Мы постараемся ответить на вопрос: ремонт батарей ноутбука своими руками по рекомендациям подлинного мастера с максимально подробным описанием.
Современный человек становится всё более мобильным во всех сферах жизни. И если совсем недавно в моде были стационарные компьютеры, то теперь в обиход прочно вошли ноутбуки. С их помощью можно возить с собой все свои документы, контакты, программы в командировки или на отдых. Также с ноутбуком вы всегда имеете под рукой мультимедийные развлечения и игры. Ноутбук можно взять с собой в самолёт и во время перелёта смотреть любимые фильмы. Но всё это возможно только в том случае, если у ноутбука есть исправный аккумулятор. Когда аккумулятор для ноутбука выходит из строя, он превращается в десктоп, привязанный к розетке. Если батарея вышла из строя, можно купить новую. Но может сложиться ситуация, когда аккумуляторы к вашей модели лэптопа выпускать перестали по причине её морального устаревания. Тогда можно заняться ремонтом АКБ. Сегодня мы поговорим о том, как отремонтировать батарею ноутбука.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Современные модели ноутбуков комплектуются литиевыми аккумуляторами. Срок эксплуатации батарей этого типа составляет 400─500 циклов заряд-разряд. После этого аккумулятор теряет больше половины от своей первоначальной ёмкости и в автономном режиме работает меньше часа. По времени это может быть интервал от 1 до 4 лет, в зависимости от интенсивности использования. Подробнее о литий─ионных и литий─полимерных аккумуляторах можно прочитать по указанным ссылкам.
- износ аккумуляторных элементов. Или выход из строя отдельных банок. Именно отдельных литиевых батареек (банок) в составе АКБ. При этом контроллер остаётся в рабочем состоянии, и ремонт сводится к замене банок, ещё называемой «перепаковкой» аккумулятора;
- глубокий разряд аккумуляторных элементов. В этом случае проблема заключается в том, что контроллер блокирует зарядку банок. Ремонт батареи в этом случае может быть сведён к балансировке всей сборки с помощью специального зарядного устройства или к заряду каждого элемента в отдельности;
- выход из строя контроллера или отдельных его элементов. Контроллер представляет собой печатную плату. При её поломке (например, выгорании каких-то элементов) ремонт сводится к его замене.
Аккумулятор ноутбука внутри
Советуем дополнительно прочитать материал о том, как выполнить тест батареи ноутбука.
Вернуться к содержанию
Для ремонта АКБ ноутбука вам может потребоваться следующее:
- Нож, скальпель, отвёртка и прочие инструменты для вскрытия корпуса аккумулятора;
- Паяльник, паяльная кислота, олово;
- Мультиметр;
- Многофункциональное зарядное устройство (балансир). Пример, iMAX B6;
- Новые литиевые аккумуляторные элементы, клей, изолента.
Этот этап не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Корпуса аккумуляторов для ноутбуков в большинстве своём соединяются с помощью клея. Это делает их крайне неремонтопригодными. Есть модели, которые собраны на защёлках, но это исключение из правил. Есть даже корпуса из цельного пластика. Чтобы в таких моделях добраться к аккумуляторным элементам, придётся их разрезать, а после ремонта склеивать.
Вскрытие батареи ноутбука
Но большинство корпусов АКБ держатся на клею. Чтобы их разобрать, рекомендуется немного разогреть пластик по шву и несильно постучать молотком. Далее скальпелем, ножом, отвёрткой поддевать пластик по шву и постепенно вскрывать корпус. Контролируйте усилие, чтобы не проткнуть пластик и не повредить литиевые элементы. Это может привести к их воспламенению.
После того как разберёте корпус, первым делом проведите визуальный осмотр аккумуляторной сборки.
Проверьте контроллер на предмет выгоревших элементов и сами аккумуляторы. На нормальных банках не должно быть подтёков, вздутий, повреждений.
Далее мультиметром проверьте напряжение на выводах коннектора, который подключается к ноутбуку.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Проверка напряжения на коннекторе батареи
Если это не даст результата, то придётся разбирать сборку, отпаивать аккумуляторные элементы и работать с каждым по отдельности. Если их удастся вывести из ступора, то хорошо. Если нет, тогда ремонт аккумулятора будет включать замену банок.
Вернуться к содержанию
Если вам приходится менять аккумуляторные элементы в батарее, предварительно составьте схему сборки вашей АКБ. То есть, зарисуйте расположение элементов с обозначением положительных и отрицательных выводов. Также нанесите на бумагу соединение сборок, места их пайки к плате контроллера. Запомните, куда в схеме был припаян термодатчик, если таковой имеется в вашей АКБ.
Перед тем как отремонтировать аккумулятора ноутбука, нужно приобрести новые банки, которые по параметрам аналогичны вашим старым элементам. Банка в батарее ноутбука представляет собой аккумулятор 18650.
