Мы постараемся ответить на вопрос: ремонт кпп маз 238 своими руками по рекомендациям подлинного мастера с максимально подробным описанием.
РАЗБОРКА И СБОРКА ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ЯМЗ-239
Разборку и сборку демультипликатора (см. рисунок 19) производят на верстаке с использованием стандартных гаечных ключей. Для разборки и сборки вала выходного используется пресс и съёмник для спрессовки подшипника вала. Детали и узлы демультипликатора предназначенные для сборки должны быть чистыми, следы коррозии не допускаются. Масляные и воздушные каналы должны быть промыты и продуты.
При разборке и сборке обеспечить предохранение деталей и узлов от повреждений. Использование стальных выколоток не допускается.
При разборке и сборке выходного вала, спрессовке и запрессовке подшипника нагрузку прикладывать к внутреннему кольцу. Применение ударной нагрузки не допускается.
Видео (кликните для воспроизведения). |
При установке прокладок не допускается наличие морщин, перекрытия прокладками соединительных масляных и воздушных каналов.
Разборку демультипликатора производят в следующем порядке:
– отсоединить проставку 2 от картера 1 (см. рисунок 19), отвернув пятнадцать болтов М12 с размером под ключ S=17 мм;
– снять прокладку 10 между проставкой и картером демультипликатора;
– отвернуть болт 33 крепления фланца выходного вала ключом с размером под ключ S=36 мм, при этом вал должен быть застопорен;
– отвернуть шесть гаек М12 крепления крышки выходного вала ключом с размером под ключ S=12 мм;
– снять крышку 28 и прокладку 44;
– снять червяк 34 и кольцо зубчатое 36;
– извлечь из канавки подшипника кольцо стопорное 38;
– вынуть из картера вал выходной 6 с деталями планетарной передачи и вилкой 56, предварительно вывернув из картера оси 57 вилки;
– отвернуть болты крепления пневмоцилиндра с опорой штока;
– разобрать вал выходной с подшипником и деталями планетарной передачи, при разборке особое внимание уделить извлечению штифтов фиксатора 42 и пружин 59 (см. рисунок 20) в каждом шипе конусных колец, оси сателлитов при разборке выпрессовываются;
Сборку демультипликатора производить в следующем порядке:
– собрать выходной вал 6 (см. рисунок 19) с подшипником 37 и планетарной передачей с предварительной проверкой работы фиксаторов конусных колец;
– проверку работы фиксаторов 42 (в каждом конусном кольце по 3 шт., см. рисунок 20) производить при их установке в отверстия шипов конусных колец (после установки пружины и штифта усилием от руки утопить штифт в отверстие шипа сжимая пружину, торец штифта при этом должен утопать в отверстие шипа, выступание штифта за наружную поверхность шипа не допускается, после снятия нагрузки на штифт, последний должен возвращаться в начальное положение под действием пружины, заедание штифта в отверстии шипа не допускается);
– установить конусные кольца 41 (см. рисунок 20) с фиксаторами 42 в пазы коронной шестерни 40 ,( после установки колец последние должны иметь радиальный люфт относительно коронной шестерни 1,0 мм не менее при приложении усилия 8 кгс не более);
– проверить усилие вывода конусных колец с фиксированных положений (усилие вывода должно быть в пределах 64.84 кгс);
– сателлиты 43 (см. рисунок 19) на осях 19 должны вращаться свободно без заеданий;
– собранный выходной вал 6 совместно с вилкой переключения диапазонов 56 установить в картер демультипликатора 1;
– на наружное кольцо подшипника 37 установить кольцо стопорное 38;
– установить крышку подшипника 28 выходного вала 6 с регулировочными прокладками 47 (порядок определения суммарной толщины прокладок приведён ниже);
– собрать пневмоцилиндр с опорой штока 19 и уплотнительными деталями (кольцами 17, манжетами 18), установку штока в опору производить со стороны прорези в опоре, что предохранит уплотнительные кольца в опоре от повреждений;
– установить в картер пневмоцилиндр с опорой, обеспечив соединение штока с шипом вилки и центровку опоры по отверстию в картере;
Видео (кликните для воспроизведения). |
– установить фланец 30 привода карданного вала, закрепив его болтом 33 с установкой шайбы 32;
– зашплинтовать болт 33 шплинтовочной проволокой;
– установить фиксатор 11 и пружину 13;
– установить в ввертыш 12 картера включатель-сигнализатор переключения диапазонов демультипликатора;
– установить проставку 2 с зубчатой муфтой 4 с использованием прокладки 10, сцентрировав проставку по двум штифтам и закрепив её пятнадцатью болтами М12х50 с размером под ключ S=17 мм (момент затяжки болтов должен быть в пределах 8.10 кгс-м);
