Ремонт механической коробки передач своими руками

Мы постараемся ответить на вопрос: ремонт механической коробки передач своими руками по рекомендациям подлинного мастера с максимально подробным описанием.

Прежде, чем рассматривать процессы, входящие в ремонт коробки передач, поговорим про коробку переключения передач. КПП – это механизм машины, который предназначен для изменения крутящего момента в более широких пределах, чем обеспечивает мотор.

На современных машинах используются следующие типы КПП: механика и автомат, которые имеют подвиды. Но мы рассматриваем ремонт механических коробок передач. Основные направления ремонта.

Специалисты на станциях рекомендуют владельцам автоматических коробок передач не производить ремонт самостоятельно. Кроме того, делать ремонт АКПП у гаража по соседству так как порой АКПП стоит 1/3 часть от цены автомобиля. А сколько стоит ремонт коробки передач зависит от того какой модели у вас машина и какая неисправность у данной КПП.

Естественно в рамках одной статьи перечислить весь процесс ремонта коробки передач своими руками не возможно. Для этого существуют инструкции либо руководства для каждой марки автомобиля.

А вот причины неисправностей, какой ремонт механической коробки передач нужен, и сколько будет это стоить, мы с вами рассмотрим.

Первое, что диагностируется – это плавность и легкость включения передач. Если переключение передач происходит с затруднением, то необходимо провести тщательный осмотр коробки.

Т.е. необходимо проверить и подтянуть крепления коробки к картеру, крышки валов и заменить масло в картере, если необходимо.

Основные неисправности, которые требуют срочного ремонта коробки передач, являются: затруднённое включение передачи; самопроизвольное выключение передачи; посторонние шумы и утечка масла в КПП.

Причины шума в коробке передач: износ шестерён, износ подшипников, износ синхронизаторов, люфт валов, мало масла или его загрязнение.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Причины утечки масла из коробки передач: плохое крепление крышки картера, дефектные сальники валов, слабое крепление в месте соединения коробки и сцепления, плохие прокладки.

Причиной перегрева коробки передач почти всегда из-за недостаточного уровня масла.

Во всех случаях ремонт механических коробок передач делается при помощи ремкомплектов КПП. А значит, стоимость ремонта будет зависеть от степени неисправности коробки передач.

Изображение - Ремонт механической коробки передач своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fswapmotor.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F08%2Frychag-pereklyucheniya-skorostej

Ремонт механической коробки передач – достаточно сложная процедура. Хотя двадцать лет назад многие автовладельцы производили ремонт механических коробок передач своими силами в гаражах, сейчас данная процедура намного усложнилась, так как технический прогресс шагнул далеко вперёд и устройство МКПП сильно изменилось.

Перед тем, как заняться ремонтом, нужно выявить неисправности механической коробки передач, а помочь в этом вопросе может только тщательная диагностика МКПП. После её проведения будет ясно, стоит ли заниматься ремонтом коробки или дешевле будет приобрести новую. Следует помнить, что даже если стоимость запчастей составит 50 процентов от стоимости новой коробки, ремонт на СТО легко «съест» оставшуюся сумму.

Для того, чтобы выявить неисправности МКПП, нужно провести тщательную диагностику этого узла. Ведь начиная ремонт МКПП, ориентируясь только на свои догадки и предположения, вы можете безрезультатно потратить время и деньги, меняя одну за другой исправные детали МКПП.

Так как устройства любой механической коробки передач приблизительно одинаковые (отечественных автомобилей и иномарок), диагностика проводится по одному и тому же алгоритму. Если ваш автомобиль оснащён бортовым компьютером, то большинство ошибок, связанных с работой МКПП, можно расшифровать. Бывает и так, что ошибки не показывают на конкретную неисправность, а указывают лишь на общую поломку.

Поломки МКПП могут быть различными, но их можно разделить на несколько разновидностей:

Часто избежать проблем с МКПП помогает простая промывка маслом. Демонтаж коробки при этой процедуре не понадобится. Достаточно слить старое масло и залить новое. После данной процедуры следует завести автомобиль и проехать в спокойном темпе. Данная процедура поможет новому маслу проникнуть во все места КПП. Иногда промывать приходится несколько раз, так как внутри коробки может находиться большое количество грязи.

Сейчас в магазинах продаются специальные восстановительные присадки для масла в МКПП. Не стоит ими злоупотреблять, так как их действие на КПП не всегда предсказуемо. Лучше залить присадку на некоторое время, а потом слить её вместе с маслом.

Когда механическая коробка передач начинает барахлить, а передачи не переключаются или выбиваются на ходу, следует срочно заняться её ремонтом. Управлять неисправным автомобилем, в котором случилась поломка не только неприятно, но и не безопасно. Можно доверить ремонт коробки передач профессионалам на станции технического обслуживания, но не все СТО занимаются такой работой. К тому же часто владелец не допускается в ремонтную зону, а недобросовестные механики могут заменить лишь одну выработавшуюся шестерню, сказав, что произвели капитальный ремонт всей коробки.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для тех, кто хорошо знает устройство автомобиля и имеет гараж с набором инструментов, есть смысл самостоятельно произвести ремонт МКПП. Это сэкономит вам кучу денег и поможет устранить «дёрганый» стиль езды. Для этой процедуры вам понадобится помощник, так как вес КПП довольно внушительный.

Перед непосредственным демонтажем коробки передач нужно убедиться, что все тросы, рейки и рычаги подсоединены и двигаются без заеданий. Может быть и так, что ваше транспортное средство дергалось из-за плохого соединения элементов. В таком случае будет достаточно их соединить или разработать.