Здесь трудно дать совет на все случаи жизни. Нужно смотреть, что это за батарейки в каждом конкретном случае. Чаще всего в АКБ для ноутбука ставят литиевые аккумуляторы 18650 с напряжением 3,7 вольта и ёмкостью 2200 мАч (2400, 2600).
После того как новые аккумуляторы найдены, можно приступать к замене элементов.
Литиевый аккумулятор 18650
После пайки и всех операций по сборке АКБ, проверьте напряжение на выводах коннектора. Величина должна быть около номинального значения для вашей батареи. После этого проводится сборка корпуса. Если он имеет защёлки, то все просто. Если корпус был клеёный или цельный, то задача будет сложнее. Придётся приклеивать его каким-нибудь клеем для пластика или универсальным. Если не получается, можно попробовать скрепить его изоляционной лентой.
После этого аккумулятор вставляется в ноутбук и заряжается, если необходимо. Можно провести пару циклов заряд-разряд, погонять АКБ какими-нибудь программами. Можете посмотреть программы, с помощью которых выполняется калибровка батареи ноутбука. Теперь ремонт аккумулятора ноутбука своими руками завершён.
В заключение пару слов о том, как нужно правильно эксплуатировать аккумулятор ноутбука.
- Если вы часто включаете свой лэптоп от розетки и используете его в основном дома, то освободите от нагрузки аккумулятор. Зарядите его и выньте из ноутбука. Ваш лэптоп будет спокойно работать от сетевого блока питания. Единственный минус при таком подходе – при отключении электричества вы не сможете сохранить данные, если только не работаете через ИБП;
- Если долго не используете ноутбук, то зарядите аккумулятор на 50─60% и храните отдельно. Следите, чтобы на него не попадал прямой солнечный свет, и он не находился рядом с источниками тепла. Раз в 2─3 месяца проводите цикл заряд-разряд аккумулятора;
- Проведите на ноутбуке и в операционной системе настройки, способствующие экономному расходу заряда батареи. Это установка энергосберегающего режима, уменьшение яркости дисплея (не в ущерб комфорту), отключение Wi-Fi и других беспроводных модулей, если они не требуется.
Батареи для портативных компьютеров дорогое оборудование, поэтому если у вас есть старый ноутбук, который работает нормально, но требует замены батареи, то прежде чем рассматривать выбросить или нет ваш мертвый аккумулятор для ноутбука и заменить на новый Вы захотите узнать, как вы можете всё ещё оживить мертвую или умирающую батарею, если она не менее 60% от общей мощности. К счастью, существует множество способов, которые помогают восстановить мертвый аккумулятор, некоторые из них носят технический характер, некоторые из них красивые и ещё есть какие-то странные.
Но прежде чем двигаться дальше, вы должны также знать, это полностью зависит от аккумулятора и факторов, которые привели к его смерти, хотя процесс может работать или не может работать. Но, стоит дать попробовать оживить аккумулятор с помощью данных методов, прежде чем покупать новый.
Вообще то, это звучит смешно, что замораживание мертвого аккумулятора ноутбука сможет вернуть его к жизни, но это правда. Вы можете заморозить вашу батарею от ноутбука и, следовательно, продлить ему жизнь. Для этого следуйте этой процедуре, как это сделать:
Шаг 1: Во-первых, выньте батарею и поместите её в запечатанный пакет или пластиковый мешок.
Шаг 2: После этого положите пакет в морозильник и оставьте на 12 часов. (Вы можете также оставить его на более длительный срок, но не более 24 часов)
Шаг 3: Как только вы вытащите батарею из холодильника, снимите пластиковый пакет и дайте ему прогреться до комнатной температуры.
Пожалуйста, обратите внимание: как только он согреется, убедитесь, что Вы его обернули в полотенце и протёрли конденсат.
Шаг 4: вставьте аккумулятор и зарядите его полностью.
Шаг 5: Как он зарядится, отключите его от электросети и дайте разряд батареи до полной разрядки.
После этого повторите, 4- ё и 5- й шаги, по крайней мере 4 раза, полностью зарядите аккумулятор, а потом разрядите его полностью.
Примечание: данный процесс выполняется только на NiCd или NiMH аккумуляторов. Избегайте попыток этого метода на литиевом аккумуляторе, так как это сделает только хуже для батареи. К сожалению, нет никакого способа, чтобы восстановить литиевый аккумулятор, но, возможно, поможет продлить срок службы батареи. Следуем способу 2.
Если у вас установлен аккумулятор на литий-ионной основе, вы можете продлить ему жизнь путем охлаждения вашего ноутбука. В случае если вы имеете ноутбук, который действительно становится жарким во время работы, то он может повредить аккумулятор и сократить срок службы батареи.
