Мы постараемся ответить на вопрос: ремонт зарядного устройства для шуруповерта макита своими руками по рекомендациям подлинного мастера с максимально подробным описанием.
Часто родное зарядное устройство, входящее в комплект шуруповерта, работает медленно, долго заряжая аккумулятор. Тем, кто интенсивно использует шуруповерт, это очень мешает в работе. Несмотря на то, что в комплект входит обычно два аккумулятора (один установлен в рукоятку инструмента и в работе, а другой подключен к зарядному устройству и находится в процессе зарядки), часто владельцы не могут приспособиться к рабочему циклу аккумуляторов. Тогда имеет смысл изготовить зарядное устройство своими руками и зарядка станет удобнее.
Аккумуляторы неодинаковы по типам и режимы заряда у них могут быть разными. Никель-кадмиевые (Ni-Cd) батареи являются очень хорошим источником энергии, способны отдавать большую мощность. Однако, по экологическим причинам их производство прекращено и они будут встречаться все реже и реже. Сейчас всюду их вытеснили литий-ионные аккумуляторы.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Сернокислотные (Pb) свинцовые гелевые аккумуляторы имеют неплохие характеристики, но утяжеляют инструмент и поэтому не пользуются особой популярностью, несмотря на относительную дешевизну. Поскольку они гелевые (раствор серной кислоты загущается силикатом натрия), то никаких пробок в них нет, электролит из них не вытекает и ими можно пользоваться в любом положении. (Кстати, и никель-кадмиевые аккумуляторы для шуруповертов тоже относятся к классу гелевых.)
Литий-ионные аккумуляторы (Li-ion) являются сейчас наиболее перспективными и продвигаемыми в технике и на рынке. Их особенностью является полная герметичность ячейки. Они имеют весьма высокую удельную мощность, безопасны в обращении (благодаря встроенному контроллеру заряда!), выгодно утилизируются, являются наиболее экологически чистыми, имеют малый вес. В шуруповертах в настоящее время применяются очень часто.
Номинальное напряжение Ni-Cd ячейки 1.2 В. Никель-кадмиевый аккумулятор заряжается током от 0.1 до 1.0 номинальной емкости. Это означает, что аккумулятор емкостью 5 амперчасов можно заряжать током от 0.5 до 5 А.
Заряд сернокислотных аккумуляторов хорошо знаком всем людям, держащим в руках шуруповерт, ведь практически каждый их них еще и автолюбитель. Номинальное напряжение ячейки Pb-PbO2 составляет 2.0 В, а ток зарядки свинцового сернокислотного аккумулятора всегда 0.1 C (доля тока от номинальной емкости, см. выше).
Литий-ионная ячейка имеет номинальное напряжение 3.3 В. Ток заряда литий-ионного аккумулятора, 0.1 C. При комнатной температуре этот ток можно плавно повышать до 1.0 С – это быстрый заряд. Однако, это годится только для тех батарей, которые не были переразряжены. При заряде литий-ионных батарей следует точно соблюдать напряжение. Заряд производится до 4.2 В точно. Превышение резко снижает срок службы, понижение – уменьшает емкость. При зарядке следует следить за температурой. Теплый аккумулятор следует либо ограничить током до 0.1 С, либо отключить до остывания.
ВНИМАНИЕ! При перегреве литий-ионного аккумулятора при зарядке свыше 60 градусов Цельсия возможен его взрыв и возгорание! Не следует слишком полагаться на встроенную электронику безопасности (контроллер заряда).
При заряде литиевой батареи, контрольное напряжение (напряжение окончания заряда) образует приблизительный ряд (точные напряжения зависят от конкретной технологии и указаны в паспорте на батарею и на ее корпусе):
Напряжение заряда следует контролировать мультиметром или схемой с компаратором напряжения, настроенным точно на применяемую батарею. Но для “электронщиков начального уровня” реально можно предложить только простую и надежную схему, описанную в следующем разделе.
Зарядное устройство, которое предлагается ниже, обеспечивает нужный зарядный ток для любого аккумулятора из всех перечисленных. Шуруповерты питаются от аккумуляторов с разными напряжениями 12 вольт или 18 вольт. Это неважно, главный параметр зарядного устройства для аккумуляторов – ток заряда. Напряжение зарядного устройства при отключенной нагрузке всегда выше номинального, оно падает до нормы при подключении батареи при заряде. В процессе заряда оно соответствует текущему состоянию аккумулятора и обычно чуть выше номинального в конце заряжания.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Зарядное устройство представляет собой генератор тока на мощном составном транзисторе VT2, который питается от выпрямительного мостика, подключенного к понижающему трансформатору с достаточным выходным напряжением (см. таблицу в предыдущем разделе).
