Ремонт рулевой рейки трв своими руками

Мы постараемся ответить на вопрос: ремонт рулевой рейки трв своими руками по рекомендациям подлинного мастера с максимально подробным описанием.

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fvwts.ru%2Fimages%2Frepair6%2Fautoz88x31

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fvwts.ru%2Fimages%2Fadv%2Fm1_88 Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fvwts.ru%2Fimages%2Fadv%2Frazbor88 Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fvwts.ru%2Fimages%2Fadv%2Fautolux_88 Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fvwts.ru%2Fimages%2Frepair6%2Fvws88 Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fvwts.ru%2Fimages%2Frepair210%2Feberspaecher88 Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fvwts.ru%2Fimages%2Frepair6%2Frus-autodom88

Внимание! Сеть автосервисов выгодных цен. Проверка сход-развала БЕСПЛАТНО! Без очередей! Ремонт в день обращения!

Подписаться на тему
Уведомление на e-mail об ответах в тему, во время Вашего отсутствия на форуме.

Подписка на этот форум
Уведомление на e-mail о новых темах на форуме, во время Вашего отсутствия на форуме.

Скачать/Распечатать тему
Скачивание темы в различных форматах или просмотр версии для печати этой темы.

Выход из строя рулевой рейки – кошмарный сон любого автовладельца. Ведь устранение этого дефекта стребует серьезного приложения рук и средств, а также необходимость оставаться какое-то время без своего «железного коня». Следовательно, чтобы минимизировать последствия, нужно уметь распознать признаки надвигающегося ремонта и обладать хотя бы общим представлением о возможных поломках рейки. Кроме того, необходимо выяснить, насколько же целесообразен ремонт рулевой рейки своими руками, а также раскрыть аспект профилактических мер.

Рулевой рейкой называется силовой узел в конструкции рулевого механизма, предназначенный для передачи усилия с руля на колеса (управляемые). Именно через рулевую рейку и осуществляется процесс управления автомобилем посредством поворота направляющих колес.

Рейки подразделяются на 3 категории:

  1. Механические;
  2. Гидравлические;
  3. Электрические.

Неисправности могут быть разными. Впрочем, для их обнаружения не требуется обладать особыми знаниями – достаточно просто периодически инспектировать данный узел. Кроме того, следует знать причины, по которым могут возникнуть подобные дефекты.

Люфт на рулевом колесе и возникновение звуков – если это проявляется при заглушенном силовом агрегате в процессе активного поворачивания рулевого колеса. В подобной ситуации проблема может заключаться в ослабленном упоре золотника , а также в недостаточных показателях упругости торсиона.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Люфт – причины подобного дефекта разнообразны. Он может проявиться в результате чрезмерного износа сайлент-блоков, фиксирующих рейку, изменение угла прилегания винта и зубьев из-за искривления картера либо вала, повреждения (механического характера) или ход (вертикальный) винтового подшипника. Для определения причин требуется диагностирование состояния втулки (сухаря) рулевой рейки, шарниров тяг, а еще центрального зуба.

Тяжесть при повороте руля обычно это проявляется в случае закисания карданчика.

Стук – наиболее распространенный признак. Причем источники такого стука в рейке различны. Как правило, звук возникает в следующих случаях:

  1. ход вала в подшипнике по вертикали;
  2. выработка ресурса шарниров и картера;
  3. предельный ресурс подшипников винта, втулки либо центрального зуба;
  4. кривизна картера либо вала, что приводит к неверному углу прилегания винта и зубьев;
  5. выработка ресурса сайлент-блоков;
  6. ослабление фиксации рейки;
  7. нарушения люфта.

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Favtomotoprof.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F11%2Fshema-ustroystvo-rulevoy-reyki_opt

Тяжелый ход баранки в крайних позициях – это, наряду с недостаточным возвратом и скрипом, наблюдается в случае перетянутой втулки, а также искривления картера либо вала.

Течь – она возникает в случае коррозии на валу либо износе сальника. Кроме того, подтекание имеет место при разгерметизации трубок (отводящей либо нагнетательной) цилиндра.

  • Выработка ресурса втулки и ее картера;
  • Течь сальника на валу;
  • Чрезмерный износ картера на распределителе;
  • Выработка ресурса центрального зуба.

Сама втулка необходима для надежного зажима зубьев и вала, а также крепления самого вала. Втулка посажена на специальную пружину, которая обеспечивает необходимую силу прижима, а также контроль за положением зубьев. Подобный дефект считается достаточно частым, особенно в тех рейках, где втулка изготовлена из пластика.

В результате – налицо износ втулки и стенок цилиндра, что приводит к вертикальному перемещению рейки и, как следствие, возникновению стука и люфту. Для определения подобной неисправности достаточно выехать на неровную дорогу и в движении покачивать рулевое колесо в стороны, а потом повторить это на стоящем авто. Кроме того, износ втулки будет проявляться в передаче на руль ударов во время езды по плохой дороге.

В данном случае необходимо ремонтировать рейку – простая подтяжка втулки ничего не даст.

Указанный сальник расположен на валу рейки. Особенностью такого дефекта становится позднее обнаружение течи, потому как на сальник не оказывается давления. Признаками подтекания сальника являются – гул при вращении рулевого колеса, а также понижение уровня жидкости, залитой в бачок гидравлического усилителя. В данном случае требуется срочно проинспектировать рейку, так как подтекать может не только сальник. Течь в состоянии возникнуть также из-за дефектных хомутов, насоса, патрубков, шлангов и т. д. Вероятность течи сальника во многом определяется и материалом, из которого тот изготовлен – во время сильных морозов некоторые из них растрескиваются.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Данный дефект начинает проявляться постепенно – в незначительных закусываниях руля на холодном авто. Кроме того, руль становится все более тугим, а его возвращение в нулевую зону будет неполным.