Я лично пробовал этот метод на моём ноутбуке Sony VAIO и значительно увеличил жизнь батареи ноутбука.
Этот процесс не является необходимым для новой батареи, но если батарея умирает, то это довольно старый аккумулятор. Так что, в этом случае межповерочный тест будет выгодным для неё. Рекалибровка батареи делается потому, что в некоторых случаях ОС не может выяснить, сколько мощности осталось в батарее. Это происходит, когда ноутбук всегда включен в сеть или если аккумулятор не удаляли никогда из ноутбука.
Если ваш аккумулятор не заряжается до 100%, а скажем только до 95% или же, если ОС говорит, что вы испытываете 35 мин заряда аккумулятора, но машина умирает раньше или гораздо позже, то в этом случае аккумулятору вашего ноутбука необходимо выполнить калибровку. Существует множество инструментов калибровки, доступных в Интернете для конкретной модели ноутбука, чтобы сделать процесс автоматически, но если придётся вручную откалибровать батарею, следуйте процессу, приведённому ниже.
Шаг 1: первое — выполните зарядку до 100% или до максимального значения которое может достигать аккумулятор и затем оставьте его остывать в течение 2 часов.
Шаг 2: После этого отключите питание и пусть аккумулятор разрядится. Вы можете сделать это двумя способами, первый, пусть батарея разряжается, пока ноутбук работает и затем установите его в режим сна или спящий режим примерно от 3 до 5%. Кроме того, вы должны убедиться, что дисплей остаётся включенным, пока он либо не отключится, либо не перейдёт в режим сна.
Шаг 3: далее, пусть машина будет отключена от 3 до 5 часов > затем снова включите ноутбук и зарядите на 100%.
Надеюсь, после этого ваш ноутбук должен быть дать вам более точное значение фактической емкости аккумулятора.
Если ваш ноутбук имеет съемный аккумулятор, тогда попробуйте снять аккумулятор во время подключения к сети. Вам нужно проверить при этом как ноутбук будет нормально работать со снятой батареей. Хотя, если ноутбук работает нормально и подключен к источнику питания все время, вы можете просто извлечь аккумулятор.
Химические реакции продолжают происходить в батарее установлен он в ноутбуке или нет. Но, это может увеличить срок службы батареи, так как аккумулятор это круто, когда он подключен.
Но, вы также должны убедиться, что работа ноутбука не будет сокращать его срок службы, иначе как ноутбук сразу же умрет, и это может привести к потере данных. Но если Вы не нашли этот метод стоящим, тогда выполните последний лучший способ.
В этом методе, вам нужно зарядить аккумулятор до 100% и затем отсоединить ноутбук от сети и когда он умирает (менее 5%), то подключите его к компьютеру и зарядите. Наоборот это сокращает срок службы батареи на новой литий-ионной батарее; поэтому в данном случае, нельзя допустить падения уровня от 35% до 45%, а затем зарядить его от 75% до 85%. Это, видимо, будет стремится к лучшей жизни батареи, так как этот метод не будет использовать столько зарядов и циклов перезарядки.
В данной теме выкладывать ПО необходимое для ремонта АКБ,информацию которую нужно знать при ремонте,типичные неисправности и другую нужную информацию, вопросы в данной теме не задавать .
Аккумуляторная батарея ноутбука. Аккумуляторная батарея (другие названия: аккумулятор, батарея) – это одно из основных устройств, отличающих ноутбук от настольной машины, хотя на работе ноутбука как такового это не сказывается, но все же все хочется иметь работающую батарею, хотя бы для того, что бы не выключая ноутбук перейти из комнаты в кухню.
Посмотрим, какие батареи бывают в принципе:
NICKEL-CADMIUM BATTERY – (или сокращенно NiCd) никель-кадмиевые;
NICKEL METAL-HYDRIDE BATTERY – (или сокращенно NiMH) никель-металл гидридные;
LITHIUM ION BATTERY – (или сокращенно Li-ion) литий-ионные аккумуляторы.
Последние наиболее часто встречаются, и считается, что это самые лучшие аккумуляторы. Так ли это?
Появление NiMH обусловлено попыткой преодоления недостатков никель-кадмиевых аккумуляторов.
В итоге:
на 30 – 50 % большая емкость по сравнению со стандартными NiCd аккумуляторами;
меньшая склонность к эффекту памяти, чем у NiCd. Периодические циклы восстановления должны выполняться реже;
меньшая токсичность. NiMH технология считается экологически чистой.
Еще один тип популярных аккумуляторов – Литий-Полимерные. Отличие от Li-ion заложено в самом названии и заключается в типе используемого электролита, подразумевается, что используется сухой твердый полимерный электролит, однако на сегодняшний день технологии не позволяют сделать такой элемент, поэтому используется гелеобра
зный электролит, и в результате мы получаем некоторый гибрид. Такие аккумуляторы не относятся ни к чистым li-ion ни к Li-pol, и правильнее их было бы называть литий-ионными полимерными, однако производители для продвижения батарей называют их литий-полимерными. Что касается плюсов и минусов li-pol, то они в точности такие же как и у li-ion, поэтому далее мы будем рассматривать li-ion, потому как они наиболее распространенные на сегодняшний день.