– проверить лёгкость вращения выходного вала при включённом высшем диапазоне и вывернутом болте 8, включение высшего диапазона обеспечить подачей воздуха под давлением в пределах 8.8,5 кгс/см2 в правую полость воздушного цилиндра, после включения высшего диапазона вал от действия руки не должен проворачиваться;
– завернуть регулировочный болт 8 до упора в шток поршня (при вращении болта при этом должно чувствоваться возрастание сопротивления провороту), повторить операцию несколько раз, убедившись в том, что упор ощущается при одном и том же положении головки болта;
– довернуть регулировочный болт от положения упора его в торец штока на 5/6.7/6 оборота (5.7 граней головки болта). При доворачивании болта одновременно проворачивать вал выходной за фланец, в конце доворачивания болта выходной вал должен свободно вращаться от действия руки, при этом усилие действующее на вилку от пневмоцилиндра снимается и подшипники вилки будут разгружены;
– законтрить гайку 9 крутящим моментом от 14 до 16 кгс-м;
– проверить включаемость нижнего диапазона и лёгкость вращения выходного вала, для чего на выходной вал установить солнечную шестерню 21 (см. рисунок 2) с муфтой соединительной 20, подвести воздух к левой полости пневмоцилиндра, убедиться в том, что нижний диапазон включился, при этом вращение вала выходного должно быть свободным, без заеданий, солнечная шестерня должна вращаться совместно с соединительной муфтой, а при вращении солнечной шестерни при воздействии на соединительную муфту не должно ощущаться закусываний и заклиниваний, и вал выходной должен также вращаться.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУММАРНОЙ ТОЛЩИНЫ ПРОКЛАДОК ПОДШИПНИКА ВЫХОДНОГО ВАЛА ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРА
Для обеспечения осевого люфта выходного вала в пределах 0,1.. .0,5 мм перед установкой крышки 28 (см. рисунок 19) на картер демультипликатора 1 произвести установку регулировочных прокладок 47 между торцем наружного кольца подшипника 37 и торцем посадочной поверхности (выточки) под наружное кольцо подшипника выходного вала.
Суммарную толщину регулировочных прокладок определяют следующими замерами (в соответствии с рисунком 52), при этом точность замеров должна быть не более 0.03 мм при плотном прилегании деталей:
– определить размер А от торца наружного кольца до поверхности картера;
– на привалочную поверхность крышки положить уплотнительную прокладку 45, на торец выточки под подшипник – кольцо упорное 46 и замерить размер Б;
– определить суммарную толщину прокладок S и условия: S = Б – А + (0,15.0,2).
Уход за коробкой передач заключается в проверке уровня масла и смене его в картере. Уровень масла в картере должен совпадать с контрольным отверстием. Сливать масло нужно горячим через все сливные отверстия. После слива масла нужно снять крышку в нижней части картера, в которой помещается маслоприемник масляного насоса с магнитом, тщательно промыть их и установить на место. При этом следует обратить внимание на то, чтобы не перекрыть масляную магистраль крышкой или ее прокладкой.
Для промывки коробки передач рекомендуется использовать 2,5 — 3 л индустриального масла И-12А или И—20А по ГОСТ 20799—75. При нейтральном положении рычага управления коробкой передач на 7 – 8 мин пускают двигатель, затем его останавливают, промывочное масло сливают и заполняют коробку передач маслом, предусмотренным картой смазки. Недопустимо промывать коробку передач керосином или дизельным топливом.
В процессе эксплуатации привода коробки передач возможны регулировки:
– положения рычага 3 (см. рис. 1) переключения передач в продольном направлении;
– положения рычага переключения передач в поперечном направлении;
– блокировочного устройства телескопических элементов продольной тяги.
Для регулировки угла наклона рычага 3 в продольном направлении необходимо ослабить гайки болтов 6 и перемещением тяги 4 в осевом направлении установить угол наклона рычага примерно 85 ° (см. рис. 1) при нейтральном положении в коробке передач.
Регулировка положения рычага в поперечном направлении осуществляется изменением длины поперечной тяги 17, для чего необходимо отсоединить один из наконечников 16 и, отвернув гайки, отрегулировать длину тяги так, чтобы рычаг управления коробкой, находясь в нейтральном положении против включения 6 — 2 и 5 — 1 передач, имел примерно угол, равный 90˚ к горизонтальной плоскости кабины (в поперечной плоскости автомобиля).