Этот трансформатор должен также иметь достаточную мощность, чтобы обеспечить необходимый ток при длительной работе без перегрева обмоток. Иначе он может сгореть. Ток заряда выставляется регулировкой резистора R1 при подключенном аккумуляторе. Он остается постоянным в процессе заряда (тем постоянней, чем выше напряжение от трансформатора. Примечание: напряжение от трансформатора не должно превышать 27 В).
Резистор R3 (не менее 2 Вт 1 Ом) ограничивает максимальный ток, а светодиод VD6 горит, пока идет заряд. К концу заряда, свечение светодиода уменьшается и он гаснет. Тем не менее, не забывайте про точный контроль напряжения литий-ионных аккумуляторов и их температуру!
Все детали в описанной схеме монтируются на печатной плате из фольгированного текстолита. Вместо диодов, указанных в схеме, можно взять русские диоды КД202 или Д242, они довольно доступны в старом электронном ломе. Располагать детали надо так, чтобы на плате оказалось как можно меньше пересечений, в идеале ни одного. Не следует увлекаться высокой плотностью монтажа, ведь вы собираете не смартфон. Распаивать детали вам будет значительно легче, если между ними останется по 3-5 мм.
Транзистор должен быть установлен на теплоотводе достаточной пощади (20-50 см.кв). Все части зарядного устройства лучше всего смонтировать в удобный самодельный корпус. Это будет самым практичным решением, в работе вам ничто не будет мешать. Но здесь могут возникнуть большие сложности с клеммами и подключением к аккумулятору. Поэтому лучше сделать так: взять старое или неисправное зарядное устройство у знакомых, подходящее к вашей модели аккумулятора, и подвергнуть его переделке.
- Вскрыть корпус старого зарядного устройства.
- Удалить из него всю бывшую начинку.
- Подобрать следующие радиоэлементы:
Здравствуйте. Кому нибудь приходилось воевать с неисправностью зарядного устройства DC1414F для шуруповёрта Makita? ИИП устройства работает, выдавая на выходе выпрямителя 25 в. “Тупит” микроконтроллер MC68HC908QY4CDW, не выдавая управляющие напряжения на схему индикации (ни один из диодов не горит). И, хотя при вставлении аккумулятора в ЗУ на его выводах присутствует нормальное напряжение зарядки, невозможность контролировать процесс визуально требует вмешательства.
С уважением, Сергей.
А кроме MC68HC908QY4CDW больше ничего нет? Фото было бы неплохо
ИИП построен на МС TH2167.1, на выходе стабилизатора установлен MOSFET – STP45NF06 (60V, 38A).
Почему-то не загружаются картинки с фото платы, их размер всего 22 – 25 килобайт.
Попробуй фотки в архиве выложить и главное чтоб они разборчивы были
Пробую в архиве, если качество не пойдёт, пересниму.
А на самой индикации что есть?
Вообще глухо, не горит ни зелёный ни красный. Там стоит двойной светодиод, катод на земле, анод красного запитывается с 8 ноги MC68HC908, чере 510 ом, а зелёного – с 6 ноги, через 300 ом.
Отчаялся найти схему, диллер тоже отказал, так как они в своих сервисах ремонтом ЗУ не занимаются, предлагая взамен новое ЗУ за 1100 – 1500 руб (во дожились, буржуи наверное думают, что у нас в России, как у них зарплаты по 3000 – 6000 $ ), и на. нужен нам такой сервис.
Вчера выпаял микроконтроллер и транс (чтобы не мешали), и начал списывать схему. Нарисую схему, всё соберу, сниму карту напряжений, а потом отпишусь. Думаю завтра к ночи успею. Схему потом приведу в божеский вид и сброшу в наш файлообменник (правда будет только вся вторичка, с первичкой ИИП возиться не хочу, и так уже ничерта не вижу).
Вообще, из области ремонта СМА с такими процами дела хреновы. Проц как бы живой, но на портах выхода 0. И прочитать его не сможешь т.к. скорее всего залочен
Сегодня закончил писать схему, посмотрел все даташиты на активные компоненты, и за 30 секунд нашёл неисправность.
В первую очередь проверил питание на MC68HC908, напряжения на 1 ножке – нет. Стал проверять активные компоненты источника этого питания (Т106, Т102), и сразу нашёл обрыв эмитера Т102, вывод был оборван у самого корпуса, видимо при монтаже транзистора на его выводах создалось механическое напряжение. Заменил транзистор на КТ3102А, и ЗУ заработало как новое.
