Мы постараемся ответить на вопрос: глубинный насос для скважины ремонт своими руками по рекомендациям подлинного мастера с максимально подробным описанием.
Если вы находитесь в глухой местности и собираетесь собрать в этом году рекордный урожай овощей или подключить самогонный аппарат для получения долгожданной продукции, то поломка единственного погружного насоса для забора воды будет иметь для вас катастрофические последствия. Поэтому полезно знать способы устранения неисправностей, профилактические меры по их предотвращению, как делать ремонт погружных насосов.
В большинстве случаев ремонт глубинных насосов требуется в том случае, если их хозяева не проводят регулярный профилактический осмотр. Это приводит к тому, что механизм насосов для скважин забивается грязью, разбалтываются крепежные соединения в корпусе устройства и местах подсоединения отводных шлангов, в двигатель проникает вода.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Отечественная промышленность выпускает большое количество водяных насосов разных марок центробежного типа. К ним относятся погружные насосы отечественного производителя «Джилекс Водомет» и «Вихрь», китайская модель» Оазис».
Рис. 1 Насосное оборудование «Джилекс»
Перед тем, как разобрать и отремонтировать погружной насос Джилекс своими руками, сначала необходимо убедиться в наличии электроэнергии.
Когда устройство не включается, ремонт погружного насоса Джилекс начинают с извлечения из штангового или подвесного крепления в скважине, затем проводят его тестовый запуск, проверяют проводку. Если рабочее колесо не вращается, производят проверку обмотки мультиметром. В случае исправности обмотки приступают к разборке скважинного насоса. Причиной отключения может быть засорение крыльчатки колеса песком или грязью.
Рис.2 Погружной насос для колодцев Джилекс в разобранном виде
- Процесс разбора начинают с откручивания стоящего на входе перфорированного фильтра, защищающего прибор от заиливания и попадания песка.
- С вала электродвигателя по порядку снимаются все шайбы, диски и рабочее колесо с крыльчаткой. Для демонтажа рабочего колеса потребуется снимать большое количество деталей (около 20), поэтому при разборке их следует выкладывать на твердую поверхность в таком же порядке.
- Снимают двигатель. Он держится в корпусе с помощью плотного стопорного кольца, для его извлечения можно воспользоваться молотком или киянкой. Ударами по двигателю его смещают вниз, затем возвращают обратно. После нескольких повторов стопорное кольцо сдвигается и затем извлекается при помощи отвертки.
- Далее отсоединяется проводка, открывается крышка отсека размещения двигателя и он извлекается из корпуса насоса.
- После полной разборки устройства можно почистить и промыть крыльчатку, все детали и корпус изнутри.
Ремонт насосов данного типа можно рассмотреть на примере распространенной модели «Малыш». Если помпа имеет небольшой срок службы и ее детали не изношены, с устройством могут произойти следующие неисправности.
Электронасос не работает. В этом случае в первую очередь проверяет подачу напряжения питания, если все нормально, следует проверить (прозвонить) обмотку мультиметром.
Наиболее распространенной неисправностью вибрационных помп является короткое замыкание в обмотке, возникающее при работе в режиме холостого хода — глубинный насос при этом не работает. Нередко причиной короткого замыкания в обмотке является попадание воды в двигатель. В результате перегрева обмотки происходит расплавление изоляции медных проводов, приводящее к их соприкосновению. Восстановить работу насоса можно лишь путем перемотки обмотки, что сложно сделать не только в домашних условиях, но и в ремонтной мастерской в силу стоимости работ, несопоставимых с ценой самого погружного насоса.
Неполадки от вибрации. Многие неисправности вибрационных помп связаны с их режимом работы. При вибрации часто откручиваются или ослабляются крепежные болты, соединяющие части корпуса устройства. К неисправности помпы и нарушению ее работы может привести отвинчивание соединений на фиксаторе обратного клапана, в этом случае гайку необходимо подтянуть и законтрить.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Так как отечественный производитель выпускает крепежные болты из материалов, подверженных ржавчине, сразу после покупки рекомендуется заменить весь крепеж помпы изделиями из нержавеющих материалов. Дополнительно можно использовать вторую гайку (контргайка), пружинные или зубчатые шайбы, самоконтрящиеся гайки. Это значительно упростит сборку и разборку устройства при профилактических работах.
Довольно часто ослабляется гайка крепления поршня, если его не разбирали — это может привести к нарушению работы помпы в виде неэффективного откачивания воды (малый напор) и повышенной вибрации. В этом случае гайки также необходимо поджать и законтрить.
Рис. 4 Вибрационная помпа в разборе
Для того, чтобы избежать постоянного откручивания гаек в вибрационной помпе, можно прибегнуть к методу деформации резьбы на болтах — это предотвратит самопроизвольное откручивание. Сделать это можно при помощи острого керна, повредив резьбу в месте соединения гайки с болтом.
