Мы постараемся ответить на вопрос: ремонт автомобильного аккумулятора своими руками по рекомендациям подлинного мастера с максимально подробным описанием.
Результат ремонта всегда зависит от решимости мастера добиться задуманного эффекта и его готовности потратить нужное количество сил, средств и времени. Стоимость ремонта аккумуляторов необходимо уточнять после тщательной проверки и установки диагноза «болезни». Ремонт аккумулятора автомобиля своими усилиями оправдан, если смета его ремонта составит не более половины цены аналогичного нового изделия, с учетом, что большинство работ будет сделано своими руками.
Ремонт трещины или скола корпуса, нарушение целостности контактов обойдутся символическими затратами. Для дорогих брендовых моделей, потрепанных, но сохранивших хотя бы половину планового ресурса, ремонт аккумуляторов обычно проводят в автомобильных мастерских.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Если есть терпение и желание разобраться в вопросах ремонта аккумулятора автомобиля своими руками – посмотрите видео:
Но лучше обратиться к литературе по обслуживанию и ремонту автомобильной техники 60-70-х годов прошлого века. Пусть вас не смущает возраст источника – за последние 30-40 лет кислотные аккумуляторы стали совершеннее, но основные поломки и способы ремонта остались прежними. Обычно тема – как отремонтировать аккумулятор автомобиля, разложена по полочкам до мельчайших подробностей.
Проблемы с герметичностью корпуса возникают в результате неосторожного обращения с аккумулятором. Современные материалы, ударопрочные кислотостойкие пластмассы, например, полипропилен, хорошо переносят механическое и тепловое воздействие. Исключением являются случаи, когда корпус батареи разрушается из-за внутреннего замыкания пластин электродов при зарядке большим током. Тогда выделяется много тепла, образуется избыточное давление газов и водяных паров.
Для ремонта трещины в корпусе аккумулятора понадобятся:
- специальный строительный фен с функцией плавной регулировки температуры и узкой щелевидной насадкой;
- электрический 100Вт паяльник с плоским жалом;
- несколько скоб длиной 20-25мм и высотой боковин 2мм;
- некоторое количество полосок тонкого листового полипропилена от старого корпуса аккумулятора или специальный паяльный материал в виде прутков или ленты.
Проводим ремонт в следующем порядке:
- если трещина на корпусе находится ниже уровня электролита, сливаем его из аккумулятора с помощью большого медицинского шприца с насаженным кусочком полихлорвиниловой трубки, длиной 20-25см;
- острым ножом формируем по всей длине трещины V-образную канавку. На концах тонким сверлом разворачиваем крохотные отверстия в 1мм. Они нужны для предупреждения дальнейшего развития трещины;
- разогреваем паяльником или в пламени обычной свечки скобы до температуры 400-450 град. Осторожно вплавляем их в края трещины через каждые 12-15 мм. Подобный бандаж удержит края трещины в контакте;
- изготавливаем тепловой экран из термостойкого материала, можно паронита, размером 10х15см. В листе прорезаем щель, размерами и формой точно совпадающую с геометрией трещины. Совмещаем вырез с формой канавки и надежно фиксируем на корпусе аккумулятора;
- для пайки можно использовать специальный паяльный пруток или ленту, а можно припой изготовить своими руками. Отрезаем от заготовленного полипропилена тонкие, как нить, полоски. Их длина и количество должны соответствовать примерно объему материала, необходимого для заполнения V – образной щели. Сворачиваем в тонкий тугой жгут;
- нагреваем феном край щели, оплавляем край паяльного материала и с усилием прижимаем его к началу трещины. Прогревая полипропиленовый припой и трещину, последовательно заделываем всю щель;
- кроме пайки, трещину можно заклеить полистиролом, растворенным в дихлорэтане, или растворителе КР-30. Для наклейки заплаты поверхность вокруг трещины на расстоянии 15-20 мм необходимо обработать наждачной шкуркой и обезжирить ацетоном.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Статистика исследований группы Battery Council Int. говорит – в 80% причиной выхода из строя АКБ является сульфатация пластин.
Одним из доступных видов ремонта аккумуляторов авто своими руками является устранение сульфатации пластин аккумулятора. Поверхность электрода покрывается белесым налетом, препятствующим нормальному течению тока. Емкость батареи, даже после полного цикла разряда-заряда, меньше заряда исправной на порядок.
Как отремонтировать аккумулятор своими руками, знает любой опытный автолюбитель. При малой степени сульфатации электродов осадок на поверхности пластин еще имеет рыхлую и пористую консистенцию.
