Мы постараемся ответить на вопрос: ремонт гур зил своими руками по рекомендациям подлинного мастера с максимально подробным описанием.
Гидроусилитель руля предназначен для обеспечения более комфортного и удобного управления рулевым колесом автомобиля. Первый ГУР в отечественной промышленности стали применяться на автомобилях ЗИЛ. В этой статье мы предлагаем узнать, какое в ГУР ЗИЛ-130 устройство, какие неисправности характерны для этого узла и как производится его ремонт.
Гидроусилитель руля в автомобиле ЗИЛ-131 или 130 ставится с целью снижения усилий, который должен прикладывать водитель в ходе управления автомобилем. Предназначение ГУР также заключается в обеспечении улучшенной маневренности, безопасности во время езды, а также разгрузки руля от вибраций и ударов. Если ГУР выходит из строя, эксплуатация автомобиля будет возможной, поскольку руль продолжит работать, но управление будет более затрудненным.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Система ГУР состоит из следующих элементов:
- насоса;
- расширительного бачка, куда заливается масло;
- патрубок низкого давления;
- магистраль высокого давления;
- рулевая колонка;
- контактный узел сигнала;
- подрулевой переключатель поворотников;
- карданный шарнир;
- карданный вал;
- рулевое устройство;
- сошка.
Какие неисправности характерны для ГУР ЗИЛ-130:
Одной из распространенных проблем является недостаток рабочей смазывающей жидкости в системе или использование некачественного масла. Поэтому каждый ЗИЛовод должен знать, как осуществляется замена расходного материала.
Система оснащается фильтрующим элементом, который промывается при помощи бензина, но если на нем имеются отложения, фильтрующий элемент следует промыть при помощи растворителя:
Еще одна неисправность, от которой можно попытаться избавиться в домашних условиях — это наличие осевого люфта в подшипниковых устройствах.
Если нужно отрегулировать люфт, то процедура осуществляется так:
- В первую очередь, от расходного материала очистить картер рулевого устройства. Это делается, чтобы не допустить попадания грязи в систему, поскольку ее наличие может губительно отразиться на функционировании узла в целом.
- Когда механизм очищен, можно произвести демонтаж гарнира, который расположен между гидроусилителем руля, и валом рулевого колеса. Не лишним будет демонтировать сошку системы ГУР.
- Процедура диагностики зазора осуществляется визуальным образом. Чтобы убедиться в наличии зазора, необходимо надавить на сошку либо прокачать ее из стороны в сторону.
- Если заметили, что люфт имеет место, необходимо открутить метизы, расположенные на крышке картера гидроусилителя руля. Сделав это, следует извлечь по одной прокладке и опять проверить люфт. Если будете снимать прокладки по очереди, одна за одной, то сможете добиться того, чтобы люфт был нужного диаметра.
Разборка и проверка насоса
Перед разборкой насос нужно снять с автомобиля, предварительно слив из насоса масло и очистив и промыть его наружную поверхность.
Порядок разборки и проверки насоса:
1. Снять крышку бачка и фильтры.
2. Снять бачок, отвернув четыре болта.
3. Установить насос так, чтобы его вал был расположен вертикально, а шкив находился внизу, и снять крышку насоса, отвернув четыре болта. При снятии крышки удерживать клапан от выпадения
4. Отметить положение распределительного диска относительно статора и снять его со штифтов.
5. Отметить положение статора относительно корпуса насоса и снять статор (стрелка на статоре указывает направление вращения вала насоса).
6. Снять ротор вместе с лопастями.
Статор, ротор и лопасти насоса подобраны на заводе индивидуально, поэтому их комплектность при разборке нарушать нельзя. Нельзя также менять местами лопасти.
При замене статора, ротора и лопастей их устанавливать только комплектно
7. В случае крайней необходимости снять шкив, стопорное кольцо и вал насоса вместе с передним подшипником.
Видео (кликните для воспроизведения). |
При наличии большого подшипника (см. рис. 1, б) вынимать его только в случае необходимости, так как при этом может быть поврежден сальник и его нужно будет заменить.
При установке новых подшипника и сальника принимать меры против повреждения кромок сальника.
8. Проверить свободное перемещение перепускного клапана в крышке насоса и отсутствие забоин или износа.
Клапан и крышка насоса подобраны на заводе индивидуально, поэтому их комплектность при разборке нарушать нельзя, В случае необходимости — зачистить забоины или заменить детали комплектно.