При разборке помпы может обнаружиться отслаивание эпоксидного виброгасителя. Устранить неисправность можно введением в место отслаивания небольшого количества герметика.
Засорение. Помпа при этом не работает или качает воду с небольшим напором. Потребуется извлечь устройство из водозаборной емкости, разобрать и очистить корпус от грязи и песка.
Основной причиной неисправности скважинных насосов является несвоевременная профилактика. В этом случае рабочий механизм погружных устройств подвергается заиливанию и засорению песком, в вибрационных помпах ослабляется крепеж корпуса и внутренних деталей. Когда электронасос не работает, в первую очередь необходимо проверить его обмотку — если произошло межвитковое замыкание или обмотка «прозванивается» на корпус, то ремонт насоса нельзя провести самостоятельно, а перематывание обмотки в специализированной мастерской обойдется намного дороже стоимости самого прибора. В этом случае все дальнейшие манипуляции с устройством не имеют смысла, надо собирать деньги на новый глубинный электронасос. Во всех остальных ситуациях разборка насоса своими руками, чистка его корпуса и рабочего колеса, выставление точного положения поршня в вибрационной модели помогут устранить практически все неисправности.
Советуем почитать: Что делать если насос упал в скважину
Без глубинных насосов ни одна скважина не будет функционировать должным образом. Это весьма прочное на вид устройство действительно таковым и является, отличаясь надежностью и длительностью работы без аварийных ситуаций.
Подключенный глубинный насос, готовый к опусканию в скважину
Поломка глубинных насосов — крайне редкое явление (само собой — при правильной эксплуатации). Но если оно случается, тогда необходим своевременный ремонт глубинных насосов, дабы избежать дополнительных, подчас более серьезных, проблем в водопроводной системе из скважины. К счастью, произвести такой ремонт можно и своими руками.
За счет того, что насосное устройство постоянно взаимодействует с водой, оно постоянно подвергается влиянию различных негативных факторов. К счастью, такие негативные факторы редко приводят к молниеносным поломкам, обычно работоспособность насоса нарушается исподволь, постепенно и заметно для эксплуататоров.
А это значит, что при обнаружении небольших дефектов необязательна радикальная замена глубинного насоса, так как можно обойтись ремонтом своими руками. К слову, замена погружного насоса при небольших поломках вообще практически никогда не проводится. Погружные насосы еще более просты в ремонте, в том числе своими руками, чем глубинные.
В подавляющем числе случаев поломок глубинных насосов выходит из строя именно магнит насосного прибора. Такая поломка чаще всего наблюдается у глубинных насосов марки «Спрут» и «Водолей». К сожалению, в этом случае ремонт своими руками произвести не получится, так как техника для починки магнита насоса имеется лишь на специализированных предприятиях. В такой ситуации насос сразу нужно отвезти на починку к специалистам.
Другое дело — посторонние шумы в случае, когда насосное устройство запущенно. Здесь уже речь идет о поломке механического характера. В подавляющем большинстве случаев поломку механического характера можно устранить своими руками.
Первым делом при посторонних шумах необходимо разобрать на запчасти насосное устройство. В случаях, когда шумы слышны у насосов марки «Спрут» или «Водолей», необходимо первым делом проверить электрическую систему насоса, к которой относится как непосредственно сам двигатель, так и система автоматики.
Глубинный насос с подключенным шлангом
Насосы марки «Спрут» и «Водолей» имеют поломки чаще всего именно в этих системах, отремонтировать которые, впрочем, достаточно просто и своими руками. Среди прочих проблем, часто возникающих у насосов марки «Спрут» и «Водолей» — это поломки реле времени и системы защиты от короткого замыкания или сухого хода.
Причинами таких поломок могут служить постепенные засоры внутренней насосной системы инородными предметами из грунта скважины. Кроме того, работа насоса в сухом режиме тоже может стать серьезной проблемой, так как на таком «ходу» быстро заканчивается масло, что приводит к неравномерной и неплавной работе внутренних механизмов насоса.
При такой ситуации со временем детали подвергаются деформации, вплоть до невозможности починки в принципе. Именно поэтому любое насосное устройство, особенно популярных в СНГ марок «Водолей» и «Спрут», должно проходить постоянную диагностику на наличие внутренних проблем, желательно специалистами.
Самыми редкими причинами сбоя работы насосной системы можно назвать такие причины:
- перегрев рабочей жидкости, когда ее температура превышает 40 градусов по Цельсию;
- неправильное закрепление подводного кабеля.
