Мы постараемся ответить на вопрос: ремонт кпп гранта тросиковая своими руками по рекомендациям подлинного мастера с максимально подробным описанием.
Коробка передач Лада Гранта существенно отличается от обычной АКПП или более простой МКПП рядом особенностей. Следовательно, при выходе из строя к ней нужно применять особый подход. Предложенная инструкция поможет разобраться в том, как устроено это приспособление на Гранте и понять, как привести его в исправное состояние.
Это устройство оснащено современными механизмами, что делает его более совершенным. В список наиболее значимых изменений вошли:
- тросы от проверенного изготовителя, способствующие сокращению вибраций, создаваемых коробкой передач с тросовым приводом;
- многоконусные синхронизаторы позволяют сократить усилие при переключении передач;
- размер сцепления на Лада Гранта теперь составляет 215 мм;
- стартер располагается вдоль мотора, что объясняется переменами в конструкции трансмиссии у Лада Гранта;
- угол скоса синхронизаторских зубцов изменился и сейчас составляет 100º;
- механизм выбора передачи находится наверху для исключения протечек масла.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Конечно же, на этом перечень внесенных изменений не заканчивается.
После того, как разборка коробки передач у ваз была завершена, можно приступить к ремонтным работам.
Если вы сумели разобрать коробку, то сможете найти деталь, которую следует заменить. Чтобы понять, в чем кроется проблема, нужно обратиться к своему слуху: дело в том, что многие неисправности сигнализируют о своем наличии характерными звуками. Например, если вы регулярно отмечаете шум в устройстве, то это может свидетельствовать об износе подшипников или шестерней, а также о дефиците масла. Возникают затруднения во время переключения передач? Это нередко говорит о том, что отдельные элементы привода управления вышли из строя, нужна замена. Самостоятельное выключение передач нередко является свидетельством изнашивания зубчиков на синхронизаторе или колебанием силового механизма на опорах у Лада Гранта, ремонт в таком случае должен быть проведен незамедлительно.
Обеспечьте сервис машине своими собственными руками. Таким образом вы сможете сэкономить на оплате работы мастеров.
Иногда ремонт тросовой КПП у автомобиля Лада Гранта осуществляется за счет регулирования тросового привода. В технической документации, прилагающейся к авто, вы не найдете инструкций по поводу этого. Однако, продуманные автолюбители придумали свой способ, суть которого заключается в подтягивании троса. Этот метод актуален, если тросы просели или износились. Впрочем, есть и другой вариант, который стоит опробовать: отодвинуть тросиковый фиксатор. Минус в том, что это действие не всегда помогает решить проблему.
Price tag: 4 000 ₽ Mileage 105000 km
Как тебе масло заводское в коробке?
100000 пробега отъездило. Зимой с автозапуска заводилась. Позже оказалось гремел выжимной а не подшибники. Синхрон второй передачи живой.
Норм масло было
Находил отзывы, что масло не масло, а жижа какая-то с завода, поэтому и спрашиваю.
Может быть. С завода заметил только колодки гавно и поршни
Может быть, но шума нет, значит масло своё дело делает)Есть мысль заменить после обкатки, вместе с моторным.
А что с поршнями и колодками не так?
Колодки менять сразу. Диски тормозные становятся волнами за 20т км.
Поршни на 116 моторе (8кл 87л.с.) гнут клапана и сами по себе гавно
А какие колодки с завода стояли, не припомните?)
Да, гнут, но не лезть же для замены в новый движок)Поршни некачественно сделаны?
Если я знал сразу я бы залез. Хз колодки не помню. Я ставлю nippon. 120 диски тормозные еще ходят)))
Понял, спасибо за информацию и удачи на дорогах!)
105 тысяч пробега и только на этом пробеге загудели подшибники. никакого воя никаких хрустов
Поставить не проблемв. Вопрос зачем
ЖДём с нетерпением 2 часть
Видео (кликните для воспроизведения). |
выкидывай нафиг эти синхроны ставвь старого образца что бы ещё раз невскрывать коробку. Эти синхроны могут полететь в любой момент . у меня пробег 35 тысяч и уже они пошли жду кода накроются что бы поменять выжимной одновременно . И скажи какого года автомобиль и второй вопрос какие валы стоя приорровские или 2110 ставили те и те . я хочу выкинуть синхроны и поставить старого образца а какие валы стоят незнаю .Хочется заранее купить 1и 2 передачу что бы небегать потом по магазинам .У нас Цекна 1и2 ередачи в сборе 2700рубликов
эти синхроны в 2 раза лучше старого образца. Отходили 105 тыщ пробега и еще отходит сколько то. Синхроны старого образца очень редко живут больше 50 тыщ пробега.