Как и обещал, выкладываю общий вид ЗУ, его платы с двух сторон, и схему цепи зарядки, построенной на МК MC68HC908, и MOSFET – IRP45NF (без ИИП, тлько вторичка). Нумерация элементов – как на плате, номиналов блокировочных конденсаторов, диодов и стабилитронов на схеме нет, слишком хлопотное дело снимать их с СМД элементов, на которых они не указаны. Если модераторы найдут необходимым, пусть сбросят картинки в файлообменник, а то я не знаю, как это сделать. Наименование папки – как в названии темы.
Спасибо cybe за участие в теме, всем удачи в ремонте.
Уважаемый dersp подскажите мне пожалуйста какой номинал у R21, он у меня сгорел (скорее всего от перенапряжения) и я не знаю какой туда впаять. Зарание благодарен.
Уважаемый prizrakwap, у этого ЗУ первичная цепь ИИП была исправна, неисправность была во вторичных цепях, и я снимал для принципиальной схемы только элементы вторичной цепи, не тратя время на исправные элементы первичной. Поэтому номиналов этой цепи, элементом которой и является R 21, у меня нет, а фото платы я, к сожалению, не сделал
Добрый день! Очень похжая проблема с этим же зарядным. Был сбой в сети и после этого зарядка умерла. При включении на пол сек моргает зеленая лампочка и на этом все, т.е. ничего не горит. На первой ноге микросхемы есть 5В, на второй – 0, Т106 закрыт, R133 – живой. Что может быть?
Думаю проблема в первичке, если зелёный диод мигает, значит ИИП пытается запуститься, но тут же входит в защиту из-за какого-то элемента первичной цепи, выбитого сбоем напряжения в сети (обычно – это резкий скачёк напряжения). Подобная неисправность (кратковременное мигание диода), может наблюдаться при пробитом ключе (в данном устройстве – это полевик).
В предыдущей статье я рассказывал о переделке зарядного устройства от шуруповерта Dexter в зарядное для автомобильных аккумуляторов.
В сегодняшней статье я расскажу о переделке зарядного Makita DC1414. Зарядка Makita заряжает АКБ до 14,4В током до 2,65А.
Разобрал зарядку, снял панель куда аккумулятор вставлялся, он был припаян к плате четырех пиновым разъемом. Добравшись до платы начал в яндекспоиске искать схему этой зарядки, но не нашел ничего подобного. Тогда основываясь на свой опыт начал колдовать над платой.
Удалось найти схему распиновки контактов на аккумуляторной батарее шурика MAKITA. Выяснилось что 4 пина на плате: 1. + зарядки 2. термопрерыватель 3. — зарядного 4. терморезистор 18к. Распиновку начинал от угла платы. Подключаю все как положено, с 2 пина кидаю перемычку на минус, а между 4 пином и минусом ставлю постоянный резистор на 20к.
Плата Makita. Обман включенного аккумулятора
Включаю плату к сети 220В. Загорелся индикатор красным цветом, что сигнализирует о заряде аккумулятора. К плюсу и минусу подключаю клеммы мультиметра, на выходе 27В. Начал искать почему такое высокое напряжение. Рассмотрев обвязку вокруг оптопары, выяснил что ограничение напряжения задается через стабилитрон, работающий в режиме пробоя. В родной схеме стабилитрон стоит на 24В, заменив его на пару из 9,1В и 5,1В на выходе установилось 14,56В, что вполне допустимо для зарядки автомобильных аккумуляторов.
На выходе Makita 14,55В
Казалось бы на этом все, переделка закончилась. Отснял уже видео и выложил на ютуб его, что бы ребята могли повторить за мной.
Но случилось следующее, испытывая зарядку нагрузил ее на лампу 12В 100Вт и через 5 минут блок ущел в защиту. На выходе напряжение 1В
Начал разбираться как устроенна защита, немного доработал ее и прорисовал следующую схему.
На инвертирующий вход с помощью делителя на резисторах выставил напряжение 0,25В, а от процессора дорожку перерезал. Когда падение на шунте 2*0,2Ом доходит до этого порога, на выходе Оу появится постоянное напряжение и через диод напряжение пойдет на оптопару. Схема работает в режиме ограничения тока.
Ну на этом схема окончательно переделана и зарядка заработала как положено. Аккумуляторы отлично заряжаются
Не хочется вникать в рутины радиоэлектроники? Рекомендую обратить внимание на предложения наших китайских друзей. За вполне приемлемую цену можно приобрести довольно таки качественные зарядные устройства
Простенькое зарядное устройство с светодиодным индикатором зарядки, зеленый батарея заряжается, красный батарея заряжена.