Эти проблемы характерны не только для насосов марок «Водолей» и «Спрут», а вообще для всех, так как причины, приведшие к таким проблемам, никак не связаны с качеством насоса, а напрямую зависят от профессионализма монтажера насоса.
к меню ↑
При обнаружении того, что устройство не работает как нужно, не следует сразу предпринимать попытки его починки, даже если причина очевидна. Изначально нужно проверить устройство на наличие или второстепенных проблем, не столь очевидных при первом осмотре, или на наличие основной проблемы, когда изначально вообще непонятно почему устройство не работает.
Глубинный насос с накопившимися отложениями на корпусе
На глубинных насосах марок «Спрут» и Водолей», как, впрочем, и на любых других, первым делаем нужно проверить, имела ли место быть банальная перегрузка, из-за которой мог отключиться автомат и вся насосная система в целом.
- разобрать распределительную коробку;
- произвести визуальный осмотр внутренней части — перегоревшая деталь будет сразу заметна (также может ощущаться запах гари).
Если причина поломки не ясна, то нужно снять крыльчатку с насосного двигателя и проверить, вращается ли непосредственно сам двигатель в свободном состоянии или нет.
Важно знать, что большинство современных насосных устройств изготовляются однофазными. К ним присоединяют так называемый «сглаживающий конденсатор», благодаря которому запуск двигателя проходит более гладко и плавно. Вокруг него имеется специальная обмотка.
В таких насосах чаще всего выгорает двигатель. Собственно по этой причине и нужно снимать крыльчатку. А после снятия крыльчатки необходимо произвести попытку прокрутки вала вручную. Благодаря заранее освобожденному месту, из-за снятия крыльчатки, сделать это не составляет труда.
Но если вал не крутится, то нужно думать о механической поломке. Если быть точнее, то думать следует о заклинивании двигателя.
Случиться это может по той причине, что в двигатель постоянно попадают мелкие или же в иных случаях крупные частицы грунта.
Происходит это лишь в тех случаях, если на двигателе нет дополнительного защитного фильтра. Собственно эти частицы и могут быть причиной возникновения таких проблем. Примечательно, что если их своевременно не удалять с двигателя насосного устройства, то это постепенно приведет к тому, что полностью сгорит вся обмотка статора. Она, что очевидно, ремонту не подлежит, только замене. Впрочем, если вал не имеет проблем с вращением, то нижнюю часть мотора можно собрать.
к меню ↑
к меню ↑
Перед началом разбора верхней части электродвигателя нужно обязательно поставить его в вертикальном положении. Это действительно необходимо, так как установка электродвигателя в неправильное положение может повлечь утечку масла, которое является рабочей жидкостью в насосных системах.
После установки электродвигателя в необходимое вертикальное положение нужно обязательно снять ту крышку, через которую проходят провода питания установленного электродвигателя. Собственно при снятии крышки сразу можно провести диагностику пускового конденсатора на наличие проблем. Для этого необходимо будет использовать омметр, дабы проверить сопротивление как пусковой, так и собственной рабочей обмотки.
Поэтому дальше нужно взять клеммы омметра и присоединить их к непосредственно самой обмотке. Далее необходимо сделать вращение рукоятки, которое затем создаст необходимое напряжение в 200 – 300 вольт. При показаниях на приборе сопротивления, не доходящего до бесконечности, а это имеет определенное значение, можно считать, что состояние обмотки удовлетворительное или даже идеальное.
А вот в случаях, когда прибор фиксирует сопротивление, доходящее до бесконечности, можно смело говорить о том, что есть проблема в виде обрыва рабочей фазы мотора.
Засор внутренней части глубинного насоса
Когда прибор фиксирует чересчур маленькое сопротивление можно говорить о том, что имеет место быть так называемое межвитковое замыкание. К сожалению, если произошла одна из перечисленных выше возможных проблем, то попытка все исправить своими руками не увенчается успехом, и агрегат необходимо будет отвезти к специалистам, имеющим необходимое для починки оборудование.
Впрочем, в большинстве случаев описанные выше проблемы требуют не столько частичного или полного ремонта, сколько полной замены всех неисправных деталей. Особенно если речь идет об обмотке.
Если прибор говорит о том, что все проверяемые элементы насосной системы находятся в полностью исправном состоянии, необходимо тщательно исследовать пусковой конденсатор. При таких обстоятельствах чаще всего причиной неисправности всей системы является именно его поломка. Кроме того, он может быть в состоянии так называемого обрыва.
К сожалению, на первый взгляд эта проблема может не броситься в глаза, но при диагностике специальным прибором, омметром, неисправность обязательно вылезет наружу. И уже в этих случаях произвести ремонт пускового конденсатора можно будет собственными силами. Однако чаще всего ремонтом пускового конденсатора можно назвать лишь его полную замену, так как его поломка, а чаще всего это перегрев и сгорание конденсатора, является фатальной поломкой.