Машина 13 года валы полые хз чьи
Эти синхроны неполноценные . Если старого образца полностью латунные а тут тупо напыление латунное на метал и когда это напыление сотрёт всё и будет переключение очень мучительное. как у меня с перегазовкой что 1 что 2 передача. или схрустом включатся . и эти синхроны боятся перегрева побуксуешь где нибудь и они кончатся посинеют . поищи в нете там есть видео про эти синхроны их перегреть .Просто ещё раз придётся разберать коробас из за этих мелочей на этих синхронах много уже людей погороле и переделало на с тарого образца .
почему тогда у меня они 105 тыщ отходили и без проблем работают?
Не знаю Много у кого и 2000 летели у кого на 8000 по гарантии меняли у кого под 30000 км пробега как у меня. может просто везучий. Посмотри здесь набери в поиске про синхроны и посмотри статистику
я всегда основываюсь только на своем опыте или опыте людей которым доверяю. так что поживем увидим) сколько он еще отходит)
В этой статье рассмотрим разборку основных узлов коробки передач автомобиля Лада Гранта
Очищаем от грязи и промываем коробку передач снаружи (не допускайте попадания воды в картер).
1. Ключом “на 17” отворачиваем болт крепления кронштейна подвески силового агрегата
2. Головкой “на 13” отворачиваем шесть гаек крепления задней крышки картера.
4. Постукивая медным молотком (или обычным через оправку из мягкого металла) по приливам крышки
5. …снимаем ее вместе с уплотнительной прокладкой со шпилек.
6. Вдавив до упора шток выбора передач, включаем третью передачу или, втянув шток до упора, включаем четвертую.
7. Накидным ключом “на 10” отворачиваем болт крепления вилки пятой передачи.
8. Через выколотку из мягкого металла наносим удар по вилке вниз, включая пятую передачу.
9. Бородком выправляем вмятины гаек первичного и вторичного валов.
10. Головкой “на 32” с мощным воротком…
11. …отворачиваем гайки валов.
12. Поддев отверткой вилку включения пятой передачи, снимаем узел пятой передачи в сборе.
13. Вынимаем вилку включения пятой передачи.
14. Снимаем скользящую муфту синхронизатора со ступицей.
15. Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора.
Разработки АВТОВаз не стоят на месте и в 2013 году руководство компании, вместе с конструкторским отделом решили перейти на новый вид коробки передач с тросовым приводом. Эти КПП устанавливаются на автомобили Лада Гранта и Калина 2.
В отличии от обычной коробки передач, коробка с тросовым приводом получила некоторые улучшения и модернизации.
КПП ВАЗ-2181 с тросовым приводом
Для того чтобы понимать, как всё устроено, сравним стандартную КПП с маркировкой ВАЗ-2180 и новую ВАЗ-2181:
- Для уменьшения вибрации издаваемые коробкой передач с тяговым приводом были установлены тросы от производителя Atsumitec.
- Чтобы уменьшить усилие для переключения 1 и 2 передачи производитель установил многоконусные синхронизаторы.
- Увеличился размер сцепления до 215 мм.
- В связи с изменением трансмиссионной конструкции, стартер пришлось расположить вдоль мотора, а не КПП.
- Для облегчения переключения передач пришлось уменьшить угол скоса зубьев синхронизатора со 125 градусов до 100.
- Для устранения течи масла конструкторы перенесли механизм выбора передачи наверх. Но, этот нюанс дал толчок к разработке новой схемы переключения и изменения конструкции.
- Уменьшился объем заливаемого смазочного материала с 3,3 л до 2,2 л.
- Установлена селекторная пластина, которая позволяет более четко переключать передачи.
- Совершен переход с минерального масла на полусинтетическое.
- Чтобы случайно не включить задний ход была разработана специальная блокировка.
Основные элементы и комплектующие, которые сходят в устройство новой КПП можно увидеть на рисунках ниже:
Схема коробки передач и расшифровка основных её элементов
- ведущая шестерня главной передачи;
- вторичный вал;
- первичный вал;
- вилка включения пятой передачи;
- вилка включения третьей и четвертой передач;
- выключатель фонарей заднего хода;
- картер сцепления;
- механизм переключения передач;
- центральный фиксатор.