Упомянутую выше опасность перезаряда, означает следующее: перезаряд может привести к повышению давления в элементе и разгерметизации. Поэтому безопасность эксплуатации батарей всегда обеспечивается системой внешней электронной защиты от перезаряда и переразряда отдельных аккумуляторов. Она включает контроллеры, измеряющие напряжение каждого аккумулятора или блока из параллельно соединенных аккумуляторов, и ключ для размыкания электрической цепи при достижении предельных величин напряжения. Для контроля температуры батареи используются термисторы.
Еще к недостаткам Li-ion аккумуляторов можно отнести боязнь сильного разряда (переразряда). Питается вышеупомянутая схема защиты непосредственно от аккумуляторов и поэтому если элементы полностью разряжены, схема перестает работать и заряд элементов не происходит, кроме того глубокий разряд отрицательно сказывается и на внутренней структуре самих элементов. Считается, что оптимальным диапазоном для работы li-ion элементов является 20-100% заряда, выход ниже 20% приводит к более быстрому старению элементов.
Срок службы Li-ion элементов исчисляется не только в годах службы, но и в циклах заряда разряда, как правило, до снижения емкости на 20% они обеспечивают 500 – 1000 циклов. Дальнейшее поведение элементов предсказать достаточно сложно из-за большое кол-ва элементов в батарее, чаще всего происходит плавное понижение емкости, иногда скачкообразное, поэтому системой защиты ведется учет количества циклов. На более старых моделях батарей при достижении определенного значения циклов, система защиты закрывала аккумулятор, и пользоваться им не представлялось возможным. Возможность закрытия батареи при достижении определенного кол-ва циклов остается и сегодня, просто кол-во циклов прописанных в батарее достаточно велико, и старение элементов, а значит и падение емкости происходит раньше. Как правило, значение счетчика можно обнулить, однако не стоит забывать, что пользоваться таким аккумулятором несколько не безопасно, элементы в батарее стареют неравномерно, а значит, и заряжаются и разряжаются тоже неравномерно.
Со счетчиком связана другая сложность, что считать за цикл заряда-разряда? Полный разряд и полный заряд? Но ведь полностью разряжать не рекомендуется. А читать ли циклом кратковременное отключение от сети? Большинство современных батарей не заряжаются, если заряд в данный момент больше 90-95%, это позволяет избежать излишне высоких показателей циклов заряд-разряда. Цифра 90%-95% условна – на некоторых ноутбуках ее можно отредактировать специальными утилитами.
Что касается условий хранений, то однозначной информации по этому вопросу нет, наиболее распространенным является мнение, что хранить надо при заряде в 40% периодически (раз в два-три месяца) дозаряжая до этого значения.
В основном Li-ion аккумуляторы лучше всего функционируют при комнатной температуре. Работа при повышенной температуре драматично сокращает срок их службы.
При низких температурах, эффективность аккумуляторов понижается. Температура в минус 20°C является пределом, при котором Li-ion аккумуляторы прекращают функционировать
автор: Оболкин Алексей.
Ремонт батареи требуется в двух случаях:
1. Батарея мало держит. Новой она держала час-два-три, а сейчас 5-15 минут. Вывод – плохие элементы. Варианты решения проблемы:
а) купить новую батарею.
б) купить новые элементы и самому оживить батарею.
2. Батарея вообще не держит. Вариантов опять два:
а) купить новую батарею
б) купить новые элементы и самому оживить батарею.
Как видим, проблем мало, решений тоже мало.
Вариант б) Однозначно нужны новые элементы. 4-6-8-9-12 элементная батарея – соответственно нужно 4-6-8-9-12 новых элементов. Просто заменить дохлую группу – не поможет. Почему? У старых элементов одна емкость, у новой будет другая. Соответственно появится диссбалланс на группах элементов, и электроника просто-напросто выключит эту батарею.
Значит:
1. Нужны ВСЕ новые элементы. Емкость элементов рекомендуется ставить не меньше номинальной. Т.е. были у вас элементы 1800мАч – можно ставить 1800, 2000, 2100, 2200 мАч. Были 2000-ки – ставьте 2000, 2100, 2200. Если, конечно, разница в цене небольшая. Если этот критерий важен (цены) – тогда берите элементы родного номинала.
2. Вскрываем батарею.
3. Элементы нужно сварить так же, как сварены родные. Поищите людей, у которых есть соответствующая аппаратура. Просто паять нельзя. Некоторые говорят “не рекомендуется”, но поверьте – НЕЛЬЗЯ.