Причина в конструкции колец, которые вращаются с валом картера. Со временем они образуют небольшие бороздки на поверхности распределителя картера и начинают пропускать масло. Это и приводит к потере давления и тяжести в баранке.

Возникновение борозд обусловлено добавлением во фторопласт, из которого изготовлены кольца, частичек металла, что трутся о вал. Примечательно, что для большинства японских моделей подобные проблемы не характерны, так как под кольцами установлены прокладки из резины.

Одной из основных проблем является износ зубчатого механизма, основной задачей которого является процесс преобразования движения вращательного типа в поступательный. Причем практически для всех машин характерен износ среднего звена, так как движение в городе (в основной массе) характеризуется ездой по прямой с небольшими подруливаниями.

Для определения проблемы необходимо самостоятельно проинспектировать механизм, покачав рулем в стороны из средней позиции. При наличии стуков следует отправиться на СТО и осуществить комплексную диагностику. В случае износа центральных зубьев, придется заменить весь вал, причем использовать рекомендуется только оригинальные компоненты.

При поломке рулевой рейки рекомендуется не рисковать, и сразу отправляться на специализированное СТО. Своими силами можно лишь провести диагностику, тогда как ремонт рейки обычным водителем, при отсутствии должных знаний, опыта и инструментария, малореален.

Профилактические меры

С их помощью можно значительно продлить жизненный срок рейки:

  • аккуратный проезд неровностей и «лежачих полицейских»;
  • слежение за состоянием компонентов рулевой рейки, особенно ее пыльников и сальников;
  • прогрев масла в рейке зимой перед движением плавными и короткими поворотами;
  • не стоит удерживать баранку более 5 сек. в крайнем положении, так как это заметно увеличивает нагрузку на редуктор и уплотнения.

Подобные меры позволят заметно продлить срок эксплуатации рулевой рейки, а также избежать дорогостоящего ремонта или ее замены.

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Favtomotoprof.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Favtomotoprof%2Frating_on

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Favtomotoprof.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Favtomotoprof%2Frating_on Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Favtomotoprof.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Favtomotoprof%2Frating_half Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Favtomotoprof.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Favtomotoprof%2Frating_off Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Favtomotoprof.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Favtomotoprof%2Frating_off(3 оценок, среднее: 2,67 из 5)

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Favtomotoprof.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Favtomotoprof%2Frating_on

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Favtomotoprof.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Favtomotoprof%2Frating_on Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Favtomotoprof.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Favtomotoprof%2Frating_half Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Favtomotoprof.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Favtomotoprof%2Frating_off Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Favtomotoprof.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Favtomotoprof%2Frating_off(3 оценок, среднее: 2,67 из 5)

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]

Год назад перебирал рулевую рейку TRW с гидроусилителем. Сейчас решил сделать фотоотчёт. Что-то, признаюсь, уже подзабылось, но в целом объём работ и примерный ход его выполнения с возможными косяками будет ясен.

Назрела необходимость переборки из-за того, что вокруг верхнего сальника вала рейки (на который закрепляется рулевой карданный вал) сырело. Очевидно, под сальник попала грязь и съела резинку сальника, из-за чего тот начал подтравливать.
Начал с того, что заказал в магазине ремкомплект рулевой рейки. Номер набора сказать не могу – его искал продавец. На фотографии 6909 виден этот набор – производитель DP Group, а единственный идентификатор на упаковке “xdpg-ss3123”. Может быть, это и есть номер.

Итак, начинаем.
1. Сначала необходимо снять рейку с автомобиля. Лично я рекомендовал бы для этого предварительно открутить от неё рулевые тяги. Когда я снимал рейку, двигатель тоже был снят, и подобраться к рейке было легко, но, несмотря на это, рулевые тяги всё же мешали нормально извлечь её, поэтому рекомендую их отсоединить. Для этого откручивает рулевой наконечник от рулевой тяги, а саму тягу, если на неё нет шлицов под ключ (на моих старых тягах – не было. На новых, покупных – были) можно использовать такую вот струбцинку, как показана на фото 5748 и 5749. Фото сделано при съёме левой тяги – к ней подобраться сложнее, чем к правой, и я смог стронуть её только при помощи такой струбцины – никаким ключом туда не подлезть. Однако такую струбцину можно купить в любом автомагазине, поэтому никаких проблем не должно возникнуть.

2. Внутри салона откручиваем болт на 10, крепящий кардан руля к валу рейки, запоминаем, как ставить обратно – это возможно будет сделать только в том же самом положении. Лучше пару раз потренироваться отодвинуть Г-образную защёлку (на месте будет видно, о чём идёт речь) и защёлнуть её обратно. Просто когда я ставил её обратно после переборки, то пришлось изрядно помучиться, прежде, чем нашёл изначальное положение. Далее снимаем пластиковую заглушку с отверстием, через которое вал рейки входит в салон, откручиваем с самого вала рейки демфер вибраций -виден на фото 6905, это уже опять в моторном отсеке (аккуратно, а то если сломаете зашёлки, придётся на клей обратно приклеивать)

3. Откручиваем 2 болта крепления рейки к кузову. Один виден на фото 6905. Второй находится левее. Помнится, что-то мешало нормально вытащить второй болт после того, как открутил его. Поэтому при установке обратно, я его немного укоротил. Не помню точно – упирался, кажется, во что-то. Но это обычная рядовая проблема – решается на ходу при личном осмотре.