Устройство синхронизаторов коробки ВАЗ -2181
1 – шестерня первой передачи; 2 – промежуточные кольца; 3 – блокирующее кольцо; 4 – муфта синхронизатора; 5 – ступица муфты синхронизатора; 6 – фиксатор; 7 – шестерня второй передачи.
1 – рычаги выбора передач; 2 – штифт селекторной решетки; 3 – селекторная решетка; 4 – механизм блокировки заднего хода; 5 – центральная трехмерная пластина.
Полный вид КПП с тросовым приводом
Таким образом, завод-изготовитель решил улучшить и модернизировать коробку переключения передач, которая была не надежная и имела достаточно много проблем. За счет новой улучшенной системы была уменьшена вибрация по кузову и ручки КПП. Передачи включатся, начали более четко, и пропали огромные люфты.
Как известно, аналоги КПП выпускаются редко, а на отечественные автомобили тем более.
Поэтому, для коробки передач с тросовым приводом Лада Гранта существует один каталожный номер – 21810-1700012-00.
Разборка КПП с тросовым приводом Лада Гранта потребует достаточно много инструмента. Основными является набор ключей и головок разных размеров.
Итак, преступим к разборке коробки передач:
- Первым делом, как и в любом ремонте, очищаем деталь от грязи.
- Выворачиваем шпильки крепления картера сцепления.
Отворачиваем пробку фиксатора вилки включения передачи заднего хода
Вынимаем из отверстия картера пружину фиксатора
Используя магнит, вынимаем шарик фиксатора
Отворачиваем гайку крепления задней крышки картера коробки передач
Отворачиваем болт крепления кронштейна троса привода выключения сцепления
Отворачиваем гайки крепления задней крышки картера
Постукивая молотком с пластмассовым наконечником или обычным молотком через оправку из мягкого металла по приливам крышки
Через выколотку из мягкого металла наносим удар по вилке
Головкой на 32 с мощным воротком отворачиваем гайки валов
Поддев отверткой ведомую шестерню V передачи, снимаем узел
Снимаем пластину синхронизатора
Демонтаж шестерни, предварительно поддев ее
Выкручиваем крепление пластины
Отворачиваем три пробки фиксаторов штоков вилок переключения передач
Извлекаем магнитной отверткой шарики фиксаторов
Вставляем отвертку, чтобы приподнять картер
Отверткой выводим рычаг штока из зацепления в механизме переключения передач
Демонтируем шестерню заднего хода
Отворачиваем три болта крепления механизма переключения передач
Снимаем механизм переключения передач
Разборка переключателя передач
Выпресовываем наружное кольцо
Демонтаж наружного кольца
Теперь коробка передач Лада Гранта с тросовым приводом полностью разобрана, и можно определить детали, которые нужно заменить.
Зачастую неисправности коробки передач имеют характерный звук, который определяет зону поломки, но существуют и другие факторы, которые служат сигналами для ремонта узла. Рассмотрим, основные неисправности и способы их устранения:
Регулировка тросового привода коробки передач Лада Гранта отсутствует согласно технической документации завода изготовителя. Единственным вариантом регулировки, которую придумали сами автомобилисты, является то, что можно немного подтянуть троса, если они просели или поддались износу. Еще одним вариантом регулировки является «народное» отодвигание ух крепления тросов, но этот метод не всегда эффективный.
Тросы для замены привода коробки передач ВАЗ-2181
На основании выше сказано, рекомендуется при выходе со строя тросов – заменить их. Техническая плановая замена должна производиться один раз на 100 000 км пробега. Если есть гарантия на автомобиль, то не рекомендуется мудрить и обратиться на автосервис для устранения неисправностей.
Рассмотрим интересные факты, которые удалось узнать о новой коробке передач Лада Гранта:
- КПП ВАЗ-2181 не будет устанавливаться на Приору, поскольку конструкторы посчитали, что это будет не рентабельным переделывать всю конструкцию силовых агрегатов.
- Стоимость Лада Гранта и Калина 2 увеличилась на 5000-7000 руб. с внедрением новой КПП в автомобиль.
- Согласно отзывам автовладельцев, первые экземпляры КПП с тросовым приводом были не совсем удачными и имели достаточно много недоработок: вибрация становилась слышимой после 70-80 тыс. пробега, вой коробки, повышенный износ деталей и прочее. На основании этого, завод-изготовитель внес коррективы в конструкцию и улучшил характеристики, но у многих автовладельцев впечатление от КПП с тросовым приводом ВАЗ-2181 осталось негативное.
