Мы постараемся ответить на вопрос: ремонт модуля управления стиральной машины атлант своими руками по рекомендациям подлинного мастера с максимально подробным описанием.
Электронный модуль стиральной машины Атлант 840Т работает совместно с командоаппаратом и выполняет функции управления стиральной машиной. Также модуль имеет встроенные функции автотеста — тестирования работоспособности стиральной машины.
Область применения электронного модуля зашифрована на этикетке:
- 1000PRM (800PRM) — скорость вращения барабана стиральной машины, для которой предназначен данный модуль;
- DPMU — для управления коллекторными двигателями;
- /42 — габариты СМА/
Схема электрическая принципиальная модуля стиральной машины Атлант 840Т.
Перечень элементов к схеме скачать.
Схема электронного модуля стиральной машины 1040Т аналогична схеме 840Т. Также модуль для стиральной машины Ардо старых моделей имеет такую же схему. Компания Атлант уже давно заняла свою нишу на рынке бытовой техники. Белорусского производителя отличает более низкая цена товара по сравнению с европейскими коллегами. Это определяет выбор покупателя в пользу компании Атлант. Стиральные машины Атлант облают привлекательным дизайном и современными техническими характеристиками, но надежностью и продолжительностью службы похвастать не могут.
Поэтому вопрос ремонта стиральной машины Атлант со временем становится актуальным для владельцев. В случае серьезной поломки лучше отдать агрегат мастеру, но с некоторыми распространенными проблемами владелец справится своими руками.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Список наиболее типичных проблем, возникающих со стиральными машинами Атлант:
- Машина не включается.
- Барабан не наполняется водой.
- Барабан наполняется водой слишком медленно.
- Вода не нагревается, поломка нагревательного элемента.
- Самостоятельная остановка стиральной машины во время цикла.
- Не вращается барабан.
- Проблемы со сливом воды.
- Громкий или нетипичный шум в режиме стирки или отжима.
- Сильная вибрация, самопроизвольное перемещение агрегата по полу.
- Не открывается дверца стиральной машины.
Рассмотрим причины поломок и варианты их устранения детальнее.
Если при нажатии кнопки включения, дисплей не загорается, убедитесь, включена ли вилка шнура питания в розетку, и есть ли электричество в доме. Если дело в самой стиральной машине, то варианты неисправностей и способы их устранения следующие:
- Неисправность вилки. Разберите вилку и проверьте контактные соединения.
- Обрыв шнура питания. Необходимо прозвонить шнур.
- Неисправность электропроводки в машине. Снимите внешнюю панель агрегата и проверьте состояние клеммных зажимов, возможно, они окислены.
Если дисплей машины автомат отреагировал на включение, выбор программы стирки произведен, а машина не работает, причина следующая:
- Неправильно выбран режим стирки.
- Дверца закрыта недостаточно плотно. Проверьте целостность уплотнителя дверцы, не попала ли стираемая вещь между дверцей и корпусом.
- В машину не поступает вода из-за перекрытых подводящих воду кранов.
- Неисправен таймер. В этом случае, режим стирки выбранной программы не запускается из-за сломанного реле времени. Для проверки, покрутите переключателем программ до начала вращения барабана. Если это произошло — значит, таймер времени неисправен и требует замены.
Прежде всего, проверьте, открыты ли подводящие воду краны. Далее удостоверьтесь, что впускной шланг не деформирован и не засорен. Промойте его в случае необходимости.
При засорении впускного фильтра произведите следующие манипуляции:
- Закройте подводящий воду кран.
- Отсоедините шланг от впускного клапана агрегата.
- Извлеките фильтр и тщательно промойте под струей воды.
- Поставьте клапан, подключите шланг и откройте вентиль подачи воды.
В случае поломки впускного клапана понадобится его замена. Это также можно сделать своими руками. Нужно извлечь из впускных трубок клапан и заменить его на новый.
Система забора воды – слабое место в машинах Атлант. В исправном состоянии при повышении уровня воды в барабане, вода сжимает воздух в отсеке регулятора давления. Когда давление достигает нужной величины, срабатывает выключатель и перекрывается впускной клапан. Одновременно подается питание на тэн и активируется выключатель запрета преждевременного открытия дверцы барабана. В случае повреждения или засора трубки система подачи воды работать не будет.
- Проверьте, как насажена трубка на выключатель уровня воды. Если конец трубки затвердел, обрежьте его на пару сантиметров и опять насадите на выключатель.
- Для проверки исправности выключателя, подуйте в трубочку. Должен быть слышен щелчок выключателя.
- После, ослабьте на шланге хомут, с помощью которого камера давления крепится к барабану.
- Промойте камеру, чтобы впускное и выпускное отверстия были чистыми, без засоров. Осмотрите камеру на наличие трещин и деформаций.