9. Проверить затяжку седла 16 (рис. 1) предохранительного клапана и, если требуется, подтянуть его.
10. Проверить, нет ли грязи во всех каналах деталей насоса, и очистить каналы.
11. Проверить, нет ли задиров или износа на торцовых поверхностях ротора, корпуса и распределительного диска. В случае незначительных задиров или износа притереть эти поверхности на плите, после чего детали тщательно промыть.
12. Проверить, свободно ли перемещаются лопасти в пазах ротора и не изношены ли они чрезмерно.
1. Сборку производим в обратной последовательности.
2. Установить статор-ротор с лопастями и распределительный диск в соответствии с метками, нанесенными при разборке, и стрелкой, указывающей направление вращения. При этом фаска шлицевого отверстия должна быть обращена к корпусу насоса.
3. Установить крышку с перепускным клапаном. Шестигранник седла клапана должен быть обращен внутрь отверстия.
4. Момент затяжки болтов М6, крепящих бачок, должен быть равен 0,6—0,8 кГм.
5. Момент затяжки гайки, крепящей шкив насоса, должен быть равен 5,0—6,5 кГм.
6. Вал насоса должен вращаться свободно, без заеданий.
Проверку надо вести, установив между насосом и шлангом высокого давления специальное приспособление (рис. 2), имеющее манометр со шкалой до 80 кг/см 2 и вентиль, закрывающий подачу масла к гидроусилителю.
Для проверки надо открыть вентиль и повернуть колеса до упора; давление масла при малом числе оборотов холостого хода двигателя должно быть не меньше 60 кг/см 2 .
Если давление масла меньше 60 кг/см 2 , то нужно медленно завернуть вентиль, следя за увеличением давления по манометру.
При исправном насосе давление должно подняться и быть не меньше 65 кг/см 2 . В этом случае неисправность нужно искать в механизме рулевого управления. Если давление не увеличивается, то неисправен насос.
Если давление при закрытом вентиле больше давления, которое было при открытом вентиле, но ниже 60 кг/см 2 , то неисправны оба узла.
При проверке нельзя более 15 сек держать вентиль закрытым, а колеса — повернутыми до упора.
Проверку надо вести при температуре масла в бачке 65—75° С.
В случае необходимости масло может быть нагрето путем поворота колес от упора до упора с удержанием их у упоров каждый раз не более 15 сек.
В данной статье мы рассмотри порядок сборки разборки рулевой колонки (ГУР) ЗИЛ-130. А так же возможные неисправности ГУР ЗИЛ-130 и методы их устранения. Если ВЫ самостоятельно не имеете возможность отремонтеровать ГУР ЗИЛ-130, то предоставьте это нашим специалистам позвонив по номеру (097) 056-05-93. Ремонт ГУР ЗИЛ-130, а также продажа новых ГУРов ЗИЛ-130.
Насос ЗИЛ-130 гидроусилителя рулевого привода (РИС 1) с бачком, фильтрами и клапанами, ограничивающими давление и расход масла в системе, установлен на двигателе и приводится в действие клиновым ремнем от шкива, расположенного на переднем конце коленчатого вала.
При эксплуатации гур ЗИЛ-130 необходимо регулярно, в сроки, указанные в карте смазывания, проверять уровень масла в системе гидроусилителя руля ЗИЛ-130 и промывать фильтры насоса.
Ежедневно следует проверять герметичность соединений и шлангов системы ЗИЛ-130 гидроусилителя рулевого управления.
Рис.1 Насос гидроусилителя ЗИЛ-130:
1 — конусная втулка; 2 — шкив; 3 — корпус; 4 — передний подшипник; 5 — сальник; 6 — вал; 7 — задний подшипник; 8 — статор; 9 — ротор; 10 — распределительный диск; 11 — крышка; 12 — перепускной клапан; 13 — нагнетательное отверстие; 14 — регулировочные прокладки; 15 — седло предохранительного клапана; 16 — предохранительный клапан; 17 — коллектор; 18 — патрубок; 19 — бачок; 20 — прокладка; 21 — сетчатый фильтр; 22 — сапун; 23 — крышка бачка; 24 — шайба; 26 — гайка-барашек; 26 и 27 — уплотнительные кольца; 28 — прокладка коллектора; 29 — прокладка бачка; 30 — лопасть гур ЗИЛ-130.
