о ремонте промежуточного вала КПП ЯМЗ-238. У моего коллеги в рейсе пропали все передачи, за исключением 7 и3.Соответственно звонит мне и спрашивает, что это может быть. Ответ еще проще, полетел передний подшипник первичного вала. Одним словом он с тридцатью тоннами едет на 3 и 7 передаче около 40 км, разгружается, а затем пустым домой еще около 70 км. Домой приехал снял КПП и там промежуточный вал разбил передний подшипник. Гнездо в КПП осталось целое, а вот внутреннюю обойму подшипника разбило полностью и заострило вал. В такой ситуации что сделаешь? Подумали и пришли к такому выводу. Покупать вал и перепресовывать шестерни-долгая история. Пошли Русским путем, сняли замочное кольцо держащее шестерню. Купили новый подшипник и сальник на первичный вал. Промежуточный вал наварили и отвезли к токарю. Промежуточный вал в месте привода шестеренчатого насоса имеет центр. Вот за этот центр в конус, и зажал в патронтокарь вал вместе с набором шестерен. Проточил передний конец вала под подшипник и нарезал канавку под замочное кольцо. КПП после такого ремонта ходила у него несколько лет.

КПП на ЯМЗ 2361 является механической (5 ступеней), оснащенной синхронизаторами на нескольких передачах. Данное устройство производится Ярославским моторным заводом. Им оснащаются большегрузные машины МАЗ. В зависимости от комплектации, ЯМЗ может встречаться на автомобилях Урал, автобусах МАРЗ.

Изображение - Ремонт кпп маз 236 своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fprokpp.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F11%2Fimage-0-02-04-bcc5dd5f66c5492aa1624f3f74c0b047c28a79a9fb3f1d4d52cca90f08bbf0e7-V_enl

Следует рассмотреть основные технические характеристики системы трансмиссии.

Такой агрегат, как коробка передач на ЯМЗ 236 оснащается выполненным из надежных материалов картером сцепления. Количество горючего в картере скоростной коробки около 5.5 л. Система трансмиссии включает рассчитанный на большие нагрузки первичный вал. Вторичный вал КПП на ЯМЗ 236 одной частью опирается на имеющийся подшипник (роликовый), другой на шариковый подшипник. Следует отметить, что на роликовых присутствуют подшипники промежуточного вала.

Присутствует специальный ходоуменьшитель. Благодаря нему представляется возможным уменьшить скоростной режим. Эффективностью работы отличается масляный насос. Маслозаборник закрыт сеткой. Данный элемент имеет магнит, который необходим для притяжения металлических микрочастиц, что могут иметься в масле. Данная система включает и редукционный клапан. Его основная функция – это поддержание на оптимальном уровне во время передвижения давления на выходе.

В верхней крышке коробки передач ЯМЗ 236 имеется механизм, обеспечивающий при передвижении смену скоростных режимов. Характерно для спецтехники то, что установлена коробка (КОМ), рассчитанная на продолжительный ресурс эксплуатации. На ряде комплектаций встречается электронный привод спидометра.

Масса КПП вместе с картером превышает 240 кг. В то время как вес силового агрегата ЯМЗ 236 доходит до 1000 кг. Добавлять масло в коробку передач ЯМЗ 236 следует через специальное отверстие, которое надежно закрыто пробкой.

Неисправности коробки передач на ЯМЗ 236 могут быть следующего плана:

  • появление посторонних шумов;
  • уменьшение количества масла, которое заливается в коробку;
  • затрудненное включение скоростей;
  • самопроизвольное выключение скоростных режимов;
  • подтеки жидкости со стороны картера.

При любом из этих проявлений, целесообразно самостоятельно осуществить проверку уровня масла в коробке, насколько прочно подтянуты все крепежные гайки, болты. Если проблема кроется не в этом, автотранспорт следует отправить на диагностику в сервисный центр. Здесь мастера должны при помощи специального оборудования проверить целостность составляющих частей КПП (муфты, подшипники, втулки и т.д.), оценить рабочую способность масляного насоса.

Механики в автоцентре при необходимости могут отрегулировать блокировочную муфту, угол наклона рычага в кабине. В ряде случаев замена неисправных подшипников, шестерен позволяет вернуть КПП в работоспособное состояние. Без профессионального оборудования ремонт КПП своими руками будет осложнен.