Есть защита от короткого замыкания, есть защита от переполюсовки. Отлично подойдет для зарядки Мото АКБ емкостью до 20Ач, АКБ 9Ач зарядит за 7 часов, 20Ач — за 16 часов. Цена на это зарядное всего 403 рубля,доставка бесплатна
Этот тип зарядного способен автоматически заряжать практически любые типы автомобильных и мото аккумуляторов 12В до 80АЧ. Имеет уникальный способ зарядки в три этапа: 1. Зарядка постоянным током, 2. Зарядка постоянным напряжением, 3. Капельная дозарядка до 100%.
На передней панеле два индикатора, первый указывает напряжение и процент зарядки, второй указывает ток зарядки.
Довольно качественный прибор для домашних нужд, цена всего 781,96 руб, доставка бесплатна. На момент написания этих строк количество заказов 1392, оценка 4,8 из 5. При заказе не забудьте указать Евровилку
Зарядное устройство для самых разнообразных типов аккумуляторов 12-24В с током до 10А и пиковым током 12А. Умеет заряжать Гелиевые АКБ и САСА. Технология зарядки как и у предыдущего в три этапа. Зарядное устройство способно заряжать как в автоматическом режиме, так и в ручном. На панеле есть ЖК индикатор указывающий напряжение, ток заряда и процент зарядки.
Хороший прибор если вам надо заряжать все возможные типы АКБ любых емкостей, аж до 150Ач
Цена на это чудо 1 625 рублей, доставка бесплатна. На момент написания этих строк количество заказов 23, оценка 4,7 из 5. При заказе не забудьте указать Евровилку
Если какой то товар стал недоступен, пожалуйста напишите в комментарий внизу страницы.
Желаю удачи с переделкой Makita DC1414
C ув. Admin-чек
Прежде, чем начать ремонтные работы, нужно познакомиться с конструкцией этого инструмента и определить элементы, которые потребуются, чтобы починить шуруповерт, среди них:
Главным элементом является кнопка запуска, она выполняет ряд функций: включение электропитания и регулятора оборотов двигателя. Если зажать кнопку до упора, то цепочка питания электродвигателя замкнется, в результате обеспечивается максимальная мощность. Число оборотов в этом случае также будет максимальным. В устройстве находится электрический регулятор, состоящий из ШИМ генератора. Этот элемент находится на плате.Контакт, размещенный на кнопке, будет перемещаться вдоль платы с учетом надавливания на кнопку. От расположения элемента зависит уровень подаваемого импульса на ключ. В роли ключа выступает полевой транзистор. Принцип работы будет таким: чем сильней нажимаете кнопку, тем выше значение импульса на транзисторе и тем больше напряжение на двигателе.
Реверс вращения двигателя происходит с помощью изменения полярности на клеммах. Этот процесс происходит при помощи контактов, которые переключаются с помощью реверсной ручки.
Как правило, в шуруповертах находятся коллекторные однофазные двигатели постоянного тока. Они довольно надежны, и их очень просто обслуживать. Стандартный шуруповерт состоит из таких элементов:
Редукторная система преобразует высокие вращения вала двигателя в обороты патрона. В шуруповертах используются классические или планетарные редукторы. Первые устанавливаются очень редко. Планетарные редукторы состоят из таких частей:
- солнечная шестерня;
- кольцевая шестерня;
- водило;
- сателлиты.
Солнечная шестерня работает с помощью вала якоря, ее зубцы активируют сателлиты, вращающих водило.
Специальный регулятор устанавливается, чтобы регулировать силу, с которой она подается к шурупу. Как правило, есть 15 положений регулировки.
Основными признаками поломки запчастей в этом случае являются:
- невозможность регулировки количества оборотов;
- невозможность переключения в реверсный режим;
- поломка зарядного устройства;
- шуруповерт не включается.
Для начала нужно проверить аккумулятор инструмента. Если шуруповерта был установлен на зарядку, но это не дало результатов, то нужно подготовить мультиметр и попробовать при помощи его определить поломку.
Сперва необходимо померить величину напряжения аккумулятора. Эта величина обязана соответствовать примерно той, которая написана на корпусе. Если низкое напряжение, то нужно определить неисправную часть: зарядное устройство или аккумулятор. Для чего понадобится мультиметр. Это приспособление включаем в сеть, затем измеряем напряжение на клеммах на холостом ходу. Оно обязано быть на несколько вольт выше, чем указанное на конструкции. Если напряжения нет, то нужно делать ремонт зарядного устройства.