Натяжение ремня насоса нужно проверять при каждом техническом обслуживании. Регулируют натяжение ремня перемещением насоса гидроусилителя руля ЗИЛ-130. При нормальном натяжении прогиб ремня между шкивами вентилятора и насоса ЗИЛ-130 гидроусилителя рулевого управления под действием усилия 40 Н (4 кгс) должен быть в пределах 8—14 мм (см. рис. 32).
Для системы гур ЗИЛ-130 нужно употреблять только чистое, отфильтрованное масло, указанное в карте смазывания. Заливать масло надо через воронку с двойной сеткой и заливной фильтр, установленный в бачке насоса гидроусилителя руля ЗИЛ-130. При применении загрязненного масла быстро изнашиваются детали насоса и ЗИЛ-130 гидроусилителя. Во время проверки уровня масла в системе гидроусилителя передние колеса автомобиля должны быть установлены прямо.
Перед снятием с бачка крышку надо тщательно очистить от грязи и промыть бензином. Масло доливают при работе двигателя на режиме холостого хода до появления его над сеткой фильтра 21 (см. рис. 55).
Ключевые слова: ЗИЛ-130 гидроусилитель руля, гур ЗИЛ-130.
Смена масла в гидроусилителе ЗИЛ-130
Действия при разрыве шлангов гидроусилителя ЗИЛ-130
Разборка рулевого механизма ЗИЛ-130
Сборка рулевого механизма ЗИЛ-130
Порядок разборки насоса гидроусилителя ЗИЛ-130
Порядок сборки насоса гидроусилителя ЗИЛ-130
Сборку насоса проводить в следующем порядке.
1. Установить статор, ротор с лопастями и распределительный диск в соответствии с метками, нанесенными при разборке, и стрелкой, указывающей направление вращения. При этом фаска шлицевого отверстия ротора должна быть обращена к корпусу насоса.
2. Установить крышку с перепускным клапаном. Шестигранник седла клапана должен быть обращен внутрь отверстия.
3. Момент затяжки болтов, крепящих бачок, должен быть равен 6—8 Н • м (0,6—0,8 кгс • м).
4. Момент затяжки гайки, крепящей шкив насоса, должен составлять 50—65 Н • м (5—6,5 кгс • м),
5. Вал насоса должен вращаться свободно, без заеданий.
Проверка давления, развиваемого насосом
Для проверки давления, развиваемого насосом, устанавливают специальное приспособление (рис. 2), имеющее манометр со шкалой до 8000 кПа (80 кгс/см2) и вентиль, закрывающий подачу масла к гидроусилителю.
Рис. 2. Приспособление для проверки давления:
1 — насос гидроусилителя; 2 — шланг низкого давления; 3 — вентиль; 4 — нанометр; 5 — рулевой механизм; 6 — шланг высокого давления.
Рис. 3. Регулировка осевого зазора ЗИЛ-130.
Привод рулевого управления ЗИЛ-130
Привод рулевого управления состоит из продольной и поперечной рулевых тяг.
Продольная рулевая тяга — трубчатая, с регулируемыми шаровыми шарнирами. При сборке шарнира регулировочную пробку затягивают до упора, а затем отпускают до первого возможного положения для шплинтовки (но не менее 1/4 оборота) и шплинтуют. Следует помнить, что полное устранение зазоров шарниров не допускается, так как это может привести к поломке шарового пальца или тяги.
Поперечная рулевая тяга — трубчатая, имеет на концах правую и левую резьбу для навинчивания головок с шаровыми шарнирами, с помощью которых можно изменять длину тяги и тем самым регулировать схождение передних колес. Шарниры не нужно регулировать. При сборке необходимо следить за тем, чтобы шаровые пальцы проворачивались от руки без заедания. Момент затяжки гаек шаровых пальцев продольной и поперечной рулевых тяг составляет 230—270 Н*м (23—27 кгс • м).
Систематически следует проверять и подтягивать все крепления, проверять состояние шарнирных соединений продольной и поперечной рулевых тяг, а при необходимости регулировать зазор в шарнире продольной рулевой тяги.
Неисправности рулевого управления ЗИЛ-130
Возможные неисправности рулевого управления и способы их устранения
I. Недостаточное или неравномерное усиление гидроусилителя ЗИЛ-130
по всей территории Украины
ГУР ЗИЛ-130 может встречаться под каталожными номерами 130-3400020, 130-3405010, 4331-3400020, 4331-3400020-02.