4. Рулевая рейка свободна – откручены трубки (об этом не писал отдельно), рулевые тяги, демфер вибраций с вала снят, два болта крепления рейки к кузову откручены – извлекаем рейку.

Еще не так давно автопроизводители допускали ремонт механизмов, продавали оригинальные запчасти и разрабатывали технологии восстановления. Однако позже лавочку прикрыли, мотивируя это угрозой безопасности. Хотя в конструкцию и технологии изготовления рулевых реек никаких принципиальных изменений не внесли. Благо, альтернатива дорогостоящей замене узла из-за его течи или стуков всё еще есть. При квалифицированном подходе рейки успешно ремонтируют без какой-либо угрозы безопасности.

Примерно в 2005 году почти все автопроизводители резко изменили свою политику – рулевые рейки были объявлены неремонтопригодными. Продажу оригинальных запчастей и доступ к информации о технологии восстановления узлов прикрыли. Однако это не поставило крест на индустрии ремонта.

Для большинства автомобилей рулевые механизмы делают крупные сторонние производители, например ZF. Поэтому остались доступными оригинальные запчасти и техническая информация. Кроме того, никто не отменял унификацию. Зачастую на свежие модели одного автопроизводителя подходят запчасти от других машин начала 2000‑х годов. Кроме того, есть производители, специализирующиеся на тех же сальниках и втулках. По их каталогам нетрудно подобрать запчасть необходимого типа и размера – номинального или ремонтного. Так что пока можно починить практически любую рейку.

Настоящий бич всех рулевых реечных механизмов – коррозия. Причиной ее становится в основном неквалифицированное обслуживание. Часто при замене рулевых тяг сервисмены фиксируют их пыльники универсальными пластиковыми хомутами – это гораздо проще, чем мучиться с установкой штатных, металлических. Но пластиковый хомут, как его ни затягивай, не обеспечивает полной герметичности пыльника, которая имеет решающее значение для здоровья механизма.

При работе рейки пыльники рулевых тяг поочередно сжимаются и разжимаются, благодаря чему возникает движение воздуха внутри узла. Без такой вентиляции каждый пыльник чрезмерно деформируется, а это чревато их повреждением. Для циркуляции воздуха большинство производителей делают проточки различных типов на зубчатой рейке. Если установлены пластиковые хомуты, один из пыльников подсасывает теплый воздух из подкапотного пространства, а другой выпускает его обратно. При прохождении через рулевой механизм воздух активно остывает (ведь узел стоит на подрамнике близко к земле) – образуется конденсат. Достаточно полугода, чтобы рейка начала ржаветь.

Коррозия рулевого вала дает знать о себе раньше на рулевых механизмах с гидроусилителем. Из-за работы по шероховатой поверхности начинают быстро изнашиваться и течь сальники. На рулевых рейках с электромеханическим усилителем распознать начало болезни сложнее. Когда дело дойдет до ощутимых неисправностей – стуков и люфтов, коррозия уже успеет нанести зубчатой рейке непоправимый вред. В запущенных случаях она поражает зубья, которые не подлежат ремонту. Зубья имеют сложный профиль и высокую поверхностную закалку, и правильно восстановить их после любой механической обработки практически невозможно.

С коррозией остальных поверхностей рейки борются тремя методами: шлифовкой, стачиванием под ремонтный диаметр и завтуливанием. Шлифовку делают, когда ржавчина поверхностная и суммарное уменьшение диаметра рейки не превышает 0,1 мм. При этом используют запчасти (сальники и опорную втулку) номинального размера. С таким увеличением зазора течей и стуков не будет.

При более глубокой коррозии допустимо безболезненно стачивать зубчатую рейку не более чем на 0,5 мм. Такова рекомендация большинства производителей. Эти детали обычно закалены на глубину около 1,5 мм. Ведь они должны надежно работать под давлением масла до 150 бар. При столь значительном уменьшении диаметра используют запчасти ремонтного размера. Сальники подбирают по каталогам, а втулки иногда приходится изготавливать.

А вот любопытная технология для искоренения более суровой ржавчины. Зубчатую рейку протачивают и, используя специальный компаунд, напрессовывают трубу из нержавейки – этот материал обладает достаточной прочностью. Затем рейку вновь протачивают и полируют под номинальный диаметр. Технология сложна и имеет много подводных камней.

Бывает, из-за конструктивных особенностей корродирует входной рулевой вал рейки. Обычно вал расположен под углом около 45º, и в месте, где он проходит через моторный щит, образуется подобие чашки. На многих машинах в нее постоянно попадает вода с улицы, из-за чего вал начинает ржаветь. Коррозия доходит до сальника, вызывая его преждевременный износ. Гидравлические рейки возвестят об этом течью, а электромеханические опять-таки молчат до последнего. Лечение аналогичное: вал протачивают и под новый диаметр подбирают ремонтный сальник. Глубина обработки не имеет принципиального значения, ведь для изготовления этой детали не применяют металл с особыми механическими свойствами. Впрочем, редко когда снимают больше 1 мм.