- Завод АВТОВаз продолжает разработку и модернизацию новой КПП, которая станет вторым поколение тросовых коробок передач. Устанавливать ее планируется на 2-е поколение Лада Гранта, которая сейчас идет в разработке. Конструкторы обещают, учесть опыт, полученный при разработке первого поколения и не допустить такой оплошности во второй раз.
Становится понятным, что коробка переключения передач с тросовым приводом Лада Гранта стала лучше, чем ее младший брат с жесткими тягами. Модернизация узлов позволила улучшить характеристики, уменьшить вибрацию и улучшить качество переключения передач. С тем же, многие автовладельцы, до сих пор, выражают недовольство повышенным износом и частыми поломками, хотя завод обещает исправить этот недостаток.
Если у Вас возникла острая необходимость отремонтировать Вашу коробку передач 2181 и нет возможности поехать в специализированную автомастерскую, то Вы можете попробовать произвести ремонт самостоятельно.
Снятие коробки передач на Гранте достаточно трудоемкий процесс, поэтому без помощника Вам не обойтись.
Перед началом работа установите Вашу Гранту на двухстоечный подъемник и затормозите стояночным тормозом. Приготовьте набор инструмента и приступайте к работе по иллюстрированной инструкции ниже.
Последовательность выполнения работ
Теперь переходим к работам под днищем автомобиля. Для этого поднимаем его на удобную для работ снизу высоту.
Откручиваем одиннадцать болтов крепления (1) и два болта (4) с зубчатыми шайбами и снимаем левый и средний брызговики двигателя. Для этого Вам понадобятся сменные головки “на 8”, “на 10”, удлинитель и трещоточный ключ.
Отключаем нижнюю часть троса привода сцепления от КПП.
Для этого выводим наконечник троса (1) из паза (3) вилки выключения сцепления и, отвернув поводок (2) с наконечника троса, выводим трос из направляющей втулки кронштейна (4).
Снимаем кронштейн (4) с левой опоры двигателя (6), отвернув два болта крепления (5) при помощи сменной головки “на 13” и удлинителя с воротком.
На автомобиле с 8-кл. двигателем:
Отвернуть две гайки М8 крепления кронштейна подводящей трубы водяного насоса. Установить на шпильку крепления кронштейна подводящей трубы технологический рым для подъема двигателя(2111-1001074-10). Установить пружинную шайбу и навернуть гайку М8.
Далее установите на водосточные желобки траверсу(67.7820-9549) (1) для вывешивания двигателя, зацепите крючок траверсы за рым (2) и вывесите двигатель.
На автомобиле с 16-кл. двигателем:
Разъединить колодку жгута проводов системы зажигания (1) и колодку жгута проводов форсунок (2). Отключить разъемы от датчика температуры ОЖ(5) и давления масла (7). От корпуса термостата отсоедините провод массы (4), отвернув гайку (3).
После этого необходимо слить охлаждающую жидкость.
На автомобиле с 16-кл. двигателем:
Ослабить хомуты и отсоединить от термостата (1) подводящий шланг радиатора (4) и подводящий шланг отопителя (2). Теперь можно снять и сам термостат, отвернув 2 гайки крепления (3).
На автомобиле с 16-кл. двигателем:
Выверните шпильку крепления термостата, установив на ее место рым (2) для подъема двигателя и закрепите болтом (3).
Установите на водосточные желобки моторного отсека траверсу (1) для вывешивания двигателя и зацепите крюк траверсы за рым и вывесите двигатель.
Далее опускаем заднюю часть КПП и снимаем кронштейн с левой опорой в сборе.
Осторожно подаем коробку передач влево и выводим первичный вал из шлицов ведомого диска сцепления. При снятии и установки КПП не допускается опирать первичный вал на лепестки нажимной пружины сцепления для исключения повреждения последней.
Далее выводим трансмиссионную стойку из-под автомобиля и снимаем с нее коробку передач.
Установка коробки передач обратно на автомобиль производится в обратной последовательности согласно той же инструкции снятия. Не забывайте смазывать болты и гайки перед установкой чтобы они не прикипали.
Разборку коробки переключения передач на автомобиле Лада Гранта выполняют для замены вышедших из строя деталей. Подготовьте стандартный набор инструментов, снимите коробку с автомобиля и проделайте следующую последовательность действий:
- Прежде всего стоит тщательно отмыть коробку от грязи.
- Выкручиваем болт и гайку крепления кронштейна троса привода сцепления и снимаем его.
- Выкручиваем оставшиеся пять гаек крепления задней крышки коробки передач.
- Снимаем заднюю крышку, для этого упираем в прилив на ее корпусе деревянную проставку и легкими ударами молотка сдвигаем ее со шпилек.