Гидроусилитель руля ЗиЛ 130 (ГУР ЗиЛ-130) – одно из первых устройств, которое стало применяться предприятиями промышленности СССР. Традиционно для конструкционного узла подобного типа, он устанавливается в систему управления с целью снижения усилий, прилагаемых водителем в процессе управления транспортом, обеспечения более высокой маневренности и безопасности при движении, разгрузки колеса (рулевого) от ударов, которые спровоцированы неровным дорожным покрытием. Если даже ГУР ЗиЛ 130 откажет во время движения, рулевое управление все равно будет работать. Разве что управление рулевым колесом станет чуть более тяжелым.
Описание устройства гидроусилителя руля (ГУР) автомобиля ЗИЛ-130.
Рулевое управление автомобиля ЗИЛ-130:
- 1 – насос гидроусилителя ЗИЛ 130;
- 2 – бачок насоса гидроусилителя руля ЗИЛ 130;
- 3 – шланг низкого давления;
- 4 – шланг высокого давления;
- 5 – колонка;
- б – контактное устройство сигнала;
- 7 – переключатель указателей поворота;
- 8 – карданный шарнир;
- 9 – карданный вал;
- 10 – рулевой механизм;
- 11 – рулевая сошка.
Устройство ГУР ЗИЛ 130.
Неисправности гур зил 130.
При обслуживании ГУР ЗИЛ 130 необходимо помнить о том обстоятельстве, что изначально эта машина разработана для военных. В связи с этим обстоятельством возникают свои специфические требования к изделию. Все виды ремонтных работ проводятся в соответствии с требованиями разработчиков. это и гарантирует высокое качество изделий.
Перечень признаков поломки гур ЗИЛ 130:
- Повышенный люфт руля;
- Повышенное усилие на рулевом колесе;
- Заедание подшипников рулевого механизма;
- Погнутость рулевых тяг;
- Подтекание масла из картера рулевого механизма;
- Нарушения регулировки механизма
1. Повышенный люфт руля появляется при существенном износе соприкасающихся рабочих поверхностей.
2. Тугое вращение руля может быть в следствием многих факторов в том числе недостаточной смазки насоса, разбалансировкой предохранительного клапана. Так же это может быть вызвано подклиниванием стакана шарового пальца. Возможен вариант заклинивания золотника в гильзе, увеличение люфта в шарнирах рулевого управления, повреждения РТИ гидроусилителя руля ГУР ЗИЛ.
3. Подклинивание подшипников рулевого колеса приводит к усложненному вращению, устраняют при помощи добавления смазки на трущиеся поверхности.
4. Погнутые рулевые тяги могут влиять на точность поворота колес. Для преодоления этого дефекта тяги либо ровняют либо меняют.
5. Смазка из картера рулевого механизма подтекает вследствие ослабления крепления крышки картера рулевого механизма, повреждения сальника и прокладок.
6. В процессе технического обслуживания проверяют величину свободного хода рулевого колеса, а также действие рулевого управления на ходу автомобиля и проводят внешний осмотр состояния уплотнений картера рулевого механизма, чтобы предотвратить вытекание смазки.
Часть неисправностей можно устранить на машине, в случае серьезной поломки необходимо обращаться к проверенным специалистам.
Техническое обслуживание ГУР Зил-130
Проведения ТО ГУР ЗИЛ-130
При ТО-1 контролируют герметичность соединений системы гидроусилителя рулевого управления и надежность крепления насоса гидроусилителя, проверяют и при необходимости регулируют воздухо-распределитель пневмоусилителя, подтягивают крепления рулевого механизма к раме автомобиля, шариковых пальцев рулевых тяг, болты кронштейна двуплечего рычага.
При проведении ТО рулевого управления автомобиля ЗИЛ 130 проверяют крепления и выполняют ряд операций:
- Моют фильтр насоса ГУРа ЗИЛ 130;
- Проверяют все всех рулевых компонентов,
- Проверят и при необходимости регулируют зазоры в рулевом механизме.
Регулируют ГУР ЗИЛ:
- Осевого зазора в подшипниках вала винта;
- Зацепления зубчатого сектора;
- Гайки-рейки.
Процесс регулировки осевого зазора в пидшипниках:
Очистив от масла картер рулевого механизма демонтируют шаринир между ГУР Зил 130 и валом рулевого колеса так же демонтируем сошку гидроусилителя. Люфт в подшипниках вала винта проверяют визуально при помощи физического воздействия на сошку (покачать сошку в стороны). При выявлении зазора отвинчиваются метизы на крышке картера гура и снимают по одной прокладке проверят зазор вновь (снимая прокладки одну за одной можно довести зазор до необходимого параметра.