Этапы снятия МКПП выглядят следующим образом:

  1. До начала работ необходимо установить противооткатные упоры под колёса и отсоединить клеммы от аккумулятора;
  2. Осмотреть КПП на предмет снятия. Определить, с чего лучше начать демонтаж;
  3. Слить полностью масло из МКПП. Масло необходимо сливать в специальную ёмкость;
  4. Отсоединить все узлы, которые могут мешать снятию коробки;
  5. Установить двигатель и КПП на подпорки, чтобы они не упали на землю при демонтаже. Падение с высоты может сильно повредить коробку и дальнейший ремонт после этого станет нецелесообразным;
  6. В автомобиле с передним приводом нужно снять шрусы, предварительно открутив колёса. Если шрус не достаётся из коробки, можно воспользоваться монтировкой;
  7. Если автомобиль оснащён задним приводом, то нужно обязательно снять кардан;
  8. Коробка отсоединяется от двигателя и от опорных подушек;
  9. Снимаем коробку, если она не снимается, можно попробовать помочь монтировкой;
  10. Перед разборкой КПП её нужно тщательно очистить от грязи;
  11. Раскручиваем коробку и внимательно изучаем её устройство.

После того, как коробка снята, она разбирается более детально:

  1. Снимаем «колокол» и откручиваем крышку пятой передачи;
  2. Осматриваем вилку передач, если она изношена, меняем её на новую;
  3. Достаём валы и муфту;
  4. Осматриваем шестерни и шлицы на предмет выработки.

Все изношенные детали меняем на новые. Если замене подлежит практически вся начинка коробки, лучше не заниматься её восстановлением, а приобрести новую или бывшую в употреблении с небольшой наработкой.

Изображение - Ремонт механической коробки передач своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fswapmotor.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F08%2Fstaraya-i-novaya-korobki-peredach

Если вы решились на самостоятельный ремонт МКПП, то все подшипники и муфты лучше сразу заменить, так как реальный их износ на глаз не определить. Подшипники аккуратно извлекаются, а новые шестерни проверяются на биение. Если шестерёнка стучит на валу, значит, вал тоже придётся менять.

Сборка и установка МКПП проходит в обратной последовательности разборке. Нюансы, на которые стоит обратить внимание:

  1. Когда устанавливается муфта, не стоит забывать про стопор;
  2. Подшипники устанавливаются соответственно пазов и проточки;
  3. Коробку нужно очистить от грязи и промазать края герметиком, перед тем, как закрыть крышку.

Ремонт МКПП – процедура достаточно сложная, но нужно помнить, что многие гаражные умельцы перебирают даже АКПП, что существенно труднее.

Коробка переключения передач является важной составляющей системы трансмиссии. Как известно, КПП предназначена для изменения и передачи крутящего момента. В ходе эксплуатации транспортного средства стоит своевременно проводить диагностику и обслуживать систему трансмиссии. Обслуживание и ремонт кпп во многом отличаются от модели транспортного средства типа трансмиссии.

На сегодняшний день, автолюбителю известны несколько типов коробок передач: механическая коробка передач, АКПП, робот и вариатор. О преимуществах и недостатках каждого из видов можно говорить достаточно долго. Тем не менее, выбор коробки передач остается личным делом каждого автомобилиста. В большинстве случаев, механику выбирают для большего чувства автомобиля или для быстрого ускорения. АКПП и вариатор, лучше всего подходят для размеренной езды по городу. Данные виды трансмиссии чаще выбирают начинающие автолюбители. Не секрет, что автоматическая коробка передач позволяет сделать управление автомобилем более комфортным. С помощью АКПП можно в полной мере освоить манеру вождения, не отвлекаясь на переключение режимов трансмиссии.

В зависимости от выбора коробки переключения передач, автолюбителю прийдется столкнуться с теми или иными трудностями в ходе обслуживания. Конечно, за комфорт полученный от автомата прийдется платить гораздо больше. В ходе использования автоматическая трансмиссия требует должного ухода и регулярной замены рабочей жидкости. Восстановление АКПП в условиях гараже невозможно. Автомат имеет достаточно сложно устройство и для проведения качественной диагностики, требуется профессиональное оборудование и наличие необходимых навыков. В связи с наиболее простым устройством и большей пригодностью к восстановлению, популярнейшим видом трансмиссии остается привычная механика.

Учитывая сложное устройство и высокую стоимость автомата, не стоит выполнять ремонт кпп своими руками или в условиях сомнительной мастерской. При возникновении неисправности АКПП, стоит оперативно обратиться за помощью к профессионалам.

Краткой инструкции по тому как выполняется ремонт мкпп не существует, поскольку процесс восстановления во многом зависит от характера и масштаба повреждения системы. Так же, операция по реставрации трансмиссии во многом зависит от устройства и производителя совокупности.

Вне зависимости от типа трансмиссии, для сохранения срока эксплуатации необходимо выполнять своевременную диагностику и все профилактические работы, согласно периоду указанному заводом-изготовителем.

Для того, чтобы выполнить ремонт МКПП, стоит ознакомиться с перечнем неисправностей и причин.

1. Трудное переключение режимов.

2. Неконтролируемое переключение режимов.

3. Посторонний шум в ходе использования КП.