Специалисты предлагают провести ремонт автомобильного аккумулятора простыми и эффективными процедурами:
- замените электролит в аккумуляторе теплой дистиллированной водой. Несколько часов в батарее будет происходить химическая реакция растворения солей с поверхности электродов. Дистиллированная вода, по мере перехода солей в раствор, будет превращаться в электролит, на клеммах возникнет потенциал в 7-10 вольт;
- слейте образовавшийся раствор и промойте аккумулятор несколько раз, сначала дистиллированной водой, а затем чистым электролитом;
- заправьте емкость батареи свежим электролитом пониженной плотности и поставьте на зарядку с ограничением тока заряда не более чем 116 номинальной емкости на 10-12 часов;
- с помощью обычной автомобильной лампочки разряжайте аккумулятор в течение 7-8 часов. Цикл заряд-разряд нужно повторить не менее 4-5 раз.
При отсутствии проблем с замыканием, короблением пластин, ремонтом, емкость батареи можно восстановить до 80-85% начальной.
В случае, если сульфатация пластин достигла 30-40% поверхности электрода , осуществить ремонт аккумулятора своими руками еще возможно, но уже с применением химических средств:
- из заряженной батареи сливают электролит и заменяют его 2% водным раствором препарата «Трилон Б» с добавкой 5% аммиака;
- через 60 минут раствор сливают и банки промывают дистиллированной водой;
- после промывки заливают электролит и заряжают током в 1/10 от емкости батареи. При необходимости процедуру повторяют два-три раза;
- подобная технология позволяет просто и эффективно провести ремонт аккумуляторов не только автомобильных, любых аналогичных, главное – своими руками и силами;
Ликвидация внутреннего замыкания в банке – один из последних, доступных видов ремонта аккумулятора своими руками. Аккумуляторная батарея имеет шесть групп пар электродов, называемыми банками, собранных в герметичном корпусе последовательно. Каждая из банок может состоять из 6-10 пар разнополярных электродов, разделенных специальными диэлектрическими изоляторами – сепараторами. Если произойдет разрушение сепаратора, или по любым другим причинам между парой положительного и отрицательного электродов возникнет непосредственный контакт, способность электродов накапливать энергию будет утрачена.
Как отремонтировать аккумулятор в подобной ситуации – ремонт возможен, только если замыкание вызвано микрочастицами свинца, скопившимися на дне аккумулятора и сформировавшими своего рода перемычку между электродами. Для этого в донной части замкнутой банки просверливают небольшое отверстие и проточным электролитом вымывают предполагаемую причину замыкания – донный осадок шлама свинца. Если 3-4 разовая промывка не дала желаемых результатов, аккумулятор выбраковывают.
Прежде чем принимать решение о возможности и невозможности ремонта литиевых аккумуляторов, рассматривают исправность управляющих узлов, контроллеров, проводки и контактной группы.
Причин выхода из строя литиевой батареи несколько:
- выход из строя платы системы управления (BMS), ремонт батареи сводится к обычной замене контроллера;
- выход из строя проводки, переключателей и устройств коммутации нагрузки. С помощью автомобильного тестера проверяют исправность, и в случае необходимости проводят замену элемента;
- если первые два фактора исключаются, ремонту подлежат непосредственно литиевые элементы, из которых набирается батарея.
Ремонт автомобильных аккумуляторов можно выполнить и самостоятельно, если разобраться в процессе и учесть состав и особенности АКБ.
Мы перечислим основные виды неисправностей, при которых выполняется реанимация аккумулятора автомобиля:
- разрыв (внутренний) сети в батарее — происходит когда механическое воздействие нарушает целостность выводящих клемм и пластин;
- деформация в результате разбухания блоков пластин;
- замыкание пластин, приводящее с течением времени к осыпанию в АКБ активных элементов;
- сульфатация пластин, которая обычно обусловлена чрезмерным разрядом автомобильного аккумулятора;
- повреждение корпуса или банок (а иногда и обоих из указанных элементов) АКБ.
Если речь идет о деформации блоков, ремонт автомобильного аккумулятора выполнять нет смысла.
Намного дешевле и проще будет приобрести новую батарею (в подобном случае не выполняется ни реанимация аккумулятора ноутбука, ни восстановление батареи мобильного телефона, ни какого-либо иного устройства).
Аналогичная ситуация наблюдается и при повреждении банок либо корпуса. Теоретически ремонт выполнить можно, но его стоимость будет примерно идентична цене новой батареи.