4. Отсоединять элементы от электроники нужно от большего плюса к меньшему. Определить это в большинстве случаев можно визуально. Если не получается – вооружитесь тестером.
5. Прежде, чем сваривать элементы, соедините их на ночь все вместе: все плюсы к плюсам, минусы – к минусам. Это нужно для выравнивания потенцала на банках.
6. Батарея вскрыта, новые элементы куплены, сварены по подобии старых, старые сняты. По идее, осталось только припаять новые элементы к электронике, и ура. Нет, не ура. Все дело как раз в той самой электронике. Она помнит все о ваших старых элементах – количество проведенных циклов, емкость элементов и т.п. Если ваша батарея имела емкость 4000мАч, а после года-двух-трех работы ее емкость стала 200мАч, то даже если вы подставите в батарею новые элементы – электроника «не поверит». Убеждение электроники в том, что у нее новые элементы и называется перепрошивкой (ресетом, обнулением) прошивки. Какими инструментами это делается смотрите в рубрике «HARD – железо, которое необходимо для ремонта ноутбучных батарей»
7. Теперь вам надо определить, с какой связкой вы будете иметь дело. Термин «связка» появился из-за того, что, как правило, на электронике используется пара микросхем: управляющий контроллер и память, в которой записаны разные полезные данные. Встречаются батареи, на электронике которых присутствует только память, или только контроллер. Но мы по привычке и далее будем их называть «связкой». Просмотрите внимательно плату электроники. Контроллер – это, как правило, самая большая микросхема на плате. Память,это, как правило, 8-пиновая микросхема например серий 24С64,24С32 и тому подобные.
8. Связку определили. Теперь вопрос в том, что и где менять, чтобы ресетнуть прошивку. Некоторые производители контроллеров не скрывают эту информацию, и все подробно описывают в даташитах. Прочитав и поняв даташит для вашего контроллера, вы будете знать, что и на что надо изменить.В некоторых случая производители батарей укрывают информацию, и она добывается по крохам. Зато потом она воплощается в программы, которые можно использовать для ремонта.
9. Элементы к электронике присоединяем от “земли” к “плюсу”. Т.е. сначала “землю”, потом “плюс” первого элемента, потом второго, и т.д. – до самого последнего.
11. Итак, если цель достигнута: ноутбук работает от батареи положенные час-два-три (как новый), кривая заряда и разряда равномерная – тогда можем собой гордится и считать, что достигли успеха.
Считывание SMbus данных через разъем ноутбучнои батареи.
Сохранение SMbus данных в текстовый файл.
Сохранение данных в собственный BQD формат (BQ208X data file), для дальнейшего использования в клонировании bq208X микросхемах.
Чтение и запись всех микросхем памяти используемых в ноутбучных аккумуляторах.
Чтение и запись данных из флэш-памяти и EEPROM в микросхемах с интегрированной памятью как то: BQ2083, BQ2084, BQ2085, PS401, PS402, BQ20Z70, BQ20Z80, BQ20Z90.
Сохранение данных из флэш-памяти и ЕЕПРОМ в формате BIN.
Сброс (обнуление) параметров микросхемы на первоначальные (заводские) параметры в одно нажатие мышки.
Клонирование защищенных паролем микросхем с интегрированной флэш-памятью (bq208X) в новые или не запароленные микросхемы.
- Chemistry – тип аккумулятора, например Lithium Ion;
- Design capacity – проектировочная емкость аккумулятора, то есть та максимальная емкость, которой будет обладать аккумулятор при его изготовлении;
- Full charge capacity – максимальное значение заряда аккумулятора;
- Current capacity – текущее значение заряда аккумулятора;
- Voltage – текущее значение напряжения на аккумуляторной батарее;
- Charge rate – скорость заряда/разряда аккумулятора.
Но нам будет более интересен оставшийся ресурс аккумулятора, его можно определить разделив ‘Full charge capacity’ на ‘Design capacity’. Чем он ниже тем больше степень износа аккумулятора.
Посчитаем ресурс аккумулятора информация которого представлена на рисунке: (40626мВтч/57720мВтч)*100%=70,4%.
Ноутбуку Toshiba эксплуатироваться почти 5 лет в режиме практически постоянного подключения сети, по ощущениям время автономной работы сократилось процентов на 30% и кроме того аккумулятор стал перегреваться: при заряде было некомфортно держать ноутбук на коленях, да и если при достижении полного заряда вовремя не отключить зарядку, ноутбук перегревался и отключался. С 30% потерей емкости можно было смириться, но вот с перегревом и отключением я мириться не стал.
Дальнейшие мои опыты ремонта аккумуляторов ноутбуков можно посмотреть в следующих статьях:
Как разобрать аккумулятор ноутбука
Как протестировать аккумуляторы.