- Выкручиваем болт крепления вилки пятой передачи.
- Включив пятую передачу, (переместив муфту синхронизатора вместе с вилкой так, чтобы шлицы муфты вошли в зацепление с шестерней) фиксируем валы коробки от проворачивания.
- Затем включаем третью или четвертую передачу, переместив шток в соответствующее положение.
- Расконтриваем гайки крепления первичного и вторичного валов.
- Торцовой головкой с большим рычагом, выкручиваем гайки крепления валов.
- Снимаем с синхронизатора упорную пластину.
- Плоской отверткой сдвигаем ведомую шестерню пятой передачи, тем самым спрессовав ступицу синхронизатора с вала, снимаем их.
- Вынимаем вилку из паза муфты синхронизатора.
- Снимаем шестерню пятой передачи из синхронизатора, после чего промаркируйте блокирующее кольцо относительно муфты и снимите его.
- Снимаем со вторичного вала втулку.
- Далее с первичного вала снимаем ведущую шестерню пятой передачи и не забудьте визуально зафиксировать, как она стояла, чтобы при сборке установить в прежнем положение.
- Со вторичного вала необходимо снять упорную шайбу, поддев ее небольшой плоской отверткой.
- Выкручиваем три пробки фиксаторов.
- Осторожно извлекаем фиксаторы вместе с пружиной и шариками.
- Далее выкручиваем пробку фиксатора заднего хода и снимаем его вместе с уплотнительным кольцом.
- Так же извлекаем из отверстия пружину фиксатора и шарик, который удобно доставать с помощью небольшого магнита.
- Снимаем выжимной подшипник сцепления.
- Выкрутив три болта, снимаем с вала направляющую втулку выжимного подшипника.
- Далее снимаем вилку выключения сцепления.
- С помощью ударной отвертки выкручиваем винты прижимной пластины подшипников первичного и вторичного валов.
- Снимаем пластину.
- Теперь с помощью плоскогубцев с тонкими губками разжимаем концы стопорных колец подшипников и снимаем их.
- Выкручиваем двенадцать гаек и болтов крепления картера коробки, после чего уперев деревянным бруском в края трех специальных пазов и нанося легкие удары молотком, отделяем картер от коробки.
- Взявшись обеими руками и немного приподняв картер, проверните его против часовой стрелки, чтобы прилив внутри него вышел из-под шестерни первичного вала, после чего полностью снимаем его.
- Выньте из картера магнит для сбора металлической стружки.
- Снимите механизм выбора передач.
- Далее снимаем рычаг и шток переключения передач.
- Выкручиваем болты крепления вилки первой и второй передач к штоку.
- После чего немного приподняв шток, чтобы он вышел из картера сцепления и провернув его против часовой стрелки, выводим головку вилки из зацепления с блокировочной скобой механизма выбора передач.
- Аналогично снимаем шток третьей и четвертой передач.
- Провернув шток пятой передачи и выведя его из опоры, снимаем.
- Далее снимаем промежуточную шестерню заднего хода.
- Слегка покачивая из стороны в сторону, вынимаем одновременно первичный и вторичный валы.
- Снимаем корпус дифференциала.
- Вынимаем из картера коробки щуп проверки уровня масла.
- Если того требует ремонт, снимаем датчик скорости движения автомобиля.
- Также выкручиваем выключатель света заднего хода.
- Теперь необходимо демонтировать передний подшипник вторичного вала, для этого воспользуйтесь специальным съемником, а в случае его отсутствия, подденьте подшипник большой плоской отверткой.
- Снимите, установленный под подшипником маслосборник.
- И на завершающем этапе остается выпрессовать передний подшипник первичного вала, для этого так же следует использовать специальный съемник, либо сделать крюк из жесткой проволки, который подсунуть под наружное кольцо подшипника и отверткой, как рычагом, выдернуть его из своего посадочного гнезда.
В основе новинки, которую устанавливают на версии «Норма» и «Люкс», – прежняя коробка передач, появившаяся еще на ВАЗ-2108 и с небольшими модернизациями дожившая до сегодняшних дней. Ее слабые места хорошо известны: затрудненное включение, большие ходы рычага, размазанная схема переключения, низкий виброкомфорт.
Прикидывая, что и как можно улучшить, условились об одном: не трогать редукторную часть, а именно валы, шестерни, синхронизаторы. Иначе потребуются огромные финансовые затраты, необходимые для запуска в серию новой коробки, – без высокоточного оборудования не обеспечить должного качества зацепления, работы и синхронизации.