Ремонт глубинных насосов своими руками
Если глубинный насос перестает работать, это доставляет массу неприятных моментов для владельцев скважин и колодцев на своих участках. Основная задача агрегатов состоит в подъеме жидкости наверх, чтобы обеспечить нужды человека.
Современные устройства изготавливаются достаточно надежными, их система дает редко сбой, но как и все агрегаты они могут выходить со строя. Какие причины поломок глубинных насосов, как разобрать глубинный насос и отремонтировать предлагается узнать из статьи.
Для использования запасов с подземных источников, колодцев или скважин лучше всего использовать глубинные насосы.
Принцип действия их заключается в следующем:
- Агрегат опускается в жидкость до отметки ниже поверхностного уровня.
- Создаваемое в устройстве давление, заставляет воду выталкиваться вверх, для чего устанавливаются шланг или труба для глубинного насоса.
- Простые аппараты такого вида могут доставать воду с глубины до 40 метров, более технологичные и дорогие — до 80 метров.
- Существуют две основных категорий насосов:
- для чистой воды, используются для получения очищенной от примесей жидкости. Чаще всего изготавливаются многоступенчатыми.
- грязной.
Устройство погружного вибрационного насоса
Выход агрегата из строя может произойти по нескольким причинам. При расположении насоса непосредственно возле воды на него действуют многие негативные факторы. При проведении ремонта цена будет значительно ниже, чем приобретение нового агрегата.
Причинами выхода устройства со строя могут быть:
- Выход и строя магнита. При этом обычный ремонт не поможет, нужна помощь специалистов.
Механическую поломку характеризуют посторонние звуки, издаваемые насосом. Такую неисправность изделия можно будет попытаться выполнить и самостоятельно.
При механической поломке причиной может быть слишком грязная вода, засоряющая насос. Иногда устройство работает в сухом режиме, с отсутствием масла, которое должно присутствовать обязательно.
Агрегат может выйти из строя, при нагреве рабочей жидкости до температуры больше 40°С. Причин поломок агрегата может быть много, как в механической части, так и электрической, состоящей из двигателя и системы автоматики.
Здесь же расположены:
- Реле времени.
- Автоматические элементы, предохраняющие насосы от коротких замыканий.
Время от времени все это может приходить в негодность.
Как и любое устройство глубинные насосы требуют к себе бережного отношения. Чаще всего производители агрегатов предусматривают возникновение возможных опасных ситуаций при эксплуатации и выпускают дополнительные устройства, имеющие вид внешнего блока автоматики и управления изделием.
Схема подключения глубинного насоса
В процессе эксплуатации погружного насоса необходимо, чтобы были исключены из системы:
- Сухой ход. Возникает при падении ниже критического уровня воды, а патрубок агрегата оказывается выше него. В результате устройство выходит со строя. Предотвратить такое явление можно:
- установкой поплавковой системы;
- опустить в воду два специальных электрода или датчика уровня, которые соединены с защитным устройством. При расположении нижнего электрода выше уровня воды, насос отключается, а при достижении уровня верхнего электрода включается;
- установка устройства, которое контролирует прохождение через насос воды. При ее отсутствии этот элемент останавливает работу насоса.
- Гидравлический удар. Возникает в случае включения «сухого насоса» или при отключении агрегата. В этот момент жидкость сильно ударяет по лопастям крыльчатки, что может их сильно повредить и привести к выходу насоса со строя. Решить проблему можно:
- устройством обратного клапана из высокопрочных материалов, что может уменьшить вес водяного столба, действующего на крыльчатку;
- оборудование гидроаккумуляторов реле давления и датчиками, которые могут включать и отключать насос при переизбытке давления в системе.
- Нестабильные параметры в электросети.
Совет: Приобретая глубинный насос, нужно обращать внимание на допустимое отклонение напряжения, которое может выдержать агрегат и наличие защиты электродвигателя от неожиданных скачков напряжения в сети.
- Замерзание воды. Недопустимо такое явление в корпусе насоса. При опускании температуры ниже нуля воду необходимо слить. При круглогодичном использовании устройства, его устанавливают в кессоны.
- Мутность выкачиваемой жидкости. Наличие абразивных частиц может привести не только к заклиниванию глубинного насоса, но и повреждению всего тракта.
При возникновении поломок агрегата, прежде всего, необходимо выполнить его диагностику и выявить причину неисправностей.
Инструкция предлагает такой порядок работ:
- Определяется, отсутствует ли перегрузка напряжения в сети, что может привести к отключению предохранительного автомата. Для этого:
- распределительную коробку необходимо вскрыть;
- снять с двигателя крыльчатку;
- проверить ее вращение при отсутствии нагрузки.