При замыкании пластин ремонтные работы потребуют меньших финансовых затрат. Но здесь стоит заметить, что восстановление емкости автомобильного аккумулятора при замыкании можно доверять только профи, которые работают в условиях хорошо оснащенных автосервисов. Специалистам желательно поручать и восстановление клеммы аккумулятора.
Самостоятельно любой автомобилист способен выполнить операцию десульфатации пластин АКБ. Необходимость в ней возникает тогда, когда батарее требуется вернуть ее былую работоспособность, нарушенную в результате отложения на пластинах аккумулятора соли.
Процедура выполняется следующим образом:
- В электролите растворяют присадку с десульфатирующими возможностями (найти указанную присадку в автомагазинах несложно). Плотность электролита должна быть 1,28 г/см3.
- Заливают полученную смесь в АКБ.
- Подключают зарядку и на небольшой величине тока заряжают батарею. После того, как на клеммах напряжение станет 13,8–14,4 В, необходимо еще больше снизить ток, произвести замер плотности смеси. Через 120 минут снова определяют плотность электролита. Если результаты обоих замеров идентичны, ваша батарея получила нужный ей заряд.
После всех этих операций следует осуществить разрядку аккумулятора, что обеспечит «реанимацию» емкости АКБ. Делается это так:
- ограничивается подача тока;
- подключается лампочка к батарее;
- ждут, пока на клеммах не снизится напряжение (до 10,2 В);
- перемножают показатели тока и времени разряда, определяя тем самым реальную емкость батареи.
Если при расчетах емкость АКБ «не дотягивает» до номинальной, повторяют цикл «зарядки-разрядки».
Если автомобильный аккумулятор не держит заряд из-за солевых отложений на его пластинах, можно использовать еще один способ реанимации АКБ. Схема его выполнения следующая:
- батарея заряжается до максимального значения;
- старый электролит сливается;
- дистиллированной водой тщательно промывают аккумулятор;
- примерно на 45–50 минут заливают в батарею раствор для очистки (трилон плюс аммиак);
- сливают раствор и снова применяют дистиллированную жидкость для промывки АКБ;
- заливают свежий электролит;
- выполняют зарядку батареи.
- Как починить аккумуляторную батарею?
- Ремонт аккумулятора автомобиля: наиболее распространенные неисправности и причины их появления
- Саморазряд
- Появление окисления на выводных штырях
- Короткие замыкания
- Повреждения корпуса
- Сульфатация пластин
- Обрыв внутренней сети
- Ремонт автомобильного аккумулятора своими руками: список необходимых действий
- Как быстро восстановить севший аккумулятор
- Ремонт АКБ авто своими руками: стоит ли браться за работу?
Чтобы понять, как отремонтировать аккумулятор автомобиля, в первую очередь необходимо понять, по какой именно причине он не работает, и что привело к поломке. Ниже рассмотрим наиболее распространенные неисправности АКБ.
Подобное свойство характерно абсолютно всем автомобильным аккумуляторам. Даже не бывшая в эксплуатации батарея способна разряжаться примерно на 1% в течение суток. Если же речь идет о старой батарее, то в процессе простоя за сутки ее заряд может снижаться на 3%. Связана такая особенность АКБ со свойством электролита в процессе простоя расслаиваться, в результате чего на дне банок оседает более плотная жидкость. В свою очередь, это становится причиной возникновения «паразитных» токов, которые и вызывают саморазряд.
Чтобы саморазряд не привел к полному выходу из строя аккумулятора, даже в процессе хранения его стоит хотя бы 1 раз в 2 месяца подзаряжать путем использования небольших токов. Но если аккумулятор в течение дня разряжается более чем на 3%, значит, у него есть еще и другие неисправности:
• наличие загрязнений в электролите;
• использование в процессе изготовления АКБ некачественных компонентов;
• попадание внутрь аккумулятора посторонних предметов;
• загрязнение внешней поверхности батареи;
Если продолжать использовать аккумулятор с подобными недостатками, то он может полностью разряжаться даже за один день. Такой аккумулятор автомобиля вряд ли можно будет отремонтировать.
К подобной неисправности приводит либо попадание на штыри и медные клеммы аккумулятора электролита, либо паров электролита. В любом случае между штырями и клеммами ухудшается контакт, по причине чего приходится прибегать к самостоятельной очистке окислившихся элементов наждачной бумагой с мелким зерном. После завершения процедуры ремонта аккумулятора автомобиля штыри и клеммы нужно обязательно покрыть специальным техническим вазелином, который предотвратит появление окислений в будущем.