Добавлено спустя 3 минуты 25 секунд:

Я ПЕРВЫЙ РАЗ НА ФОРУМЕ , ПОКА РАЗБЕРУСЬ ЧТО К ЧЕМУ , ТАК ЧТО НЕ РУГАЙТЕСЬ

просто НЕ ПИШИ большими буквами. Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fpassatworld.ru%2Fshowthread.php%2Fimages%2Fsmilies%2Fno

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fpassatworld.ru%2Fimgproxy.php%3Fc%3D1%26%23038%3Bi%3Dhttp%253A%252F%252Fs58.radikal.ru%252Fi162%252F0904%252Fd5%252Fa6b54ccfcb05

Добавлено спустя 37 секунд:

клеймо на рейке это синенькая табличка , она видна если смотреть снизу под машиной между левым колесом и коробкой передач , у меня на ней “ZF” маркировка

Добавлено спустя 1 минуту 1 секунду:

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fpassatworld.ru%2Fimgproxy.php%3Fc%3D1%26%23038%3Bi%3Dhttp%253A%252F%252Fs49.radikal.ru%252Fi123%252F0904%252Fb4%252F7b90fb441b78

Добавлено спустя 1 минуту 3 секунды:

после снимаемпанель под рулем , передок при этом поднят , колеса стоят ровно , руль змакнут

Добавлено спустя 52 секунды:

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fpassatworld.ru%2Fimgproxy.php%3Fc%3D1%26%23038%3Bi%3Dhttp%253A%252F%252Fs52.radikal.ru%252Fi136%252F0904%252Fae%252F67e469a80162

Добавлено спустя 2 минуты 33 секунды:

добираемся до болтика под панелью , он с одной стороны под ключ на 13 помоему , а со стороны стрелочки рисованой там многогранник , он для того чтобы провернуть эксцентрик болта чтоб достать сам болт из паза

Добавлено спустя 1 минуту 5 секунд:

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fpassatworld.ru%2Fimgproxy.php%3Fc%3D1%26%23038%3Bi%3Dhttp%253A%252F%252Fs40.radikal.ru%252Fi088%252F0904%252F56%252F7132f7493939

Добавлено спустя 1 минуту 5 секунд:

вот что у нас получилось , вал за который я держусь лучше подвязать проволкой к панели чтоб не мешал

Добавлено спустя 56 секунд:

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fpassatworld.ru%2Fimgproxy.php%3Fc%3D1%26%23038%3Bi%3Dhttp%253A%252F%252Fs40.radikal.ru%252Fi088%252F0904%252F23%252F7f7aacf561d5

Добавлено спустя 1 минуту 45 секунд:

аааааааааааааа , забыл , на предыдущем рис. снимаем резиновое уплотнительное кольцо.
теперь откручиваем трубки под номерами 1 и 2

Добавлено спустя 55 секунд:

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fpassatworld.ru%2Fimgproxy.php%3Fc%3D1%26%23038%3Bi%3Dhttp%253A%252F%252Fi044.radikal.ru%252F0904%252F37%252Ff1eaf43820f3

Добавлено спустя 1 минуту 7 секунд:

сливаем после жидкость с бочка , шланг зажат хомутиком (стрелка без номера)

Добавлено спустя 1 минуту 15 секунд:

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fpassatworld.ru%2Fimgproxy.php%3Fc%3D1%26%23038%3Bi%3Dhttp%253A%252F%252Fs44.radikal.ru%252Fi106%252F0904%252F41%252Fd0b8cbeac321

Добавлено спустя 3 минуты 34 секунды:

забегая вперед , рейку доставать будем через левоеколесо(колеса должны быть сняты , это же понятно Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fpassatworld.ru%2Fshowthread.php%2Fimages%2Fsmilies%2Fid%3D8

) вот это штуковина стоит в верзу подкрылка над колесом , через нее проходит рулевая тяга , мы ее снимаем только с левой стороны , т.к. туда будем вынимать рейку.

Добавлено спустя 1 минуту 26 секунд:

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fpassatworld.ru%2Fimgproxy.php%3Fc%3D1%26%23038%3Bi%3Dhttp%253A%252F%252Fi049.radikal.ru%252F0904%252F64%252F4f309f78a117

Добавлено спустя 6 минут 38 секунд:

выкручиваем рулевые наконечники с обеих сторон , не перепутайте их , они визуально одинаковые , а если посмотреть маркировку ( у меня так было ) то у одного 60 а у другого 61 номер был , он их лучше подписать и посчитать на которое количетово витков каждый выварачиваем , чтоб потом не регулировать развал-схождение.
Потом трубку 1 достаем через свободное пространство под крылом , предворительно отжав ее от насоса ГУРа ( на рис №3 она отмечена стрелкой 1 , там на 22 головка , видно.И не потеряйте уплотнительные кольца трубки , в рем комплекте есть они , он их 2 штучки на ее

Добавлено спустя 1 минуту 3 секунды:

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fpassatworld.ru%2Fimgproxy.php%3Fc%3D1%26%23038%3Bi%3Dhttp%253A%252F%252Fs42.radikal.ru%252Fi097%252F0904%252Fab%252Fa2f61512baa5

Добавлено спустя 59 секунд:

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fpassatworld.ru%2Fimgproxy.php%3Fc%3D1%26%23038%3Bi%3Dhttp%253A%252F%252Fs49.radikal.ru%252Fi126%252F0904%252F6f%252F3fa20acf61e8

Добавлено спустя 4 минуты 36 секунд:

на рис № 7 и №8 стрелками показано место расположения болтов крепления рейки сверзу (вообще она крепится на трех болтах ) третий болт находится снизу (рис№ 7 , где-то см 10 приблизительно в сторону к.п. , если просунуть руку под низ то можно нащупать его), по моему для этих болтов головка Е 16 , точно не помню