На фото показан порядок сборки элементов насоса:
Совет: Для плавности пуска двигателя к нему нужно подсоединить сглаживающий конденсатор.
- После снятия крыльчатки проверяется не сгорел ли мотор.
- Прокручивается вручную вал. Этому не будет мешать, ранее снятая крыльчатка.
- При невозможности прокрутить вал, возможно возникла механическая поломка элемента, что привело к заклиниванию двигателя. В этом случае в агрегат могли попасть различные мелкие и крупные частицы грунта.
- Обмотки статора может сгореть от несвоевременного устранения грязи.
- При нормальном вращении вала собирается нижняя часть мотора.
Есть несколько способов, которые могут помочь облегчить ремонт глубинного насоса:
- Разбирать верхнюю часть электродвигателя нужно начинать после установки его вертикально. Это предотвратит вытекание масла наружу, что недопустимо, поскольку масло в большинстве современных системах является рабочей жидкостью.
- Снимается крышка, куда подходят провода подающие напряжение к электромотору. Здесь же хорошо виден и пусковой конденсатор.
- Проверку сопротивления пусковой и рабочей обмоток, следует проводить с помощью омметра, клеммы которого подключаются к обмотке.
- Вращая рукоятку, необходимо создать напряжение в несколько сотен вольт. Если показание прибора имеет определенное значение, но не бесконечное, значит, все обмотки исправны. Показание прибором на рабочей обмотке бесконечности указывает на обрыв в рабочей фазе мотора.
- Небольшая величина сопротивления указывает, что между витками двигателя существует замыкание.
Совет: При наличии указанных выше поломок, все самостоятельно исправить практически невозможно. Лучше в этом случае устройство отдать на ремонт в специализированную мастерскую.
- Если все приборы показывают исправность элементов, понадобится проверка пускового конденсатора.
Возможно, что он неисправен или в элементе произошел обрыв. Такой дефект может обнаружить точно прибор, хотя внешне все смотрится исправно. Замену конденсатора можно произвести самостоятельно.
С поэтапным планом выполнения работ можно познакомиться на примере: как производится ремонт глубинного насоса спрут.
Для проведения работ понадобятся:
- Отвертки: плоская и крестообразная.
- Ключ на «9» рожковый и накидной.
- Щетка для работы по металлу.
- Строительная кисть со средней жёсткостью.
- Для облегчения демонтажа необходима вспомогательная жидкость.
Выполнение работ производится в такой последовательности:
- Демонтируется средняя часть насоса. Для этого:
- насос очищается от грязи;
- отсоединяется заборная защитная решетка, фиксируемая двумя винтами;
- откручиваются четыре винта, соединяющие две основные части устройства.
- Очистка шнека и, при необходимости, его замена. В этом случае:
- выкручивается против часовой стрелки изношенный витой шток;
- новый элемент устанавливается в обратном порядке;
- такая деталь идет в одном комплекте с резиновой втулкой, что требует ее замену на новую.
- Разбирается верхняя часть насоса для замены резиновой трубки.
- разъединяются элементы конструкции и выполняется замена элемента;
- верхняя част корпуса собирается в обратном порядке.
- Проверка уровня масла. При недостаточном количестве масла в устройстве его необходимо заменить полностью. Больше всего подходит вазелиновое масло. Реже используется пропиленгликоль или глицериновое.
Как ремонтируются насосные станции для дома с глубинным насосом хорошо видно на видео в этой статье.
После окончания ремонта глубинных насосов или их профилактическом обслуживании необходимо придерживаться упорядоченной схемы демонтажа и монтажа устройства. Болты и граверы должны располагаться на своих начальных местах.
В конце процесса сборки нужно обратить внимание на соединение мест корпусной части изделия. Все крепежные элементы должны плотно прилегать к основанию корпуса.
Нельзя допускать их «недожатия». Щели или зазоры увеличат механический износ внутренних и наружных составляющих обслуживаемого насоса.
После того как выполнена замена всех изношенных деталей можно производить монтаж глубинного насоса. Своевременный ремонт глубинного насоса увеличит его срок эксплуатации.
За последние годы число скважин на приусадебных и дачных участках возросло в десятки раз. И дело не только в том, что цена на бурильные работы существенно снизилась и благодаря интернету стали доступны чертежи самодельных буровых установок. Многих привлекает то, что в доме всегда будет вода, независимо от неполадок в водопроводных сетях, но стоит помнить, что время от времени придется проводить ремонт скважинных насосов, ведь ресурс оборудования не бесконечен.