Короткие замыкания разнополюсных пластин автомобильного аккумулятора могут возникать либо как результат разрушения сепараторов, либо из-за оседания на дне аккумуляторных банок остатков активной массы. Другими причинами короткого замыкания могут быть:
• излишняя тряска аккумулятора, который плохо закреплен в подкапотном пространстве;
• использование электролита с высокой плотностью;
• коробление пластин, возникшее в результате подачи слишком высокого тока;
Ремонт автомобильных аккумуляторов с повреждениями, полученными от короткого замыкания, является возможным только в том случае, если сам аккумулятор является обслуживаемым. В противном же случае батарея, внутри которой периодически возникают короткие замыкания, подлежит утилизации.При повреждении корпуса также может быть выполнен ремонт аккумулятора автомобиля своими руками, однако возможность такого восстановления всегда зависит от степени повреждения. Зачастую ситуацию удается исправить при помощи клея, который подходит для крепления материала поврежденных участков. Во время работы электролит из корпуса автомобильной батареи обязательно выливается и просушивается бак. После устранения повреждений на корпусе в аккумулятор заливается новый электролит.
Это очень распространенная причина выхода из строя автомобильного аккумулятора, которая, впрочем, подлежит самостоятельному устранению. Чтобы понять, как отремонтировать АКБ автомобиля с «диагнозом» сульфатация пластин, необходимо понимать, что является причиной подобной неисправности:
• продолжительное хранение АКБ без применения подзарядки;
• снижение количества электролита в банках батареи;
• использование для аккумулятора электролита с повышенной плотностью;
• езда на автомобиле с чрезмерно разряженной батареей.
Характерный признак сульфатации пластин – это образование на их поверхности кристаллов сернокислого свинца. Данное вещество не способно растворяться в электролите и при накоплении на пластинах не позволяет жидкости проникать в их активную массу. Результатом подобного является стремительное уменьшение емкости аккумуляторной батареи.
Каждый водитель должен хорошо следить за аккумулятором автомобиля и не допускать ситуаций, которые могут привести к сульфатации.
Подобная неисправность скорее характерна для старых моделей аккумуляторов. Тем не менее, если вам «повезет» столкнуться с такой проблемой аккумулятора, исправить ее можно не только просто, но и дешево. В результате обрыва всего лишь происходит отсоединение пластин от выводящих клемм батареи. Чтобы она снова заработала, это соединение потребуется восстановить.
Ремонт аккумулятора авто может занять достаточно много времени, поэтому к такой процедуре стоит подготовиться заранее. При этом проводить восстановление аккумуляторной батареи рациональнее всего только в случае с сульфатацией ее пластин. Практически во всех остальных случаях АКБ будет подлежать замене. Для того, чтобы выполнить десульфатацию пластин, необходимо:
1. Слить с аккумулятора старый электролит, в результате которого пластины покрылись сернокислым свинцом.
2. В новом электролите развести специальную десульфатирующую жидкость-присадку. При этом рекомендуется использовать электролит плотностью 1,28 г/см3. Объем электролита, который необходимо залить в аккумулятор, сверьте с инструкцией к прибору.
3. Залить получившийся электролит в неработающий аккумулятор.
4. Открутить на автомобильной батарее пробки для подключения на зарядку небольшим током. Очень важно, чтобы в ходе этого процесса батарея не начала греться и закипать. Если на клеммах напряжение вырастет до 13,8 В, ток потребуется еще немного уменьшить и замерить, какую плотность имеет электролит. Повторный замер необходимо будет осуществить еще через 2 часа, и если при этом полученные результаты будут идентичными – батарея зарядилась.
5. Чтобы плотность электролита достигла показателя в 1,28 г/см3, к нему необходимо либо подлить еще электролита с более высокой плотностью, либо разбавить при помощи дистиллированной воды.
По завершении ремонта аккумулятора автомобиля и восстановления его емкости в электролит необходимо добавить еще немного десульфатирующей присадки. После этого аккумулятор можно будет устанавливать и подключать к автомобилю.
До того, как починить севший аккумулятор, необходимо проверить его на наличие других поломок. Если таковых нет, и аккумулятор сел исключительно из-за сульфатации, его можно восстановить еще одним простым и, главное, быстрым способом:
1. Произведите полную зарядку автомобильного аккумулятора.
2. Слейте электролит и промойте автомобильную батарею при помощи дистиллированной воды. Процедуру лучше повторить несколько раз.
3. Залейте в емкость батареи специальную жидкость для очистки, в состав которой входят аммиак и трилон. Оставьте ее в емкости примерно на 40-50 минут.
4. Слейте жидкость и опять промойте аккумулятор при помощи дистиллированной воды.