Добавлено спустя 6 минут 38 секунд:

открутив три болта крепления рейки , сняв наконечники , трубки идущие к рейке от насоса , пытаемся достать ее через подготовленную левую сторону . (только не материтесь [-X )

Добавлено спустя 52 секунды:

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fpassatworld.ru%2Fimgproxy.php%3Fc%3D1%26%23038%3Bi%3Dhttp%253A%252F%252Fs45.radikal.ru%252Fi107%252F0904%252Fef%252F4cce03fe3891

Добавлено спустя 31 секунду:

Добавлено спустя 1 минуту 49 секунд:

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fpassatworld.ru%2Fimgproxy.php%3Fc%3D1%26%23038%3Bi%3Dhttp%253A%252F%252Fs56.radikal.ru%252Fi153%252F0904%252Fed%252F45fd67177841

Добавлено спустя 3 минуты 2 секунды:

после ,первым делом , слегка накерните кернером на вот этом дисочке и на рейке по точечке (он для регулировки люфта) , и когда будете выкручивать его посчитайте количество оборотов , чтоб потом при сборке обратно совпали накерненные точечки.

Добавлено спустя 1 минуту 19 секунд:

после отмываем рейку начисто , чтоб не было никакой грязи и т.п.”гидравлика любит чистоту”.

Добавлено спустя 55 секунд:

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fpassatworld.ru%2Fimgproxy.php%3Fc%3D1%26%23038%3Bi%3Dhttp%253A%252F%252Fi048.radikal.ru%252F0904%252F93%252Fc7d76fa7f659

Добавлено спустя 2 минуты 21 секунду:

после того как выкрутили эту штуковину которую кернером намечали , достаем оттуда “поршенек” и пластмаску под ним , на поршеньке мы тоже кернером отметили точки как он стоял.

Добавлено спустя 45 секунд:

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fpassatworld.ru%2Fimgproxy.php%3Fc%3D1%26%23038%3Bi%3Dhttp%253A%252F%252Fs47.radikal.ru%252Fi118%252F0904%252Fec%252F4a7b8f6fb426

Добавлено спустя 7 минут 52 секунды:

после того как открутим в низу червяка гайку , достаем его , на нем стрелками я отметил три белых колечка , под ними еще стоят казиновые колечки , снимаем их (в комплекте лежит четыре белых колечка , я сразу думал что одно запасное , а потом увидел что три одинаковые , а четвертое с небольшими “канавками”по краям (заметете , нужно присмотреться ) , тк вот три этих одинаковых и идут на этот червяк , а четвертое на саму рейку (я потом когда доцду до этого момента скажу),ставим их , не забыв про черненькие резиночки которые тоже идут в комплекте , и все это дело при сборке смазываем жидкостью ГУРа при сборке.

Добавлено спустя 1 минуту 2 секунды:

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fpassatworld.ru%2Fimgproxy.php%3Fc%3D1%26%23038%3Bi%3Dhttp%253A%252F%252Fi037.radikal.ru%252F0904%252F3d%252F705bac0937b4

Добавлено спустя 43 секунды:

достаем рейку через конец “А”

Добавлено спустя 1 минуту 26 секунд:

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fpassatworld.ru%2Fimgproxy.php%3Fc%3D1%26%23038%3Bi%3Dhttp%253A%252F%252Fs61.radikal.ru%252Fi174%252F0904%252F1d%252F4a709b85b1c5

Добавлено спустя 6 минут 4 секунды:

достав рейку , снимаем шток №1 , в нем меняем сальник , (на его конце будет втулочка , ее нету в рем комплекте , ни на эту ни на вторую сторону)меняем на штоках 1 и 2 колечки резиновые (в рем комплекте их много , на каждую мелочь , сразу не пугайтесь , все в процесе поймете , я сам от себя не ожидал , и получилось же. ) , после того как снимем эти два штока , на самом валу рейки вудкт колечко , на нем и стоит ЭТА ЧЕТВЕРТАЯ БЕЛАЯ ВТУЛОЧКА ПРО КОТОРУЮ Я ПИСАЛ С КАНАВКАМИ ПО БОКАМ , ВОТ ТУДА ЕЕ И СТАВИМ.

Добавлено спустя 1 минуту 35 секунд:

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fpassatworld.ru%2Fimgproxy.php%3Fc%3D1%26%23038%3Bi%3Dhttp%253A%252F%252Fs47.radikal.ru%252Fi117%252F0904%252F73%252Fdc9c973bb056

Добавлено спустя 4 минуты 53 секунды:

на этом рис. отмечено расположение второй монжеты анутри , с ней поокуратнее , она там не одна , там еще шайбочка пластмасовая и втулочка , не перепутайте последовательность их расположения , достается все это дело в сторону “А”. Я использовал головку (не помню какую или 21 или 22 . или 24 , и на головку насадил несколько удлиннителей (у меня под рукой было два набора ключей) и все легко вышло). пробуйте , проявляйте смекалку.

Добавлено спустя 1 минуту 18 секунд:

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fpassatworld.ru%2Fimgproxy.php%3Fc%3D1%26%23038%3Bi%3Dhttp%253A%252F%252Fs61.radikal.ru%252Fi174%252F0904%252F45%252F92576734e893

Добавлено спустя 4 минуты 31 секунду:

третий сальник становится на червяк,для его замены надо снять нижний маленький подшипник вала шестерни чтобы добраться до сальника который сидит под средним подшипником вала шестерни , сидит не туго , и сальник и подшипник, после выпресовки , запресовываем новый сальник до конца, а вот с подшипником не переусердствуйте, он запресован не до конца, хотя насколько помню там разные диаметры у отверстий под сальник и под подшипник , но разница оочень мала, так что лучше до снятия подшипника замерить насколько глубоко он сидит чтобы потом на столько и запресовать , по моему подшипник сидит на глубине 58 мм.Помоему так , смотрите “по месту” .