На фото: независимо от размеров оборудования, процесс ремонта аналогичен для всех моделей
Как известно, любую поломку гораздо проще предотвратить, чем устранять. Именно поэтому идеальным вариантом будет профилактический осмотр и обслуживание как минимум раз в год, но лучше это делать дважды – весной и осенью.
Данный тип работ достаточно прост:
- Насос необходимо достать из скважины, даже эта работа бывает достаточно непростой, особенно если скважина глубокая и оборудование имеет значительный вес. В этом случае лучше позвать помощника.
- После извлечения агрегата следует осмотреть подвесной тросик и электрический кабель. Далее следует проверить корпус на наличие повреждений, загрязнений и очагов коррозии.
- Лучше ненадолго запустить насос и послушать – любой посторонний звук будет свидетельствовать о неполадках.
Периодическая проверка и очистка значительно снижает вероятность возникновения неисправностей. Кроме того, если на насосе будет присутствовать песок и ил, это прямое свидетельство того, что необходимо раскачать скважину, иначе заиливание приведет к поломке насоса, которую вряд ли удастся устранить.
Чтобы лучше понять, как проводить ремонт скважинного насоса своими руками, стоит разобраться с причинами тех или иных неисправностей и понять наиболее типичные проблемы. Конечно, в процессе использования может сломаться что угодно, но существует определенный набор так называемых «болезней», которые проявляются чаще всего.
Важно! Как бы вас не убеждал продавец о том, что какой-то насос не хуже модели, стоимость которой в 2 раза выше, чаще всего более дорогие модели значительно надежнее и долговечнее.
Пускай вас не пугают сложные схемы агрегатов, на практике все гораздо проще
Отметим сразу, что чаще всего агрегат выходит из строя по собственной халатности владельцев. Многие из них, приобретая насос, даже не читают инструкцию, в которой прописаны правила использования и основные меры безопасности.
Более того, у подавляющего большинства пользователей оборудование спускается в скважину и не достается оттуда, пока не сломается, а этого можно было бы избежать, извлекая его для осмотра хотя бы раз в год.
Но даже при ответственном отношении неисправности могут возникнуть, рассмотрим самые распространенные из них:
- Работа оборудования «всухую», это происходит, если насос подвешивается слишком высоко или в процессе водоснабжения уровень в скважине падает очень сильно. Механизм должен работать с водой – она служит охладителем и смазкой, без него происходит перегрев и заклинивание, а иногда и оплавление пластиковых частей.
- Пользование слишком мощным насосом, в этом случае забор слишком интенсивный, и со дна всасывается песок, который может сильно повредить основную перекачивающую деталь – крыльчатку насоса.
Песок способен разрушить даже чугунную крыльчатку
- Перепады и скачки электроснабжения способны привести в негодность конденсатор и другие электрические части. Следует использовать стабилизаторы напряжения.
- И, наконец, причиной поломок может служить банальный износ узлов.
Чаще всего причинами неисправностей являются:
- Неисправности гидроаккумулятора и обратного клапана – эти узлы не входят в систему, но, если они работают неправильно, насос не защищен от перепадов давления и, скорее всего, получит гидроудар.
- Эрозия и повреждение крыльчаток, валов и других движущихся частей.
- Неисправности обмотки и конденсатора.
- Засорение системы песком и илом.
Вот, что вы можете увидеть, разобрав насос, согласитесь, долго он работать не сможет
Если вы не имеете каких-либо способностей и никогда не видели в разобранном виде даже простейшие устройства, стоит обратиться к специалистам. Так же стоит поступить при отсутствии хотя бы минимального набора слесарного инструмента. Но, если у вас есть хотя бы элементарные знания и набор ключей и отверток, можно попробовать проделать некоторые работы самостоятельно.
Простейшая схема устройства насоса
Вот простейшая инструкция по диагностике и ремонту погружного насоса:
- Перед началом каких бы то ни было работ стоит включить насос в сеть и послушать, если есть какие-либо звуки – щелчки, гудение и так далее, работы можно продолжать, если же полная тишина, то, скорее всего, сгорел магнит, который ремонту не поддается. Такое оборудование утилизируется.
- Далее снимается нижняя часть корпуса. В данном типе насосов двигатель однофазный, в нем две обмотки – пусковая и рабочая. В пусковом контуре вмонтирован конденсатор, емкость которого может составлять до 40 мкФ. Но проверяется в первую очередь вал и лопасти или рабочие колеса – все должно свободно вращаться и не иметь повреждений.
- Заклинивший вал свидетельствует о сгорании обмотки статора. Он заменяется целиком, хотя в некоторых моделях сделать это не удастся и насос придется выбросить. Если же все вращается и не повреждено – нижняя часть собирается обратно.