- Удостоверьтесь в исправности выключателя: проверьте его с помощью мультиметра. В случае поломки — замените на новый.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Стандартные причины того, что вода в стиральную машину набирается медленно:
- Засорен или деформирован впускной шланг. В этом случае, промойте шланг под напором воды.
- Засорен впускной фильтр. Снимите и промойте фильтр.
- Давление воды в системе недостаточно высокое. Убедитесь, что кран подачи воды открыт полностью. Если да, значит недостаточное давление воды в магистрали. Необходимо его поднять. Например, оборудовать напорный бак под потолком квартиры, или на чердаке дома. Минимальное необходимое давление 12 атм.
Причины поломок и варианты их устранения:
- Неисправен регулятор уровня воды. Неисправный выключатель уровня воды не распознает, что барабан наполнен, поэтому не включает тэн. Проверьте выключатель мультиметром и, в случае неисправности, поменяйте на новый.
- Образовалась накипь на нагревателе. Из-за повышенной жесткости воды, на тэне появляется известковый налет, что влияет на работу нагревателя. Разберите стиральную машину и удалите накипь.
- Неисправность нагревательного оборудования. Контакты нагревателя нужно подтянуть и зачистить окисление. С помощью мультиметра, проверьте нагревательный элемент на обрыв, предварительно отсоединив один провод от нагревателя. При необходимости, замените его на новый.
- Поломка термореле. Оно служит для измерения температуры воды в баке стиральной машины и отключения тэна при достижении нужной температуры. Неправильно работающее термореле отключает нагревательный элемент некорректно: слишком рано или слишком поздно.
При самостоятельной остановке стиральной машины, во время незавершенного цикла стирки, проверьте наличие питания в розетке с помощью мультиметра. Если с электроснабжением все в порядке, причина остановки может крыться в засоре впускного или выпускного шланга. Для удаления засора промойте шланг под краном.
Следующим шагом необходимо снять и проверить исправность насоса. Возможно, он засорен или поломан.
Далее проверьте исправность и чистоту впускного клапана. При необходимости, замените новым. Следующими проверьте работу термореле, нагревательного элемента и таймера. В случае неисправности таймера, замените его новым, так как ремонт слишком сложен для неспециалиста.
Типовым случаем при ремонте стиральной машины Атлант является выход из строя электродвигателя. «Слабое звено» в нем щетки. Подобный ремонт требует специальных навыков и пользователю лучше обратиться в сервис. Хорошая новость – двигатели в большинстве случаев подлежат ремонту, и покупка нового не потребуется.
Сначала исключите самую простую причину – поломку защелки дверцы. В случае неисправной блокировки барабан не будет вращаться. Для проверки нажмите кнопку дверцы несколько раз, возможно, ее заело.
Если в стиральной машине барабан крепится не на прямом приводе к двигателю, а на притяжном ремне, ремень может соскочить. Сместите немного двигатель вниз и отрегулируйте натяжение ремня потуже. Будьте осторожны и не переусердствуйте. Слишком сильное натяжение ремня приведет к быстрому износу подшипников и поломке. При правильном натяжении ремня, при нажатии, смещение ремня составляет около 12 мм. Если стиральная машина не оснащена натяжителем ремня, лучшая альтернатива — замена ремня новым.
Другая возможная причина остановки барабана — поломка электродвигателя. В этом случае следует обратиться к специалисту.
Первая возможная причина задержки воды в барабане — засор выпускного шланга, либо его деформация. Проверьте шланг на наличие засора и промойте при необходимости. Также может быть засорен выпускной фильтр. Очистить и заменить его можно через отверстие, находящееся внизу стиральной машины.
Следующая возможная причина — засор насоса. Снимите его и проверьте на наличие посторонних предметов. Для этого следует:
- Заранее приготовить тряпку для воды.
- Снять хомуты, крепления шланги к насосу. Проверьте шланг на наличие засора.
- При помощи карандаша проверьте вращение крыльчатки. Если крыльчатка вращается туго — снимите с насоса фишку с проводами и крепежные болты. Затем снимите зажимы или открутите винты, которые соединяют две части насоса.
- Пометьте или сфотографируйте на телефон их расположение, чтобы не перепутать при сборке. Проверьте камеру крыльчатки на наличие мусора, а также, убедитесь, что на вал не намотались нитки.
- Промойте и соберите насос. Если проделанные манипуляции не помогли — замените насос новым.
Если стиральная машина неожиданно стала издавать громыхающий стук или бряцанье в режиме стирки, вероятно, вы оставили в карманах одежды монеты, ключи или другие посторонние предметы. Если мелкие металлические предметы из барабана попадут внутрь бака, стиральная машина может значительно пострадать. Потому, важно проверять карманы перед стиркой.
Другой причиной посторонних звуков может быть поломка защелки или блокировки дверцы. Звук в этом случае будет жужжащий, и прекратится при закрытой дверце.
Если появился визжащий звук при стирке на высоких оборотах, это сигнализирует о проскальзывание приводного ремня. Подтяните ремень или замените на новый
Если вы слышите треск при вращении барабана, это значит, что подшипник барабана сломан и нуждается в замене.
