Мы постараемся ответить на вопрос: ремонт фена skil своими руками по рекомендациям подлинного мастера с максимально подробным описанием.
Всем нам знаком такой вспомогательный инструмент в строительстве как строительный электрический фен, которым мы привыкли пользоваться для снятия лакокрасочных покрытий.
Основополагающий принцип работы строительного фена мало чем отличим от обыкновенного фена, которым мы пользуемся для сушки волос.
Соответственно и электрическая схема строительного фена имеет сходство с электрической схемой обыкновенного фена.
В изложенной теме будет дано пояснение:
- электрической схеме строительного фена;
- принципу работы строительного фена;
- возможным причинам неисправности;
- устранению данных неисправностей.
Рассмотрим электрическую схему рис.1 строительного фена:
Одна диагональ диодного моста — подключается к внешнему источнику переменного напряжения 220В.
Другая диагональ диодного моста соединена с электродвигателем.
Электрическая схема состоит из следующих элементов:
- тумблера, осуществляющим режим температуры управления — К1;
- тумблера, осуществляющим скорость вращения ротора электродвигателя управление скоростью обдува — К2;
- тумблера отключения ТЭНов — К3;
- электродвигателя вентилятора — М;
- конденсатора — С;
- ТЭНов — RТЭН;
- диодов — VD1, VD2.
Через диодную мостовую схему одной диагонали моста выпрямленный ток двух потенциалов +,- поступает на электродвигатель. При переходе от анода к катоду — ток протекает при положительном полупериоде синусоидального напряжения.
Два конденсатора соединенных в электрической схеме параллельно, — служат дополнительными сглаживающими фильтрами.
Скорость обдува происходит за счет изменчивости сопротивления в электрической цепи, то есть, при переключении тумблера скорости на наибольшее значение сопротивления, — скорость вращения ротора электродвигателя уменьшается в связи с падением напряжения.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Количество ТЭНов нагревателей в данной схеме — четыре. Температурный режим строительного фена осуществляется тумблером температурного управления.
ТЕНы в электрической цепи имеют разное сопротивление, — соответственно, температура нагрева при переключении из одного участка электрической цепи на другой — нагрев ТЭНов будет соответствовать своему значению сопротивления.
Общий внешний вид строительного фена с его названиями отдельных деталей, — показан на рис.2
Следующая электрическая схема строительного фена рис.3, — сопоставима с электрической схемой рис.1
В данной электрической схеме отсутствует диодный мост. Управление скоростью обдува и управление температурным режимом, — происходит при переключении из одного участка электрической цепи на другой, а именно:
- при переключении на участок электрической цепи — состоящей из диода;
- при переключении на участок электрической цепи — не имеющей диод.
При протекании тока в переходе анод — катод диода VD1, имеющим свое сопротивление, — ТЭН2 будет нагреваться соответственно двум значениям сопротивлений:
- сопротивления при переходе анод — катод диода VD1;
- сопротивлении ТЭНа ТЭН2.
При протекании тока в переходе анод — катод диода VD2, напряжение подаваемое на электродвигатель и ТЭН1, — будет принимать наименьшее значение.
Соответственно, скорость вращения ротора электродвигателя и температура нагрева ТЭНа для данного участка электрической цепи, — будет соответствовать прямому переходу тока диода VD2. Нагрев ТЭНа ТЭН1 для данного участка, так же зависит от своего внутреннего сопротивления, то есть учитывается сопротивление ТЭНа.
Основными причинами неисправности строительного фена здесь можно назвать неисправность элементов электроники:
Чаще всего такая неисправность происходит при резком скачке внешнего источника переменного напряжения. Так например, причина неисправности конденсатора вызвана тем, что обкладки конденсатора замыкаются при скачке напряжения между собой — накоротко.
Конечно же не исключается такая возможность неисправности как разрыв в обмотке статора электродвигателя перегорание обмотки.
К незначительным неисправностям можно отнести такие причины как:
- окисление контактов тумблера температурного управления;
- окисление контактов тумблера управления скоростью обдува;
- окисление контактов тумблера отключения ТЭНов;
- разрыв провода в сетевом кабеле;
- неисправность штепсельной вилки отсутствие контакта.
Диагностика на выявление причины неисправности проводится прибором » Мультиметр».
При замене конденсатора — учитывается его емкость и номинальное значение напряжения.
При замене диода — учитывается сопротивление двух значений, в направлениях:
- от анода к катоду;
- от катода к аноду.
Как нам известно, значение сопротивления от анода к катоду будет значительно меньше чем от катода к аноду.
С электродвигателем, при его неисправности, дела обстоят по-сложнее. При подобной неисправности, проще заменить электродвигатель чем допустим выполнить перемотку обмоток статора. Но и такая работа выполнима, — кто непосредственно занимается подобным ремонтом. В этом случае учитывается:
Видео (кликните для воспроизведения). |
- количество витков в обмотке статора;
- сечение медного провода.
Не исключается и такая неисправность как перегорание ТЭНа. Замена ТЭНа проводится с учетом своего значения сопротивления.