Регулировку блокировочного устройства привода переключения передач нужно производить следующим образом:
– расшплинтовать палец 23 и отсоединить тягу 4 от вилки 22;
– очистить серьгу 25 и внутреннюю тягу от старой смазки и грязи;
– задвинуть внутреннюю тягу до «щелчка» блокировочной втулки 15;
– расконтрить гайку серьги 25 и, вставив отвертку в шлиц хвостовика внутренней тяги, вывертывать ее до исчезновения углового люфта серьги;
– удерживая хвостовик 24 от проворачивания, затянуть контргайку;
– проверить качество регулировки. При смещении блокировочной втулки 21 в сторону пружины 19 внутренняя тяга должна вытягиваться без заеданий на всю длину, а при задвигании тяги внутрь до упора в пазы блокировочная втулка должна перемещаться четко со «щелчком» до упора втулки в нижний выступ серьги.
При регулировке привода следует соблюдать следующие требования:
– регулировку производить при поднятой кабине и при неработающем двигателе;
– не допускать изгиба и погнутости наружной и внутренней подвижных тяг;
– во избежание поломки подсоединение тяги 4 к вилке 22 производить так, чтобы отверстие в серьге под палец 23 располагалось над продольной осью тяги 4;
– нейтральное положение коробки передач при поднятой кабине проверять свободным перемещением рычага 18 механизма переключения передач в поперечном направлен ни (относительно продольной оси автомобиля). Валик 12 при нейтральном положении коробки имеет осевое перемещение, равное 30 – 35 мм, при этом ощущается сжатие пружины.
Описанные выше регулировки привода коробки передач следует производить при снятии и установке двигателя и кабины.
При неисправностях КПП МАЗ ремонту подлежат картер и крышка.
Все остальные механизмы при значительном износе или повреждениях необходимо заменить.
Срочный ремонт чугунного картера КПП проводят, если:
- Износились отверстия под подшипники и штифты;
- Повреждена резьба.
Для ремонта КПП на МАЗ выполняют постановку втулок.
Отверстие необходимо расточить до d пятнадцать с половиной сантиметров, а выточку делают на три миллиметра больше по диаметру.
- Глубина – две целых пять десятых миллиметра.
- В подготовленные гнезда нужно запрессовать втулки.
- Обеспечивают натяжение размером не > 0,15 мм.
- Отверстия линейно растачивают.
Для ремонта КПП МАЗ 238 поврежденной резьбы используют ввертыши на клее.
Если износилось отверстия М16, производят сверление диаметром 17,1 мм. Делают нарезку резьбы. Затем вкручивают ввертыш.
- Для восстановления отверстий выполняют развертывание.
- При ремонте КПП МАЗ с делителем картера необходимо соблюдать установленные требования завода-производителя к взаиморасположению поверхностей.
Восстановление и ремонт КПП МАЗ чугунной крышки выполняется при:
- Трещинах;
- Изношенных отверстиях;
- Повреждениях торцов.
Если на трубе видны даже самые незначительные обломы, необходимо отрезать деформированный участок. Затем выполняют расточку отверстия d пять с половиной сантиметров для ремонтной втулки.
Фаску стачивают 5х45 градусов. В заготовленное отверстие впрессовывают втулку. Деталь в процессе ремонта КПП МАЗ своими руками приваривают. Выполняют обтачку и расточку отверстий.
Расположив крышку в патроне, подрезают торец. Стачивают отверстие, а фаску растачивают. Затем нарезают четыре витка. Соблюдают шаг в четыре, ширину в три, а глубину в один миллиметр.
Окончательную обработку и ремонт КПП МАЗ своими руками делают на круглошлифовальной машине.
- Поврежденные отверстия под болтовое соединение заваривают с помощью электрода.
- Наплавление зачищают.
- Сверлят небольшие отверстия d одиннадцать миллиметров и зенкуют их со стороны трубы.
При ремонте КПП МАЗ крышки строго соблюдают ряд требований:
- Биение отверстий под сальник – не более 0,08 миллиметров;
- Допустимая непараллельность торцов фланца и выточки составляет не более 0,05 миллиметров;
- Биение поверхности отверстий с канавкой не > 0,02 миллиметра.
Если износилось отверстие под сальник, для ремонта КПП на МАЗ применяют втулку. Сначала выполняют расточку диаметром 68 мм длиной 24,5 мм. Затем делают расточку втулки. Отверстие совмещают с масляной канавкой на крышке. Торец втулки подрезают. Растачивают фаску и отверстие.
Ремонт КПП МАЗ с делителем выполняют на специальном оборудовании.
Не забывайте, что в нашем интернет-магазине вы найдете самые качественные запчасти МАЗ для ремонта коробки передач.
ЯМЗ 238 – это дизельный двигатель с 8 цилиндрами. Вариант ЯМЗ 238б встречается на таких мощных машинах как МАЗ, Урал, строительной транспортной технике. Данные автомашины отличаются большим запасом производительности.