Если подобная проблема произошла впервые, причина кроется в перегруженном барабане агрегата или в неравномерно распределенной в барабане одежде. Извлеките лишнюю одежду из барабана и в дальнейшем придерживайтесь рекомендаций производителя стиральной машины Атлант.
Если агрегат вибрирует не первый раз, при этом перемещаясь по полу, значит, стиральная машина была установлена неправильно, не по уровню. Выставьте агрегат заново с помощью регулирования по высоте каждой ножки.
Самая распространенная причина блокировки дверцы — осталась вода в баке после стирки. Слейте воду из барабана с помощью режима слива. Проверьте наличие засоров в сливных трубах, а также корректно ли работает насос.
Мы поделились с вами самыми распространенными причинами поломок стиральных машин Атлант и дали достаточно подробную инструкцию по их устранению. Придерживайтесь рекомендованных производителем правил эксплуатации, и ваша помощница прослужит вам дольше.
Правила, которые помогут продлить срок службы стиральной машины:
- Перед загрузкой вещей проверяйте карманы на наличие монет, ключей и прочих предметов и мусора.
- Производите регулярную чистку нагревательного элемента от накипи.
- Используйте смягчители для жесткой воды, очищающий фильтр.
- Регулярно очищать сливной фильтр от мусора и грязи.
- Вытирайте насухо кюветку для порошка и добавок после каждой стирки, во избежание появления плесени.
Платы управления стиральных машин называются модулями. Указанные элементы производятся с тиристорным блоками разной частоты. В данном случае многое зависит от производителя. Также следует учитывать функциональные особенности моделей. Некоторые модификации производятся с не большим набором режимов, и по устройству являются простыми. Современные аналоги имеют качественный тиристорный блок.
Конденсаторы у моделей последних серий производятся с фильтрами сеточного типа. Таким образом, плата управления стиральной машины надежно защищена от перегрузок сети, а также импульсных помех. При необходимости ремонт модуля можно сделать своими руками. Однако в первую очередь важно разобраться с вероятными причинами поломки платы управления.
Существуют следующие причины поломки детали:
- короткое замыкание платы управления;
- перегорание конденсатора;
- поломка резисторов плат;
- замыкание тиристорного блока управления;
- перегорание триггеров плат.
Как правило, замена модуля много времени не отнимает. В первую очередь для этого следует снять переднюю крышку у стиральной машины. Далее, делая ремонт своими руками, специалисты рекомендуют ознакомиться с крепежным устройством платы. В основном элемент фиксируется на пластинах, которые подсоединены к корпусу стиральной машины. У многих моделей они зажимаются на винтах. Чтобы снять пластины, придется воспользоваться ключом. Следующим шагом стоит аккуратно извлечь модуль, и проверить его состояние. Перед установкой нового элемента на блок необходимо точно знать маркировку детали. Винты важно прикручивать медленно, и без сильного нажима на ключ.
Конденсатор модуля у стиральной машины играет роль стабилизатора. Довольно часто он устанавливается на блок вместе с фильтрами. Проходные модификации у современных моделей встречаются часто. Также стоит отметить, что конденсаторы плат не подлежат ремонту. При перегорании указанного элемента его можно просто поменять. Для этого понадобится аналогичный элемент, а также паяльная лампа. Довольно часто конденсаторы у стиральных машин устанавливают с несколькими фильтрами. В результате вероятность повторного перегорания сильно уменьшается. Припаивать конденсатор на блок необходимо только к положительному электроду. Для проверки сопротивления переменной цепи применяется тестер.
Платы у стиральных машин довольно часто перегорают из-за резисторов. Ремонт модели своими руками следует начинать с тестирования модуля. Для этого потребуется только тестер. На резисторах плат первого порядка сопротивление в среднем равняется 8 Ом. При этом параметр перегрузок не должен превышать 2 А. Резисторы плат второго порядка тестируются в последнюю очередь. Показатель перегрузки у них составляет от 3 до 5 А. При этом сопротивление зависит от частотности модуля управления. Если рассматривать простой блок, то у него вышеуказанный параметр не превышает 10 Ом. При нарушении сопротивления резисторы плат можно перепаять. Делая ремонт блока, эксперты рекомендуют заменить фильтры.
Ремонт тиристорного блока модуля разрешается производить только после проверки конденсаторов. Если с ними все в порядке, то можно приступать непосредственно к тестированию элементов блока. Указанная деталь в основном ломается из-за повышенных перегрузок от сети 220 Вт. Также блок часто выходит из строя из-за импульсных помех. Самостоятельно произвести ремонт довольно сложно. Для этого придется в первую очередь сделать замер отрицательного сопротивления. На диодах первого порядка номинальное напряжение в среднем доходит до 20 В.