Рассмотрим устройство электродвигателей и как именно нужно проводить диагностику электрических машин, как их принято считать в разделе по электротехнике.
Для наглядного примера, представлены фотоснимки нескольких типов таких электрических машин, — относящихся к коллекторным электродвигателям. Устройство и принцип работы допустим двух коллекторных электродвигателей:
— ничем не отличается. Различие в электродвигателях состоит лишь в скорости вращения ротора и в мощности электродвигателя. Поэтому, мы как бы не будем заострять свое внимание в том плане, что приведены разъяснения, не относящиеся к электродвигателю строительного фена.
Электродвигатель строительного фена — асинхронный, коллекторный, однофазного переменного тока.
Устройство ротора не требует каких либо разъяснений, так как все представлено на фотоснимке рис.4 и схематическом изображении ротора электродвигателя.
асинхронный коллекторный электродвигатель однофазного переменного тока
Электрическая схема коллекторного электродвигателя рис.5 выглядит следующим образом:
В схеме мы можем заметить, что коллекторный электродвигатель может работать как от переменного так и от постоянного тока, — таковы законы физики.
Две обмотки статора электродвигателя соединены последовательно. Две графитовые щетки в контакте — в электрическом соединении с коллектором ротора электродвигателя.
Электрическая цепь замыкается на обмотках ротора, — соответственно, обмотки ротора в электрической схеме соединены параллельно через скользящий контакт щетка — коллектор.
диагностика обмоток статора электродвигателя
На фотоснимке показан один из способов диагностирования обмоток статора электродвигателя. Таким способом проверяется целостность либо пробой изоляции обмоток статора. То есть один щуп прибора соединяется с любым из выведенных концов обмоток статора, другой щуп прибора соединяется с сердечником статора.
В том случае, если будет нарушена изоляция обмотки статора и проводка обмотки будет замыкать на сердечник, — прибор укажет на режим короткого замыкания нулевое значение сопротивления. Из этого следует, что обмотка статора неисправна.
Прибор на фотоснимке указывает на единичку при диагностировании, — это еще не будет означать, что данная обмотка статора является пригодной к эксплуатации.
Необходимо так же измерить сопротивление непосредственно самих обмоток. Диагностика проводится таким же подобным способом, — щупы прибора при этом соединяются с выведенными концами проводов обмоток статора. При целостности обмоток, дисплей прибора укажет на значение сопротивления, которым обладает та или другая обмотка. При разрыве той или иной обмотки статора, — прибор покажет «единицу». Если провода обмотки статора между собой будут замкнуты накоротко в результате перегрева электродвигателя или по другим иным причинам, — прибор будет указывать на наименьшее нулевое значение сопротивления или же «режим короткого замыкания».
Как проверить прибором обмотки ротора на сопротивление? — Для этого нужно два щупа прибора соединить с двумя противоположными сторонами коллектора, то есть нужно выполнить такое же соединение, которые имеют графитовые щетки в электрическом соединении с коллектором. Результаты диагностики сводятся к таким же показаниям, что и при диагностировании обмоток статора.
Что из себя вообще представляет коллектор? — Коллектор, это полый цилиндр состоящий из мелких медных пластин специального сплава, изолированных как друг от друга так и от вала ротора.
В том случае, если повреждение пластин коллектора незначительное, — пластины коллектора зачищаются мелкозернистой наждачной бумагой. Опять же, данный объем работы выполним непосредственно только специалистами, занимающими ремонтом электродвигателей.
Электрическая схема рис.7 состоит из батареи и лампочки, данная схема сопоставима со схемой карманного фонарика. Один конец провода с отрицательным потенциалом соединяется с сердечником статора, другой конец провода с положительным потенциалом соединяется с одним из выведенных концов обмоток статора. Если провода соединить наоборот, то есть «плюс» к сердечнику статора, «минус» к выведенному концу обмотки статора, — от этого ничего не меняется.
При наличии пробоя изоляции, когда обмотка статора замкнута с сердечником, — лампочка в данной электрической схеме будет гореть. Соответственно, если лампочка гореть не будет — значит обмотка статора не замкнута с сердечником статора.
Такой способ диагностирования рис.7 — не полный. Точная диагностика проводится только прибором Омметр либо прибором Мультиметр с установленным диапазоном измерения сопротивления, для последующего замера сопротивления обмоток статора.
С помощью строительного фена можно разогревать застарелый лак или краску, чтобы удалить их с поверхности. Во время строительства он применяется для пайки металла, а также для облегчения работы с пластиковыми трубами. Они в разогретом состоянии хорошо поддаются изгибанию. Этот инструмент весьма прихотлив, и в случае неправильной эксплуатации его придется ремонтировать, а дело это нелегкое.
Рассмотрим, как произвести ремонт строительного фена своими руками. Человек всегда может обратиться в специализированные сервисные центры за подобной услугой, но и не всегда это целесообразно. В некоторых случаях поломки можно диагностировать самостоятельно, соответственно, и производить ремонт самого строительного фена. Перед этим обязательно нужно познакомиться с устройством прибора. С этого и стоит начинать инструкцию.