Добавлено спустя 49 секунд:

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fpassatworld.ru%2Fimgproxy.php%3Fc%3D1%26%23038%3Bi%3Dhttp%253A%252F%252Fi010.radikal.ru%252F0904%252Fdb%252Fc4b7ee913bba

Добавлено спустя 6 минут 30 секунд:

а вот эта конструкция на всякий случай вам , я когда из середины выбивал сальник оно рассыпалось когда выпала Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fpassatworld.ru%2Fshowthread.php%2Fimages%2Fsmilies%2Fai

, (рис №5 )сальник “3” стоит к концу “А” ,аккуратно.

Добавлено спустя 1 минуту 13 секунд:

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=https%3A%2F%2Fpassatworld.ru%2Fimgproxy.php%3Fc%3D1%26%23038%3Bi%3Dhttp%253A%252F%252Fs43.radikal.ru%252Fi099%252F0904%252F4b%252F36c0eaa8beee

Добавлено спустя 36 секунд:

вот так выглядит рем комплект

Добавлено спустя 55 секунд:

Ну вот и все, сборка в обратной последовательности, все детали сначала смазываем жидкостью для ГУР потом суем на место.
Суем шток, его втулку, ставим стопорное кольцо втулки штока потом суем вал шестерни, при этом покручавая и вал и шток, ставим стопорное кольцо втулки вала шестерни, вдавливаем смазку , я использовал обычный литол, в отверстие прижимногозатягиваем болтик внизу вала, затягиваем нижнюю заглушку и подбиваем край чтобы не открутилась, собираем прижимной механизм не забыв совместить метки которые поставили.
ставим на место трубки, перепутать их низя , хотя если случайно изогнулись то можно, лучше отметить кто где, и не очень затягивайте, алюминий все же

Ремонт рулевой рейки TRW/CAM

Информацией делится alex.ekt + моё дополнение.

Полный отчет по ремонту рулевой рейки TRW. Если у вас рейка как на рисунке.

. то моя информация будет вам полезна. Сам процесс снятия рулевой рейки с машины я рассказывать не буду.
Перед разборкой необходимо приобрести ремкомплект показанный на следующем рисунке:

В него входят:
1) хомуты,
2) сальники рейки,
3) резиновое и фторопластовое кольца на рейку,
4) внутренний сальник вала,
5) 4 фторопластовых кольца вала,
6) наружний сальник и пыльник вала,
7) уплотнительное кольцо пластмассовой втулки.

Приступаем к ремонту. Рейка снята, очищена от грязи и масла и готова к разборке. Снимаем гофрированные пыльники и откручиваем рулевые тяги:

При помощи специального ключа (сделан из подходящей трубки) ослабляем регулирующую гайку:

С помощью отвертки выковыриваем и снимаем с вала пыльник:

При помощи выколотки или отвертки выбиваем заглушку:

. и выбиваем вал со стороны гайки при помощи мягкой выколотки:

ВНИМАНИЕ. Прежде чем выбить вал, замечаем его положение относительно рейки. С вала снимаем сальник, пластиковую втулку и фторопластовые кольца.

При ремонте моей рейки вышеупомянутая пластиковая втулка установленная в верхней части “червячного” вала нуждалась в замене, вместо нее был установлен игольчатый подшипник от рулевой рейки. если память не изменяет от Пассата B3.

Достаем внутренний сальник вала. Если есть желание, то можно снять стопорное кольцо подшипника и достать его (я его не снимал).

В связи с тем что у подшипника наблюдался значительный люфт – я его заменил на подходящий по размеру подшипник отечественного производителя.

Еще можно выбить штифт из вала и разобрать его, но в этом нет необходимости, ломаться там просто нечему.

Приступаем к демонтажу рейки. Проворачиваем против часовой стрелки капролановую торцевую втулку, через овальное отверстие будет выкручиваться стопорное кольцо.

После того, как стопорное кольцо выйдет полностью, можно демонтировать рейку. Для этого просто вытаскиваем рейку в сторону втулки. Достаем рейку вместе со втулкой и сальником:

Снимаем втулку, сальник, фторопластовое и резиновое кольца. Внутренний сальник я доставал при помощи обыкновенного крючка из проволоки, но делал это аккуратно. Достаем внутренний сальник и опорную пластиковую втулку. Все, на этом разборка прекращается.

Приступаем к дефектовке и сборке. Все детали тщательно моем. Осматриваем рейку. Рабочая поверхность должна быть без дефетов и царапин.

Даже если у вас имеются незначительные задиры и раковины как на следующем фото.

. то может помочь шлифовка, у меня из-за этой раковины пришлось местами шлинфануть рейку на 1,5 сотки, последующие почти 3 года эксплуатации, до продажи авто, проблем с рейкой не испытывал, новый хозяин тоже. Что же касается торцевой капролановой втулки, так она была изношена и являлась источником стука, рейка долталась во втулке растягивая сальник, для меня было оправдано вытачивание ее из капролана на токарном станке.