В состав ЯМЗ-2381 (8-МКПП) входит 4-ступенчатая КП и 2х-диапазонный демультипликатор (короткий делитель), который предназначен для повышения момента силы. Модель ЯМЗ-238ВМ соответствует необходимым экологическим нормативам. Наличие дополнительной коробки характерно для грузовых автомобилей. Схема данной коробки отображает наличие здесь фланца крепления карданного вала. Следует отметить, что коробки передач ЯМЗ могут быть рассчитаны не только на 8 передач, но и на 5, 6, 9, 14.
Устройство ЯМЗВерсия ЯМЗ-238А снята с производства. Отличной альтернативой ей являются модели 238ВМ4 (5)(7).
Здесь присутствуют синхронизаторы на всех передачах переднего хода. Синхронизаторы обеспечивают не только плавность хода, но и бесшумность включения передач.
Составляющей частью на КПП ЯМЗ 238б является воздухораспределитель. Данное устройство обеспечивает непосредственное переключение воздушных потоков. Механизм надежно зафиксирован в верхней крышке картера.
Артикул картера КПП на ЯМЗ 238 – 1701015. Данный элемент имеет прочную основу, входит в состав системы трансмиссии. Основная его функция – это обеспечение защиты деталей КПП от воздействия грязи, воды, пыли. На продолжительный рабочий срок рассчитаны валы, втулки, блоки шестерен, муфты, гайки.
Водитель транспортного средства, где присутствует такая коробка передач, как ЯМЗ 238 должен своевременно посещать ТО, где работники сервиса с помощью компьютерного оборудования могут полностью проверить автомобильную систему. Самостоятельный уход за КПП может заключаться в том, что хозяин автомобиля может осуществить замену масла, промыть картер. Для промывки картера целесообразно использовать специальные жидкие индустриальные масла, которые соответствуют ГОСТу.
Периодичность того, когда следует менять масло, напрямую зависит от того, какого стиля езды придерживается автовладелец.
О замене отдельных комплектующих деталей на коробке передач ЯМЗ 236, 238, 2381, 239 может говорить то, что масло, залитое в картер, перегревается, появились характерные шумы со стороны КПП. Ремонт может заключаться в установке новых валов, подшипников, манжет и иных расходников, которые относятся к коробке передач.
Практически любое транспортное средство требует определенного ухода за каждым узлом и коробка передач не является исключением из общих правил. Уход за этим элементом заключается в своевременной замене масла, проверке его уровня и общим мониторингом состояния коробки. МАЗ 238 также нуждается в уходе, но иногда коробка выходит из строя по тем или иным причинам. Поэтому может потребоваться ремонт кпп маз 238.
Существует несколько наиболее частых неполадок в коробке передач. Соответственно также есть и основные варианты их устранения. Иногда во время выбора определенной передачи может возникать довольно существенный люфт рычага. В этом случае необходимо произвести регулировку блокировочной муфты в тяге привода. Также сцепление может переключаться не полностью, синхронизаторы могут выходить из строя. В этом случае надо их просто заменить. Могут повреждаться муфтовые зубья, когда требуется их замена.
Ремонт кпп маз 238 также требуется, если во время функционирования устройства появляются повышенные шумы. Это может быть обусловлено недостаточным количеством масла в коробке. Поэтому надо вовремя залить масло до требуемого уровня на специальном отверстии. Могут также изнашиваться подшипники валов устройства, зубья на шестеренках. Придется заменить поломанные подшипники, шестеренки, которые износились.
Ремонт кпп маз 238 необходим и тогда, когда наблюдается непроизвольное выключение передач. Это обусловлено поступлением стиснутого воздуха в цилиндрическую полость, которая противоположна рабочей передаче. Надо в таком случае заменить сломанные кольца. Иногда изнашивается замок в шлицевом соединении синхронизаторной каретки, износ вилок переключения.
Передачи в добавочной коробке могут переключаться с замедлением или вовсе не работать во время, когда рычаг базовой коробки располагается в нейтральном положении. Это связано с изнашиванием резины на впускном клапане, неритмичном прилегании клапана непосредственно к корпусу. Надо произвести замену изношенного клапана, сломанной пружины и т.д.
Обычно ремонтные работы коробки на маз 228 начинаются с ее разборки. Если делать все аккуратно, то этот этап не должен вызывать никаких проблем. После этого важно обнаружить неисправность. Затем она устраняется, коробка собирается и ставится на свое законное место. Но это лишь поверхностный план разрешения проблемы.
Важно разбирать КПП в заданной последовательности. Изначально надо отсоединить воздуходувы от распределителей, снять крышку с верхней части дополнительной коробки. Затем выкручиваются стопорные болты, снимаются синхронизаторы с валов, гайки. После этого происходит отсоединение коробки и ее непосредственная разборка. Синхронизатор изнашивается в особенности часто. Поэтому во время ремонта надо обращать внимание на этот элемент коробки в первую очередь. После того, как были найдены все неисправные детали, надо заменить их на новые. Важно использовать при этом качественные детали. Затем надо произвести сборку коробки передач обратно и можно будет ее снова использовать.