Коробку передач ЯМЗ-236 следует разбирать только в случае необхо­димости: для ремонта или замены изношенных или поврежденных деталей.

Для снятая коробки передач с двигателя необходимо отвер­нуть болты крепления картера сцепления к картеру маховика, предварительно отогнув стопорные шайбы, затем сдвинуть коробку назад, чтобы первичный вал вышел из сцепления, и опустить ее вниз. При этом необходимо поддерживать коробку снизу или подвесить ее сверху во избежание повреждения ведомого диска сцепления и первичного вала коробки.

После того как коробка передач будет снята с двигателя, ее необходимо очистить от грязи и масла, промыть снаружи и слить масло из картера.

Разборку коробки необходимо вести в следующем порядке:

  1. снять с коробки детали привода сцепления;
  2. отвернуть гайки крепления дистанционного механизма и снять дистанционный механизм коробки передач ЯМЗ-236; отвер­нуть гайки и снять опору с рыча­гом коробки передач ЯМЗ-236С;
  3. отвернуть болты крепления верхней крышки к картеру и снять верхнюю крышку;
  4. отвернуть болты крепления крышки заборника масла и снять крышку с магнитом и сеткой; сет­ку заборника и магнит очистить от грязи и металлических частиц и промыть в керосине;
  5. расшплинтовать и отвернуть гайку крепления фланца крепле­ния кардана и снять фланец;
  6. отвернуть болты крепления крышки заднего подшипника вторичного вала и снять крышку с сальником и шестернями при­вода спидометра; снять червяк привода спидометра; у коробки передач ЯМЗ-236С снять распорную втулку;
  7. расшплинтовать болты крепления крышки заднего под­шипника первичного вала и снять крышку с сальником; вынуть первичный вал с подшипником;
  8. снять задний подшипник вторичного вала и вынуть вторич­ный вал в сборе с шестернями и синхронизаторами;
  9. расшплинтовать и отвернуть болты крепления масляного насоса и снять его;
  10. отвернуть болты и снять крышку заднего подшипника промежуточного вала;
  11. выпрессовать ось блока шестерен заднего хода и вынуть блок с подшипниками;
  12. расшплинтовать и отвернуть болты крепления упорной шайбы на заднем конце промежуточного вала, снять шайбу и вы­прессовать задний подшипник промежуточного вала;
  13. вынуть промежуточный вал в сборе с шестернями. Дальнейшая разборка может быть произведена без особых пояснений. Необходимо помнить, что спрессовку шестерен с про­межуточного вала следует делать с опорой на ступицу, но не на венец шестерни, во избежание поломки или деформации шестерни.
Читайте так же:  Ремонт на гипсокартоне своими руками

Коробка передач ЯМЗ-236 собирается в обратном порядке. При сборке особое внимание следует обратить на правильность установки прокладок, в которых пробиты отверстия для прохода масла.

Если при разборке коробки передач разбирался и масляный насос, то перед его сборкой необходимо смазать все детали и внут­реннюю полость корпуса насоса маслом для смазки коробки пере­дач, так как сухой насос может не обеспечить всасывание масла из масляной ванны картера коробки.

Для правильной работы коробки передач необходимо, чтобы она была точно сцентрирована с двигателем. Для этого перед установкой коробки на двигатель следует проверить, чтобы привалочные поверхности картера маховика и картера сцепления были чистыми, без забоин и после установки коробки были плотно притянуты болтами. Затяжку болтов надо производить в два при­ема: сначала затягиваются все болты с половинным усилием, затем с полным крутящим моментом 30-32 кГм.

При каждом снятии с двигателя коробки передач и сцепления не следует забывать смазать передний подшипник первичного вала в коленчатом валу двигателя.

Любое транспортное средство представляет собой набор сложных механизмов, благодаря слаженной работе которых осуществляется движение. Главная составляющая – это мотор. Но он был бы бесполезным элементом без коробки передач. Отличный пример – коробка ЯМЗ-236.

Итак, коробка передач ЯМЗ-236 обладает такими характеристиками:

2. От муфты, расположенной там же (устанавливается по дополнительному заказу)

КПП ЯМЗ-236 имеет три вала: промежуточный, первичный и вторичный. Между собой они отличаются конструкцией и функциями.