Если вскрыть устройство, то можно обнаружить двигатель небольшого размера, нагревательный элемент и вентилятор. Нагретый воздух выходит через сопло. Все достаточно просто. В основном строение не отличается от обыкновенного фена. Единственное отличие заключается в более высокой мощности аппарата. Производительность оборудования напрямую зависит от того, сколько литров воздуха оно может пропустить через себя за 1 минуту. Многие модели фена, представленные на современном рынке, имеют ряд дополнительных функций. К таковым можно отнести:
Использование строительного фена.
- регулировку температуры;
- регулировку потока воздуха;
- подборка нужного рабочего режима;
- многочисленные дополнительные насадки, которые заметно упростят работу с тем или иным материалом;
- светодиодный индикатор, который определяет температуру нагрева.
Разумеется, это не все опции, которыми может обладать строительный фен. Есть и другие. Всегда нужно помнить о том, что чем их будет больше, тем сложнее произвести ремонт.
Поломка подобного инструмента может произойти в любой момент его эксплуатации. Особенно неприятно, если это происходит самый разгар строительных работ. В большинстве случаев в этом виноват сам человек, который зачастую халатно относится к электроинструменту. Основными поломками считаются перегиб шнура питания, неисправность кнопки включения инструмента и регулировки температуры. Разумеется, могут возникать и более глобальные поломки.
Электросхема строительного фена.
Например, может выйти из строя двигатель или вентилятор. Нагревательный элемент в этом отношении не вечен. Большинство неисправностей можно диагностировать самостоятельно, но есть и те, которые приходится выявлять достаточно долго. В этой ситуации лучше всего обратиться в специализированный сервисный центр.
Если человек уверен в своих силах, то он может провести ремонт фена и самостоятельно.
К наиболее сложным поломкам можно отнести поломку двигателя или вентилятора. В большинстве случаев они подлежат замене, кроме того, сложно найти нужные запасные части.
Перед тем как приступить к ремонтным работам, обязательно нужно осмотреть устройство.
Уже в этот момент можно выявить большинство неприятностей. Обязательно стоит обратить внимание на кнопки включения и выключения инструмента, а также на состояние проводки. Возможно, просто шнур был перебит в каком-то месте или вилка поломалась. Все это можно определить уже на предварительном этапе работ.
Далее стоит просто проверить фен в различных режимах работы. Для начала следует проверить, идет ли нагрев. Если нет, то проблема заключается в неисправности спирали, то есть нагревательного элемента. Для более точной диагностики стоит использовать тестер.
Иногда приходится использовать различные приборы и разбирать аппарат, чтобы увидеть его состояние внутри. Если приходится разбирать фен, а он имеет сложную структуру, то необходимо обзавестись качественным фотоаппаратом, чтобы запечатлеть все этапы разборки агрегата. Могут понадобиться и такие инструменты, как отвертка и паяльник.
Доработка заключается в том, что нужно произвести анализ испорченных деталей, определить основные очаги коррозии. Именно они в некоторых случаях могут служить предпосылками для окисления контактов. Обязательно нужно осмотреть все проводники, спираль и вентилятор, которые располагаются в оборудовании.
Далее можно заниматься заменой тех деталей, которые вышли из строя. Спираль можно заменить и самостоятельно. Если отвалился какой-то проводник, то придется взять паяльник и припаять элемент на место. Вентилятор вполне можно заменить, но придется искать аналогичный агрегат. В случае с двигателем все может быть печально. Если он сгорел, то самостоятельно отремонтировать его не удастся. Придется обращаться за помощью в сервисный центр.
Этот электроприбор очень популярен и часто незаменим в быту. Когда фен ломается, вы можете обратиться в сервисный центр, а можете попытаться починить фен самостоятельно. Накопленный опыт ремонта свидетельствует о том, что поломки чаще всего устраняются без серьёзных денежных затрат. Чтобы отремонтировать фен для волос своими руками, нужно знать, как он устроен и правильно разобрать.
Любой фен имеет двигатель с крыльчаткой и нагреватель. Крыльчатка засасывает воздух с одной стороны фена, после чего он обдувает нагреватель и выходит уже горячим с другой стороны. Также фен имеет переключатель режимов работы и элементы для защиты нагревателя от перегрева.
У бытовых фенов вентилятор собран на коллекторном электродвигателе постоянного тока, рассчитанном на напряжение 12, 18, 24 или 36 вольт (иногда встречаются электродвигатели, работающие на переменном напряжении 220 вольт). Для питания электродвигателя используется отдельная спираль. Постоянное напряжение получают с диодного моста, смонтированного на выводах электродвигателя.
Нагреватель фена представляет собой каркас, собранный из негорючих и непроводящих ток пластин, на котором намотана нихромовая спираль. Спираль состоит из нескольких участков, в зависимости от того, сколько режимов работы имеет фен.