Здравствуйте, уважаемые автомобилисты, Мастера дел своими руками!
Прежде, чем мы начнём рассматривать процедуры, которые входят в ремонт коробки передач, пара слов о том, что это такое – коробка переключения передач (КПП). КПП – это агрегат автомобиля, предназначенный для изменения частоты крутящего момента в пределах более широких, чем может обеспечить двигатель.

На современных автомобилях применяются основные типы КП: механическая и автоматическая, которые в свою очередь имеют подвиды. Мы рассмотрим подробно вопрос о том, как производить ремонт механических коробок передач. Основные направления этого ремонта.

Важно! Специалисты убедительно рекомендуют владельцам АКПП (автоматических коробок передач) не пытаться производить их ремонт самостоятельно. Кроме того, избежать ремонта АКПП силами умельцев из гаража по соседству.

Изображение - Ремонт механической коробки передач своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fcarnovato.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2011%2F09%2Fremont-korobki-peredach-svoimi-silami-1-300x181

Вы же помните, что порой АКПП стоит 1/3 часть от цены всего авто. А сколько стоит ремонт коробки передач зависит от того какая модель автомобиля и какая неисправность возникла у КП вашего авто.

Естественно в рамках одного поста мы не сможем, да и не ставили себе такой цели, перечислить весь технологический процесс ремонта коробки передач своими руками. Для этого существуют для каждой марки или модели автомобиля Инструкции либо руководства по ремонту.

А вот причины возникновения неисправностей, и, соответственно, понимание того, какой ремонт механической коробки передач необходим, и сколько будет стоит ремонт коробки передач, мы с вами рассмотрим.

Изображение - Ремонт механической коробки передач своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fcarnovato.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2011%2F09%2Fremont-korobki-peredach-svoimi-silami-2-300x224

Первое, что диагностируется во время движения авто – это легкость и плавность включения всех передач. Если вы почувствовали (а мышечная память руки вам подскажет), что переключение передач происходит с затруднением, то нужно провести ТО2 – тщательный осмотр КП.

Во время ТО2 проверяется и подтягиваются крепления КП к картеру, крышки подшипников промежуточного и ведомого валов. Если необходимо, то меняется масло в картере КП

Важно! Ремонт коробки передач любого авто можно отодвинуть по времени если вовремя и правильно производить ТО1 КП: уровень масла проверяется в КП раз в год либо после 15000 – 25000 тыс.км. пробега.

Изображение - Ремонт механической коробки передач своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fcarnovato.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2011%2F09%2Fremont-korobki-peredach-svoimi-silami-3-300x220

Основными неисправностями, требующими оперативного ремонта механической коробки передач, являются: затруднённое включение передач; самопроизвольное выключение передачи; шум в КП, утечка масла или перегрев КП.

Изображение - Ремонт механической коробки передач своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fcarnovato.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2011%2F09%2Fremont-korobki-peredach-svoimi-silami-4-300x182

Причины затруднённого включения передачи:

  • Заедает сферический шарнир;
  • Деформированы рычаг или вилки переключения передач;
  • Забиты гнёзда штоков, в результате тугой ход штока, заклинивают блокировочные сухари.

Причины самопроизвольного выключения передач:

  • Износ зубьев муфты или блокирующих колец синхронизатора;
  • Износ шариков или гнёзд штоков;
  • Снижение упругости пружин фиксаторов

Изображение - Ремонт механической коробки передач своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fcarnovato.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2011%2F09%2Fremont-korobki-peredach-svoimi-silami-5-300x224

Причины шума КП: износ шестерён, подшипников, синхронизаторов, люфт валов по оси, недостаточный уровень масла или его загрязнение.

Причины утечки масла из КП: слабое крепление крышки картера, пришедшие в негодность сальники валов, ослабло крепление в месте соединения КП и сцепления, износ прокладок.

Причиной перегрева КП, как правило, является недостаточный уровень масла.

Изображение - Ремонт механической коробки передач своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fcarnovato.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2011%2F09%2Fremont-korobki-peredach-svoimi-silami-6-300x201

Во всех перечисленных случаях ремонт механических коробок передач производится при помощи ремкомплектов либо восстановления повреждённых деталей КП. Соответственно стоимость ремонта коробки передач будет зависеть от степени неисправности в каждом отдельном случае.

Ремонт механической коробки передач представляет собой достаточно трудоемкую процедуру, так как устройство современных автомобилей содержит множество подвижных деталей. Диагностирование ошибок и вышедших из строя элементов является первоначальным и одним из самых важных этапов при проведении такой процедуры, как ремонт МКПП. Финансовая сторона вопроса при проведении такого рода ремонта своими руками является решающим фактором, так как работа в специализированных сервисах по своей стоимости порою сравнима с приобретением нового или слегка подержанного агрегата.

Для того чтобы эффективно произвести ремонт МКПП, необходимо выяснить причину неисправности. Устройство всех механических коробок передач (в отличие от автоматических, где используется несколько принципов конструкции) на большинстве современных автомобилей идентично, и поэтому процесс диагностики практически одинаков как для отечественных моделей, так и для иномарок. Поломки могут носить различный характер, непосредственно влияя на работоспособность механизма.

Если ход рычага их переключения значительно затруднен, появились посторонние звуки при переключении (скрежет, вой, исходящий из моторного отсека), налицо явная неисправность механизмов переключения передач. При длительной эксплуатации и большом пробеге автомобиля подвижные части коробки подвергаются значительному механическому воздействию (работа под нагрузкой является ее естественным состоянием). Поэтому со временем подвижные части механизма изнашиваются, в результате чего происходит выход отдельных элементов из строя (фрикционы, синхронизаторы переключения передач).