Первичный стоит на двух шарикоподшипниках.

Изображение - Ремонт кпп маз 236 своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fspecnavigator.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2FProdolnyj-razrez-korobki-peredach-YAMZ-236-300x208

  • Передний соединяется с коленчатым валом мотора. Внутри него находится специальная смазка (Литол-24) и уплотнительная манжета.
  • Задний элемент надежно зафиксирован стопорным кольцом. Он не двигается.

Вторичный вал крепится на роликовом подшипнике, который находится в первичном. Его задняя часть также закрепляется с помощью стопорного кольца. На нем находится фланец крепления.

Промежуточный вал крепится на паре подшипников. Только здесь раз они не шариковые, а роликовые. На его передней части оборудован паз для привода масляного насоса КПП.

Все зубчатые колеса коробки передач ЯМЗ-236 снабжены особыми спиральными зубчиками. Исключением являются шестерни первой передачи, механизма переключения на задний ход КПП и забора мощности. Они снабжены прямыми зубьями.

Изображение - Ремонт кпп маз 236 своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fspecnavigator.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2FSHesternya-pervoj-peredachi-YAMZ-236-e1525328385926-630x371

Зубчатые колеса 2, 3 и 5 передач все время сцеплены друг с другом. Они закрепляются на подшипниках скольжения, которые отличаются от других не только конструкцией, но и покрытием и пропиткой.

Чтобы обеспечить безударное переключение передач (со второй по пятую), механизм КПП ЯМЗ-236 снабжен двумя синхронизаторами инерционного вида. Они соединяют муфты каретки и шестерни. Но происходит это только в том случае, когда угловые скорости вращения шестерни и вала становятся одинаковыми.

Чтобы скорости стали равными, в коробке передач ЯМЗ-236 вмонтирована фрикционная пара:

  • конусное кольцо синхронизатора;
  • конус, расположенный на зубчатом колесе.

В верхнюю крышку КПП вмонтирован механизм переключения. На нем есть специальные вилки, участвующие в движении кареток синхронизаторов и шестерней первой скорости и механизма заднего хода.

Изображение - Ремонт кпп маз 236 своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fspecnavigator.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2FShema-startera-YAMZ236-e1525328219141

А также в конструкции есть защита от незапланированного включения сразу двух передач – система блокирования. Она состоит из таких элементов:

Как только один из штоков начинает перемещение, шарики закрывают два других. Для защиты же от включения заднего хода предусмотрен пружинный предохранитель. Он же затрудняет включение 1 скорости.

К дополнительным характеристикам коробки передач ЯМЗ-236 можно отнести следующие параметры:

Изображение - Ремонт кпп маз 236 своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fspecnavigator.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2FPoperechnyj-razrez-dvigatelya-YAMZ-236-e1525325906636-225x300

  • Управление КПП ЯМЗ-236 происходит с помощью качающегося рычага. Это процесс имеет определенную схему.
  • Система смазки у КПП отличается в зависимости от детали. Одна часть элементов смазывается под высоким давлением, а другая — разбрызгиванием.
  • Маслозаборник КПП имеет сетку и магнит, позволяющие выполнять очистку масла от металлических примесей.
  • В крышке вторичного вала расположен привод спидометра.
  • Внутренняя часть картера КПП имеет сообщение с атмосферой. Это происходит благодаря сапуну.

Работа коробки в целом зависит от сцепления. При включении стартера сцепления коробка передач временно отсоединяется от мотора, чтобы потом произвести плавное переключение скорости.

Есть несколько вариантов комплектации КПП такого типа.

  • 236П. Считается базовой моделью. На крышке устройства находится заглушка, а на крышке выходного вала — фланец, обеспечивающий работу спидометра, и фланец карданного вала.
  • 236П3. Коробка, изготовленная под диафрагменное сцепление. Имеет несколько особенностей. Это муфта отключения сцепления и скоба, зацепляющая цилиндрическую пружинку муфты.
  • 236П4. Конструкция коробки практически такая же, как и в предыдущем устройстве. Единственное отличие – торцевые шлицы на фланце карданного вала.
  • 236П5. Базовая модель КПП, на которой вместо заглушки на крышке установлен короткий рычаг. Карданный вал имеет обычный фланец.
  • 236П7. Это модель 236П5, сделанная специально для диафрагменного сцепления. От базовой модели отличается габаритами муфты, которая выключает механизм сцепления, и наличием зацепляющей скобы.