Очень часто проблемой при работе с шуруповертом является быстрая разрядка аккумулятора. Причина или изношенность батареи, или неправильная работа зарядки. Расскажем подробней про ремонт зарядного устройства. Для примера будем использовать зарядку от БОШ AL 60DV – это устройство используется в паре с никель-кадмиевыми батареями.Как правило, все зарядные устройства, как и большинство запчастей, не являются оригинальным, и изготавливаются они не в Германии или Швейцарии, а в Китае. Но ничего страшного здесь нет, качество обычно соответствует стандарту.
Разъем БОШ трех контактный: один управляющий разъем и два силовых.
Чаще всего появляется такая ситуация – аккумулятор установлен в зарядку – но процесс зарядки завершается буквально через несколько минут, причем аккумулятор разряжен, а зарядное устройство останавливается.
Чтобы понять проблему и найти неисправную запчасть, нужно разобрать зарядку. Откручиваем четыре шурупа внизу и открываем корпус. В корпусе, в одном отсеке расположен трансформатор переменного напряжения, а в другом – схема из выпрямителя с силовыми разъемами и управляющим чипом.
Затем включаем в сеть зарядное и меряем на трансформаторе силу тока – если все нормально, то приступаем к следующей процедуре.
Не нужно трогать чип управления и выпрямитель, они, вероятней всего, в порядке. Переходим к контактной группе – один управляющий контакт и два силовых. Чтобы определить, в чем может быть неисправность, нам необходимо померить силу тока на силовых клеммах при работе заряда. Для чего мы припаиваем ко всем контактам по тонкому проводу – что бы можно было помереть напряжение при работе зарядки.
Желательно в этой схеме использовать несколько цветов проводов и соответственно плюс и минус их припаять. Затем собираем зарядку и тестируем при помощи мультиметра силу тока на клеммах при заряде.
Если сила тока на приборе нестабильна и колеблется в диапазоне от 3-4 до 14-18 вольт. Причем если пошевелить батарею, то происходит пропадание контакта. Именно тут и находится причина – за время эксплуатации устройства – клеммы выгибаются и плохой контакт влечет нестабильную зарядку батареи шуруповерта.
То есть, ясно, что нестабильный контакт нарушает работу логики зарядки – в особенности третий контакт, управляющий, именно он отвечает за то, какая сила тока подается на клеммы. Его не получится замкнуть, так как внутри схемы любого аккумулятора находится терморезистор и его сопротивление изменяется с учетом температуры запчастей внутри аккумулятора. Именно так, он защищает батарею одновременно от перегрева и перезаряда. Но в этом случае есть выход. Мы опять разбираем зарядку, загибаем клеммы, дальше при помощи мультиметра смотрим за процессом зарядки – сила тока на клеммах будет потихоньку увеличиваться, а затем снижаться, причем лампочка индикатора на зарядке является дополнительным индикатором работы.
Скорость роста силы тока на клеммах указывает на еще один немаловажный фактор – износ аккумулятора. Если сила тока повышается очень быстро и доходит до 18-19 вольт, то аккумулятор в нормальном состоянии. Когда же батарея медленно принимает зарядку, то большая вероятность того что какая-то запчасть аккумулятора уже негодна и его нужно заменить.
Таким образом, после восстановления контакта между зарядным и аккумулятором мы видим нормальный процесс зарядки. Если посадочное место зарядки расшатано, то нужно зафиксировать батарею в необходимом положении при помощи изоленты. Провода, которые припаяли для индикации, советуем оставить при помощи их очень просто определить, какая запчасть неисправна аккумулятор или зарядка.
Если неисправна батарея, то надо разобрать блок, внимательно осмотреть все места на качество крепления проводов. Если поврежденных креплений нет, то необходимо измерить силу тока мультиметром на каждом элементе. Она обязана быть 0,8-1,1 вольт или выше. Если есть запчасть с меньшей силой тока, то ее необходимо заменить. Вид и емкость элемента непременно должны соответствовать установленным элементам.Если зарядка и аккумулятор исправны, но шуруповерт все равно не работает, то нужно разобрать это приспособление. От клемм батареи выходит несколько проводов, необходимо взять мультиметр и померить силу тока на входе кнопки. Если она присутствует, то надо достать аккумулятор, при помощи зажимов закоротить от него провода. Мультиметр должен определить сопротивление, которое должно стремиться к нулю. В этом случае данная запчасть исправна, проблема состоит в щетках или других элементах. Если сопротивление другое, то кнопку надо будет поменять. Чтобы сделать ремонт кнопки, иногда достаточно почистить наждачкой контакты на клеммах. Также надо проверить и реверсную запчасть. Ремонт происходит с помощью чистки контактов.