Для проверки вала необходимо аккуратно зажать рабочие шлицы рейки, и проверить упругое смещение верхней части, поворачивая вправо и влево на угол 5 градусов относительно среднего положения. Этот поворот в ту или в другую сторону и обеспечивает работоспособность рулевой рейки. Если этого нет, то необходимо дополнительно разобрать вал, выбив штифт. Как я уже говорил, ломаться там нечему.

Ставим на место внутреннюю опорную втулку и сальник в корпус рейки. Сальник запрессовываем при помощи головки подходящего диаметра с удлинителем. Меняем на рейке резиновое кольцо и фторопластовое, на пластиковой втулке меняем резиновое кольцо (Фото 12).

Все смазываем маслом и ставим на место. Стопорное кольцо пластиковой втулки ставим на место поворачивая втулку по часовой стрелке, овальное отверстие замазываем герметиком. Если снимали подшипник вала, то ставим его на место и ставим стопорное кольцо подшипника.

ВНИМАНИЕ. Пока вал без фторопластовых колец, необходимо попробовать его поставить на место. Дело в том, что при установке вала на место он прокручивается против часовой стрелки на определенный угол. По этому до установки его необходимо повернуть по часовой стрелке на этот угол. Этот угол надо запомнить!

Устанавливаем внутренний сальник вала в корпус рейки. Надеваем на вал фторопластовые кольца. Кольца предварительно нагревал на батарее. Ставим аккуратно, но уверенно. Кольца прочные (попробуйте порвать руками старое). После установки кольца растягиваются и их необходимо обжать. Для этого делаем из жести (консервной банки) подходящую по диаметру обжимку. Я обжимал и закреплял обжимку в тисках на 5-10 часов, что бы придать кольцам первоначальное состояние. После обжатия смазываем маслом, поворачиваем вал на необходимый угол и ставим на место, аккуратно постукивая молоточком. Желательно эту операцию проделать с первого раза. Кольца фторопластовые не терпят нескольких раз демонтажа и монтажа. Закручиваем гайку вала.

Закладываем смазку и ставим заглушку:

Ставим на место пластиковую втулку вала, запрессовываем сальник, ставим стопорное кольцо (Фото 6).

Одеваем на вал пыльник и запрессовываем его на место. Смазываем рейку. Регулируем зазор между рейкой и валом (Фото 4).

Прикручиваем рулевые тяги, фиксируем керном и одеваем гофрированные пыльники. Все, рейка готова к установке на машину. Ставим, подсоединяем шланги, заливаем жидкость, прокачиваем систему и наслаждаемся работой ГУР.

Выход из строя рулевой рейки – кошмарный сон любого автовладельца. Ведь устранение этого дефекта стребует серьезного приложения рук и средств, а также необходимость оставаться какое-то время без своего «железного коня». Следовательно, чтобы минимизировать последствия, нужно уметь распознать признаки надвигающегося ремонта и обладать хотя бы общим представлением о возможных поломках рейки. Кроме того, необходимо выяснить, насколько же целесообразен ремонт рулевой рейки своими руками, а также раскрыть аспект профилактических мер.

Рулевой рейкой называется силовой узел в конструкции рулевого механизма, предназначенный для передачи усилия с руля на колеса (управляемые). Именно через рулевую рейку и осуществляется процесс управления автомобилем посредством поворота направляющих колес.

Рейки подразделяются на 3 категории:

  1. Механические;
  2. Гидравлические;
  3. Электрические.

Неисправности могут быть разными. Впрочем, для их обнаружения не требуется обладать особыми знаниями – достаточно просто периодически инспектировать данный узел. Кроме того, следует знать причины, по которым могут возникнуть подобные дефекты.

Люфт на рулевом колесе и возникновение звуков – если это проявляется при заглушенном силовом агрегате в процессе активного поворачивания рулевого колеса. В подобной ситуации проблема может заключаться в ослабленном упоре золотника , а также в недостаточных показателях упругости торсиона.

Люфт – причины подобного дефекта разнообразны. Он может проявиться в результате чрезмерного износа сайлент-блоков, фиксирующих рейку, изменение угла прилегания винта и зубьев из-за искривления картера либо вала, повреждения (механического характера) или ход (вертикальный) винтового подшипника. Для определения причин требуется диагностирование состояния втулки (сухаря) рулевой рейки, шарниров тяг, а еще центрального зуба.

Тяжесть при повороте руля обычно это проявляется в случае закисания карданчика.

Стук – наиболее распространенный признак. Причем источники такого стука в рейке различны. Как правило, звук возникает в следующих случаях:

  1. ход вала в подшипнике по вертикали;
  2. выработка ресурса шарниров и картера;
  3. предельный ресурс подшипников винта, втулки либо центрального зуба;
  4. кривизна картера либо вала, что приводит к неверному углу прилегания винта и зубьев;
  5. выработка ресурса сайлент-блоков;
  6. ослабление фиксации рейки;
  7. нарушения люфта.

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Favtomotoprof.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F11%2Fshema-ustroystvo-rulevoy-reyki_opt

Тяжелый ход баранки в крайних позициях – это, наряду с недостаточным возвратом и скрипом, наблюдается в случае перетянутой втулки, а также искривления картера либо вала.

Течь – она возникает в случае коррозии на валу либо износе сальника. Кроме того, подтекание имеет место при разгерметизации трубок (отводящей либо нагнетательной) цилиндра.

  • Выработка ресурса втулки и ее картера;
  • Течь сальника на валу;
  • Чрезмерный износ картера на распределителе;
  • Выработка ресурса центрального зуба.