Как собрать аккумуляторную батарею.
Каждый пользователь, выбирая какой ноутбук приобрести, обращает внимание на главный фактор длительности его работы – мощность и качество предустановленного аккумулятора.
Мощный аккумулятор позволит компьютеру оставаться портативным длительное время. Спустя несколько лет после эксплуатации ноутбука становиться заметно, что его жизнь в состоянии, отсоединенном от электросети значительно уменьшилась. Ноутбуки с вышедшими из строя аккумуляторами становятся не способны работать автономно даже 15-20 минут. Самый верный способ устранения проблемы старого аккумулятора – приобрести новый.
Основная и самая распространенная причина плохой работы батареи ноутбука – ее изношенность. Однако, сбои в работе аккумулятора могут происходить не только по причине его старения. Другие причины поломки батареи:
- Неправильный способ зарядки.
- Неправильна эксплуатация.
- Попадания влаги в компьютер, в частности и на батарею.
Каждому пользователю портативного ноутбука крайне важно владеть исчерпывающей информацией о том, как следует и как не следует заряжать и подключать к электрической сети свое устройство. Не стоит постоянно подключать компьютер к электросети. Этого не следует делать в том случае, если аккумулятор полностью заряжен. Работа батареи должна быть цикличной: нужно дождаться ее полной разрядки и только затем подключать блок питания. Также не следует прерывать зарядку на половине. Дождитесь, чтобы блок питания полностью зарядил батарею ноутбука. Помните, что неправильная зарядка батареи вашего переносного компьютера существенно снижает ее ресурс и дальнейший цикл жизни.
Поломка аккумуляторов может заключаться в том, что ноутбук перестает заряжаться или заряжается частично. В любом случае требуется стороннее вмешательство. Если срок гарантии вашего устройства еще не закончился, то имеет смысл обратиться в специализированный сервисный центр для получения профессиональной поддержки компьютера.
Помните, что каждый аккумулятор имеет свою длительность эксплуатации и количество возможных циклов полной зарядки. Исчерпав свой ресурс, аккумулятор компьютера становится непригодной для использования, поэтому не стоит пытаться вернуть к жизни откровенно старые аккумуляторы. Намного легче и эффективнее будет приобрести новый. Ремонтируйте батарею только, если она еще не исчерпала свой ресурс, а была повреждена механически пользователем устройства.
Если устройство работает от электросети, но не хочет функционировать автономно, следует проверить программное обеспечение устройства на наличие ошибок и по возможности максимально устранить их. Возможные способы устранения неполадки:
Заниматься ремонтом самостоятельно следует только в том случае, если вы хорошо разбираетесь в схеме работы батареи и понимаете ее принцип действия. В противном случае можно повредить важные контакты внутри аккумулятора и конечный ремонт станет более дорогостоящим.
Для начала следует рассмотреть принцип действия батареи ноутбука. Основные и наиболее распространенные виды аккумуляторов переносных компьютеров:
- Металлогидридные батареи на никелевой основе. Главная их особенность – такие аккумуляторы советуют доводить до состояния полной разрядки, а только потом заряжать до ста процентов. Делать это следует только первую треть срока эксплуатации аккумулятора. Если не соблюдать это простое правило, резерв такой батареи очень быстро исчерпается. Узнать о том, какой тип аккумулятора у вашего устройства можно, достав батарею. На ней будет указан вид.
- Ионно-литиевые. На протяжении всего срока использования такой вид батарей нужно заряжать и разряжать от начала до конца. Не прерывайте процесс зарядки и не заряжайте ноутбук прежде времени.
- Полимерно-литиевые. Благодаря своей маленькой массе такие батареи можно заряжать, даже несмотря на неполную разрядку. Срок жизни таких аккумуляторов более высокий, чем у других видов аналогичных изделий.
Для того чтобы начать ремонт испорченной батареи следует сначала достать ее и разобрать. Это должно выглядеть примерно таким образом:
В девяноста процентах всех ноутбуков батарейка не разбирается, поэтому нужно аккуратно разрезать пластиковый корпус на две половинки с помощью ножика или лезвия. Действовать следует осторожно, ведь есть вероятность того, что могут быть повреждены важные элементы батареи.
Измерьте номинальное напряжение. Сделать это можно подсчитав количество элементов аккумулятора и умножить полученное число на 1.2. Получившиеся число и называется номинальным напряжением (НН) аккумулятора ноутбука. Последовательно соедините элементы на крайних выводах батареи и измерьте все мультиметром, если прибор показывает НН точно такой же, какой получился путем расчетов, но ноутбук все равно невозможно включить, то неисправность заключается в контроллере батареи. Для того чтобы исправить проблему, нужно полностью разрядить все элементы ноутбука и затем немного подзарядить их. Затем соберите батарею, вставьте ее в ноутбук. Неисправность должна исчезнуть.