Ремонт гидроусилителя руля ГУР ЗИЛ 130.
С целью проведения дефектовки и степени износа деталей гидроусилителя, проводится разборка ГУРа ЗИЛ.
К основным повреждениям ГУР ЗИЛ относят:
- Износ червяка и ролика вала сошки;
- Втулок;
- Подшипников;
- Посадочных мест подшипников;
- Повреждения крепления картера;
- Элипс в отверстиях крепления корпуса ГУР ЗИЛ;
- Погнутость тяг;
- Прослаблены крепления рулевого колеса.
“Червяк” рулевого механизма подлежит замене в месте с роликами вала сошки при обнаружении повреждений на их рабочих поверхностях.
Поврежденные шейки вала сошки восстанавливаются нанесением на поверхность вала слоя хрома далее шлифуют в заданный размер. Восстановления горлышка происходит при помощи шлифовки в заданный ремонтный размер под вставку бронзовых втулок. Восстановление резьбовой части вала рулевой сошки при помощи наплавки нового слоя метала вибродуговой сваркой, перед этом убрав старую резьбу. После этих манипуляций протачивают в заданный диаметр и нарезают резьбу. Вал сошки с поврежденными шлицами восстановлению не подлежат. Посадочные места подшипников растачивают и втулят. Повреждения фланца устранят при помощи газосварки, перед этим предварительно нагрев деталь. Поврежденные отверстия выравнивают под ремонтный размер и втулят. В ГУРе ЗИЛ 130 подвергаются износу рабочие поверхности шаровые пальцы вкладыши рулевой тяги. Так же в тягах наблюдается износ отверстий, повреждение резьбы и пружин. В зависимости от характера повреждений происходит выбраковка наконечников рулевых тяг. Отверстия не правильной формы на концах рулевых тяг обрабатывают сваркой. Согнутую тягу приводят в первоначальное положение не нагревая, при этом ее заполняют песком.
По окончанию ремонта проводят проверку на стенде, при этом производят окончательные регулировки ГУР ЗИЛ и настройки. Не забывайте о возможности проведения ремонта гур зил. Мы на ряду с предложением покупки гур зил предлагаем проведения ремонта гидроусилителя руля зил 130. Ремонт гур зил 130 обойдется обходится намного дешевле чем покупка нового изделия.
Сообщение отредактировал Vishkar: 04 August 2011 – 20:23
-
-
- Members
- 3769 сообщений
- Город: Латвия , Резекне
- Имя: Василий
-
-
- Members
- 2531 сообщений
- Город: Москва ,
- Имя: Владимир
-
-
- Members
- 8511 сообщений
- Город: Львов
- Имя: Андрей
-
-
- Members
- 1732 сообщений
- Город: Москва
- Имя: Василий
-
-
- Members
- 8511 сообщений
- Город: Львов
- Имя: Андрей
-
-
- Members
- 62 сообщений
- Город: Свердловская обл
- Имя: Вова
-
-
- Members
- 8511 сообщений
- Город: Львов
- Имя: Андрей
-
-
- Members
- 1500 сообщений
- Город: Московская область
- Имя: Александр
-
-
- Members
- 1526 сообщений
- Город: пгт
- Имя: Влад
-
-
- Members
- 3769 сообщений
- Город: Латвия , Резекне
- Имя: Василий
- при перепадах температур, особенно зимой, под нагрузкой во время резких поворотов может выдавить сальник, следовательно, нельзя зимой оставлять машину на ночь с вывернутыми колесами;
- также из-за низких температур под давлением может прохудиться один из шлангов системы;
- несвоевременная замена жидкости ГУР, либо заливка неправильной жидкости порой приводят к серьезным поломкам насоса системы.
- ключи гаечные;
- отвертки;
- очистительная автохимия.
Сообщение отредактировал Vishkar: 04 August 2011 – 22:13
Померяйте давление в системе. Если не в норме -> меняем насос, если в норме -> меняем ГУР. И никаких регулировок и замен пружин. Там ничего нельзя трогать. (к сожалению)
Мастер Йода и перекиси водорода
На дисках, “сжимаюших” ротор и статор нет ли случайно царапин?