Если блок питания в порядке, то выходные контакты перегорают редко. Для того чтобы их проверить, нужно воспользоваться тестером. Если дело заключается в перегоревшем фильтре тиристорного блока, то проблему можно уладить довольно быстро. В данном случае надо в первую очередь зачистить катод. Номинальное напряжение на нем в среднем доходит до 12В. Делая ремонт тиристорного блока, важно следить за состоянием портов. Повредить их очень просто, а стоят они на рынке довольно дорого. Новый фильтр плат припаивается через положительный контакт. После проведения всех работ плата управления тщательно прочищается.
Триггер в стиральных машинках из строя выходит редко. Причины поломки чаще всего связаны со сбоями в работе конденсатора. Чтобы проверить работоспособность триггера, важно протестировать напряжение на выходных контактах. Указанный параметр должен находиться в пределах 12 В.. У многих моделей рядом с триггером установлен фильтр. Показатель сопротивления на нем в среднем составляет 20 Ом.
Замена триггера на блоке управления занимает довольно много времени. В первую очередь важно заняться пайкой выходных контактов. При этом необходимо не задеть катод конденсатора. После пайки можно устанавливать новый триггер. Последним шагом тестируется пороговое напряжение, и проверятся выходное сопротивление на модуляторе.
Белорусские стиральные машины Атлант имеют не только привлекательный внешний дизайн, но и хорошие технические характеристики. По этим параметрам они, конечно, могут конкурировать, но по надежности и долговечности вряд ли. Поэтому ремонт стиральных машин Атлант явление не такое редкое, как отмечают специалисты. Бесспорно, проще отдать машинку в руки мастера, подождать пару дней, а потом стирать в прежнем режиме, но в некоторых случаях можно устранить неисправность своими руками, сокращая денежные затраты. Разберемся, что это за случаи, и что при этом нужно делать.Узнать причину поломки и нестабильной работы стиральной машины можно по характерным симптомам, которые проявляются во время стирки, отжима, набора воды. Чаще всего пользователи машинок Атлант обращаются к мастерам с такими симптомами:
- Машинка перестала включаться. Причин в данном случае может быть несколько. Неисправность розетки, проводки внутри машинки, выход из строя кнопки «Пуск» или модуля управления.
- Машинка не отжимает белье. Если белье остается влажным, даже мокрым, это значит, что сломался двигатель, либо окислились контакты на двигателе. Возможно, что причина плохого отжима в неисправности модуля управления. Если процесс отжима вообще не запускается, а машинка «зависает», то, скорее всего, в барабане сбилось белье, возник дисбаланс в нагрузке.
- В машинке не сливается вода. В данном случае причина в поломке сливного насоса или в засоре сливного шланга.
- Машинка «скачет» и стучит во время отжима. Это свидетельствует о необходимости замены подшипников.
- Машинка стирает в холодной воде. Это часто встречающаяся поломка, причиной которой является выход из строя тэна.
- Из машинки протекает вода. Причины данной неисправности нужно искать в зависимости от того, где протекает вода: под машинкой, через дверцу люка или через порошкоприемник. Значит, и поломку нужно искать в соответствующих деталях: прорвался сливной шланг, износились патрубки или сальники, порвалась манжета.
Внимательно прислушиваясь и присматриваясь к своей стиральной машине, вы не упустите момент и вовремя обнаружите неисправность. В некоторых случаях затягивать с ремонтом просто нельзя.
Установить причину неисправности во многих случаях помогают коды ошибок, появляющиеся на дисплее стиральной машины Атлант. Также стоит отметить неплохую систему самодиагностики неисправностей в некоторых моделях машин. Подробную инструкцию о том, как запустить режим самодиагностики в рамках одной статьи не опишешь. Дело в том, что на разных моделях машин, запуск может отличаться, поэтому лучше всего читать инструкцию, прилагаемую к машинке, либо скачивать инструкцию конкретной модели в Интернете.
Если машина не включается, то первое что стоит проверить это работоспособность розетки. Для этого можно включить другой бытовой прибор. Если дело не в розетке, придется поочередно проверять сетевой шнур, сетевой фильтр и плату управления. Чтобы добраться к электрике машинки, достаточно открыть верхнюю крышку, которая крепится на два болта.
Обеспечив себе доступ к электрике, осмотрите все клеммы и провода, возможно уже на этом этапе вы увидите, подгоревшие и окислившиеся элементы. После осмотра нужно взять мультиметр и прозвонить сетевой фильтр и кабель. Если выяснится, что кабель неисправен, то его необходимо заменить на новый. Иногда кабель продается в комплекте с сетевым фильтром.
Если и электрика машинки не причем, то причиной того, что машинка не включается, является электроника, в частности может не работать кнопка «Пуск». С подобной проблемой справиться самостоятельно сложно. Поэтому диагностику точной поломки и ее устранение лучше доверить специалисту.
Важно! При работе с модулем управления нужно иметь определенные знания в данной области, в противном случае при не правильном подключении хотя бы одного проводка исправная плата может сгореть.