Изображение - Ремонт кпп маз 236 своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fspecnavigator.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2FKorobka-peredach-236P-1-410x293

Изображение - Ремонт кпп маз 236 своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fspecnavigator.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F05%2FKorobka-peredach-236P5-1-700x500

Все детали КПП выполнены из высококачественных материалов по установленным ранее стандартам. Вся конструкция в целом известна своей надежностью, что позволяет использовать ее на транспортных средствах с большой грузоподъемностью. Если коробка выйдет из строя, есть возможность заменить одну или несколько поврежденных и изношенных деталей. При необходимости можно заменить устройство целиком.

РАЗБОРКА И СБОРКА ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-239

Разборку и сборку демультипликатора (см. рисунок 19) производят на верстаке с использованием стандартных гаечных ключей. Для разборки и сборки вала выходного используется пресс и съёмник для спрессовки подшипника вала. Детали и узлы демультипликатора предназначенные для сборки должны быть чистыми, следы коррозии не допускаются. Масляные и воздушные каналы должны быть промыты и продуты.

При разборке и сборке обеспечить предохранение деталей и узлов от повреждений. Использование стальных выколоток не допускается.

При разборке и сборке выходного вала, спрессовке и запрессовке подшипника нагрузку прикладывать к внутреннему кольцу. Применение ударной нагрузки не допускается.

Читайте так же:  Ремонт телефона fly fs504 своими руками

При установке прокладок не допускается наличие морщин, перекрытия прокладками соединительных масляных и воздушных каналов.

Разборку демультипликатора производят в следующем порядке:

– отсоединить проставку 2 от картера 1 (см. рисунок 19), отвернув пятнадцать болтов М12 с размером под ключ S=17 мм;

– снять прокладку 10 между проставкой и картером демультипликатора;

– отвернуть болт 33 крепления фланца выходного вала ключом с размером под ключ S=36 мм, при этом вал должен быть застопорен;

– отвернуть шесть гаек М12 крепления крышки выходного вала ключом с размером под ключ S=12 мм;

– снять крышку 28 и прокладку 44;

– снять червяк 34 и кольцо зубчатое 36;

– извлечь из канавки подшипника кольцо стопорное 38;

– вынуть из картера вал выходной 6 с деталями планетарной передачи и вилкой 56, предварительно вывернув из картера оси 57 вилки;

– отвернуть болты крепления пневмоцилиндра с опорой штока;

– разобрать вал выходной с подшипником и деталями планетарной передачи, при разборке особое внимание уделить извлечению штифтов фиксатора 42 и пружин 59 (см. рисунок 20) в каждом шипе конусных колец, оси сателлитов при разборке выпрессовываются;
Сборку демультипликатора производить в следующем порядке:

– собрать выходной вал 6 (см. рисунок 19) с подшипником 37 и планетарной передачей с предварительной проверкой работы фиксаторов конусных колец;

– проверку работы фиксаторов 42 (в каждом конусном кольце по 3 шт., см. рисунок 20) производить при их установке в отверстия шипов конусных колец (после установки пружины и штифта усилием от руки утопить штифт в отверстие шипа сжимая пружину, торец штифта при этом должен утопать в отверстие шипа, выступание штифта за наружную поверхность шипа не допускается, после снятия нагрузки на штифт, последний должен возвращаться в начальное положение под действием пружины, заедание штифта в отверстии шипа не допускается);

– установить конусные кольца 41 (см. рисунок 20) с фиксаторами 42 в пазы коронной шестерни 40 ,( после установки колец последние должны иметь радиальный люфт относительно коронной шестерни 1,0 мм не менее при приложении усилия 8 кгс не более);

– проверить усилие вывода конусных колец с фиксированных положений (усилие вывода должно быть в пределах 64.84 кгс);

– сателлиты 43 (см. рисунок 19) на осях 19 должны вращаться свободно без заеданий;

– собранный выходной вал 6 совместно с вилкой переключения диапазонов 56 установить в картер демультипликатора 1;