5. Залейте новый электролит с рекомендуемой плотностью и проведите зарядку аккумулятора.
6. Разрядите, чтобы восстановить емкость.
На этом процесс восстановления автомобильного аккумулятора завершается. Важно только учитывать то, что работать придется с агрессивными жидкостями, поэтому заливать и выливать их необходимо осторожно, предварительно одев резиновые перчатки.
Теперь вы знаете, как отремонтировать аккумулятор авто, но все же не стоит забывать и о том, что в некоторых случаях такая операция не является целесообразной. Связано это может быть с такой особенностью современных аккумуляторов как отсутствие возможности обслуживания. В таком случае единственными применяемыми к автомобильной батарее процедурами восстановления могут быть подзарядка и долив дистиллированной воды.
Но если батарея более старого образца и обслуживанию подлежит, взяться за ее ремонт действительно стоит. Однако, если потребуется еще и замена ее основных составляющих элементов – дешевле обойдется покупка новой батареи, так как вкладывать деньги в старую АКБ не совсем целесообразно.
Поэтому, перед тем как приступать к ремонту АКБ авто своими руками, стоит оценить серьезность неисправности. Если в денежном эквиваленте вам дешевле обойдется покупка нового аккумулятора – так и сделайте. Если же сами не можете принять такое решение, обратитесь за консультацией к автомастерам.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Если так получилось, что у Вас аккумулятор сел так, что лампочки перестали светится, или за зиму простоя аккумулятор недозаряжался и сел, после чего вы заряжаете аккумулятор а он очень быстро садится, это признак паразитной сульфатации. Не спешите выбрасывать аккумулятор, его ещё можно вернуть к жизни.
Существует несколько способов и методов восстановления свинцово-кислотных аккумуляторов, в том числе не обслуживаемых. Преждевременное уменьшение ёмкости аккумулятора происходит по различным причинам, в основном, из-за сульфатации пластин, которая увеличивается от частых, глубоких разрядов, недозарядов, или же долго хранящихся разряженных аккумуляторных батарей. Восстанавливать можно не только автомобильные, но и любые другие аккумуляторы. Иногда восстановленная батарея прослужит дольше, чем купленная новая (особенно из дешевых). Плюс, Вы узнаете основные причины ускоренного износа аккумулятора, что позволит Вам в дальнейшем намного продлить срок его службы, благодаря правильной эксплуатации.
Самый простой и распространенный способ – многократной зарядки малым током с перерывами между зарядками. К концу первого и последующих зарядов напряжение на аккумуляторе повышается, и он перестаёт воспринимать заряд. За время перерыва электродные потенциалы на поверхности и в глубине активной массы пластин выравниваются, при этом более плотный электролит из пор пластин диффундирует в межэлектродное пространство и снижает напряжение на аккумуляторе во время перерывов. В процессе циклического заряда, по мере набора аккумулятором ёмкости, плотность электролита повышается.
Когда плотность станет нормальной для данного типа аккумулятора, а напряжение на одной секции достигнет 2,5-2,7 В, заряд прекращают.
Режимы многократной зарядки:
Зарядный ток 0,04-0,06 номинальной ёмкости. Время первого и последующих зарядов – 6-8 часов. Время перерыва между зарядами – 8-16 часов. Количество циклов (заряд- перерыв) – 4-6 часов.
J зар. = 0,04+0,06*Cн.
Чтобы восстановить аккумулятор, который потерял ёмкость – растворить сульфаты (дисульфатировать), нужно просто подать, на него, высокое напряжение, и долго, его так держать. Однако, с повышением напряжения, также и увеличивается интенсивность газовыделения. Поэтому, нам нужно делать паузы, для успокоения аккумулятора.
Берём аккумулятор, потерявший ёмкость из-за сульфатации. Наливаем в него воды, если он выкипел, но не много, примерно столько кубических сантиметров, сколько по паспорту ампер-часов. А то может и меньше. Подключаем его, через реле, времени к источнику тока, которое на 13 минут подключает аккумулятор к источнику и отключает на 13 минут. Сначала подаём 14,3-14,4 вольта, делаем полных 2 цикла. Держим под напряжением, после того, как оно достигнет настроенной величины, на аккумуляторе, в данном случае 14,3-14,4 вольта, сутки. После, чего повышаем напряжение до 14,5-14,6 в, также делаем два цикла. После чего повышаем напряжение до 14,8 В, и делаем столько циклов, пока при контрольном разряде, не обнаружите резкое сокращение прибавки ёмкости. Циклы нужны, не только для слежения, на сколько ёмкость добавляется, но и для того, чтобы электролит перемешивался, с вновь возникшей кислоте, из сульфата свинца. После того, как восстановили аккумулятор, доливаем воды, до тех пор, пока не увидите, что вода перестала впитываться, внимательно следите, чтобы не перелить. После чего, пару циклов для перемешки электролита нужно сделать, но заряжать большим напряжением не нужно.