Разборка коробки передач ЯМЗ -238А.
Коробку передач следует разбирать в следующей последовательности:
– отсоединить от воздухораспределителя воздуховоды;
– снять верхнюю крышку 4 (см. рис. 3-5) дополнительной коробки с механизмом управления в сборе;
Рис. 3-5. Коробка передач ЯМЗ-238А:
– расшплинтовать и вывернуть три стопорных болта на обойме малого синхронизатора 21 дополнительной коробки;
– снять малый синхронизатор со вторичного вала 5 основной коробки;
– отвернуть гайки крепления картера 18 дополнительной коробки к картеру 23 основной коробки передач;
– отсоединить дополнительную коробку от основной коробки передач;
-снять фланец 16 крепления карданного вала 15, крышку вторичного вала, червяк привода спидометра, шариковый подшипник задней опоры, роликовый подшипник передней опоры, каретку синхронизатора и извлечь вал вместе с роликовым подшипником задней опоры
Дальнейшая разборка дополнительной коробки передач сложности не представляет. Валы из картера коробки необходимо вынимать в сборе.
Для разборки основной коробки передач сначала необходимо снять стопорное кольцо подшипника вторичного вала, затем с помощью болтов-съемников – центрирующее кольцо подшипника вторичного вала.
Валы из картера основной коробки передач необходимо вынимать в сборе.
После разборки узла коробки детали нужно промыть в керосине или дизельном топливе и обдуть сжатым воздухом.
Наружным осмотром выявить трещины, обломы, срывы резьбы, выкрашивание и обломы зубьев шестерен и другие дефекты. Шестерни подлежат замене в случае наличия трещин или обломов зубьев, а также их повышенного износа.
Наиболее быстро изнашиваемый узел коробки передач – синхронизатор, у которого возможны такие дефекты, как ослабление посадки штифтов муфты на каретке, износ конусных колец, зубьев кареток и шлицевых отверстий.
При ослаблении муфты на каретке синхронизатора негодные штифты высверливают и на их место вставляют новые с обваркой латунью. Место заварки зачищают.
После замены вышедших из строя деталей собирают коробку передач в обратном порядке.
При установке коробки передач на автомобиль рекомендуется пользоваться подъемниками или специальными подставками во избежание поломки или изгиба ведомых дисков сцепления.
После установки коробки передач проводят регулировку ее привода.
В рейсе начала выскакивать 1 передача на КПП ЯМЗ-236. Приближалась суббота. Вторичный вал мне пообещали. Дело за немногим, снять и разобрать и перебрать. Придя в субботу принялся снимать коробку. В связи с тем, что работа заставляла это делать минимум дважды в год, сильно я не расстроился. Долго ли коротко но КПП была демонтирована вытащена из под машины и разобрана.Проводя дефектовку КПП сразу же бросилось в глаза что зубья на промежуточном валу большей частью были выкрашены, а кое где вообще отсутсвовали в месте соприкосновения с большой шестерней первой передачи. Сама же шестерня первой передачи на первичном валу не требовала замены. Одним словом разборка КПП только подтвердила мои догадки.Нужно было ехать за валом.Шестерня включения первой и задней передачи вторичного вала КПП
Приехав за промежуточным валом к моему старому знакомому, Яне сколько не удивился что он отдает вместе с набором шестерен. По качеству запчастей он сказал, что есть один недостаток, нужно перепресовывать шестерню постоянного зацепления с первичным валом, так как 2/3 зуба выломано и ставить соответственно сразу нельзя. На первых порах я приуныл. Ведь перебросить вал в сборе пару пустяков. а вот возиться с перепресовкой шестерни нужно под прессом, а в выходные к прессу доступа нет. Признаться пару раз мне в автобазе перепресовывали вторичный вал и я сам видел и слышал как со страшным писком слазят шестерни с вала под усилием старенького пресса. И было очень точно известно мне, что из под домкрата такую работу не сделаешь. Конечно терять еще и понедельник никак не хотелось. Поэтому стал рамышлять стараясь найти какое либо решение для выхода из создавшейся проблемы.
Бракованную шестерню я в принципе или резаком или сваркой срежу и собью, а вот как снять с вала целой шестерню для меня оставалось непонятным. Греть ее нельзя иначе шестерню загублю. Одним словом что сделаешь, если из инструмента резак, сварка да кувалда. Поэтому решил просто почистить фильтр КПП с магнитом. Пока занимался читкой магнита и постановкой на место не покидало предчувствие, что решение где то рядом.