Частая поломка в стиральных машинах – это поломка нагревательного элемента. Как правило, он выходит из строя из-за физического износа, сокращает его срок службы жесткая вода. Накипь оседает на тэне, в результате чего нагрузка на него увеличивается. Заменить тэн в стиральной машине можно своими руками.- Разобрать машинку, а точнее снять заднюю крышку корпуса.
- Далее под баком найти сам тэн, а точнее его клеммы.
- Отсоединить питающие провода и провод заземления, а также отсоединить клеммы от термистора, если он встроен в тэн. В некоторых моделях, датчик температуры установлен отдельно.
- Ослабляем центральный болт, повернув гайку на несколько оборотов против часовой стрелки, и пытаемся вдавить его внутрь.
Обращаем внимание! В стиральных машинах Атлант бывает не просто вытащить тэн из держателя, поскольку уплотнительная резинка сильно «закисает» или вдавливается при установке.
- Нужно взять плоскую отвертку и подцепить тэн за основание, затем расшатывающими движениями из стороны в стороны вытащить его на себя.
- Перед установкой нового тэна не забудьте прочистить «гнездо» от накипи и мусора.
- Собрать все в обратном порядке.
Неисправность датчика уровня воды (прессостата) обычно проявляется при наборе и сливе воды. Датчик не посылает сигнал об уровне набранной воды и может происходить переполнение бака водой, а может вообще остановиться машинка перед отжимом, поскольку прессостат не дает сигнал о слитой воде, либо белье будет плохо отжатым. В статье Проверка прессостата стиральной машины описано, как добраться до данного агрегата, снять и заменить его.
Что касается температурного датчика, то в случае с его поломкой машинка перегревает воду, а иногда вообще ее не греет.Для того чтобы проверить работоспособность датчика, необходимо:
- Снять заднюю крышку стиральной машины и извлечь датчик. Он может располагаться как в основании тэна, так и на баке.
- Измеряем при помощи мультиметра сопротивление датчика.
- Опускаем датчик в горячую воду, даем время немного нагреться.
- Снова замеряем сопротивление датчика.
- Сравниваем полученные замеры: если они значительно отличаются, то датчик исправен, а если нет, то меняем его на новый.
Отключая клеммы, промаркируйте их, чтобы потом правильно их подсоединить обратно.
Если в один прекрасный момент машинка перестала сливать воду, то поиск причины нужно начинать с осмотра сливного фильтра, шланга, а затем и сливного насоса. В случае попадания мусора и посторонних предметов в фильтр машинка не просто может прекратить сливать воду, но и не включиться. Поэтому прежде чем положить белье и вещи в барабан, карманы осматривают, и убирает все лишнее.
Чистка сливного фильтра должна стать регулярной процедурой, так вы убережете свою машинку от поломки и себя от траты на ремонт. Прочистить сливной шланг также можно своими руками, максимум затрат – это два часа времени.
Помпа в стиральной машине Атлант находится, как и во всех машинках, в нижней части. Извлечь ее из корпуса можно через дно, положив агрегат на бок. Этот процесс такой же, как и в машинках Аристон, Беко, Самсунг, его мы не раз описывали в статьях на нашем сайте, например в статье о том, как почистить сливной насос стиральной машины.Что касается чрезмерного набора воды в бак, то в этом случае приходится проверять клапан залива воды. Он расположен с задней стороны машинки, в верхней части, с наружной стороны к нему подсоединяется заливной шланг. Поэтому чтобы проверить и осмотреть клапан залива воды, необходимо отключить машинку от сети и от водопровода, затем открыть верхнюю крышку корпуса. Далее отсоединяем от провода и мультиметром проверяем сопротивление клапана, оно должно быть равно около 2-4 Ом. В противном случае меняем клапан, для этого:
- Снимаем все шланчики с клапана, разжав хомуты, замечаем их правильное расположение.
- Выкручиваем болты, удерживающие клапан. Если клапан крепится на защелках, то нужно их разжать.
- Поворачиваем клапан в сторону и вытаскиваем.
- Новый агрегат устанавливаем по алгоритму в обратном порядке, ремонту клапан не подлежит.
Одной из специфических поломок стиральной машинки Атлант является выход из строя электродвигателя. В большинстве случаев двигатель можно отремонтировать и не придется покупать новый. Дело в том, что «слабым звеном» в двигателе являются щетки. Но эта работа требует определенной сноровки, поэтому мы бы рекомендовали в данном случае обращаться к специалисту.
Этого же совета мы придерживаемся в случае с неисправностью платы управления. Плата – это сложная микросхема, разобраться с которой можно только имея специальное оборудование и инструмент. По результатам точной диагностики можно решить стоит ли менять дорогостоящий агрегат или все же купить новую машинку.
Даже самая надежная техника выходит из строя, а что говорить, если стиральная машина собрана из китайских комплектующих. Однако и в этом случае причинами поломки машинки автомат можно назвать:
- Качество воды для стирки.