Так что же нового в коробке с индексом ВАЗ-2181?
1 – ведущая шестерня главной передачи;
2 – вторичный вал;
3 – первичный вал;
4 – вилка включения пятой передачи;
5 – вилка включения третьей и четвертой передач;
6 – выключатель фонарей заднего хода;
7 – картер сцепления;
8 – механизм переключения передач;
9 – центральный фиксатор.
Объем масла, заливаемого в коробку ВАЗ-2181, уменьшился на треть. Более того, с запуском в серию перешли с минералки на полусинтетику, которая сохраняет рабочие свойства до –42 ºС. Причем это касается и новой коробки, и старой (ее пока устанавливают на дешевые модификации «Стандарт»). Смазка не требует замены весь срок службы автомобиля, то есть в течение пяти лет или 200 тыс. км пробега.
Итак, редукторная часть осталась прежней. Почти прежней: на первой и второй передачах все-таки пришлось установить многоконусные синхронизаторы. Во-первых, ради надежности: вторая ступень наиболее нагружена, а многоконусник, несомненно, продлит ей жизнь. Во-вторых, чтобы снизить усилие при включении передач. Кроме того, коробку ВАЗ-2181 планируют устанавливать и на модели с более мощными двигателями. Поэтому необходимо сцепление увеличенного диаметра (215 мм), у которого, естественно, больший момент инерции. Это дополнительный аргумент в пользу многоконусного синхронизатора. Более мощное сцепление потребовало иного картера, ведь прежний вмещал максимум 200-миллиметровый диск. Пришлось перенести и стартер, теперь он расположен не вдоль коробки, а вдоль двигателя.
На первые образцы устанавливали трехконусный синхронизатор. Но расчеты показали, что двухконусные, более дешевые, с запасом выдерживают требуемый крутящий момент (см. рисунки). Помимо прочих достоинств они позволили избавиться от проблемного конуса на шестернях первой и второй передач, контактирующего с кольцом синхронизатора и требующего высокой точности при изготовлении. Теперь набор колец создает две поверхности трения, обеспечивая мягкую и эффективную синхронизацию. Кроме того, изготовитель – немецкая фирма «Хёрбигер» (Ho¨rbiger) – наносит на промежуточное кольцо дополнительное покрытие, снижающее износ и обеспечивающее стабильные рабочие параметры, в том числе необходимый коэффициент трения.
Чтобы облегчить переключения, уменьшили угол скоса зубьев синхронизаторов (со 125 до 100º) и усилие предварительного поджатия (со 150 до 70 Н). Оставь разработчики при этих изменениях прежний одноконусный узел, не исключено, что появился бы хруст при быстром вживлении второй ступени (особенно при низких температурах) – так называемый пробой синхронизатора. С многоконусным этого не случится благодаря большей рабочей поверхности.
1 – шестерня первой передачи;
2 – промежуточные кольца;
3 – блокирующее кольцо;
4 – муфта синхронизатора;
5 – ступица муфты синхронизатора;
6 – фиксатор;
7 – шестерня второй передачи.
У старой коробки он расположен внизу и купается в масляной ванне. После ночевки на морозе масло густело, оттого переключать передачи первые несколько километров было трудно. Кроме того, в нижней части коробки находились фиксаторы штоков и вилки заднего хода, выключатель фонарей заднего хода, сальник выбора передач – всё это потенциальные источники течи. Герметики и прочие материалы, конечно, помогали, но радикально проблему удалось решить только переносом механизма наверх.
Новый механизм – это отдельный модуль. Его можно установить в последнюю очередь и демонтировать при необходимости без разбора коробки. Это технологично не только в производстве, но и при ремонте. Уже на стадии концепции, разработанной вазовцами, в нем появилась селекторная решетка, четко повторяющая схему переключения передач и задающая ход рычага при выборе передач. В механизме предусмотрели блокировку от случайного включения заднего хода, который доступен только из «нейтрали».
Воплотив концепцию в металле и заставив правильно работать, узел отдали на доводку немецкой фирме «Шеффлер» (Scha¨ffler), издавна занимающейся инжинирингом и производством деталей двигателей, трансмиссий и шасси. Одно из самых любопытных изменений, предложенных иностранными специалистами, – так называемая трехмерная центральная пластина вместо нескольких возвратных пружин и блокировок. Ее пространственная форма рассчитана сложной компьютерной программой, а оборудование для изготовления требует высокой точности. Ведь по этой пластине гуляет шарик центрального фиксатора, именно она задает необходимые усилия при включении и выборе скоростей.