Таким образом, можно ремонтировать все батарейки ноутбуков, однако, перед тем, как начать ремонт самостоятельно посмотрите несколько видеороликов в интернете. В котором разбирают батарею такого же типа, как и у вас на компьютере. Если вы испытываете трудности в ремонте, лучше обратиться к специалисту.
Часто пользователи ноутбуков сталкиваются с тем, что на середине зарядки батареи процесс останавливается. При наведении курсора на значок батареи появляется сообщение такого вида: «Блок питания подключен, но аккумулятор ноутбука не заряжается». На самом деле ничего серьезного не произошло и решить неполадку сможет каждый рядовой пользователь. Причина неисправности – некорректное включение операционной системы.
Проблема решается следующим образом: выключите ноутбук, отсоедините его от блока питания. Выньте батарейку, затем подождите 1-2 минуты и вставьте ее назад. Запустите компьютер в безопасном режиме, дождитесь полной загрузки системы. Подключите зарядное устройство. Таким образом, ошибка исчезает и ПК снова начинает процесс зарядки. Такой тип неисправности может возникать время от времени.
У вас еще жив аккумулятор ноутбука? Вы счастливый человек. Сыграл в ящик до истечения гарантии? Вам просто везет.
Сдох на следующий день? Тогда читайте дальше.
В отличие от устаревших никель-кадмиевых (Ni-Cd) и никель-металлгидридных (Ni-MH), литиевые элементы, как правило, дохнут в один миг. Вчера работал, а сегодня ноутбук от батареи включается на долю секунды, при попытке зарядки пару минут горит желтый индикатор, потом зарядка выключается, а программный мониторинг батареи рапортует о ее кончине. Покупать новую батарею – лучший выход, но дорогой, да еще если ваш ноутбук не от IBM или подобного уровня брэнда – не факт, что найдете. В Москве есть фирмочки, перепаивающие в батареях собственно литиевые элементы; к примеру, наш огородник нашел такую, перепаяли за какие-то жалкие 5 долларов, батарея работает, но индикация заряда, увы, некорректна (контроллер батареи индивидуально настраивается заводом на установленные элементы, а фирмочка этого делать не умеет). Попробую предложить метод ремонта аккумулятора ноутбука своими руками, этого недостатка лишенный.
Мы когда-то уже писали, что цилиндрические литиевые элементы содержат размыкатель, срабатывающий при повышении давления внутри элемента. Вот этот-то размыкатель чаще всего и является причиной выхода батареи из строя. Размыкатель после срабатывания к нормальному состоянию не возвращается, но мы же с вами не в Америке живем, а сами знаете где.
Попутно выскажу предположение о причине срабатывания защиты. Давление внутри элемента может вырасти либо при нештатной работе схемы зарядки (что маловероятно и в конечном счете требует замены батареи целиком), либо при перегреве. Перегрев в процессе заряда, пожалуй, исключим – за его отсутствием должен следить контроллер батареи. Остается перегрев при разрядке, то есть большая нагрузка на батарею вкупе с высокой температурой окружающей среды (или просто хранение, опять-таки при высокой температуре). Но это лишь предположение.
Технология ремонта аккумулятора для ноутбука применима для цилиндрических литиевых элементов типа 16550 и подобных им по конструкции. Итак, батарею придется вскрыть. Тут все зависит от вашего терпения, аккуратности и прочности склейки (а корпус у всех батарей клееный). Точно по шву разъединяем половинки, не засовывая инструмент глубоко в батарею, особенно со стороны разъема. Если и корпус вскрыт, и пальцы целы, переходим к пункту два.
Для определения неисправного элемента из четырех или шести (редко восьми) понадобится тестер или мультиметр. Если батарея испустила дух давно, неисправных элементов может быть больше одного, и работы, соответственно, будет больше. Подлезаем к контактным площадкам и замеряем напряжение на элементах: у нормальных оно составляет 3,9–4,1 В, у неисправных – несколько милливольт (если в батарее шесть и более элементов, проверьте, чтобы не было параллельно соединенных – для диагностики их придется разъединить).
Неисправный элемент отсоединяем от батареи (обычно он приварен точечной сваркой к металлической полоскам, их можно аккуратненько оторвать). Теперь наша задача – добраться до размыкателя, а он находится под плюсовой крышкой. Здесь можно воспользоваться ножом, бокорезами или прочим подручным инструментом, чтобы вскрыть “консервную банку” хотя бы наполовину. Но опять же: не засовывайте инструмент глубоко – можете замкнуть контакты элемента или нарушить герметичность. Под крышкой вы увидите алюминиевую мембрану, иногда плоскую, иногда выпуклую. А она должна быть вогнутой. Вот к этому исходному состоянию ее и надо привести, пользуясь каким-нибудь не слишком острым пластиковым предметом (металлическим замкнете элемент). Вдавливать мембрану надо нежно, чтобы не проткнуть ее насквозь, и попутно можно контролировать напряжение на выводах элемента. Как только оно скакнет на положенные 4 В, для надежности подожмите мембрану еще немного. Осталось закрыть “консервную крышку” и припаять контактные полоски к элементу, стараясь не перегреть последний, а то мембрану выдавит обратно. Ну и разумеется – вернуть все в пластиковый корпус, склеив его по шву дихлорэтаном.