- Неправильная установка и подключение машинки.
- Условия эксплуатации.
Подводя итог данной статьи, напомним основные правила, которые помогут продлить жизнь вашей помощницы:
- Всегда проверять карманы вещей на наличие мелких предметов и мусора.
- Осуществлять регулярную чистку от накипи.
- Использовать смягчители для жесткой воды, например, очищающий фильтр.
- Регулярно промывать и очищать сливной фильтр.
- Протирать манжету и кюветку для порошка после каждой стирки сухой тряпкой, чтобы не развивалась плесень.
Стиральные машины постоянно модернизируются и комплектуются новыми видами электроники: датчиками, сенсорами, модулями. Регулирует работу всех этих устройств модуль управления, который, как и любой электроприбор, может выходить из строя. Способы распознать поломку и устранить, а также основные принципы профилактики будут освещены в этом материале.
Модуль управления стиральной машины контролирует все процессы стирки и передает команды каждому узлу устройства, включая электродвигатель. Он является относительно универсальной деталью. Один и тот же модуль может по-разному маркироваться и устанавливаться производителем на разные виды машинок. Например, компания Indesit маркирует свои наиболее распространенные модели как Indesit wisl 85, Indesit wisl 82. Исходя из того, какого поколения та или иная модель, могут различаться виды прошивки их процессора и сумма входных и выходных сигналов.
Главные функции блока управления:
- контроль давления воды;
- запуск насосов для слива;
- осуществление блокировки дверцы;
- контроль температуры воды;
- регулировка работы электродвигателя;
- отсчет времени работы программ.
Существует несколько причин неисправности блока управления.
- Заводской брак. Его достаточно просто определить визуально: контакты пропаяны некачественно, в области для установки чипа появился флюс, дорожки отслаиваются. Проявляется дефект быстро – буквально за первый месяц эксплуатации. Если гарантийный срок еще не закончился, то категорически не рекомендуется осуществлять ремонт модулей своими руками. Замену произведут в сервисном центре.
- Вода попала на приборы. Многие ведущие производители стараются решить эту проблему полностью. Например, в стиральных машинах Samsung, BEKO и LG модуль управления полностью заливается компаундом, что делает его герметичным. В других моделях (например, Indesit wisl 102 и Indesit wisl 105) срабатывает защитная блокировка при попадании жидкости на электронные модули. Достаточно просто протереть модуль и высушить плату.
Плата стиральной машины залита компаундом
- Машинка не рассчитана под имеющуюся электросеть. Частые перепады напряжения, скачки тока, превышение допустимого уровня электросети могут вывести электронику из рабочего состояния. Чтобы этого не случилось, нужно соблюдать параметры, указанные в инструкции. Очень часто сервисные центры расценивают такие случаи, как не входящие в гарантию.
Указывать на выход из строя платы может ряд признаков.
- Все датчики на панели непрерывно мигают, из-за чего невозможно включить машинку.
- Вода не наполняет бак или сразу же сливается.
- Вода либо перегревается, либо остается холодной, несмотря на показания датчика температуры (но этот признак может указывать на неисправность ТЭНа, что является слабым местом машин Bosch, в частности — Bosch logixx 8).
- Не срабатывает отжим белья, даже после многократного выбора функции на панели. Характерный дефект для марки Candy.
- Процесс стирки не заканчивается в течение нескольких часов. Не происходит отжим белья и слив воды. Признак характерен для машинок марки Ardo.
- На панели вводится функция начала стирки, но сама машинка не запускается. Слабая сторона моделей Gorenje.
Есть несколько основных причин, из-за которых происходит поломка платы:
- конденсатор перегорел;
- резисторы вышли из строя;
- произошло короткое замыкание;
- сгорел триггер;
- тиристый блок закоротило.
Описанные выше признаки свидетельствуют о поломках в схемах электронного модуля целиком или какого-либо его узла (датчика). Для выявления неполадок следует провести тесты оборудования.
Если проблема заключается в плате, то ее можно заменить самостоятельно. Для этого машинка обесточивается. Далее, нужно снять переднюю крышку. Затем, при помощи ключа снимаются крепления, фиксирующие плату, и производится отсоединение проводки. Потом достается из гнезда поврежденный модуль, на место которого устанавливается новая запчасть и крепится болтами.
Конденсатор плат в стиральных машинах выполняет функцию стабилизатора. В большинстве случаев его ставят на блок с фильтрами. Среди современных моделей довольно часто встречаются проходные модификации. Важно помнить, что конденсаторы модуля нельзя отремонтировать. Когда элемент перегорает, его заменяют на новый. Нередко конденсаторы ставятся сразу с несколькими фильтрами. Это способствует тому, что возможность очередного перегорания детали многократно уменьшается.
Важно! Конденсатор всегда припаивается только к положительному электроду в блоке. Затем, при помощи тестера осуществляется проверка переменной цепи на сопротивление.