Важно: тяжелые переключения передач могут быть связаны и со сцеплением автомобиля, поэтому необходимо проводить комплексную диагностику машины перед снятием коробки.

При проявлении нехарактерных звуков (скрежет или шумная работа агрегата) необходимо в срочном порядке провести обследование мотора, так как это является одним из самых распространенных признаков поломки. Источником шума могут являться неисправности движущихся частей (подшипников, шестерен). К сожалению, такой вид поломки не зависит от пробега и может встречаться и на новых агрегатах. Ремонт МКПП в таком случае может повлечь значительные финансовые траты.

Они могут являться непосредственным виновником прямой поломки агрегата. Масляное голодание – одна из самых распространенных причин поломки механической КПП. В устройстве коробки передач ввиду наличия множества подвижных частей используется специальная смазка. Зачастую многие автолюбители не забывают менять масло в моторе машины, а на уровень оного в КПП не обращают внимания. Это может привести в конечном счете к поломке коробки и дорогостоящему ремонту.

Важно: периодически (раз в 20–30 тысяч км пробега) необходимо проверять уровень масла в коробке передач и наличие подтеков на картере и защите двигателя.

Такую причину именуют выбиванием рабочей передачи на нейтральную. Это вызвано дополнительным износом рабочих элементов в коробке и корзине сцепления автомобиля. Такая поломка грозит не только отсутствием комфорта при управлении автомобилем, но и безопасности передвижения.

Диагностирование проблем заключается не только во внешнем осмотре, но и разборке некоторых элементов. В большинстве случаев хватает внешнего осмотра при проявлении перечисленных типичных проблем. Лишь в редких случаях для диагностирования и выявления неисправности требуется разборка и демонтаж агрегата.

Разборка и демонтаж механической коробки передач должны проводиться с соблюдением некоторых обязательных правил техники безопасности и правил демонтажа сложных агрегатов (к которым относится в том числе и коробка передач):

  1. Так как трансмиссия является достаточно тяжелым агрегатом (особенно на автомобилях с мощными двигателями и большими размерами), при ее демонтаже необходимо быть осторожным. Лучше, если при разборке и снятии ее со штатного места владельца будет подстраховывать помощник. Часто используются балки с перекинутой цепью, так как при демонтаже в таком случае, следуя правилам рычагов, работа проводится намного легче. Для этого следует загнать машину моторным отсеком под балку и с помощью цепи поднять механическую коробку передач. Через балку перекидывается толстая цепь, а коробка снимается со штатных креплений (для этого часто приходится перемещать двигатель с его подушек) и с помощью стальных крюков поднимается на необходимый уровень. За счет оптимального распределения веса агрегата работа значительно облегчается.
  2. Так как трансмиссия состоит из множества частей, запутаться при ее разборке проще простого. Поэтому, когда проводится ремонт, одним из важных правил является оптимальное складирование и раскладывание составных частей коробки передач в правильном порядке. При ее разборке следует раскладывать составные части и детали в порядке обратной сборки, дабы не возникло путаницы. Это поможет при будущем монтаже трансмиссии и установке коробки передач на штатное место.
  3. Ремонт МКПП предполагает замену только неработоспособного элемента и никаких других. Так как агрегат достаточно сложный, и его диагностирование является трудоемкой задачей, сначала необходимо устранить именно выявленную неисправность и только после очередной сборки искать новую (при ее проявлении).

Изображение - Ремонт механической коробки передач своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fportalmashin.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F11%2Fremont_mkpp-02

Следуя простым правилам при проведении ремонтных работ, достаточно просто провести ремонт механических коробок передач, конечно, при наличии специальных знаний в автомеханике и достаточного инструментария.

Детально разбирать устройство механической КПП не будем: о нем мы уже рассказывали. Однако «по верхам» пройдемся – для понимания процессов, влияющих на наш ремонт.

И так, глобально КПП нужна для того, чтобы передать крутящий момент и мощность от двигателя в изменяемом диапазоне оборотов. Для изменения того диапазона используются пары шестерен с разным передаточным отношением – именно благодаря им вот те полторы тысячи оборотов «превратятся» в несколько десятков оборотов ведущих колес с одновременным повышением крутящего момента. Принцип похож на велосипедный: тронулись на малой звездочке, разогнались до 40 км/ч – и переключились на следующую пару шестерен с меньшим передаточным отношением, чтобы поехать ее быстрее. Таких переключений может быть 4 или 5 – современные МКПП, как правило, пяти- или шестиступенчатые.

Изображение - Ремонт механической коробки передач своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.kolesa.ru%2Fuploads%2F2016%2F11%2FDepositphotos_45311115_original-980x0-c-default

Передача крутящего момента в КПП происходит непосредственно зацеплением этих самых шестерен. Шестерни располагаются на валах – существуют коробки двухвальные и трехвальные. У первых есть первичный (ведущий) и вторичный (ведомый) вал, у вторых крутящий момент передается с первичного вала на вторичный через дополнительный, промежуточный. Шестерни, расположенные на валах, находятся в постоянном зацеплении, но все пары, кроме той, что выбрана в качестве рабочей в конкретный момент, вращаются свободно. Для выбора же пары – то есть, включения той или иной передачи путем жесткого соединения шестерни и ведомого вала – придумали специальную муфту и назвали ее синхронизатором – подробнее о конструкции и проблемах синхронизаторов мы поговорим в следующем материале. Орудуя рычагом переключения передач из салона, вы через вилки включения и синхронизаторы подключаете ту или иную шестерню к ведомому валу и передаете, наконец, на него (а значит, и на колеса) крутящий момент от двигателя.