Вот так он выглядит:
Горячий нагреватель должен постоянно охлаждаться проходящим потоком воздуха. Если спираль перегревается, она может перегореть или может случиться пожар. Поэтому фен сконструирован так, чтобы автоматически отключаться при перегреве. Для этого используется термостат. Это пара нормально замкнутых контактов, размещённых на биметаллической пластине. Термостат находится на нагревателе ближе к выходному отверстию фена и постоянно обдувается горячим воздухом. Если температура воздуха превышает допустимую, биметаллическая пластинка размыкает контакты и нагрев прекращается. Через несколько минут термостат остывает и снова замыкает цепь.
Иногда в качестве дополнительной защиты используется ещё и термопредохранитель. Он одноразовый и при превышении определённой температуры перегорает, после чего его нужно менять.
Чтобы лучше понять принцип работы фена, можете посмотреть эти два видео (смотрите первое видео с 6-й минуты):
Схема большинства бытовых фенов близка к вышеприведённой. Рассмотрим её подробнее. Нагреватель представляет собой три спирали: Н1, Н2 и Н3. Через спираль Н1 подаётся питание на двигатель, спирали Н2, Н3 служат только для нагрева. В данном случае у фена есть три режима работы. В верхнем положении SW1 схема обесточена. В положении > фен работает на минимальной мощности: питание подаётся через диод VD5, который отсекает одну полуволну переменного напряжения, включена только одна нагревательная спираль Н2(не на полную мощность), мотор вращается на низких оборотах. В положении > фен работает на средней мощности: диод VD5 закорочен, в схему поступают обе полуволны переменного напряжения, спираль Н2 работает на полную мощность, мотор вращается на номинальных оборотах. В положении > фен работает на максимально возможной мощности, так как подключается спираль Н3. При нажатии кнопки > нагревательные спирали Н2, Н3 отключаются, а мотор продолжает работать. Диоды VD1-VD4 представляют собой двухполупериодный выпрямитель. Катушки индуктивности L1, L2 и конденсаторы С2, С3 снижают уровень помех, которые неизбежно возникают при работе коллекторного электродвигателя. F1, F2 — это термопредохранитель и термостат.
Внимание! Перед разборкой вытащите вилку фена из розетки!
Части корпуса фена крепятся друг к другу с помощью винтов (шурупов) и специальных защёлок. Головки винтов часто имеют нестандартную форму: звёздочка, плюсик, вилы. Поэтому вам могут понадобиться соответствующие биты для отвёртки. Защёлки, в свою очередь, иногда очень сложно отсоединить и даже бывалые мастера порой их просто отламывают. Иногда углубления под крепёжные винты бывают закрыты наклейками, пластиковыми накладками или пластиковыми заглушками. Заглушки извлекаются с помощью острого предмета — например, ножа или иголки. При этом высока вероятность немного помять корпус и заглушки. Правда, фен от этого работать хуже не станет. Иногда половинки корпуса склеивают вместе. В таком случае приходится их разрезать ножом или скальпелем, а после ремонта склеить (например, эпоксидным клеем).
Пример разборки фена вы можете посмотреть в этом видео:
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся неисправности фена:
Возможные неисправности: перегорела спираль
Как правило, обрыв виден невооружённым глазом, даже без мультиметра. Есть несколько способов ремонта спирали:
- Можно поместить оборванные концы спирали в тонкую латунную или медную трубочку и обжать плоскогубцами.
- Спираль держится на каркасе из термостойких, не проводящих ток пластин. В такой пластине следует осторожно острым предметом сделать круглое отверстие диаметром примерно 2–3 миллиметра, вставить туда короткий болтик с шайбой, заправить под шайбу оборванные концы спирали и затянуть.
- Набросить один оборванный конец на другой.
- Оборванные концы можно просто скрутить вместе. Следует заметить, что третий и четвёртый способы менее надёжны, чем первые два. Дело в том, что при соединении оборванных концов набросом и скруткой отремонтированный участок спирали имеет повышенное сопротивление и поэтому перегревается и достаточно скоро перегорает в том же месте.
- Разобрать фен-донор (понятное дело, если он у вас есть) и взять оттуда.
- (не для каждого): можно намотать спираль самому. Где взять нихром? Например, заказать в Китае.
- можно купить уже готовую спираль. Чтобы найти нужную, введите в строке поиска вашего браузера >. Спирали бывают разной мощности и продаются в пакетиках по несколько штук.
Посмотреть примеры ремонта спирали можно в этих видео:
Видео: ремонт фена Viconte VC-372 (перегорела спираль)
Видео: где можно купить нихром
Возможные неисправности: не подаётся напряжение, то есть проблема с кабелем питания
Сначала внимательно просмотрите кабель от сетевой вилки до корпуса: нет ли явных повреждений. Если есть, удалите повреждённый участок и спаяйте концы кабеля. Возможно, это все неисправности и фен заработает. Пример ремонта кабеля есть в вышеприведённом видео: Как разобрать и отремонтировать фен Scarlet.