Статор – это внешняя, неподвижная часть обмотки насоса
- Перед началом разборки верхней части следует поставить корпус вертикально и закрепить его, иначе из двигателя вытечет масло. Под крышкой вы увидите несколько проводов и конденсатор.
Конденсатор и провода располагаются под верхней крышкой насоса
- Вначале с помощью тестера или омметра замеряется сопротивление пусковой и рабочей обмоток (обычно у рабочей значение 15-20 Ом, у пусковой — 30-40) – если на какой-то из них прибор показывает бесконечность, значит в ней присутствует обрыв. Малые значения сопротивления – свидетельство того, что провода обмотки замыкают между собой.
- Ну и, напоследок, если все данные в норме, проверяется конденсатор. Если причина в нем, то его следует заменить аналогичным.
В подавляющем большинстве случаев проведение всех вышеперечисленных мероприятий позволяет самостоятельно починить оборудование, избежав значительных трат. Как видите, работы достаточно просты, для их проведения не нужно электротехническое образование – важно аккуратное и скрупулезное проведение всех работ.
Кроме того, вы сможете выяснить, поддается ли насос ремонту, и не будете тратить деньги на диагностику в мастерской, ведь даже если насос не пригоден к восстановлению, с вас возьмут деньги.
Совет! Помните, что корпус насоса постоянно располагается в воде, поэтому при сборке проверяйте правильное положение прокладок и их состояние.
Не стоит бояться разобрать насос, возьмите на вооружение наши рекомендации, и вы без труда справитесь с данной задачей. Видео в этой статье наглядно покажет некоторые этапы процесса.
Поскольку погружное насосное оборудование используется на многих дачных участках и в загородных домах для решения различных проблем водоснабжения, несложный ремонт погружного насоса полезно уметь делать каждому владельцу подобного оборудования. Особенно это касается поломок механического характера, с которыми можно справиться своими руками, если знать причину поломки и способы её устранения. В нашей статье мы расскажем, как производить ремонт глубинных скважинных насосов самостоятельно, опишем самые распространённые поломки и способы их устранения. При этом последовательность ремонта и частые неисправности мы опишем для наиболее распространённых моделей насосного оборудования агрегатов «Водомёт» и «Вихрь». Видео в конце статьи поможет вам разобраться в тонкостях ремонта погружных насосов.
Насосы марки «Водомёт» и «Вихрь» пользуются огромным спросом из-за простоты конструкции и простого ремонта скважинного агрегата. Основа любого погружного насосного изделия – это компактный цилиндрический корпус. Именно в этом корпусе находится двигатель с крыльчаткой, надетой на его вал. При этом крыльчатка отделяется от отсека с двигателем посредством специального вкладыша. Через него и проходит вал.
Прежде чем приступать к ремонту скважинных глубинных насосов, необходимо оценить исправность работы его основных узлов. Для этого делают следующее:
- Для начала проверяют поршень на наличие повреждений и деформаций. Он должен быть прямым и ровным.
- Затем оценивают проходимость всасывающего отверстия. Оно считается исправным, если воздух, проникая со стороны всасывающего патрубка, свободно проходит с двух сторон.
- Также стоит своими руками измерять расстояние между поршнем и магнитами катушек. В норме оно должно быть в пределах 0,4-0,5 см. Если эта величина будет больше, то катушки в приборе могут биться. При уменьшении просвета может возникнуть перегрев двигателя.
- Кроме того, в агрегатах «Водомёт» и других подобных моделях нужно измерять расстояние от клапана, закрывающего впускное отверстие, до корпуса прибора. В норме оно должно быть от 0,7 до 0,8 см. Это позволит жидкости свободно вытекать из агрегата при отсутствии давления.
- Также нужно убедиться, что неисправности в работе скважинного глубинного агрегата не вызваны критическими скачками напряжения. Поэтому при помощи специального прибора нужно измерять напряжение в сети. Оно должно быть в пределах 200-240 V.
Поскольку в продаже есть модели насосного оборудования разных производителей, отличающиеся прочностью и особенностями конструкции, то ремонт и эксплуатация таких приборов должны выполняться с учётом модели. Поскольку в качестве скважинного агрегата вы могли выбрать не «Водомёт» или «Вихрь», а модель другой марки, мы решили перечислить слабые стороны самых распространённых насосных изделий, а также особенности их ремонта:
- Большинство моделей Grundfos имеет особую теплоизоляцию двигателя и встроенные клапаны. Поэтому иногда нужно менять теплоизоляционные уплотнители мотора. Эта работа под силу только профессионалу.
- Насосы марки Джилекс часто сталкиваются с вытеканием жидкости из электродвигателя. Для ремонта необходимо заменить жидкость аналогичным продуктом. Сделать это можно только в специальном центре обслуживания.