Когда мы говорим о каком-нибудь новом (или не очень новом) автомобиле, то коробка передач часто остается в стороне. Если не брать во внимание «особо отличившиеся» КПП, о которых речь пойдет ниже, чаще всего просто.

Вообще выйти из строя и износиться в коробке передач может всё – а починить это, как мы знаем, может быть весьма дорого и сложно. При этом МКПП куда более «скрытна», чем двигатель: узнать о серьезной поломке можно порой только после вскрытия. Поэтому при движении и переключении передач необходимо всегда прислушиваться ко всем звукам, исходящим со стороны коробки передач – и посетить сервис при появлении первых опасений.

Исключив из списка диагностики сцепление (о нем мы тоже расскажем отдельно), услышать из коробки можно только хруст или стуки, а увидеть – только произвольно возвращающийся из рабочего положения в нейтраль рычаг (проще говоря, «передача вылетает»). Последнее обычно связано с ослабшими фиксаторами или проблемами с синхронизатором. В первом же случае – это износ синхронизаторов, чрезмерный износ подшипников валов или поломка зубьев шестерен. И именно о шестернях-то мы сегодня и поговорим.

У них несколько потенциальных проблем: чрезмерный износ зубьев, сколы или поломка зубьев, износ игольчатых подшипников шестерен или износ стопорных колец, из-за которых могут сместиться втулки шестерен. Вообще сколы или повреждения зубьев – довольно редкое явление, так как они рассчитываются с большим запасом прочности. Но бывает и так, что коробку просто перегружают, сцепление при этом не пробуксовывает – и зубья не выдерживают.

Изображение - Ремонт механической коробки передач своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.kolesa.ru%2Fuploads%2F2016%2F11%2FDepositphotos_45310641_original-980x0-c-default

Это может случиться и при перегреве коробки – например, из-за неправильно подобранного трансмиссионного масла или из-за его низкого уровня. Особое внимание следует уделить МКП зимой, в лютые морозы. Масло в картере коробки превращается во что-то, напоминающее мёд, поэтому сходу начинать движение не стоит – желательно постоять немного и подождать, пока масло хоть немного прогреется. Ощутить и понять это можно по более легкому перемещению рычага из положения в положение.

Наглядное пособие Специально для этого материала компания «PacPac» предоставила нам конструктор «FischerTechnik», схематично показывающий принцип работы механической коробки передач, и мы даже.

Возвращаясь к диагностике МКП, вспомним о звуках, доносящихся от нее. Стук или хруст может быть либо постоянным, либо проявляющимся только при переключении передач. В первом случае это, скорее всего, означает глобальную беду – разрушены шестерни или пришел конец подшипникам валов. Это хоть и редкость, но случается. Если же стук слышен только при переключении, то есть вероятность, что это либо износ синхронизаторов, либо пресловутые подшипники валов.

Попытаться выяснить это можно в движении, переключив коробку на следующую передачу с двойным выжимом сцепления: выжав сцепление, переводим рычаг в нейтраль, отпускаем сцепление, снова выжимаем и, включив следующую передачу, отпускаем. Если при выполнении этого «танца» стук пропадает, то велика вероятность чрезмерного износа синхронизатора.

Итак, сегодня на «операционном столе» механическая коробка передач 02J производства концерна Volkswagen, которая была установлена на Skoda Octavia. По словам хозяина, единственной проблемой был какой-то стук при движении на первой передаче. Стук донимал, потому коробку привезли на «лечение».

Коробку привезли отдельно от автомобиля, наш мастер масло не сливал, и потому не видел его состояния. Подготовив инструменты и по мере сил и возможностей очистив корпус МКП от грязи, пыли и других посторонних предметов, мы приступили к разборке.

Выкрутив болты крепления, мы сняли заднюю крышку корпуса коробки передач, под которой находятся шестерни 5-й передачи. Одновременно с этим мастер дал первую оценку состояния масла. Выражалась эта оценка в сморщенной гримасе, что дало первый повод разволноваться хозяину.

Коробка перемены передач является одной из основных составляющих автомобиля. С её помощью водитель выбирает скоростной режим, а также направление движения. Коробка передач подвержена усиленной эксплуатации в течение многих лет, поэтому нет ничего удивительного, что со временем в ней возникают какие-то неполадки. При неисправностях КПП возможно возникновение дорожно-транспортных происшествий. Основной причиной поломки КПП является износ зубьев шестерёнок, что вызывает проскальзывание, или клин КПП.

Для большинства водителей ремонт КПП связан с большими финансовыми тратами. Всё дело в том, что КПП – это один из самых сложных и дорогостоящих механизмов автомобиля. Особенно если предстоит приобретение новой КПП. Для того чтобы этого избежать необходимо регулярно проходить техническое обслуживание, а также следить за состоянием коробки передач. Главное условие для нормальной работы КПП – это хорошее состояние масла в коробке.

Существуют признаки, по которым можно определить, что коробка передач требует к себе внимания. В первую очередь это проблемы с переключением передач. Например, хруст, скрежет во время смены скоростного режима, самопроизвольное выключение передач, подтекание масла. В этом случае необходимо немедленно обратиться в сервисный центр.