Возможные неисправности: неисправен двигатель или на его вал намотались волосы.
Если на ось электродвигателя намотались волосы, чтобы их убрать, придётся демонтировать крыльчатку. Также вам нужно будет снять крыльчатку, если вы собираетесь смазать вал двигателя или заменить его. Как это сделать, можно посмотреть в этих двух видео:
Видео: снимаем крыльчатку с фена
Видео: как снять вентилятор с моторчика фена
Также в некоторых случаях можно ухватиться пальцами за основание крыльчатки и, потянув, снять её.
Относительно проверки электродвигателя, автор считает, что лучшим способом — с точки зрения безопасности — является демонтаж двигателя и подключение его к подходящему блоку питания с защитой от короткого замыкания. Если двигатель не вращается, нужно проверить целостность обмоток мультиметром. При обрыве обмотки придётся покупать новый двигатель (хотя вы можете перемотать старый, но это, пожалуй, имеет смысл только в качестве развлечения). Если двигатель сильно искрит, вам также придётся покупать новый. Протирание спиртом в этом случае если и поможет, то ненадолго. Один из вариантов, где вы можете приобрести новый двигатель: заказать в Китае (ищите >).
Фены с ионизацией — при включении этого режима — выделяют много отрицательных ионов, нейтрализуя положительный заряд на волосах, отчего они становятся гладкими и не пересушиваются. Для создания отрицательных ионов используется спецмодуль, размещённый в ручке фена. Провод, выходящий из этого модуля, расположен в области нагревателя. Воздух ионизируется, соприкасаясь с этим проводником.
Диагностировать исправность модуля ионизации без специальных приборов можно по косвенным признакам. Если вы перестали ощущать разницу при включённом и отключённом модуле ионизации — и вы убедились, что на модуль поступает нормальное напряжение питания — следовательно, модуль неисправен. Далее вам потребуется найти модуль на нужное напряжение и подходящий по габаритам. Ищите, опять-таки, в Китае.
Фен для сушки волос – это электрический прибор, представляющий собой отрезок трубы, через которую с высокой скоростью в заданном направлении подается поток воздуха, нагретого до 60°C. Зачастую для удобства использования трубу оснащают пистолетной ручкой.
На фотографии представлен фен марки Melissa Magic мощностью 1600 Вт. На рукоятке размещен переключатель режимов работы, с помощью которого можно включать фен и ступенчато изменять температуру исходящего из его сопла воздуха.
Строительный фен по внешнему виду, принципу работы, устройству и электрической схеме практически не отличается от фена для сушки волос. Только в нем воздушный поток нагревается до 600°C.
Когда фен включен, то холодный воздух из помещения засасывается в его трубу с помощью вращающейся крыльчатки, насаженной на вал электродвигателя постоянного тока. Далее воздушный поток проходит через четырехгранный термостойкий каркас из слюды или керамики, на который намотана разогретая спираль из нихрома. Охлаждая спираль, воздушный поток нагревается до температуры 60°C, а в строительном до 600°C, после чего выходит из трубы.
На корпусе фена обычно имеется включатель, совмещенный со ступенчатой установкой режима работы, позволяющий включать фен в режим полной или половинной мощности.
На фотографии показан внешний вид типового движкового переключателя режимов работы.
Для исключения ожога кожи при сушке волос и разрушения корпуса фена при нарушении работы двигателя, на каркасе устанавливается тепловая защита в виде биметаллической пластины.
При нагреве воздуха выше заданной температуры биметаллическая пластина изгибается вверх по стрелке на чертеже и размыкает контакты. Нагревательная спираль обесточивается, и нагрев воздуха прекращается. После остывания биметаллическая пластина возвращается в исходное положение, и контакты вновь замыкаются.
Как видно, принцип работы и устройство фена мало чем отличается от других нагревательных бытовых электроприборов и отремонтировать фен может любой домашний мастер.
Большинство строительных фенов и для сушки волос имеют ниже приведенную электрическую схему. Питающее напряжение подается через вилку типа С6 с помощью гибкого шнура. Конденсатор С1 служит для подавления помех, излучающих щеточным узлом двигателя. Резистор R1 служит для разрядки конденсатора С1 после отключения вилки от розетки для исключения удара током человека при прикосновении к штырям вилки. В некоторых моделях элементы С1 и R1 не устанавливаются.
Управление режимами работы фена выполняется с помощью переключателя S1. В его положении, показанном на схеме, фен находится в выключенном состоянии.
При перемещении движка переключателя на один шаг вправо, его подвижный контакт замыкает выводы 1-2 и питающее напряжение через выпрямительный диод VD1 поступает через токоограничивающую спираль H1 на двигатель и нагревательную спираль H2. Диод обрезает половину синусоиды и таким образом снижает скорость вращения крыльчатки, и мощность нагрева спирали H2 наполовину.
При перемещении движка еще на один шаг, замыкаются контакты 1-2-3, на нагревательный элемент и двигатель подается все напряжение сети и фен работает на полную мощность.