Очень часто причиной перегорания модулей машинок становятся резисторы, поэтому при самостоятельном ремонте в первую очередь нужно протестировать их. Сначала посредством тестера проверяются резисторы первого порядка. В них нормальное сопротивление составляет 8 Ом, а показатель перегрузок не должен быть выше 2 ампер. Далее, следует протестировать резисторы модулей второго порядка. Их среднее сопротивление напрямую зависит от частотности данного модуля. В простых блоках сопротивление не больше 10 Ом. Его перегрузка колеблется от 3 до 5 ампер. Если сопротивление было нарушено, то следует перепаять резисторы.
Ремонт данного блока следует осуществлять только после проверки на неисправность конденсаторов. Если оказалось, что конденсаторы в норме, то следует протестировать элементы тиристорного блока. Главная причина поломки в большинстве случаев – это перегрузки в электросети или импульсные помехи. Прежде всего, нужно проводить замер отрицательного сопротивления.
Причиной может быть перегорание контактов, но это крайне редко случается, если блок питания в порядке. Проверить состояние контактов следует тестером. Иногда причина неполадок находится в перегоревшем фильтре. В такой ситуации следует произвести зачистку катода и припаять новый фильтр через положительный контакт. Очень важно не повредить при этом порты.
Важно! В конце следует основательно прочистить плату управления.
Эта деталь весьма редко ломается. В большинстве ситуаций выход ее из строя связан с неполадками в конденсаторе. Для оценки работы триггера нужно замерить уровень напряжения на его выходных контактах. Он должен быть равен приблизительно 12 В. В большинстве моделей, возле триггера расположен фильтр, чье сопротивление составляет 20 Ом.
При замене триггера, в первую очередь следует пропаять выходные контакты. Крайне важно при этом, чтобы катод конденсатора не был задет. После этого можно монтировать новый триггер. Затем проводится тестирование порогового напряжения и осуществляется проверка выходного сопротивления.
Что касается факторов, зависящих от человека, то предотвратить или отсрочить выход из строя модуля управления можно, придерживаясь нескольких элементарных правил.
- Следить, чтобы все провода, контакты и шланги были корректно подключены к соответствующим разъемам.
- Подключать машинку только к сети с бесперебойным напряжением. Использовать стабилизатор.
- Обращаться с техникой максимально аккуратно. Не хлопать дверцей при открывании и закрывании. Не ставить на машинку тяжелые предметы. Не ронять и всячески оберегать от механических повреждений.
В большинстве случаев некорректная работа модуля управления связана с внутренними или внешними факторами, не зависящими от человека (скачки напряжения, ошибки при производстве). Но соблюдение профилактических мероприятий нивелирует вероятность поломки во всех остальных случаях, убережет от неправильной работы техники и преждевременной замены деталей.
Современные стиралки надежны и функциональны. Производитель делает все, чтобы его изделие работало долгие годы без вмешательства. Однако модуль управления стиральной машины выходит из строя чаще, чем этого хотелось бы владельцам агрегата. Происходит это по целому ряду причин, некоторые из которых отдельно оговариваются производителем, и несоблюдение поставленных им условий ведет к прекращению гарантийных обязательств. Другие могут вызываться браком. Однако если срок гарантии истек, можно попытаться сделать самостоятельный ремонт платы управления стиральной машины либо провести детальную диагностику.
Модуль управления – это компьютеризированное «сердце» машинки. В зависимости от поступающих сигналов от датчиков и регуляторов, плата управления активирует тот или иной функционал. Она достаточно универсальна. Производитель ставит одну и ту же деталь на различные марки стиралок, маркируя их по-разному. К примеру, самые распространенные модели электронного модуля стиральной машины Indesit маркируются как W105TX, WISL82. В зависимости от поколения конкретной модели стиралки, может отличаться прошивка центрального процессора или количество входных и выходных сигналов.
- осуществляет контроль температуры;
- задает режим, в котором работает электродвигатель;
- отсчитывает временные отрезки программ;
- отвечает за запуск сливных насосов;
- обеспечивает контроль входного давления воды и функционирования затвора подачи;
- отвечает за работу блокировки.
Управляющий сигнал поступает через клеммники или соответствующие контакты комплексной шины. Определить, где именно пропал сигнал, можно. Для этого понадобится схема конкретного модуля управления. К большинству стиральных машинок такая информация прилагается в инструкции. Если таких данных нет, можно легко найти их в интернете по маркировке, которую имеет электронная плата.
Причин отказа управляющего контроллера может быть несколько. Перечислим основные, с указанием возможных вариантов несложного ремонта:
К другим причинам относится избыточный нагар, наличие токопроводящих испражнений домашних вредителей (тараканов, мышей), а также замыкания через тело насекомых или грызунов. Устранить такие неприятности, если системы защиты не допустили аварии, просто. Плату достаточно почистить.