На сегодняшний день различают два класса КПП: механическая и автоматическая. Различие в том, что у механики всем процессом включения-отключения сцепления и выбора нужной передачи управляет человек, а у автомата смена скорости происходит в соответствии со скоростным режимом. Механические КПП имеют массу достоинств: низкую цену, долговечность, ремонтопригодность. В случае поломки механическую коробку можно полностью разобрать и заменить непосредственно вышедшую из строя деталь. Также комплектующие для механической коробки передач найти легче, и стоят они дешевле, чем для автомата. Однако существенный минус механической КПП – это комфорт. Также неопытный водитель может спалить сцепление. Ресурс двигателя при механической коробке передач намного ниже. Что касается вопроса эксплуатации, то невозможно дать однозначный ответ, что же лучше автомат или механика. Кому-то нужен комфорт, а кому-то необходимо раскрутить двигатель на полную мощь.

Неважно, какой у вас автомобиль, ремонт КПП представляет собой сложную и финансово затратную операцию, требующую к тому же наличие свободного времени. Даже если доверить ремонт опытному специалисту, ремонтные работы, связанные с коробкой передач – вещь довольно проблематичная. Чтобы избежать его, необходимо обращать внимание на признаки того, что КПП может выйти из строя.

Что же можно сказать о такой детали автомобиля, как коробка передач? Это один из основных элементов вашего железного коня, который обеспечивает работоспособность двигателя. А так как КПП – практически самая главная деталь авто, то она подвержена большому риску поломок и возникновения неисправностей. И опытные водители очень часто пытаются сами разобраться, почему начинает барахлить их автомобиль. Попытаемся разобраться, каким же образом можно осуществить ремонт механической коробки передач, и возможно ли это вообще.

В «домашних условиях» вполне возможно разобрать самостоятельно коробку передач. А делать это нужно в определенной последовательности. Для начала сливаем полностью все масло из МКПП и снимаем трос сцепления и тягу привода с рычага переключения передач. Далее необходимо проверить, отключена ли аккумуляторная батарея. После этого мы уже можем спокойно отсоединять коробку передач от двигателя, отсоединив все клеммы и провода от КПП и открутив левую и заднюю опоры двигателя. Не забываем снимать подшипники и валы, которые сразу же заменяем деревянными болванками для исключения деформации деталей. Стоит эти снятые детали протереть от загрязнений, а валы на момент осмотра коробки передач погрузить еще в жидкость с синтетическим моющим средством.

Не нужно забывать про одну важную вещь: память – не самый надежный друг, и она может подвести в любой неподходящий момент. Поэтому самым лучшим вариантом будет разложить все детали, снятые с МКПП в четкой последовательности, в которой они появлялись. Благодаря этому будет легче осуществлять сборку.

Итак, приступаем к осмотру уже разобранной коробки передач. Обратите внимание, что разные неполадки могут быть вызваны самыми разнообразными причинами. Так, скрежет и прочие шумы из КПП могут возникать из-за отсутствия смазки между деталями, а также недостаточного уровня масла. А вот для исправления самопроизвольного переключения передач, скорее всего, потребуется замена шестерен и подшипников, которые, вероятно, уже износились из-за жесткого стиля езды или из-за достаточно большого пробега автомобиля. Поэтому при осмотре стоит особое внимание уделить подверженным износу деталям, и при возможности заменить их.

Сборка коробки передач осуществляется в обратном порядке от разборки. Как упоминалось ранее, рекомендуется заменять основные детали МКПП на новые, чтобы избежать возникновения ненужных зазоров и царапин. После сборки обязательно протестируйте результаты вашего ремонта, чтобы убедиться, что вы спокойно можете выезжать на дорогу. Если же неисправности наблюдаются вновь, стоит обратиться за помощью к квалифицированным специалистам, которые не только проконсультируют вас, но и дадут рекомендации по ремонту.

+7 (903) 281-19-72
Сервисный центр: ремонт коробок передач

Прежде, чем рассматривать процессы, входящие в ремонт коробки передач, поговорим про коробку переключения передач. КПП – это механизм машины, который предназначен для изменения крутящего момента в более широких пределах, чем обеспечивает мотор.

На современных машинах используются следующие типы КПП: механика и автомат, которые имеют подвиды. Но мы рассматриваем ремонт механических коробок передач. Основные направления ремонта.

Специалисты на станциях рекомендуют владельцам автоматических коробок передач не производить ремонт самостоятельно. Кроме того, делать ремонт АКПП у гаража по соседству так как порой АКПП стоит 1/3 часть от цены автомобиля. А сколько стоит ремонт коробки передач зависит от того какой модели у вас машина и какая неисправность у данной КПП.

Естественно в рамках одной статьи перечислить весь процесс ремонта коробки передач своими руками не возможно. Для этого существуют инструкции либо руководства для каждой марки автомобиля.

А вот причины неисправностей, какой ремонт механической коробки передач нужен, и сколько будет это стоить, мы с вами рассмотрим.

Первое, что диагностируется – это плавность и легкость включения передач. Если переключение передач происходит с затруднением, то необходимо провести тщательный осмотр коробки.

Т.е. необходимо проверить и подтянуть крепления коробки к картеру, крышки валов и заменить масло в картере, если необходимо.

Основные неисправности, которые требуют срочного ремонта коробки передач, являются: затруднённое включение передачи; самопроизвольное выключение передачи; посторонние шумы и утечка масла в КПП.

Причины шума в коробке передач: износ шестерён, износ подшипников, износ синхронизаторов, люфт валов, мало масла или его загрязнение.