Обычно в фенах устанавливают двигатели постоянного тока, рассчитанные на питающее напряжение 9-12 В. Для снижения напряжения служит спираль H1. Для преобразования переменного тока в постоянный служит диодный мост VD2-VD5. Электролитический конденсатор С4 сглаживает пульсации. Искрогасящие конденсаторы С2-С3 выполняют задачу гашения искр в щеточно-коллекторном узле двигателя и подавления радиопомех.
Кнопка S2 служит для возможности переключения работы фена в режим обдува холодным воздухом. При нажатии на нее спираль H2 перестает нагреваться.
Для защиты фена от перегрева, что может произойти из-за снижения оборотов крыльчатки в случае неисправности двигателя, служит элемент тепловой защиты St, который размыкает цепь подачи питающего напряжения на нагреватель H2 при превышении максимально допустимой температуры воздушного потока.
Внимание! При ремонте электрического фена следует соблюдать осторожность. Прикосновение к оголенным проводам и деталям, находящимся под напряжением может нанести серьезный урон здоровью. Не забывайте вынимать вилку фена при ремонте из розетки!
Если к Вам в ремонт попал сломанный фен, то в первую очередь надо выяснить по каким внешним признакам фен был признан неисправным. По ним можно, воспользовавшись ниже приведенной таблицей, сразу предположить в каком месте искать неисправность.
Во время ремонта и монтажа различных конструкций строительный фен используется для разогрева застарелых лакокрасочных покрытий, которые по-другому будет сложно удалить с поверхности. Также его применяют на строительстве при пайке металла и во время работы с пластиковыми трубами, которым при нагревании можно придать нужную форму изгиба. Однако стоит учитывать, что строительный фен – сложное устройство и при неправильной эксплуатации оно может получить серьезные повреждения, устранение которых потребует траты времени и сил.
Самостоятельное выполнение ремонта оборудования может стать необходимостью в случае, если срок гарантии уже истек, или у вас нет возможности останавливать работы на тот период, пока устройство будет находиться в сервисном центре. В такой ситуации вам необходимо знать, как диагностировать поломку и проводить ремонт.
Основными элементами любого подобного устройства являются:
- нагревательный элемент;
- небольшой двигатель;
- вентилятор.
Воздух нагнетается вентилятором и проходит через нагревательный элемент, приобретая нужную температуру, и выходит через сопло. Такое устройство отличается от фена, которым мы сушим волосы, только мощностью, в остальном они работают по схожему принципу. Для расчета производительности используется показатель пропускной способности: сколько литров воздуха может проходить через оборудование в минуту.
Дополнительный функционал обеспечивает удобство в работе и в тоже время усложняет его устройство. В числе таких функций может быть:
- световой индикатор уровня нагрева;
- возможность регулировки температуры;
- возможность регулировки силы воздушного потока;
- сменные насадки для работы с различными материалами.
Если вы имеете дело с моделью, функционал которой значительно расширен, то имеет смысл обратиться к специалистам по ремонту. Поскольку диагностика и замена деталей в этом случае может потребовать специальных знаний.
Как правило, строительный фен выходит из строя по причине не соблюдения требований эксплуатации. При перекручивании шнура может произойти его залом, а слишком долгая работа может привести к перегреву оборудования.Специалисты называют следующие поломки оборудования, которые случаются чаще всего:
- поломка шнура питания в месте перегиба;
- дефект кнопки пуска и других элементов управления;
- перегорание внутренних проводов;
- нарушение целостности нагревательного элемента;
- перегорание или перегрев двигателя и вентилятора.
Самыми сложными поломками считаются как раз неисправность двигателя и вентилятора – их, скорее всего, придется заменить. При этом найти необходимые детали бывает довольно сложно.
Строительный фен не включается или работает не в полную мощность? Значит, в первую очередь, необходимо осмотреть оборудование. Проверяем целостность провода питания, вилки, функционирование кнопок включения и регулировки температуры.
Далее испытываем оборудование при работе в различных режимах.
- Если при включении устройство выдает холодный воздух из сопла, неисправность касается спирали.
- Если же воздух совсем не подается, возможно, произошла поломка вентилятора или двигателя.
Чтобы уточнить причину поломки может появиться необходимость выполнить разбор электроприбора. Тогда вам понадобится фотоаппарат: кадры поэтапного разбора конструкции помогут потом правильно собрать устройство.
Приступать к починке оборудования можно сразу, как только будет проведена диагностика. Для этих целей вам может понадобиться отвертка и паяльник, а также детали, которые подлежат замене.
- Замена спирали (ТЭНа) обычно не вызывает особых сложностей. В этом случае стоит учитывать значение сопротивления.
- Проводники, которые отсоединились, можно закрепить в нужное место с помощью паяльника.
- Если необходимо произвести замену конденсатора, то подбирать нужную деталь стоит по емкости и номинальному значению напряжения.
- Неисправность электродвигателя в основном решается его заменой, однако выполнить ее не так просто.