Через некоторое время осенило надо сначала с моего промежуточного вала снять подшипники, замочное кольцо, а затем постараться выдуть вал из нужной мне шестерни. Так и сделал. Снял подшипники затем замочное кольцо и выложил на верстаке вал таким образом, чтоб расплав выдуваемого металла легко стекал из вала. И принялся за работу. Надо отметить, что выдувание металла из вала не такая и сложная работа, если есть эти навыки, но бесспорно это сложнее чем просто резать металл. Не быстро конечно, но работа продвигалась и через некоторое время мне удалось выдуть вал на ¾ длины шестерни. После нескольких ударов шестерня сошла. Для меня это была победа профессионального мастерства. Пришла очередь приниматься за обрезку негодной шестерни с нового вала. Эта работа намного проще я просто начал резать шестерню так чтоб расплавленный металл не летел на блок шестерен. Шестерню таким образом я прорезал практически до вала и потому со снятием негодной шестерни с вала никаких трудностей не возникло. Но пришлось ждать чтоб комплект моих деталей окончательно остыл, особенно промежуточный вал.
Здесь надо пояснить что для запрессовки подшипников,шестерен втулок и так далее можно применять нагрев, но не более чем свыше 200 градусов, иначе меняется структура металла. Что делал сам раньше, то при запрессовке подшипников ложил подшипник на электроплитку закрытую железной пластиной, а на нее ложил подшипник и через некоторое время поплевывая на него проверял температуру. Если слюна начинала кипеть пора набивать подшипник на вал. Для этого брал подшипник войлочными рукавицами надевал на вал несколько легких постукмванием молотком и все собрано. Здесь у меня такой плитки не было и я положив шестерню на треногу стал горелкой прогревать ее снизу по середине диаметра. Пока грел шестерню между делом присмотрел место где я буду забивать вал в шестерню. Такое место нашлось и я сразу же приготовил полосу металлическую и кувалду. После того как слюна начала закипать на шестерне я переложил ее на место сборки и легонько стукнув по валу направил шпонку в шестерню. Затем несколько раз стукнул через пластину кувалдой по валу. По звуку вал сел на место. Тогда не теряя времени я стопорным кольцом окончательно проверил посадку шестерни на вал и защелкнул кольцо на место. Вот таким образом мне удалось перепресовать шестерню на промежуточный вал.
Поставить подшипники на вал и собрать КПП большой проблемы для меня не составило. Затем пришло время установить КПП на место. Про все про все у меня ушел целый день, но в понедельник машина была на линии.
Здесь же хочу рассказать еще о ремонте промежуточного вала КПП ЯМЗ-238. У моего коллеги в рейсе пропали все передачи, за исключением 7 и3.Соответственно звонит мне и спрашивает, что это может быть. Ответ еще проще, полетел передний подшипник первичного вала. Одним словом он с тридцатью тоннами едет на 3 и 7 передаче около 40 км, разгружается, а затем пустым домой еще около 70 км. Домой приехал снял КПП и там промежуточный вал разбил передний подшипник. Гнездо в КПП осталось целое, а вот внутреннюю обойму подшипника разбило полностью и заострило вал. В такой ситуации что сделаешь? Подумали и пришли к такому выводу. Покупать вал и перепресовывать шестерни-долгая история. Пошли Русским путем, сняли замочное кольцо держащее шестерню. Купили новый подшипник и сальник на первичный вал. Промежуточный вал наварили и отвезли к токарю. Промежуточный вал в месте привода шестеренчатого насоса имеет центр. Вот за этот центр в конус, и зажал в патронтокарь вал вместе с набором шестерен. Проточил передний конец вала под подшипник и нарезал канавку под замочное кольцо. КПП после такого ремонта ходила у него несколько лет.
ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ
СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________
На грузовых автомобилях Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 устанавливается коробка передач ЯМЗ-236.
Регулировка привода коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
В процессе эксплуатации автомобиля может возникнуть необходимость в регулировке привода коробки передач при различных признаках неисправности.
Так, если не включаются IV и V передачи КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, а остальные включаются, то необходимо следующее:
– нанести метки совмещения на тягу 10 (см. рис. 53) и наконечник 8;
– отпустить стяжные болты 9 наконечника тяги и повернуть наконечник 8 на тяге против часовой стрелки (если смотреть по ходу автомобиля) на 4—5°, что соответствует смещению одной метки относительно другой около 1 мм;
– затянуть стяжные болты 9 и проверить включение передач.
При необходимости дополнительно повернуть наконечник тяги.
Если не включаются I передача и задний ход КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, а остальные передачи включаются, то порядок регулировки аналогичен описанному выше, за исключением того, что наконечник 8 следует поворачивать по часовой стрелке (если смотреть по ходу автомобиля).
Рис. 53. Привод коробки передач КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
1 — рычаг переключения передач; 2 — рычаг механизма переключения; 3 — валик переключения передач; 4 — картер механизма дистанционного переключения передач; 5 — промежуточный рычаг переключения передач; 6 — палец; 7 — серьга шарнира; 8 — наконечник тяги; 9 — стяжные болты; 10 — тяга; 11 — промежуточный механизм; 12 — стопорный болт; 13 — поперечный валик.