Причины утечки масла из коробки передач: плохое крепление крышки картера, дефектные сальники валов, слабое крепление в месте соединения коробки и сцепления, плохие прокладки.

Причиной перегрева коробки передач почти всегда из-за недостаточного уровня масла.

Во всех случаях ремонт механических коробок передач делается при помощи ремкомплектов КПП. А значит, стоимость ремонта будет зависеть от степени неисправности коробки передач.

Основными дефектами коробки передач являются:

  • износ зубьев шестерен;
  • поломка или выкрашивание зубьев;
  • износ шлицев валов и шестерен;
  • износ подшипников и мест их посадки;
  • износ вилок, стопоров и замков;
  • трещины картера.

Устранение отдельных дефектов коробки передач связано с ее частичной или полной разборкой. При разборке выполняют следующие основные операции:

  1. отъединяют компрессор (при его наличии) от картера коробки передач;
  2. снимают верхнюю крышку с механизмом переключения передач;
  3. отвертывают болты, снимают переднюю крышку и извлекают ведущий вал с подшипником;
  4. отвертывают заднюю крышку и извлекают ведомый вал с подшипником;
  5. вынимают из картера коробки шестерни ведомого вала, ось и вилку включения заднего хода;
  6. снимают стопорную пластину оси заднего хода и оси промежуточного вала и выбивают оси (у автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-150 отвертывают крышки подшипников промежуточного вала);
  7. вынимают из картера шестерни заднего хода и промежуточный вал или блок шестерен.

Зубья шестерен подвергаются нормальному износу в результате трения, а ускоренному — в результате неправильного ударного переключения передач, неполного зацепления зубьев, рывков или недоброкачественной смазки. При этом зубья скалываются, выкрашиваются, а иногда и ломаются.

Состояние зубьед контролируют внешним осмотром, шаблоном или измерением толщины их штангензубомером по начальной окружности шестерни.

Зубья шестерен, имеющие заусенцы и небольшую выработку, зачищают абразивными брусками (оселком). Шестерни, имеющие выкрошенные или сломанные зубья, заменяют новыми. Для получения правильного зацепления зубьев необходимо сопряженные шестерни (пару) заменять одновременно. Замена одной шестерни допускается при постановке не новой, а уже работавшей шестерни, которая но своему износу может быть допущена к дальнейшей эксплуатации.

При необходимости изношенные и выкрошенные зубья можно восстановить наплавкой металла с последующей термической и механической обработкой. Наплавку зубьев газовой сваркой производят сормайтом № 2 (твердый сплав) или стержнями, изготовленными из выбракованных шатунных болтов и клапанных пружин.

Изображение - Ремонт механической коробки передач своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fustroistvo-avtomobilya.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F12%2FUstanovka-shesteren-pri-naplavke-zubev

Рис. Установка шестерен при наплавке зубьев:
а — при наплавке торцевой поверхности; б — при наплавке боковой поверхности.

При наплавке торцевой поверхности зубьев производят следующие операции:

  1. Устанавливают шестерню в ванну с водой так, чтобы зубья были погружены в воду на 1/3—1/2 своей длины (рис. а).
  2. Нагревают поверхность зуба ацетилено-кислородной горелкой до потения (не доводя металл до плавления), наносят флюс (буру) и каплями наносят сормайт до заполнения изношенной части зуба. После наплавки всех изношенных поверхностей шестерню оставляют в ванне до остывания. При наплавке стержнями из шатунных болтов и клапанных пружин зубья закаливают путем опускания шестерни в ванну. Зачищают наплавленные зубья абразивным бруском.
  3. При наплавке боковой поверхности зубьев шестерню помещают в ванну с водой на стержне вертикально (рис. б) и наплавляют второй зуб, считая от поверхности воды. Когда наплавленный зуб остынет до вишневого цвета, его погружают в воду поворотом шестерни, затем наплавляют следующий зуб и т.д.

По окончании наплавки всех зубьев их зачищают. Изношенные шлицы шестерен ремонтируют редко, так как шестерни выбраковываются обычно ранее из-за износа зубьев. Шлицы можно ремонтировать также наплавкой металла. Изношенные шлицы на валах иногда восстанавливают раздачей с последующей механической обработкой. Помимо износа шлицев, валы коробки передач могут иметь погнутость и изношенные места посадки шариковых и роликовых подшипников.

Вал проверяют на биение индикатором в центрах токарного станка.

Погнутый вал выправляют без нагрева под прессом.

Изношенные места посадки подшипников на валах восстанавливают наплавкой металла сваркой, хромированием, металлизацией или протачиванием шеек с последующей напрессовкой стальных втулок.

Дефектами деталей механизма переключения передач являются:

  • погнутость или износ вилок;
  • износ ползунов;
  • износ замков и стопоров;
  • износ рычага переключения передач.

Эти дефекты вызывают самопроизвольное выключение передач, одновременное включение двух передач, неполное зацепление шестерен и выход рычага из гнезда вилок.

При разборке механизма переключения коробки передач необходимо:

  1. расшплинтовать и вывернуть болты крепления вилок;
  2. вынуть ползун первой и второй передач, а также замок и стопор (остальные ползуны должны находиться в нейтральном положении);
  3. удалить ползун заднего хода, стопор и замок;
  4. вынуть ползун третьей и четвертой передач и его стопор;
  5. отвернуть колпак или стопорный болт крышки и вынуть рычаг с пружиной вверх (автомобиль ГАЗ-51) или вниз (автомобиль ЗИС-150).