Для экспериментов с процессом дисульфатации, было сделано реле времени, которое, включало подачу тока, на 13 минут и отключало на 13 минут. Условия, и время действия напряжения, примерно одинаковы. Время действия, примерно сутки.
Если подавать, на сульфатированный аккумулятор 10 ач напряжение 14,3 вольта, сутки, 13 минут, через 13 минут. После чего проводим контрольный разряд на лампочку 2 ампера, то наблюдается увеличение времени свечения этой лампочки на 6-7 минут, если при исправном аккумуляторе, такой ёмкости, она светит 5 часов. При подаче 14,5 вольта, за такой-же сеанс, добавляется 10-13 минут свечения. При подаче 14,8 вольта, добавляется 24-29 минут ёмкости. Во всех случаях, наблюдается сильное газовыделение, чем больше напряжение, тем и газовыделение больше.
Из этих данных следует, что выгоднее для дисульфатации подавать 14,8 вольт.
Добавление ёмкости происходит в момент подачи напряжения, и зависит от времени действия его.
Оптимальным временем, считаю 1 сутки время действия напряжения 14,8 вольта. То есть, после того, как достигло напряжение 14,8 вольта, нужно продержать аккумулятор сутки, через реле времени, 13 мин через 13 мин.
В связи с тем, что при дисульфатации происходит сильное газовыделение, рекомендую воды много не наливать, налить столько кубических сантиметров, сколько ампер-часов имеет аккумулятор по паспорту. Чтобы оставались поры, для выхода газа, иначе механическим газовым воздействием, может осыпать намазку.
Cпособ отличается высокой эффективностью и оперативностью (аккумулятор восстанавливается менее чем за час).
Разряженный аккумулятор предварительно заряжают. Из заряженного аккумулятора сливают электролит и промывают 2-3 раза водой. В промытый аккумулятор заливают аммиачный раствор трилона Б (ЭТИЛЕНДИАМИНТЕТРАУКСУСНОКИСЛОГО натрия), содержащий 2 весовых процента трилона Б и 5 процентов аммиака. Время десульфатации раствором – 40-60 мин.
Процесс десульфатации сопровождается выделение газа и возникновением на поверхности раствора мелких брызг. Прекращение газовыделения свидетельствует о завершении процесса. При сильной сульфатации обработку раствором следует повторить.
После обработки аккумулятор промывают не менее 2-3 раз дистиллированной водой, затем заполняют электролитом нормальной плотности.
Залитый аккумулятор заряжают зарядным током до номинальной ёмкости согласно рекомендациям в паспорте.
По вопросу приготовления раствора желательно обратиться на предприятия, имеющие химические лаборатории. Раствор хранить в затемнённом месте в сосуде с герметической крышкой во избежание испарения аммиака.
Этот способ восстановления имеет 100 процентную эффективность, другими словами, если не удастся этим способом восстановить аккумулятор, то не удастся его восстановить ни каким другим способом. Я восстанавливал таким способом всякие аккумуляторы и с полной потерей ёмкости, напряжение на которых было около нуля вольт (0,5в), и не полной потерей когда напряжение менее 13,0в.
Подаём 14,7 – 15 Вольт (ограничиваем ток до 1,5 ампера, если аккумулятор 10-15 ач) на потерявший ёмкость аккумулятор, и так оставляем на 12-15 часов. Батарея будет кипеть, но не пугаться, так и должно быть.
После этого, немного разряжаем, например, подключаем лампочку, чтобы электролит перемешался.
Дальше ставим на зарядку также как и первый раз: подаём 14,7-15 Вольт (напряжение просядет, но оно не должно превышать 14,7-15 Вольт, когда аккумулятор зарядится, то есть ограничить 14,7-15 В), и так оставляем еще на 12-15 часов.
После этого, отключаем стабилизатор напряжения, и даём отстояться аккумулятору где-то сутки, после чего делаем замер напряжения, который должен быть в районе 13,0-13,2 вольт при +20 градусах.
Если напряжение менее этой величины, повторяем циклы восстановления до тех пор, пока напряжение не поднимется, до указанных цифр.