При касании рукоятки рычага 1 панели приборов или кожуха кабины провести следующую регулировку:
– установить рычаг 1 в нейтральное положение;
– отсоединить наконечник тяги 10 от серьги 7 и убедиться в том, что рычаг 2 находится в нейтральном положении. Вилка должна находиться в вертикальном положении, и при угловом покачивании должно ощущаться сопротивление вращению;
– зафиксировать поперечный валик 13 промежуточного механизма управления стопорным болтом 12, завертывая его до упора в коническое отверстие на валике;
– с помощью наконечника 8, предварительно ослабив стяжные болты 9, отрегулировать тягу 10 по длине так, чтобы палец 6 входил в отверстие вилки наконечника 8 и серьги 7 свободно, без дополнительных перемещений для совпадения отверстий, и соединить наконечник с серьгой, затянуть стяжные болты наконечника;
– отвернуть стопорный болт 12 на пять оборотов и законтрить гайкой.
Ремонт коробки передач КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Определение причины и устранение неисправности в коробке передач КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 редко вызывают необходимость ее полной разборки.
В отдельных случаях для устранения неисправности можно ограничиться снятием крышки коробки передач, для чего сначала снимают механизм дистанционного управления коробкой.
Если же требуется заменить или отремонтировать детали, расположенные в картере коробки передач, ее необходимо снять с автомобиля.
Для этого следует прежде всего, слив масло из коробки передач, отсоединить от нее карданный вал, отсоединить тягу привода механизма переключения передач от крышки механизма переключения и тягу привода сцепления от рычага муфты сцепления и снять кронштейн дополнительной опоры коробки передач.
Подведя подъемную тележку под картер коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, поджать коробку, отвернуть болты крепления коробки к двигателю, отсоединив хвостовик ведущего вала коробки, опустить коробку на тележку.
В дальнейшем для устранения какой-либо неисправности или замены отдельных деталей достаточна разборка коробки передач на отдельные узлы.
Для разборки коробки передач ее рекомендуется устанавливать на стенде с поворотной площадкой.
Разборку коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 начинают со снятия механизма дистанционного переключения и верхней крышки коробки передач.
При этом необходимо следить за тем, чтобы не повредить уплотнительные прокладки.
Снимают муфту выключения сцепления с крышки подшипника ведущего вала, предварительно отсоединив шланг смазки муфты и оттяжные пружины от вилки.
Вынимают вал вилки выключения сцепления, предварительно вывернув стяжной болт и повернув вал на 180°. При этом можно пользоваться мягкой выколоткой.
С помощью универсального съемника снимают фланец с ведомого вала КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и болтов-съемников, крышку с ведущего вала в сборе с сальником и прокладку.
Ударяя алюминиевым молотком по ведущему валу и покачивая его рукой, извлекают ведущий вал в сборе с подшипником. Чтобы извлечь из картера ведомый вал, необходимо сначала снять крышку заднего подшипника и с помощью съемника выпрессовать задний подшипник ведомого вала, предварительно сняв с него стопорное кольцо.
Ведомый вал КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 в сборе с шестернями извлекают из картера коробки с помощью проволочных захватов, снимая со шлицев шестерню I передачи и заднего хода.
Промежуточный вал извлекают аналогичным образом после снятия крышки заднего подшипника промежуточного вала, упорной шайбы и заднего подшипника промежуточною вала.
Затем снимают с картера коробки передач КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 масляный насос и прокладку.
Чтобы вынуть из картера блок шестерен с подшипниками и промежуточной втулкой, необходимо сначала при помощи съемника выпрессовать из картера ось блока шестерен заднего хода.
Необходимость дальнейшей разборки коробки передач определяется внешним осмотром.
Разборка ведущего вала не вызывает затруднений, так как после снятия кольцевой гайки крепления подшипника последний спрессовывают с помощью съемника.
При разборке ведомого и промежуточного валов КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 необходимо прежде всего с помощью универсальных съемников спрессовать подшипники и специальными съемниками снимать замковые пружинные кольца подшипников и шестерен.
Для дальнейшей разборки ведомого вала снимают синхронизаторы IV и V передач. Чтобы снять с вала шестерню V передачи, вынимают из паза на валу замковую шпонку.
Затем, развернув на один шлиц, при помощи отвертки снимают упорную шайбу шестерни V передачи.
Под прессом с ведомого вала КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 через оправку и деревянную прокладку спрессовывают втулки шестерен и синхронизаторов, снимают шестерни и синхронизаторы II и III передач.
Окончательную разборку промежуточного вала после снятия подшипников и замковых колец также выполняют под прессом или с помощью универсального съемника.