А раньше он так тоже плохо поворачивал ? Или резко что-то обломалось ?
Если и раньше плохо поворачивал, может что-то в шлангах , например штуцер вкручен с маленьким отверстием, мало масла пропускает вот и всё. У меня на ГАЗ 66 плохо усилитель работал, поставил насос НШ 10 , ничего не изменилось , кончилось тем что я заменил все шланги и штуцера переточил с большими отверстиями и руль на месте стал крутиться легко и непринуждённо.
Глава VI МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131
РЕГУЛИРОВКА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131
Своевременная проверка и правильная регулировка рулевого управления в значительной степени увеличивают безопасность движения автомобиля.
В процессе эксплуатации рулевое управление изнашивается, а также ослабляются крепления как в рулевом механизме, так и в его приводе, вследствие чего в сопрягаемых деталях увеличиваются зазоры, которые приводят к увеличению свободного хода (люфта) рулевого колеса, в результате этого нарушается нормальная управляемость и устойчивость автомобиля при движении, особенно на повышенных скоростях. Поэтому периодически необходимо проверять и регулировать рулевое управление.
На автомобилях ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 устанавливают рулевое управление с гидроусилителем, рулевой механизм которого показан на рис. 50, а.
Гидроусилитель рулевого управления служит для уменьшения усилия, прилагаемого водителем к рулевому колесу при повороте передних колес, а также смягчает удары, возникающие из-за неровностей дороги, и повышает безопасность движения.
Рулевой механизм имеет винт 7 с гайкой 8 на циркулирующих шариках 10 и рейку-поршень 5, которая находится в зацеплении с зубчатым сектором 43, конструктивно выполненным вместе с валом 31, рулевой сошки. Механизм крепится к раме и соединяется с валом рулевого колеса при помощи карданного вала с двумя карданами.
На картере рулевого механизма установлен клапан управления, к которому подведены два шланга от насоса гидравлического усилителя: шланг высокого давления, по которому
подводится масло от насоса, и шланг низкого давления (слива), по которому масло возвращается в насос.
Насос гидроусилителя — лопастного типа, двойного действия с бачком и фильтром установлен на двигателе и приводится в действие через клиновидную ременную передачу от шкива коленчатого вала. В насосе имеется перепускной клапан (рис. 50, б), который срабатывает при засорении фильтра, а также ограничивает количество подаваемого насосом масла в гидрав-лическую систему при повышении числа оборотов коленчатого вала двигателя. Внутри золотника 44 перепускного клапана насоса расположен предохранительный шариковый клапан 47, который ограничивает давление масла в системе, открываясь при давлении 65—70 кГ/см2.
В рулевом управлении проверяют и регулируют рулевой механизм и насос гидроусилителя. Перед проверкой и регулировкой рулевого механизма необходимо проверить: давление воздуха в шинах передних колес, регулировку подшипников передних колес, состояние шарниров рулевых тяг и карданов карданного вала, схождение колес и углы поворота передних колес, уровень
масла в бачке насоса гидроусилителя рулевого управления, натяжение его ремня, а также убедиться в отсутствии воздуха в системе гидроусилителя, осадка или грязи в бачке насоса и утечки масла через соединения трубопроводов. Обнаруженные неисправности необходимо устранить.
Проверка и регулировка подшипников вала рулевого колеса. Предварительный натяг подшипников вала рулевого колеса проверяют, перемещая вал в осевом направлении при отъединенном карданном вале.
При наличии осевого зазора вала надо снять с автомобиля рулевую колонку в сборе с валом и рулевым колесом, закрепить ее в слесарные тиски, отогнуть усик стопорной шайбы и подтянуть регулировочную гайку ключом (рис. 51, а). Затем проверить предварительный натяг подшипников вала рулевого колеса динамометром, приложенным к рулевому колесу на радиусе 240 мм (рис. 51,6). Момент вращения вала рулевого колеса должен быть равен 3—8 кГсм, что будет соответствовать усилию 0,12 — 0,33 кГ.
Закончив регулировку предварительного натяга подшипников, надо загнуть усик стопорной шайбы в паз регулировочной гайки, затем установить рулевую колонку на автомобиль и подсоединить карданный вал к валу рулевого колеса.