Нужно проверить качество обмоток якоря, так как эту запчасть можно купить и заменить своими руками. Чтобы проверить якорь, нужно померить сопротивление на пластинках коллектора, находящихся рядом. Значение обязано стремиться к нулю. Если во время проверки найдены пластинки с сопротивлением отличным от нуля, то надо сделать ремонт запчасти якоря или поменять его.Поломки механической части определяют таким образом:
- Шуруповерт сильно вибрирует при работе.
- Во время работы шуруповерт издает посторонние шумы.
- Шуруповерт включается, но работать им не получается из-за заклинивания.
- Бьет зажимной патрона.
Если во время работы шуруповерт издает посторонние шумы, то это обозначает, что износился подшипник или втулки. Чтобы это починить, нужно разобрать двигатель, затем проверить уровень износа втулки и целостность подшипника. Якорь обязан свободно крутиться, не должно быть каких-то перекосов или трений. Эти приспособления можно приобрести в магазине и заменить запчасть своими руками.
К самым частым неисправностям редукторной конструкции относятся следующие:
- излом штифта, где крепится сателлит;
- истирание шестерней;
- неисправность вала.
Во всех случаях надо поменять неисправную запчасть редуктора. Все описанные выше действия надо выполнять очень внимательно. Разборку шуруповерта необходимо делать в четкой последовательности, так как какие-то из запчастей могут быть потеряны. Сделать самостоятельный ремонт шуруповерта может каждый желающий, нужно только правильно определить поломанную запчасть.
Свободное время в перерывах между ремонтами желательно провести с пользой. Например, привести в порядок инструмент. В этой статье – немного об электрической части аккумуляторного шуруповерта.
В корпусе инструмента размещается электродвигатель постоянного тока, редуктор, пусковая кнопка с регулятором и переключателем направления вращения двигателя и батарея аккумуляторов. Различия в электрических схемах определяются используемым способом управления двигателем. Наиболее часто применяется мощный МОП-транзистор с ШИМ-контроллером, что обеспечивает плавную регулировку скорости вращения.
Транзистор для лучшего отвода тепла крепится на корпусе двигателя или на радиаторе. Плата с контроллером, если она небольшая, часто расположена внутри пусковой кнопки.
Электрический двигатель имеет корпус цилиндрической формы, внутри него закреплены постоянные магниты. Они создают магнитное поле, в котором вращается якорь с обмоткой из медного провода, ее выводы соединяются со щетками коллектора. Питающее напряжение подается на коллектор через угольно-графитовые щетки, его полярность и определяет направление вращения якоря. На оси двигателя напрессована ведущая шестерня, взаимодействующая с редуктором.
В большинстве моделей шуруповертов имеется планетарный редуктор, позволяющий выбрать требуемую для работы скорость: низкую – для завинчивания шурупов, высокую – для сверления. Для регулировки усилия, с которым закручивается шуруп, в конструкции редуктора предусматривается механическая регулировка нагрузки.
В качестве источника питания применяется батарея аккумуляторов с выходным напряжением от 9 до 18 вольт. Большее напряжение позволяет увеличить мощность и надежность инструмента. В современных шуруповертах вместо устаревших никель-кадмиевых элементов устанавливают литий-ионные и литий-полимерные. Несмотря на высокую стоимость, они отличаются небольшими габаритами и лучшими эксплуатационными характеристиками.
Имея общее представление об устройстве и взаимодействии его деталей, можно легко установить причину возникшей поломки и произвести несложный ремонт шуруповерта своими руками.
Распространенная неисправность, когда не запускается двигатель, может быть вызвана выходом из строя аккумуляторной батареи или зарядного устройства. Работоспособность и того, и другого легко проверяется тестером. Если причина не в них, то следующая деталь, подлежащая изучению, это кнопка. Для этого разбирают корпус инструмента и с помощью омметра определяют целостность электрической цепи от батареи до кнопки и далее до двигателя. Неработающую кнопку заменяют однотипной.
В электронной схеме регулировки скорости вращения чаще всего из-за перегрузки повреждается регулирующий транзистор. Его исправность проверяют мультиметром.
В том случае, если при нажатии кнопки на клеммах электродвигателя присутствует напряжение, а вал не крутится, необходимо осмотреть щетки – насколько плотно они прижимаются к коллектору, обеспечивая надежный электрический контакт. Вышедший из строя двигатель, как правило, не ремонтируют, а заменяют новым.