Прежде всего спрессовывают шестерню привода промежуточного вала, затем шестерни V и III передач, снимают распорную втулку, наконец, спрессовывают шестерню II передачи.
Разборка крышки коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с механизмом переключения передач, а также масляного насоса коробки передач обычно не вызывает особых затруднений.
После разборки узла коробки передач детали промыть в керосине или в дизельном топливе и обдуть сжатым воздухом.
Наружным осмотром выявляют трещины, обломы, срывы резьб, выкрашивание и обломы зубьев шестерен и другие повреждения.
Если есть трещины или обломы зубьев, а также повышенный износ зубьев, шестерни заменяют.
У синхронизатора возможны ослабление посадки штифтов муфты на каретке, износ конусных колец, износ зубьев кареток и износ шлицевых отверстий.
При ослаблении муфты на каретке синхронизатора КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 негодные штифты высверливают и вместо них ставят новые с обваркой латунью. Место заварки зачищают.
При определении степени износа бронзовых конусных колец обойм синхронизаторов пользуются сопрягаемыми с ним конусными поверхностями соответствующих шестерен.
При насаживании кольца на шестерню замеряют зазор между торцом зуба и обоймой синхронизатора КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337.
Износ конусного кольца считается в пределах допустимого, если зазор между торцом зуба и обоймой не менее 1,5 мм.
Износ зубьев кареток (по длине) со стороны включения допускается до 8 мм.
Заварка трещин обоймы синхронизатора не допускается.
Сборку узлов, а также окончательную сборку коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 выполняют в обратной последовательности.
При этом следует максимально использовать детали одного комплекта.
Особенно это важно для шестерен из условий бесшумной работы.
Однако при выбраковке одной из сопрягаемых деталей необходимо подбирать наиболее плотную посадку в таких сопряжениях, как шлицевые посадки кареток синхронизаторов, шестерни I передачи и заднего хода, посадки подшипников на валах и в гнездах картера и других соединениях, соблюдая при этом условия плавного перемещения на шлицевых валах, равномерного вращения валов и шестерен без рывков и заеданий и т. д.; при замене
синхронизатора или ведущего вала, а также одной из шестерен ведомого вала (кроме шестерни I передачи и заднего хода) притереть конусные поверхности синхронизаторов к конусным поверхностям шестерни или ведущего вала.
Площадь следов контакта каждой конусной поверхности должна составлять не менее 65% общей площади и располагаться равномерно по всей конусной поверхности.
После сборки все валы коробки передач КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 должны легко и плавно вращаться.
Коробку передач устанавливают на автомобиль в обратной последовательности.
После установки коробки проверить четкость переключения всех передач.
Техническое обслуживание коробки передач КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Техническое обслуживание коробки передач КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 заключается в периодической проверке уровня масла и смене его в картере в соответствии с указаниями в карте смазки.
Масло в картер коробки передач заливают до уровня контрольной пробки.
Сливать масло следует горячим через оба спускных отверстия.
В поддоне картера имеется перегородка, поэтому через одно отверстие вылить все масло невозможно.
После слива масла снять крышку в нижней части картера КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, в которой помещается масло-приемник масляного насоса с магнитом, тщательно промыть их и установить на место.
При этом следует обращать внимание на то, чтобы не перекрыть масляную магистраль крышкой или ее прокладкой.
Для промывки коробки передач рекомендуется использовать 2,5—3 л веретенного масла.
При нейтральном положении рычага управления коробкой передач на 7—8 мин пускают двигатель, затем его останавливают, веретенное масло сливают и заполняют коробку передач маслом, предусмотренным картой смазки.
Так как в коробке передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 имеется масляный насос, категорически запрещается промывать коробку передач керосином или дизельным топливом, потому что недостаточное разрежение на всасывании может привести к отказу его в работе.
Следует помнить, что масляный насос приводится в действие от промежуточного вала коробки передач.
Поэтому при неработающем двигателе масляный насос не подает смазку к подшипникам шестерен ведомого вала и на конусные поверхности синхронизаторов.
Это особенно важно знать при буксировке автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с неработающим двигателем.
В случае буксировки двигателя необходимо выключить сцепление и включить IV (прямую) передачу в коробке или отсоединить последнюю от трансмиссии, в противном случае возможны задиры поверхностей скольжения и износ колец синхронизаторов.
Необходимо также проверять надежность крепления верхней крышки к картеру коробки передач и механизма управления к верхней крышке.
Добрый день! Я Артем. Чуть меньше 9 лет работаю слесарем и мне нравиться работать руками. Когда создаешь новые полезные вещи или возвращаешь к жизни сломанные предметы. Разве это не прекрасно? Рекомендую, перед реализацией идей с моего сайта, проконсультироваться со специалистами. Удачного рабочего дня!