Рис 50. Рулевой механизм: а — механизм в разрезе; б — перепускной клапан насоса;
1 — нижняя крышка; 2, 14, 26 и
29 — уплотнительные кольца; 3 — заглушка; 4 — картер рулевого механизма; 5 — рейка-поршень; 6 — уплотнительное разрезное кольцо; 7 — винт рулевого механизма; 8 — шариковая гайка; 9— желоб; 10 — шарик; 11 — поршневые кольца; 12 — промежуточная крышка; 18 — упорный шариковый подшипник; 15 — шариковый клапан; 16 — золотник клапана управления; 17 — корпус клапана управления; 18 — пружинная шайба; 19 — регулировочная гайка; 20 — верхняя крышка; 21 — игольчатый подшипник; 22 и 85 — упорные кольца сальника; 23 — пробка канала для подвода масла к клапану управления; 24 — угольник со штуцером; 25 — боковая крышка; 27 — регулировочная шайба; 28 — стопорное кольцо; 30 — регулировочный винт; 31 — вал рулевой сошки и сектора; 32 сливная пробка; 33 — втулки вала; 84 и 38 — сальники; 36 — стопорное кольцо; 37— гайка; 89 — реактивная пружина; 40 — реактивный плунжер; 41 – канал для подвода масла во внутреннюю полость картера; 42 — установочный винт; 43 — сектор; 44 — золотник насоса; 45 — пружина; 46 — направляющая пружины; 47 — предохранительный шариковый клапан; 48 — регулировочные прокладки; 49 — седло; 50 — канал для подвода масла к предохранительному клапану
Рис. 51. Проверка и регулировка предварительного натяга подшипников вала рулевого колеса: а — регулировка; б — проверка
Одна весьма досадная неприятность может расстроить любого автолюбителя – это поломка такого устройства, как ГУР. Первые признаки неисправности – рулевое управление стало очень тугим, появился странный гул при поворотах. Также при детальном осмотре можно обнаружить подтеки на узлах системы, вместе с одновременным падением уровня жидкости в бачке ГУР.
Установка для усиления руления может сломаться по ряду причин. Перечислим их:
Далее подробно изучим, как сделать ремонт гидроусилителя руля на своей машине. А для примера возьмем несколько известных автомобилей.
Часто автолюбителям приходится делать ремонт насоса гидроусилителя руля. Они сталкиваются с этим, поскольку, например, вовремя не следят за уровнем жидкости в бачке ГУР.
Рассмотрим, как произвести ремонт насоса системы гидроусилителя руля своими руками. Для эталона возьмем такой автомобиль, как Мерседес.
Начинаем процесс.
- Откручиваем крепления шкива насоса, демонтируем шкив.
- Демонтируем с узла трубки низкого и высокого давления, сливаем жидкость.
- Отвернув два крепления кронштейна, демонтируем насос. Если он покрыт маслянистыми отложениями – очевиден износ сальника.
- Очищаем корпус снятого узла.
- Открутив болты, демонтируем переднюю крышку.
- В продолжение ремонта данного насоса расчленяем его.
- Вынимаем стопорное кольцо, не теряя лепестки ротора, а также снимаем ротор с вала.
- Достаем вал и очищаем его.
- Извлекаем сальник, заменяем его на новый.
- У задней части насоса демонтируем поплавковый уровень, достаем фильтр, прочищаем.
- Заменяем прокладку крышки бачка.
- Сборку производим в обратной последовательности.
Эта часть ремонта гидроусилителя у Мерседеса самая важная. Ремкомплект с сальником заказываем у продавцов по номеру насоса.
Возможно, автолюбителю довелось проделывать ремонт насоса гидроусилителя Пассата Б3. Тогда действовать нужно аналогичным образом. Для демонтажа шкива здесь можно воспользоваться специальным съемником. А ремонтный комплект также подбирается, согласно идентификационного номера насоса.
Также читайте про замену ламп в противотуманных фарах Приоры и датчика температуры охлаждающей жидкости опель астра.
Если же, например, лопнул шланг системы, то временно починить его можно по нижеследующей инструкции. Предварительно надо взять:
- Разрезаем шланг, подставляем емкость, отрезаем сантиметр дефектного участка.
- Вставляем медную трубку внутрь обоих концов шланга.
- Стягиваем хомутами.
- Доливаем жидкость ГУР.
Вот такая нехитрая последовательность может быть применена при ремонте шлангов системы гидроусилителя руля.
Система ГУР давно применяется на всех иномарках. Отечественные машины не стали исключением. К примеру, у Волги ГАЗ 3110 предусмотрен этот узел. Разберемся, как у ГАЗ 3110 сделать ремонт гидроусилителя.