– на наружное кольцо подшипника 37 установить кольцо стопорное 38;

– установить крышку подшипника 28 выходного вала 6 с регулировочными прокладками 47 (порядок определения суммарной толщины прокладок приведён ниже);

– собрать пневмоцилиндр с опорой штока 19 и уплотнительными деталями (кольцами 17, манжетами 18), установку штока в опору производить со стороны прорези в опоре, что предохранит уплотнительные кольца в опоре от повреждений;

– установить в картер пневмоцилиндр с опорой, обеспечив соединение штока с шипом вилки и центровку опоры по отверстию в картере;

– установить фланец 30 привода карданного вала, закрепив его болтом 33 с установкой шайбы 32;

– зашплинтовать болт 33 шплинтовочной проволокой;

– установить фиксатор 11 и пружину 13;

– установить в ввертыш 12 картера включатель-сигнализатор переключения диапазонов демультипликатора;

– установить проставку 2 с зубчатой муфтой 4 с использованием прокладки 10, сцентрировав проставку по двум штифтам и закрепив её пятнадцатью болтами М12х50 с размером под ключ S=17 мм (момент затяжки болтов должен быть в пределах 8.10 кгс-м);

– проверить лёгкость вращения выходного вала при включённом высшем диапазоне и вывернутом болте 8, включение высшего диапазона обеспечить подачей воздуха под давлением в пределах 8.8,5 кгс/см2 в правую полость воздушного цилиндра, после включения высшего диапазона вал от действия руки не должен проворачиваться;

– завернуть регулировочный болт 8 до упора в шток поршня (при вращении болта при этом должно чувствоваться возрастание сопротивления провороту), повторить операцию несколько раз, убедившись в том, что упор ощущается при одном и том же положении головки болта;

– довернуть регулировочный болт от положения упора его в торец штока на 5/6.7/6 оборота (5.7 граней головки болта). При доворачивании болта одновременно проворачивать вал выходной за фланец, в конце доворачивания болта выходной вал должен свободно вращаться от действия руки, при этом усилие действующее на вилку от пневмоцилиндра снимается и подшипники вилки будут разгружены;

– законтрить гайку 9 крутящим моментом от 14 до 16 кгс-м;

– проверить включаемость нижнего диапазона и лёгкость вращения выходного вала, для чего на выходной вал установить солнечную шестерню 21 (см. рисунок 2) с муфтой соединительной 20, подвести воздух к левой полости пневмоцилиндра, убедиться в том, что нижний диапазон включился, при этом вращение вала выходного должно быть свободным, без заеданий, солнечная шестерня должна вращаться совместно с соединительной муфтой, а при вращении солнечной шестерни при воздействии на соединительную муфту не должно ощущаться закусываний и заклиниваний, и вал выходной должен также вращаться.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУММАРНОЙ ТОЛЩИНЫ ПРОКЛАДОК ПОДШИПНИКА ВЫХОДНОГО ВАЛА ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРА

Для обеспечения осевого люфта выходного вала в пределах 0,1.. .0,5 мм перед установкой крышки 28 (см. рисунок 19) на картер демультипликатора 1 произвести установку регулировочных прокладок 47 между торцем наружного кольца подшипника 37 и торцем посадочной поверхности (выточки) под наружное кольцо подшипника выходного вала.

Суммарную толщину регулировочных прокладок определяют следующими замерами (в соответствии с рисунком 52), при этом точность замеров должна быть не более 0.03 мм при плотном прилегании деталей:

– определить размер А от торца наружного кольца до поверхности картера;

– на привалочную поверхность крышки положить уплотнительную прокладку 45, на торец выточки под подшипник – кольцо упорное 46 и замерить размер Б;

– определить суммарную толщину прокладок S и условия: S = Б – А + (0,15.0,2).

Изображение - Ремонт кпп маз 236 своими руками photo3432
Автор статьи: Артем Кондратьев

Добрый день! Я Артем. Чуть меньше 9 лет работаю слесарем и мне нравиться работать руками. Когда создаешь новые полезные вещи или возвращаешь к жизни сломанные предметы. Разве это не прекрасно? Рекомендую, перед реализацией идей с моего сайта, проконсультироваться со специалистами. Удачного рабочего дня!

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here