Погнутость вилки определяют на проверочной плите, а правят ее в холодном состоянии под прессом. После правки и вторичной проверки вилку тщательно осматривают и при обнаружении трещин заменяют новой.

Изношенные щечки вилки (охватывающие каретку шестерни) и гнездо для шарового конца рычага переключения передач восстанавливают, наплавляя металл сваркой. Наплавленные места обрабатывают на фрезерном станке.

Изношенные выемки на ползунах под стопоры и замки исправляют абразивным бруском. При этом необходимо следить, чтобы не был смещен центр выемки.

Изношенные шарики стопоров и замков, а также ослабевшие пружины заменяют.

Изображение - Ремонт механической коробки передач своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fustroistvo-avtomobilya.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F12%2FKorobka-peredach-avtomobilya-GAZ-51

Рис. Коробка передач автомобиля ГАЗ-51:
1 — распорная втулка; 2 и 6 — роликовый цилиндрический подшипник; 3 — ось блока шестерен; 4 — ведущий вал; 5 — крышка подшипника ведущего вала; 7 — задняя крышка ведомого вала; 3 — ведомый вал; 9 — фланец; 10 — шестерня спидометра; 11 — шариковый подшипник; 12 — стопорная пластинка; 13 — каретка с шестернями заднего хода.

При сборке четырехступенчатой коробки передач (автомобиль ГАЗ-51) необходимо:

  1. опустить в картер коробки каретку с шестернями заднего хода 13 и вставить ее ось;
  2. установить в блок шестерен роликовый цилиндрический подшипник 2, распорную втулку 1 и второй роликовый цилиндрический подшипник;
  3. опустить блок шестерен в картер, пропустить ось 3 блока шестерен и закрепить ее стопорной пластинкой 12 вместе с осью заднего хода;
  4. на ведущий вал 4 напрессовать шариковый подшипник и закрепить его стопорным кольцом;
  5. вставить в гнездо картера упорное кольцо подшипника и установить ведущий вал;
  6. надеть на ведущий вал крышку 5 подшипника с прокладкой и привернуть ее болтами к картеру;
  7. установить в выточку ведущего вала роликовый цилиндрический подшипник 6 и вставить ведомый вал 8, на передний конец которого надеть упорное кольцо, а на задний — упорное кольцо, маслоотражатель, шариковый подшипник 11 и шестерню спидометра 10; при установке ведомого вала одновременно следует надевать на него каретки с шестернями первой и второй, третьей и четвертой передач;
  8. установить прокладку и привернуть заднюю крышку 7 ведомого вала;
  9. собрать механизм переключения передач (в обратной последовательности разборки), установить крышку с прокладкой на картер, вводя вилки в соответствующие каретки шестерен, и привернуть ее болтами к картеру.

Изображение - Ремонт механической коробки передач своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fustroistvo-avtomobilya.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F12%2FKorobka-peredach-avtomobilya-ZIS-150

Рис. Коробка передач автомобиля ЗИС-150:
1 — люк шестерни отбора мощности; 2 и 7 — гайки; 3 — упорная шайба; 4 и 6 — замочные шайбы; 5 — шестерня отбора мощности; 8 — шестерня четвертой передачи; 9 — муфта легкого включения четвертой и пятой передач; 10 — шестерня пятой передачи; 11 — шестерня третьей передачи; 12 — шестерня второй передачи с внутренними зубьями для третьей передачи; 13 — шестерня первой передачи и заднего хода; 14 — упорное кольцо шарикоподшипника; 15 — шестерня спидометра; 16 — роликовые цилиндрические подшипники; 17 — блок шестерен заднего хода; 18 — люк блока шестерен заднего хода.

При сборке пятиступенчатой коробки передач автомобиля ЗИС-150 надо:

После ремонта деталей и сборки коробки передач ее обкатывают на стенде для приработки деталей и для определения легкости переключения шестерен, отсутствия шума, стуков, нагрева и течи масла.

Порядок обкатки следующий:

  1. Устанавливают коробку передач на стенд, сообщают ведущему валу 1200—1500 оборотов в минуту и переключают передачи, работая на каждой передаче 2—3 мин.
  2. Заливают в картер коробки передач масло до нормального уровня и проверяют работу коробки на всех передачах с нагрузкой в течение 30—40 мин.
  3. После устранения выявленных дефектов заменяют смазку и промывают картер керосином.
Изображение - Ремонт механической коробки передач своими руками photo3432

Добрый день! Я Артем. Чуть меньше 9 лет работаю слесарем и мне нравиться работать руками. Когда создаешь новые полезные вещи или возвращаешь к жизни сломанные предметы. Разве это не прекрасно? Рекомендую, перед реализацией идей с моего сайта, проконсультироваться со специалистами. Удачного рабочего дня!

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 2.2 проголосовавших: 80
'"; cachedBlocksArray[294585] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'hp0j3daxpv9',block:'132283',site_id:'11491'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'"; cachedBlocksArray[294587] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'b545hfcuemu',block:'132387',site_id:'11491'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'"; cachedBlocksArray[294582] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'j0jd3x4hvz7',block:'132277',site_id:'11491'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'"; cachedBlocksArray[294588] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'0oz13ip18vya',block:'132282',site_id:'11491'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'"; cachedBlocksArray[294584] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'3bd1xqsk7cx',block:'132280',site_id:'11491'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'"; cachedBlocksArray[294583] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'xg7sgj7fva',block:'132281',site_id:'11491'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'";

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here