Для замены внешнего провода вам также понадобится разобрать корпус устройства и отсоединить сначала поврежденный провод. Во время работы старайтесь все детали складывать в одну емкость, чтобы ничего не потерялось. Если у вас есть какие-либо сомнения в собственном умении выполнять ремонт, то восстановление работы своего строительного фена лучше доверить специалистам сервисного центра.
Или войдите с помощью этих сервисов
Ваша публикация должна быть проверена модератором
Фен состоит из мотора, вентилятора, нагревательных элементов, электрической схемы, заставляющей элементы работать согласованно. В зависимости от количества режимов, фирмы-изготовителя, элементная база, внешний вид, состав переключателей разные. Но ничего сложнее полупроводникового тиристора, внутри не окажется. Поэтому осуществим домашний ремонт фенов для волос своими руками.
Корпус держится на шурупах. Головки часто нестандартного образца. Это — плюсик, звездочка, вилы. Следовательно, в первую очередь перед исправлением фена позаботимся об инструменте, способном справиться с такой задачей. Благо, набор бит стоит сегодня 600 рублей.
Иногда створки корпуса дополнительно крепятся вместе специальными защелками. Это отдельная проблема: опытные мастера часто ломают пластмассу, отчаявшись справиться цивилизованными методами. Никаких премудростей нет, придумывают скрытые шурупы, спрятавшиеся под наклейками, пластмассовыми вставками, съемными крышечками регуляторов. Крепеж фиктивный. Полезные функции отсутствуют.
Мотор фена питается постоянным током 12, 24, 36 В. Для выпрямления сетевого напряжения используется диодный мост, в дешевых моделях — одиночный диод. Фильтрация гармоник питания проводится конденсатором, включенным параллельно обмоткам двигателя или входящим в состав более сложного фильтра. Индуктивности ввиду непомерной массы в фенах применяются редко. Поэтому знаний принципов сглаживания пульсаций RC-цепочками хватит, чтобы справиться с построением принципиальной схемы ремонтируемого фена. Иногда фильтрующим элементом используется одна спираль (индуктивность).
Выключатель фена одновременно замыкает цепь, через которую будут питаться спирали, запускает мотор. Дальнейшая схематика вмешательства определена сложностью:
- регулируются только скорость вращения или только температура;
- возможность по отдельности выбирать обогрев и интенсивность воздушного потока.
В большинстве моделей фенов параллельно стоит защита от включения нагревателей при бездействующем моторе. Уберегает спираль.
Опционально наличествующий термостат в виде специального сопротивления или другого чувствительного элемента. Опишем встречающиеся поломки у верных помощников прекрасной половины человечества.
Если прибор лишен признаков жизни, работает нестабильно, осмотр начинается цепью питания. Ниже схематично описан ремонт фенов Rowenta.
Внимание! Описанные виды работ требуют навыков обращения с электрическими приборами. Авторы сбрасывают ответственность за ущерб здоровью, имуществу, возникший при попытках следовать приведенным рекомендациям по ремонту фенов.
Осмотр силового провода начинается розеткой. Там кроется часть неисправностей: нет напряжения — фен не работает. Если вольтаж в розетке присутствует, осмотр шнура начинается местом входа в корпус, идите по направлению к вилке. Работы выполняются на обесточенном приборе. Ведется визуальный поиск изломов и нерегулярных образований — горелостей, повреждений изоляции, изломов.
Затем разбирается корпус фена. Внутри имеете шанс увидеть варианты электрического сопротивления:
- Пара разъемных контактов.
- Пайка.
- Проводка заделана в пластиковые колпачки.
Последний элемент списка характеризует неразборное соединение, следовательно, архисложен случай для тестирования. Умелые руки, а точнее, умные головы, украинских братьев по разуму советуют использовать для ремонта фена обыкновенную иголку. Сразу уловившие ход мысли следующий абзац пропустят, непосредственно начинайте тестирование.
Ремонт фена своими руками начинается прозвонкой проводки. Подойдут китайский тестер, лампочка, индикатор. К одной клемме прикрепляется иголка, втыкаемая затем в жилу питания в районе колпачка сквозь изоляцию до меди. Вторая клемма ощупывает ножки вилки. Звонок проходит для обеих жил. Свыше 1 прокола на жилу при починке фена делать не стоит (некоторые попытаются искать еще и место обрыва), поскольку характер эксплуатации предусматривает попадание влаги с мокрых волос.
Прозвонить провод, имея перед глазами визуально различимые места стыковки, сможет даже ребенок. Обнаружив повреждения, рекомендуется купить новый шнур, снабженный вилкой неразборной конструкции. Вероятность попадания влаги обкладывает ограничениями выбор изоляции токопроводящих частей, используемую в целях ремонта фена.
Распространены случаи: первый взгляд выявляет место повреждения входа шнура в корпус. Оплывы, нагар, черная изоляция указывают локализацию неисправности.
На стыке с корпусом фена приютилась уязвимая точка проводки. Хозяйка берет нежный прибор за шнур, мотает из стороны в сторону, накручивает кабель на ручку. Жила с трещиной искрит, изоляция греется, сгорает, медь плавится. Таков механизм повреждения медных жил.