Если напряжение на аккумуляторе не достигает 13,0 В, а где-то в районе 12,7 В, это тоже может быть не плохо, для слабой плотности электролита это нормальное напряжение. Если же напряжение не достигло и 10 вольт, этот аккумулятор сломан механически: замкнули пластины, обсыпались пластины и т.д. Такому аккумулятору дорога только на металлолом.
Лучше, конечно, делать контрольный разряд после каждого цикла восстановления, чтобы нам иметь представление о добавлении или не добавлении ёмкости. Для этого находим лампочку с такой нагрузкой, чтобы аккумулятор разрядился за 4-5 часов, чтоб нам много не ждать и замеряем время разряда, но учтите, напряжение батареи нельзя допустить ниже 10,5 В при разряде.
Ещё очень важное замечание. Если аккумулятор герметизированный AGM или гелевый, то не оставляйте клапаны открытыми, воздух не должен поступать в пластины, иначе ёмкость потеряется. Перед восстановлением таких аккумуляторов желательно добавить воды. Для этого отрываем верхнюю пластмассовую крышку, чтобы добраться до резиновых клапанов, поднимаем клапаны и со шприца доливаем дистиллированную воду, но не много, чтобы вода чуть чуть покрыла пластины(не наливать больше!). Чтобы увидеть воду нужно чем-то посветить, например зажигалкой-фонариком. Закрываем клапаны, сверху крышкой придавливаем и заматываем скотчем.
Если аккумулятор потерял всю ёмкость, это когда напряжение менее 10 В.
Подключаем восстанавливаемый аккумулятор к стабилизированному источнику напряжения на котором должно быть настроено 15 в (ток ограничен до 1/10 от ёмкости аккумулятора). И ждать часов 15. В это время посматривать время от времени, в какое-то время аккумулятор начнёт медленный приём тока, а напряжение будет падать в этот момент, потом ток увеличится до максимального а напряжение упадёт до низшей точки (обычно это около 12,4 в), после этого момента ждём 15 часов, чтобы аккумулятор зарядился. Потом восстанавливаем аккумулятор как частично потерявший ёмкость (см. выше).
Бывают такие случаи, когда аккумулятор не начинает принимать ток и после 15 часов. Тогда следует увеличить напряжения до 20 вольт, я добавлял и больше, немного посидеть несколько минут и посмотреть по току, может пойти сразу.
Если ток сразу не пошёл, тогда нужно почаще посматривать, главное не пропустить тот момент, когда аккумулятор зарядится, чтобы напряжение на нём не превысило 15 В, то-есть нам нужно ограничить напряжение как можно быстрее до зарядки.
Да, ещё очень важное замечание, не останавливайте процесс восстановления на пол пути, обязательно закончите цикл.
Иногда случается так, что вследствие каких-либо причин, пластины одной из банок аккумулятора каким-либо образом замкнулись и их заряд становится невозможным.
Логично предположить, что причину замыкания можно устранить путём выжигания проблемного участка. Для этого аккумулятор подключают к источнику очень сильного тока, не менее 100 ампер, например, сварочный аппарат, с выпрямительным диодом на выходе. Цепь замыкается на 1-2 секунды, за это время причина замыкания должна испариться из-за сильного перегрева.
Несколько применений и эффективность данного способа на практике.
Лично мне попадался один 7 а.ч. свинцовый аккумулятор CSB с замкнутой банкой. Аккумулятор пролежал несколько лет без зарядки. Причина замыкания, скорее всего, была в том, что пластины аккумулятора из-за обильно отложившегося сульфата, были покороблены, и проткнулся сепаратор.
Подключив к сварочному аппарату на 2-3 секунды, замыкание удалось устранить, но последующие меры восстановления были безуспешными, что и неудивительно, ведь полностью потерявшие ёмкость свинцовые необслуживаемые аккумуляторы, не восстанавливаются. Но применение данного метода к другим типам аккумуляторов может быть вполне обоснованным.
Пример 2.
О своём опыте применения данного метода к никель-кадмиевому (NiCd) аккумулятору, мне поведал один знакомый, ему таким способом удалось реанимировать и ввести в эксплуатацию шахтный никель-кадмиевый аккумулятор, «KCSL 12», для коногонок.
Пример3.
Другой знакомый откачал литий-ионнный (Li-ion) аккумулятор от DVD переносного проигрывателя. В литий-ионных аккумуляторах при глубоком разряде иногда образуется медный, замыкающий шунт между пластинами. Результатом восстановления, был таков, что ёмкость аккумулятора стала выше, чем она была в тот момент, когда он был новым.