Автор: Сергей Леонов
Опубликовано в журнале “Компьютерра” №34 от 22 сентября 2005 года
С течением времени аккумулятор лэптопа утрачивает первоначальную ёмкость, что сказывается на продолжительности автономной работы устройства. Если ваш ноутбук функционирует от полного заряда около часа или вовсе перестал включаться без подключенного адаптера питания, не спешите приобретать новую батарею, в некоторых случая возможно произвести восстановление аккумулятора ноутбука самостоятельно.
Если аккумулятор начал разряжаться слишком быстро, первым делом попробуйте сделать его калибровку. Самый надёжный способ – это использовать специальную утилиту, которая в зависимости от производителя называется по-разному. Например, для ноутбуков Lenovo – это Energy Management, для фирмы Aser – Aser Care Center. Смысл состоит в том, что необходимо через утилиту запустить режим, который сначала полностью разрядит батарею, а затем её полностью зарядит. Во время калибровки нельзя отключать адаптер питания, прекращать подачу электричества, а также пользоваться ноутбуком. Процесс может занять от 2 до 10 часов. В некоторых случаях калибровка помогает вернуть былую автономность устройства.
Если калибровка не дала желанных результатов или, как описывалось ранее, лэптоп не работает от аккумулятора, пока не произойдёт подключение адаптера питания, пора приступать к ремонту батареи.
- макетный нож;
- мультиметр;
- паяльник с мощностью, не превышающей значение 40 Вт;
- несколько автомобильных лампочек мощностью 21 Вт;
- цианакрилатный клей.
Так как батареи ноутбуков делают неразборными, придётся воспользоваться макетным ножом или иным острым предметом, чтобы вскрыть её корпус. Найдите шов на аккумуляторе и аккуратно разрежьте его. Делайте это осторожно, чтобы не повредить внутренние компоненты.
Прежде чем приступить к дальнейшим действиям, обязательно определите вид вашего аккумулятора, так как это повлияет на процесс восстановления. Если ноутбук новый, то, скорее всего, у вас литий-ионная (Li-ion) батарея, а если лэптоп старше 3-4 лет – возможно, никель-металлгидридная (NiMH).
Если описанный метод не принёс результатов, придётся менять сразу все элементы питания. Отлично подойдут никель-металлгидридные батареи от фирмы Sanyo ёмкостью 2100 мАч. При замене не пользуйтесь паяльником для соединения элементов питания в цепочку. Вместо этого, сделайте контактные держатели и припаяйте к ним соединяющие провода.
Данные батареи опасны, поэтому будьте предельно осторожны при ремонте. Перед началом обязательно убедитесь, что батарея полностью разряжена.
- определите номинальное напряжение батареи, сосчитав количество элементов питания и умножив полученное значение на 3.7;
- припаяйте лампочки к крайним выходам последовательно соединённых элементов;
- проверьте напряжение – если оно соответствует номинальному, то переходите к пятому пункту (учтите, если ноутбук при этом не работает от батареи, скорее всего, вышел из строя контроллер);
- если напряжение меньше номинального, необходимо в первую очередь отпаять контроллер, а затем и все элементы друг от друга и проверить напряжение каждого по отдельности, при этом все элементы с напряжением существенно меньше 3.7 В следует заменить на новые;
- с помощью лампочки разрядите все элементы питания до значения 3.2 В;
- затем склейте корпус аккумулятора, вставьте его в ноутбук и осуществите процесс полной зарядки.
Ещё одна проблема, возникающая с литий-ионными и литий-полимерными аккумуляторами, если они не использовались в течение долгого времени – это снижение напряжения до уровня ниже порога, при котором срабатывает защитный контроллер. В этом случае аккумулятор не заряжается, а на его контактах напряжение равняется нулю. Для решения проблемы необходимо подвести к последовательной цепочке элементов батареи через лампочку мощностью 5 Вт источник питания лэптопа и зарядить аккумулятор до напряжения 3.4 В на один элемент.
Добрый день! Я Артем. Чуть меньше 9 лет работаю слесарем и мне нравиться работать руками. Когда создаешь новые полезные вещи или возвращаешь к жизни сломанные предметы. Разве это не прекрасно? Рекомендую, перед реализацией идей с моего сайта, проконсультироваться со специалистами. Удачного рабочего дня!