При подновлении полезно замкнуть накоротко выключатель, проверить: изменит фен в ответ на незамысловатый шаг поведение коренным образом. Встречаются трехпозиционные переключатели, каждое положение в короткозамкнутом состоянии проверяется отдельно. Запомните, зарисуйте исходную раскладку проводов перед началом починки фена.
Проверка переключателей скорости, температуры использует аналогичную схему.
Выявленный в ходе реставрации фена дефектный элемент осмотрите. Нагар счищается надфилем, шкуркой, ластиком. Контакты протираются спиртом. Неисправные комплектующие заменяются эквивалентами. Радикальный метод — замкнуть кнопку включения накоротко на время поиска подходящих комплектующих.
Сравнительно часто у фена забивается воздуховод. Необходимо снять фильтр, если таковой имеется, и тщательно прочистить. Мягкой кисточкой удалить пыль из щелей.
Отсутствие вращения лопастей или низкие обороты часто наблюдаются, когда волосы намотаны на ось двигателя. Пропеллер необходимо аккуратно снять с вала, всячески избегая при этом лишних усилий и перекосов. После этого посторонние предметы удаляются.
У фена нагревательных элементов обычно несколько. Визуально все они должны выглядеть однородно. В этом убедитесь при исправлении фена, вскрыв корпус. Обнаруженные разрывы устраняются скруткой концов, пайкой и лужением. Можно также раздобыть тонкие медные трубочки и обжать концы разорванной спирали внутрь.
Дефекты нагревательных элементов при ремонте наблюдаем визуально. Внимательный осмотр подскажет, как починить фен. Эффективна замена спиралей аналогичными покупными или самодельными изделиями из нихромовой проволоки.
Электрический двигатель фена может питаться как постоянным током, так и переменным. Если диодный мост сгорел, повреждены обмотки, нормальное функционирование нарушается. Ужасный треск и искры при включении указывают неисправность мотора.
Обмотки двигателя выпаиваются при ремонтировании фена из электрической схемы. У каждого провода найдите пару, которая звонится. Выводы соединяются тройками, ни один не должен висеть в воздухе. Замена обмотки при ремонте фена производится только в мастерской. Впрочем, народные мастера мотают не хуже станков. Желающие попробуют.
При исправности обмоток осматриваются щетки, медная поверхность под ними зачищается, оценивается плотность прилегания.
Ось должна свободно крутиться. При починке фена не помешает смазать трущиеся поверхности, вручную приработать проблемные места.
Подложка из гетинакса иногда трескается, разрывая дорожку. Поврежденный участок залудите, негусто покройте припоем.
Испорченные конденсаторы чуть раздуваются. Верхняя грань цилиндра содержит неглубокие прорези, когда изделие ломается, боковина раздувается, выгибаясь наружу. Такой конденсатор замените в первую очередь, обнаружив характерный дефект.
Выгоревшие резисторы темнеют. Некоторые сохраняют работоспособность, желательно такой радиоэлемент заменить.
Некоторые фены снабжены саморегуляцией. Эффект достигается использованием резистивного делителя, одним плечом которого выступает элемент, реагирующий на температуру. Дальнейшие действия определены схемой реализации контроля параметра. Порекомендуем:
- исключить датчик вовсе, разорвав цепь, испробовать реакцию прибора;
- замкнуть после этого провода накоротко, включить, посмотреть, что будет.
Велик шанс неудачи, если прибор обучен реагировать только на фиксированное значение сопротивления. Остается поискать принципиальную схему в интернете или нарисовать самостоятельно.
Ремонтирование профессиональных фенов отличается большей сложностью. Элементы конструкции часто дополняются плавными регуляторами и дополнительными опциями наподобие кнопки Care. Спирали изготавливаются из специальных сплавов, создающих при нагревании отрицательные ионы, благотворно влияющие на волосы. Методика остается прежней:
- шнур;
- выключатели и кнопки;
- очистка от пыли;
- спирали;
- мотор;
- визуальный контроль конденсаторов, резисторов.
Перед починкой желательно раздобыть принципиальную схему.
Промышленные модели мало чем отличаются от бытовых. Но сушить волосы не рекомендуется. Отличаются такие изделия повышенной стойкостью к пыли, ударам, вибрациям, влажности, прочим климатическим факторам. Домашняя реставрация промышленных фенов закончится не лучшим образом.
Электрорадиоизделия, применяющиеся в бытовых моделях, не подходят для эксплуатации в тяжелых условиях. Требования предъявляются к проводам, шнуру питания, мотору и спиралям.
Добрый день! Я Артем. Чуть меньше 9 лет работаю слесарем и мне нравиться работать руками. Когда создаешь новые полезные вещи или возвращаешь к жизни сломанные предметы. Разве это не прекрасно? Рекомендую, перед реализацией идей с моего сайта, проконсультироваться со специалистами. Удачного рабочего дня!