Признаков, что плату управления пора почистить или отремонтировать, а также проверить состояние датчиков, может быть несколько:
- Аппарат не включается, на дисплее высвечивается ошибка.
- На некоторых моделях светодиоды панели мерцают, мигают или горят все одновременно.
- Машинка отказывается стирать, набирать или сливать воду, делать отжим, нагревать, выполнять одну из операций, входящих в цикл стирки.
- Не выполняется одна из программ.
- Вода холодная или перегревается.
- Индикаторы хаотично мигают.
Причины могут быть самые разнообразные, к примеру, неожиданные режимы работы двигателя – он или крутится на полных оборотах, или с натугой еле-еле проворачивается.
Некоторые современные модели имеют режим самотестирования, который позволяет определить, какой именно ремонт электронных модулей стиральных машин требуется.
Информация о том, как сделать автоматическую проверку, не указывается в документации. Однако ее можно найти в интернете на специализированных форумах. К примеру, некоторые модели Ардо тестируются так:
- сливается вода и опустошается бак;
- механический селектор программ поворачивается стрелкой вертикально вниз;
- устанавливается нулевая температура.
После этого достаточно нажать все кнопки панели управления одновременно. Машинка перейдет в режим самодиагностики. После его прохождения на дисплее высветится ошибка, по которой легко определяется неисправность.
Устройство управления снимается достаточно просто. Нужно, в зависимости от модели, снять переднюю панель или добраться до места установки, демонтировав верхнюю часть машинки. После этого плата снимается.
В современных моделях предусмотрена защита «от дурака» – клеммы нельзя поставить в неправильное положение. Однако при демонтаже стоит внимательно смотреть, что куда подключено, чтобы установить отремонтированный модуль правильно. Лучше фотографировать процесс. Плата снимается после удаления фиксирующих планок, которые обычно крепятся саморезами или болтами с утопленными головками.
Ремонт электронного блока управления стиральной машины может потребовать специальных навыков. Придется тестировать параметры элементов, проверять целостность цепей.
Определить необходимость вмешательства специалиста достаточно просто. Признаки следующие:
- На плате есть места измененного цвета, подпалины, потемневшие дорожки.
- Шляпки конденсаторов явно выпуклые или порванные в месте крестовой насечки.
- На демпфирующих катушках присутствуют следы выгорания лакового покрытия.
- Место установки основного процессора потемнело, ножки микросхемы имеют неодинаковый окрас.
Если один из таких признаков найден, а навыков работы с паяльной станцией и мультиметром нет, то стоит вызывать квалифицированного специалиста.
Схема блока управления стиральной машины
Но ряд неисправностей, которые вызывают сбои в работе модуля управления, можно ликвидировать самостоятельно. Они связаны с неполадками датчиков. К примеру:
- Сбой датчиков установки программы. Возникает из-за засаливания и засорения контактных групп в ручке регулировки. Признаки: регулятор вращается туго, не издает отчетливого щелчка. Необходимо разобрать ручку и почистить ее.
- Накопление нагара. Присутствует у старых стиральных машинок. Визуально легко идентифицируется: силовые катушки сетевого фильтра покрыты слоем сажи. Его тщательно сметают сухой тряпочкой и кисточкой.
- Сбой датчика замка люка. Также возникает из-за наслоения мыльных остатков, засаливания. Блок замка нужно почистить.
- Отказ запуска после кратковременного прокручивания мотора, нестабильные обороты. Может вызываться ослаблением ременной передачи. Машинку потребуется разобрать и подтянуть шкив.
- Наводки из электросети. Отсутствие заземления может приводить к «биению» напряжения, в результате чего модуль управления блокирует работу устройства. О том, как заземлить стиральную машину, читайте здесь.
Еще одна частая проблема, которая присутствует у машинок Индезит – нестабильные параметры давления воды. В то время как пользователь пытается решить проблему, проводя ремонт центрального модуля управления стиральной машины, дело только в пережатом шланге, лопнувшей прокладке или грязном фильтре.
Ремонт блока управления стиральной машины – задача, требующая вмешательства квалифицированного персонала.
Прежде, чем демонтировать плату, убедитесь, что все датчики реагируют верно. Стоит покрутить ручки установки режимов, проверить легкость и четкость защелкивания замка, убедиться в нормальном давлении и подаче воды.
Самостоятельный демонтаж платы управления стоит делать только тогда, когда срок гарантии истек. Если это произошло, и другие методы борьбы с неисправностями не помогают – модуль снимается, при отсутствии навыков починки электронной аппаратуры его можно заменить целиком.
Добрый день! Я Артем. Чуть меньше 9 лет работаю слесарем и мне нравиться работать руками. Когда создаешь новые полезные вещи или возвращаешь к жизни сломанные предметы. Разве это не прекрасно? Рекомендую, перед реализацией идей с моего сайта, проконсультироваться со специалистами. Удачного рабочего дня!