- Самой большой популярностью пользуется отечественный насос «Малыш» . Хоть цена сервисного ремонта вполне приемлема, несложно отремонтировать этот прибор своими руками. Распространённая проблема – агрегат сильно шумит после включения, но воду не качает. Обычно такое происходит из-за разрыва центральной оси, на которой установлена мембрана и якорь. Обычно разборка агрегата позволяет быстро выявить проблему. Ось необходимо заменить. Более подробно о ремонте насоса «Малыш» вы можете узнать из предложенного видео:
- Скважинный насос «Водолей» довольно часто перегревается во время работы. Особенно это касается агрегатов, установленных в неглубоких скважинах. Однако поскольку ремонт такого оборудования может составить около половины его стоимости, то при поломке недорогого насоса проще купить новый прибор.
- Насосы «Водомёт» и «Вихрь» — это довольно надёжная техника, которая при правильном использовании может прослужить длительное время без поломок. При неправильной эксплуатации агрегаты могут засоряться илом и песком. Для ремонта потребуется менять насосную часть.
- Насосное оборудование «Ручеёк» также славится своей способностью к перегреву. И это несмотря на конструкцию с соблюдением европейских стандартов. Согласно инструкции производителя прибор может проработать без остановки 7 часов, но на практике это вызовет перегрев. Поэтому насосу рекомендуется давать передышку после 2-3 часов работы.
Что касается насосов «Водомёт» или агрегатов других марок, то часто причинами поломки могут быть:
- заиливание крыльчатки;
- разрыв питающего кабеля;
- выход из строя ротора или статора.
Для диагностики проблемы своими руками стоит придерживаться следующих правил:
- Для начала агрегат нужно извлечь из скважины и выполнить его тестовый запуск. Если вал вращается, значит, проблема кроется в крыльчатке. Её необходимо почистить от ила и агрегат можно собирать и эксплуатировать дальше.
- Если насос «Водомёт» при тестовом запуске даже не включается, то сначала необходимо проверить тестером силовой кабель. Для этого проверяют напряжение на клеммах моторного отсека. Если оно есть, то кабель целый. В противном случае придётся заменить его новым кабелем.
- Если при диагностике скважинного насоса выяснится, что с кабелем всё в порядке, значит, причина неисправности кроется в электродвигателе. В этом случае изделие придётся разбирать до самого моторного отсека, извлекать статор или ротор и перематывать обмотку.
Чтобы произвести ремонт любого насосного оборудования своими руками, необходимо научиться его разбирать. Как это делать, мы рассмотрим на примере насоса «Водомёт». Разборку выполняем в такой последовательности:
- На входном патрубке необходимо открутить цилиндр с перфорированным днищем. Это фильтр грубой очистки, защищающий изделие от песка и заиливания.
- Далее своими руками с вала на двигателе насосного агрегата демонтируются все шайбы, диски и «стаканы». Чтобы вам было проще установить снятые изделия в нужном порядке назад, выкладывайте их рядом в той последовательности, в которой вы их снимаете.
Важно знать: крыльчатка состоит из 16 составляющих съёмных деталей, не считая стольких же антифрикционных шайб. Поэтому очень важно соблюдать последовательность снятия и обратной установки всех элементов.
- После этого со скважинного насоса «Водомёт» необходимо демонтировать стопорное кольцо двигателя. Эта деталь закрывает крышку моторного отсека. Для этого необходимо воспользоваться киянкой. Ударом этого инструмента сдвигаем двигатель вниз, после этого тянем за шнур и возвращаем его обратно. После таких манипуляций уплотнительное кольцо сдвинется. После этого стопорное кольцо смещают отвёрткой в сторону корпуса. В результате этого стопор перекосит и его легко будет вынуть.
- Далее отсоединяем проводку, открываем крышку моторного отсека. После этого при помощи киянки и отвертки можно извлечь мотор из корпуса.
В результате такой разборки можно легко промыть и прочистить крыльчатку и все её составляющие элементы. Двигатель можно отвезти на диагностику и ремонт в специализированную мастерскую. После прочистки и ремонта сборка происходит в обратном порядке.
Большинство насосных изделий разных марок часто сталкиваются с одинаковыми проблемами. Мы перечислим самые распространённые из них и укажем, что нужно делать для устранения неисправности:
Видео инструкция по ремонту скважинного насоса «Вихрь»:
Добрый день! Я Артем. Чуть меньше 9 лет работаю слесарем и мне нравиться работать руками. Когда создаешь новые полезные вещи или возвращаешь к жизни сломанные предметы. Разве это не прекрасно? Рекомендую, перед реализацией идей с моего сайта, проконсультироваться со специалистами. Удачного рабочего дня!