Характеристики механизма подбирали на оригинальном симуляционном стенде. Испытатель усаживается на сиденье и начинает перебирать передачи, автоматика же имитирует схему переключения, усилия и ходы рычага, реализованные на конкретном серийном автомобиле. Можно подгрузить и свой вариант настроек. Не нравится излишне тугой рычаг? Пара ударов по клавиатуре – и усилия снижены. Так, шаг за шагом, подобрали оптимальные настройки для «восемьдесят первой». Компьютер обработал данные и выдал параметры для построения точной математической модели, по которой изготовили те самые хитрые центральные пластины.
В фиксаторе (позиция 9 на первом рисунке), который ходит по центральной пластине и передает усилия на рычаг, нет ни одного подшипника скольжения. Шарики, установленные между всеми контактирующими поверхностями, сводят на нет механические потери, повышая информативность привода.
Несмотря на простоту и низкую цену, от привода тягами, как на старой коробке, отказались почти все производители. Сегодня применяют конструкции из нескольких тяг со сложными кулисами, чтобы гасить вибрации на рычаге, либо более дорогой и удобный тросовый привод. С последним АВТОВАЗ экспериментировал еще на «Самаре», закупив детали у фирмы «Морзе». Но с нижним расположением механизма переключения работоспособность такой схемы проблематична, да и цена комплектующих тогда пугала. Работы над коробкой с тросовым приводом продолжали и в рамках других проектов, но серийный образец смогли реализовать лишь сейчас.
На смену приводу переключения передач с одной тягой пришел трос. Ушли неприятные вибрации на рычаге, меньше стали люфты, четче переключения.
Любопытно, что в приводе сцепления, наоборот, планировали отказаться от троса в пользу гидравлики. К сожалению, по экономическим соображениям оставили прежнюю конструкцию, хотя у гидравлического привода характеристики лучше. В частности, педаль сцепления с ним работает логичнее и понятнее. Очевидны и преимущества в компоновке: проще прокладывать трубки и шланги. А ведь трос для новой коробки пришлось удлинить. Это лишние механические потери, а значит, дополнительное усилие на педали и худшая информативность.
Легкие алюминиевые вилки включения передач немецкой фирмы «Шеффлер» снабжены противоизносными башмаками из пластика. Прежние детали отливали из стали, а для снижения износа на отдельные части наносили бронзирующий слой, который со временем истирался и колеровал масло золотистым порошком.
ВАЗ-2181 – первая коробка передач АВТОВАЗа, для которой выполнили компьютерный расчет всех деталей, подвергающихся нагрузкам: картеров, вилок, рычагов и др. Таким образом конструкцию удалось не только оптимизировать, но и сделать надежнее.
1 – рычаги выбора передач;
2 – штифт селекторной решетки;
3 – селекторная решетка;
4 – механизм блокировки заднего хода;
5 – центральная трехмерная пластина.
Впрочем, разработчики не откладывают далеко документацию по гидравлическому приводу и планируют запустить его в серию. Как, кстати, и прочие улучшения, которые по разным причинам не реализовали в этот раз. Например, многоконусный синхронизатор на третьей передаче и не менее интересное решение, позволяющее сделать переход на четвертую и пятую ступени четче и приятнее. Не иначе, аппетит приходит во время еды. Кстати, еда получается вкусной – сам пробовал. Главное, чего хочется пожелать разработчикам, – не опаздывать с переменой блюд. А потребителям – приятного аппетита!
Благодарим за помощь в подготовке материала
Когда «АвтоВАЗ» решил установить на свои прогрессивные модели Лада Гранта и Калина модернизированные трансмиссионные агрегаты, то большинство автолюбителей взглянули на эти продукты отечественного автопрома по-новому.
Обновленная трансмиссия, КПП с тросовым приводом, избавилась от прежде имевшей место вибрации во время езды. В основе конструктива узла переключения вместо привычных ранее тяг с кулисами теперь присутствуют соединяющие тросы. Это позволило исключить негативное влияние на вибрационную устойчивость агрегата.
В числе главных нововведений такой разработки как КПП с тросовым приводом, можно отметить снижение объема масла, используемого в коробке. Раньше производитель предполагал применение минеральной жидкости в объеме 3 литра, а теперь агрегату требуется полусинтетика с уменьшенным до 2,2 литра количеством.