У данных машин часто выходит из строя такой элемент гидравлической усиливающей аппаратуры как редуктор. Поэтому поговорим именно о его починке.
Для работ нам понадобятся:
- ключи гаечные;
- съемник универсальный;
- отвертки;
- моющее средство для автомобильного двигателя;
- ветошь, щеточка.
- Поддомкрачиваем автомобиль, снимаем колесо.
- Демонтируем посредством съемника сошку с редуктора.
- Открутив штуцеры, сливаем жидкость с обеих магистралей.
- Отсоединяем кардан рулевой колонки.
- Открутив крепления, демонтируем редуктор.
- Тщательно промываем его корпус.
- Отворачиваем гайку регулировки люфта и крепления крышки.
- Откручиваем регулировочный винт, снимаем крышку.
- Далее демонтируем крышку вала поршня, слив остатки масла.
- Извлекаем поршень и вал сошки.
- Заменяем часто выходящий из строя верхний сальник вала.
- С другой стороны заменяем нижний сальник.
- Меняем кольца вала.
- Меняем сальник вала поршня.
- Производим сборку, двигаясь по пунктам назад.
Здесь, заказывая ремонтный комплект у продавцов, необходимо также быть внимательным к маркировке редуктора.
Что интересно, механизм гидроусиления появился на отечественных машинах еще во времена Советского Союза. Если конкретнее, описываемое устройство использовалось на ЗИЛ-130 для военных целей.
Далее ради интереса рассмотрим ремонт гидроусилителя руля починку гидроусилителя руля у ЗИЛ-130. Нам понадобятся такие вещи:
- набор гаечных ключей;
- отвертки;
- съемник;
- молоток;
- чистящее средство.
Опишем на примере данной грузовой машины с типичной схемой устройства гидроусиления – как сделать ремонт поршня-рейки гидроусилителя руля. Хотя по сути, если сломалась рейка, ее надо заменить. Вот и посмотрим, как это сделать. Итак, начинаем.
- Отворачиваем гайку, затем съемником удаляем сошку.
- Откручиваем пробку с магнитом, выливаем все масло.
- Отсоединяем шланги, сливаем остатки жидкости.
- Расшплинтовав, отвернув гайку и выколотив клин, отсоединяем кардан рулевого вала.
- Открутив болты, снимаем картер механизма с машины.
- Тщательно вычищаем корпус устройства.
- Демонтируем боковую и верхнюю крышки, открутив крепления.
- Откручивая болты, достаем корпус клапана управления вместе с рейкой-поршнем.
- Устанавливаем новую запчасть.
- Сборку осуществляем в обратном порядке.
Тут надо отметить, что на более мощных грузовиках, даже тракторах установлен аппарат усиления похожего типа. Поэтому, проводя починку гидроусилителей, например, Камаза, можно действовать по приведенному выше сценарию.
То же самое касается известного отечественного внедорожника. На УАЗ Хантер сделать ремонт гидроусилителя можно, основываясь на приведенных инструкциях.
А при ремонте гидроусилителя руля трактора Т40 своими руками необходимо помнить, что во время разборки поршня нужно действовать следующим образом.
- Утапливаем штифт задней гайки.
- Откручиваем гайку, извлекаем ее вкупе с пружинной шайбой.
- Выталкиваем винт механизма.
- Извлекаем золотник с упорами и пружинами.
Все эти работы производятся, естественно, уже на снятом узле. А его полный демонтаж с трактора осуществляется по инструкции, подобной только что описанной для грузовика ЗИЛ-130. В целом, гидроусилитель руля Т40 устроен аналогично описанным ранее механизмам, поэтому его ремонт, основанный на предыдущих описаниях, не должен вызывать особых проблем.
После всего изложенного может показаться, что ремонт гидроусилителя выполнить своими руками довольно сложно. Это действительно так. Следовательно, автолюбители чаще обращаются с данной проблемой к мастерам ремонтных станций.
Посмотрим, сколько стоит по России работа по ремонту. Усредненные данные относительно крупных городов указаны в следующей таблице.
Добрый день! Я Артем. Чуть меньше 9 лет работаю слесарем и мне нравиться работать руками. Когда создаешь новые полезные вещи или возвращаешь к жизни сломанные предметы. Разве это не прекрасно? Рекомендую, перед реализацией идей с моего сайта, проконсультироваться со специалистами. Удачного рабочего дня!