Неработоспособность Ni-Cd или Ni-MH батарей часто связана с потерей емкости одного или нескольких элементов. Ремонт аккумулятора шуруповерта своими руками по силам большинству домашних умельцев. Для того, чтобы определить неисправный элемент, замеряют напряжение на каждом из них (к выходным клеммам батареи при этом подсоединяют достаточно мощную нагрузку, например, автомобильную лампочку). Напряжение на нерабочем элементе будет около нуля. Забракованные таким способом аккумуляторы заменяют исправными, соблюдая полярность подключения. При пайке соединений следует избегать перегрева корпуса банок.
Неквалифицированный ремонт вышедших из строя Li-ion Li-pol батарей может привести к их взрыву или воспламенению, поэтому не может быть рекомендован начинающим ремонтникам.
Конструкция таких батарей предусматривает наличие специальной электронной схемы – контроллера, который отслеживает параметры заряда и разряда и не допускает превышения этих величин. При чрезмерном разряде аккумулятора правильная работа контроллера нарушается. Работоспособность батареи иногда можно восстановить путем ее подзарядки напрямую, с отключенным контроллером, до уровня, при котором схема контроллера заработает самостоятельно.
Заменять неисправные литиевые элементы в батарее специалисты категорически не рекомендуют. Это связано с разбалансировкой работы всей цепи из-за различия параметров элементов и невозможностью настроить точную работу контроллера.
Одним из самых востребованных приспособлений домашних мастеров является шуруповерт. Однако данное приспособление иногда ломается, как и любое другое. Если это произошло, в некоторых случаях можно заменить данный инструмент электрической дрелью. Если работы с помощью электродрели выполнить нельзя, понадобится отнести шуруповерт в сервисный центр для того, чтобы специалисты произвели ремонт инструмента. Однако на это может уйти много времени и денежных средств. Поэтому можно использовать еще один вариант — выполнить ремонт шуруповерта своими руками.
Шуруповерты обычно используются для сборки мебели как в домашних условиях, так и на производстве.
Перед тем как производить ремонтные работы, понадобится ознакомиться с конструкцией данного приспособления. На рис. 1 можно увидеть данный инструмент в разобранном виде.
Элементы, которые нужны для того, чтобы сделать шуруповерт:
- мультиметр;
- зажимы;
- наждачная бумага;
- запасные элементы.
Рисунок 1. Устройство шуруповерта .
Основным элементом является кнопка пуска, которая выполняет несколько функций: включение цепочки питания электрического двигателя и регулятора оборотов. Если нажать кнопку до конца, цепочка питания двигателя замкнется контактами, в результате чего будет обеспечена максимальная мощность. Количество оборотов в данном случае тоже будет максимально возможным. В приспособлении установлен электронный регулятор, который состоит из ШИМ генератора. Данный элемент располагается на плате. Контакт, который размещается на кнопке, будет передвигаться вдоль платы в зависимости от надавливания на кнопку. От размещения элемента будет зависеть уровень регулируемого импульса на ключ. В качестве ключа используется полевой транзистор. Принцип действия будет следующим: чем сильнее мастер нажмет на кнопку, тем большим будет значение импульса на транзисторе и тем больше он будет открываться и увеличивать напряжение на электрическом двигателе.
Реверс вращения электродвигателя будет осуществляться за счет смены полярности на клеммах. Данный процесс осуществляется с помощью контактов, которые будут перекидываться мастером при помощи реверсной ручки.
Устройство зарядного устройства для аккумуляторного шуруповерта.
В шуруповертах в большинстве случаев устанавливаются однофазные коллекторные электродвигатели непрерывного тока. Они являются надежными, их просто изготавливать и обслуживать. Обыкновенный шуруповерт состоит из следующих элементов:
Редукторная конструкция будет преобразовывать высокие обороты вала электрического двигателя в низкие обороты вала патрона. В шуруповертах могут быть планетарные или классические редукторы. Последние используются достаточно редко. Планетарные приспособления состоят из таких элементов:
- кольцевая шестерня;
- солнечная шестерня;
- сателлиты;
- водило.
Солнечная шестерня работает за счет вала якоря, ее зубчики приводят в действие сателлиты, которые вращают водило.
Специальный регулятор используется для того, чтобы регулировать усилия, которые будут подаваться к шурупу. Чаще всего применяется 15 позиций регулировки.
Главными признаками неисправности в данном случае будут:
- шуруповерт не включается;
- невозможно переключить реверсный режим;
- невозможно отрегулировать количество оборотов.
Схема устройства редуктора аккумуляторного шуруповерта.