Многих владельцев Лада Гранта беспокоит возникший вопрос, к какому типу масла склоняться во время замены в прогрессивной коробке для обеспечения ее нормального функционала? Производителем неустанно рекомендуется применять жидкости, обладающие параметром вязкости «75W-85» согласно спецификации «GL-4».
Отличительным моментом новой КПП с тросовым приводом от своего предка («ВАЗ-2108») является модернизированная схема переключения. Это подтверждает факт размещения пятой скорости не слева от первой ступени, а напротив 5-й передачи. Данная конструкция успела обзавестись нешуточной популярностью в среде владельцев «Грант». Она также позволяет нивелировать момент случайного включения передачи заднего хода при движении вперед.
Также в когорту преимуществ новой трансмиссии Лада Гранта можно причислить таковые моменты:
- способность к функционированию при сильном морозе (до минус 42 град.) с обеспечением свободных манипуляций рычагом;
- доступность процедуры снятия узла переключения без полного демонтажа трансмиссионного агрегата;
- быстрые переключения ступеней с минимумом усилий;
- повышенная надежность и защита шестерен 1-й и 2-й передач ввиду применения конусных синхронизаторов;
- факт покрытия промежуточных сегментов синхронизаторов специальным составом, позволившим улучшить качественные показатели работы агрегата.
Применение комплекса улучшений позволили новой тросовой коробке избавиться от некоторых ранее актуальных проблем и обзавестись возможностью стабильно функционировать в любых условиях и режимах.
Надежность и завидный функционал коробки был обеспечен в результате применения конструкторами прогрессивного подхода к построению узла, базирующегося на компьютерном моделировании. Корректно были определены максимумы нагрузок, проявляющихся на уязвимые компоненты агрегата, что позволило усовершенствовать их конструктив и наделить достаточной прочностью.
Замена тяг и кулис на тросовую систему в Лада Гранта имела целью уменьшить воздействие вибрации. Сначала разработчики склонялись к построению гидравлической схемы узла переключения наподобие многих иномарок. Такое решение вызвало бы дополнительный прирост себестоимости, влияющий на цену авто, поэтому производитель избрал путь, позволяющий учесть финансовые способности широкого круга покупателей. Конечное увеличение стоимости автомобиля ввиду применения прогрессивного тросового агрегата достигает 5 тыс. руб. Это достаточно приемлемо, поскольку прирост цены незначителен, а трансмиссионный узел надежен.
Отметим, что тросиковая коробка передач обзавелась более прочными вилками, заключенными в механизм переключения. Раньше производитель применял стальные детали, имеющие бронзовое напыление. Со временем наблюдалось истирание протекционного слоя, приводящее к проникновению пыли в агрегат с последующим вредным воздействием на свойства масла.
Новые вилки-аналоги наделены повышенной прочностью и обладают сниженным весом. В качестве материала их изготовления применен алюминий. Дополнительной мерой стало применение пластиковых накладок, позволяющих защитить вилки от преждевременного износа.
Также производитель Лада Гранта безжалостно заменил устаревшие блокираторы и пружины, присутствующие в конструктиве узла переключения. Теперь здесь главный компонент – пластина, позволяющая быстро «перебирать» ступени. По поверхности данного элемента перемещается фиксатор, который передает агрегату «намерения» владельца (активация нужной передачи).
Тросиковая коробка передач позволила коробке LADA Granta стать атрибутом комфортного управления ездовыми режимами автомобиля. Дискомфорт будет гарантированно отсутствовать ввиду нивелировки вибраций.
Возможно, будущее сулит LADA Granta установку гидравлического механизма переключения, однако в настоящем такое решение как тросиковая коробка передач позволяет получить максимум комфорта с минимальными затратами. Функционал обновленной коробки позволил в достаточной мере избавиться от назойливых проблем, приносящих владельцам LADA Granta расстройство и дискомфорт. Дифференциал практически не претерпел изменений (за исключением синхронизаторов, о чем уже замечалось). Это позволило минимизировать прирост стоимости автомобиля с такой трансмиссией.
Тросиковая коробка передач весьма проста не только в эксплуатации, но и в случае необходимости выполнения ему ремонта. Этому подтверждением является отдельно снимающийся узел переключения, пониженный объем смазки и его более редкая необходимость в замене (спустя 200 тыс. км или пятилетний интервал).
Добрый день! Я Артем. Чуть меньше 9 лет работаю слесарем и мне нравиться работать руками. Когда создаешь новые полезные вещи или возвращаешь к жизни сломанные предметы. Разве это не прекрасно? Рекомендую, перед реализацией идей с моего сайта, проконсультироваться со специалистами. Удачного рабочего дня!