Сама втулка необходима для надежного зажима зубьев и вала, а также крепления самого вала. Втулка посажена на специальную пружину, которая обеспечивает необходимую силу прижима, а также контроль за положением зубьев. Подобный дефект считается достаточно частым, особенно в тех рейках, где втулка изготовлена из пластика.

В результате – налицо износ втулки и стенок цилиндра, что приводит к вертикальному перемещению рейки и, как следствие, возникновению стука и люфту. Для определения подобной неисправности достаточно выехать на неровную дорогу и в движении покачивать рулевое колесо в стороны, а потом повторить это на стоящем авто. Кроме того, износ втулки будет проявляться в передаче на руль ударов во время езды по плохой дороге.

В данном случае необходимо ремонтировать рейку – простая подтяжка втулки ничего не даст.

Указанный сальник расположен на валу рейки. Особенностью такого дефекта становится позднее обнаружение течи, потому как на сальник не оказывается давления. Признаками подтекания сальника являются – гул при вращении рулевого колеса, а также понижение уровня жидкости, залитой в бачок гидравлического усилителя. В данном случае требуется срочно проинспектировать рейку, так как подтекать может не только сальник. Течь в состоянии возникнуть также из-за дефектных хомутов, насоса, патрубков, шлангов и т. д. Вероятность течи сальника во многом определяется и материалом, из которого тот изготовлен – во время сильных морозов некоторые из них растрескиваются.

Данный дефект начинает проявляться постепенно – в незначительных закусываниях руля на холодном авто. Кроме того, руль становится все более тугим, а его возвращение в нулевую зону будет неполным.

Причина в конструкции колец, которые вращаются с валом картера. Со временем они образуют небольшие бороздки на поверхности распределителя картера и начинают пропускать масло. Это и приводит к потере давления и тяжести в баранке.

Возникновение борозд обусловлено добавлением во фторопласт, из которого изготовлены кольца, частичек металла, что трутся о вал. Примечательно, что для большинства японских моделей подобные проблемы не характерны, так как под кольцами установлены прокладки из резины.

Одной из основных проблем является износ зубчатого механизма, основной задачей которого является процесс преобразования движения вращательного типа в поступательный. Причем практически для всех машин характерен износ среднего звена, так как движение в городе (в основной массе) характеризуется ездой по прямой с небольшими подруливаниями.

Для определения проблемы необходимо самостоятельно проинспектировать механизм, покачав рулем в стороны из средней позиции. При наличии стуков следует отправиться на СТО и осуществить комплексную диагностику. В случае износа центральных зубьев, придется заменить весь вал, причем использовать рекомендуется только оригинальные компоненты.

При поломке рулевой рейки рекомендуется не рисковать, и сразу отправляться на специализированное СТО. Своими силами можно лишь провести диагностику, тогда как ремонт рейки обычным водителем, при отсутствии должных знаний, опыта и инструментария, малореален.

Профилактические меры

С их помощью можно значительно продлить жизненный срок рейки:

  • аккуратный проезд неровностей и «лежачих полицейских»;
  • слежение за состоянием компонентов рулевой рейки, особенно ее пыльников и сальников;
  • прогрев масла в рейке зимой перед движением плавными и короткими поворотами;
  • не стоит удерживать баранку более 5 сек. в крайнем положении, так как это заметно увеличивает нагрузку на редуктор и уплотнения.

Подобные меры позволят заметно продлить срок эксплуатации рулевой рейки, а также избежать дорогостоящего ремонта или ее замены.

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Favtomotoprof.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Favtomotoprof%2Frating_on

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Favtomotoprof.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Favtomotoprof%2Frating_on Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Favtomotoprof.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Favtomotoprof%2Frating_half Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Favtomotoprof.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Favtomotoprof%2Frating_off Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Favtomotoprof.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Favtomotoprof%2Frating_off(3 оценок, среднее: 2,67 из 5)

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Favtomotoprof.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Favtomotoprof%2Frating_on

Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Favtomotoprof.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Favtomotoprof%2Frating_on Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Favtomotoprof.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Favtomotoprof%2Frating_half Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Favtomotoprof.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Favtomotoprof%2Frating_off Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Favtomotoprof.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-postratings%2Fimages%2Favtomotoprof%2Frating_off(3 оценок, среднее: 2,67 из 5)
Изображение - Ремонт рулевой рейки трв своими руками photo3432

Добрый день! Я Артем. Чуть меньше 9 лет работаю слесарем и мне нравиться работать руками. Когда создаешь новые полезные вещи или возвращаешь к жизни сломанные предметы. Разве это не прекрасно? Рекомендую, перед реализацией идей с моего сайта, проконсультироваться со специалистами. Удачного рабочего дня!

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 2.3 проголосовавших: 83
'"; cachedBlocksArray[294585] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'hp0j3daxpv9',block:'132283',site_id:'11491'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'"; cachedBlocksArray[294587] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'b545hfcuemu',block:'132387',site_id:'11491'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'"; cachedBlocksArray[294582] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'j0jd3x4hvz7',block:'132277',site_id:'11491'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'"; cachedBlocksArray[294588] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'0oz13ip18vya',block:'132282',site_id:'11491'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'"; cachedBlocksArray[294584] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'3bd1xqsk7cx',block:'132280',site_id:'11491'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'"; cachedBlocksArray[294583] = "'
!(function(w,m){(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:'xg7sgj7fva',block:'132281',site_id:'11491'});})(window, 'mtzBlocks');"+"ipt>
'";

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here