Первым делом надо проверить аккумулятор шуруповерта. Если инструмент был поставлен на зарядку, но это не помогло, то понадобится подготовить мультиметр и попытаться с его помощью найти неисправность. Для начала нужно измерить величину напряжения на аккумуляторной батарейке. Данная величина должна приблизительно соответствовать той, которая указывается на корпусе. Если имеется заниженное напряжение, то надо будет выявить неисправный элемент: аккумулятор или устройство для зарядки. Для этого понадобится использовать мультиметр. Данное приспособление нужно включить в сеть, после чего измерить напряжение на холостом ходу на клеммах. Оно должно быть на несколько В больше, чем то, которое указывается на конструкции. Если напряжение отсутствует, то понадобится выполнить ремонт блока зарядки. Если нет знаний в области электроники, то рекомендуется приобрести новый.
Если неисправен аккумулятор, то понадобится разобрать блок, осмотреть все места скрепления проводов и проверить их качество. Если нет поврежденных соединений, нужно измерить напряжение на всех элементах мультиметром. Напряжение должно быть 0,9-1 В или более. Если имеется деталь с меньшим напряжением, то понадобится ее заменить. Емкость и тип элемента должны обязательно соответствовать установленным деталям.
Схема внутреннего устройство шуруповерта.
Если зарядное устройство и аккумуляторная батарейка исправны, но шуруповерт не работает, то следует разобрать данное приспособление. От клемм аккумулятора идет несколько проводов, нужно взять мультиметр и измерить напряжение на входе кнопки. Если напряжение присутствует, то нужно вынуть батарею, с помощью зажимов закоротить провода от батарейки. Устройство должно показать значение сопротивления, которое стремится к нулю. В таком случае элемент исправен, проблема заключается в щетках или других деталях. Если сопротивление иное, то кнопку нужно будет заменить. Чтобы выполнить ремонт кнопки, в некоторых случаях достаточно лишь почистить наждачной бумагой контакты на клеммах.
Таким же образом нужно будет проверить и реверсный элемент. Ремонт выполняется путем чистки контактов.
Если электродвигатель работает на высоких оборотах, при этом обороты отрегулировать не получается, то проблема может быть в кнопке или транзисторе, который используется для регулировки.
Устройство шестерен редуктора шуруповерта.
Если цепочки до двигателя исправны, но шуроповерт не работает, то проблема в щетках. Если данные элементы износились, понадобится их заменить.
Проблема может быть и непосредственно в двигателе. Чтобы проверить электрический двигатель, понадобится отключить провода, которые подключены к кнопке. Далее с помощью этого же инструмента нужно измерить значение сопротивления на контактах закрепления проводов. Если значение стремится к нулю, то обмотка оборвалась. В таком случае понадобится выполнить перемотку или установить новый электродвигатель.
Понадобится проверить состояние обмоток якоря, так как данный элемент возможно приобрести и поменять самому. Чтобы проверить якорь, надо будет измерить сопротивление на соседних пластинках коллектора, по всему периметру. Значение должно стремиться к нулю. Если в процессе проверки будут обнаружены пластинки с сопротивлением, которое отличается от нуля, то нужно будет выполнить ремонт якоря или произвести его замену.
Проблемы механической части можно определить следующим образом:
- В процессе работы шуруповерт издает посторонние звуки, которых раньше не было.
- Инструмент сильно вибрирует во время работы.
- Бой патрона для зажима.
- Инструмент включается, однако использовать его не получается из-за заклинивания.
Если в процессе работы приспособление издает посторонние звуки, то это значит, что износились втулки или подшипник. Чтобы это устранить, понадобится разобрать электрический двигатель, после чего проверить целостность подшипника и уровень износа втулки. Якорь должен свободно прокручиваться, не должно быть каких-либо трений или перекосов. Данные приспособления можно купить в строительном супермаркете и заменить самому.
К наиболее частым поломкам редукторной конструкции можно отнести следующие:
- неисправность вала;
- истирание рабочего основания шестерней;
- излом штифта, на котором закрепляется сателлит.
Во всех случаях понадобится заменить неисправные элементы редуктора. Все вышеописанные действия нужно выполнять внимательно. Разборку шуруповерта нужно производить в четкой последовательности, иначе какие-либо из деталей могут быть утеряны.
Выполнить ремонт шуруповерта сможет любой желающий, понадобится лишь правильно определить неисправный элемент.
Добрый день! Я Артем. Чуть меньше 9 лет работаю слесарем и мне нравиться работать руками. Когда создаешь новые полезные вещи или возвращаешь к жизни сломанные предметы. Разве это не прекрасно? Рекомендую, перед реализацией идей с моего сайта, проконсультироваться со специалистами. Удачного рабочего дня!