Указанные процедуры применять имеет смысл, если пластины аккумулятора ещё целые, если в вашем аккумуляторе явно просматривается осадок особенно с кусками пластин свинца, то оно того явно не стоит.
1. Высокая температура, свыше 40 градусов.
2. Частый недолгий перезаряд. Единичный долгий перезаряд.
3. Частый недозаряд.
4. Долгое хранение в разряженном состоянии.
5. Большая нагрузка при низкой температуре.
6. Глубокий разряд, ниже 10,5 Вольт, в частности, особенно опасен, если аккумулятор еле дышит, а если он ещё и работает в холоде, то это, скорее всего, для него будет последним циклом.
Следуйте простым правилам и Ваш аккумулятор будет служить долго.
Аккумулятор является неотъемлемой частью автомобиля. Без него автомобиль не сможет двинутся с места. Однако аккумулятор, как и другая техника, может выйти из строя. Эта статья расскажет о частых проблемах аккумулятора и способах их устранения.
1. Какие есть аккумуляторы?
3. Варианты ремонта аккумулятора.
На сегодняшний день есть два распространенных вида аккумуляторов: свинцово — кислотный и свинцово — гелевый.
Первый тип аккумуляторов является самым распространенным, однако, производители утверждают что такой аккумулятор нельзя чинить. На самом деле подобное заявление является неправильным. В большинстве случаев свинцово — кислотный аккумулятор легко поддается ремонту. Срок службы такого аккумулятора без ремонта составляет пару лет.
Второй тип не имеет кислоты в качестве электролита. Тут используется смесь с загустителем — силикагель. Преимуществами свинцово — гелевого аккумулятора являются: полное отсутствие выбросов паров кислоты в атмосферу и длительный срок использования. Но починить такое устройство крайне трудно, та как опыта работы с ним немного.
Ключевая проблема свинцово- кислотного аккумулятора является сульфатация. Возникает она в результате появления сернокислотных крупных кристаллов свинца. Появятся кристаллы только в случае разрядки батареи. В этом случае аккумулятор еще можно спасти.
В другом случае может произойти усыхание аккумуляторной батареи. Причиной такого явления может послужить перезаряд с дальнейшей диссоциацией. Если вовремя добавить в воду дистиллированную воду, то есть шанс спасти драгоценную батарею. Но, при вздутии аккумулятора, делать этого не стоит. Обычно такие батареи просто выбрасывают.
При постоянном использовании батареи с низкой плотностью электролитов, есть риск необратимой поломки аккумулятора.
Чтобы устранить сульфатацию свинцово-кислотного аккумулятора нужно работать следующим образом:
1. Заряжать батареею током несколько раз. Величина тока должна быть небольшой.
2. Несколько раз провести зарядку под высоким напряжением.
3. Промыть аккумулятор трилоном Б. Заменить старый электролит.
4. В конце нужно провести зарядку. Напряжение с сила тока должны быть стабильными.
Чтобы спасти аккумулятор, нужно набраться терпения, однако, сам процесс довольно прост. Необходимо провести 5 циклов заряда. Ток должен быть минимальным. Продолжительность каждого цикла будет составлять 8 часов.
Суть такого ремонта состоит в доливке воды и зарядке. При этом, вода должна быть дистиллированная, а зарядка должна иметь функцию регулировки. Изначально идет напряжение в 14 В на 15 минут. Потом идет пауза (тоже 15 минут). Дальше идет такая же зарядка, длительностью в сутки. Это описано 3 цикла. Остальные циклы идут с напряжением 14,5 и 14,8 В.
Еще одним вариантом ремонта аккумулятора может быть зарядка в 1,5 Ампера. Такая зарядка занимает половину суток. Дальше проводится короткий заряд и повтор этапа. Спустя сутки нужно проверить напряжение. Если напряжение меньше 13 В, то повторяется такой же цикл зарядки.
Если под рукой есть трилон Б и аммиак, то починить аккумулятор можно следующим способом. Нужно слить кислоту, промыть пластины, залить раствор. Заливается раствор: трилон 2 % от весовой доли и 5% аммиак. Когда прекратится выделение газа, то работа практически сделана. Потом идет промывка, заливка кислотой и зарядка. Длительность такого ремонта будет занимать несколько часов.
Добрый день! Я Артем. Чуть меньше 9 лет работаю слесарем и мне нравиться работать руками. Когда создаешь новые полезные вещи или возвращаешь к жизни сломанные предметы. Разве это не прекрасно? Рекомендую, перед реализацией идей с моего сайта, проконсультироваться со специалистами. Удачного рабочего дня!