Мы постараемся ответить на вопрос: ремонт радиатора ока своими руками по рекомендациям подлинного мастера с максимально подробным описанием.
В системе охлаждения современных автомобилей главным элементом является радиатор. В процессе эксплуатации автомобиля радиатор зачастую начинает давать протечки. Так влияют на него механические воздействия и влажность. Прежде чем продолжить движение, надо устранить течь из радиатора. При возникновении повреждения радиатора в пути следует устранить поломку или снизить скорость утечки антифриза из системы охлаждения. Для этого необходимо знать, как отремонтировать автомобильный радиатор.
Начало ремонта заключается в проверке уровня охлаждающей жидкости. Ее местоположение – расширительный бачок (слева от отсека мотора, со стороны водителя, вблизи аккумулятора). На нем имеются метки «min/max». Если бачок сильно загрязнен и это не дает определить уровень антифриза, его можно приподнять. Бачок держится за счет вертикальных направляющих, что позволяет без проблем его вынимать.
Отметка «max» показывает до какого максимального уровня может подняться жидкость в бачке, когда происходит нагревание двигателя до оптимальной рабочей температуры. При уровне антифриза ниже минимально допустимой границы, жидкость необходимо долить. Если расширительный бачок пуст, долив жидкость, проконтролируйте уровень еще раз. Определять количество антифриза в радиаторе нужно тогда, когда у горловины радиатора открыта крышка, а двигатель при этом остается холодным. Дальше при необходимости антифриз заливается в радиатор. Как правило, литра жидкости хватает на 6-9 месяцев.
Второй этап проверки – осмотр верхнего патрубка радиатора. Это чуть изогнутая резиновая трубка около 30 сантиметров в длину. При прогретом двигателе патрубок должен сохранять один диаметр по всей длине, твердость при сжатии. Вздутий допускать нельзя. Защитные рукавицы предохранят от действия высоких температур руки при проверке патрубка, который при работе двигателя нагревается.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Проверить следует не один раз. Обнаружив, что патрубок при сжатии остается все время мягким, можно сделать вывод о неисправности предохранительного клапана охлаждающей системы, одновременно являющемся крышкой горловины для залива антифриза. Клапан также требует постоянной проверки.
Жидкость в норме беспрепятственно пропускается клапаном в радиатор. Обратный ток жидкости через него возможен при возникновении давления определенной величины.
Для проведения проверки необходим специальный инструмент. Чаще других встречаются такие неисправности клапана, как его разрушение, разбухание резиновых уплотнителей.
Первое, что нужно сделать при осмотре – проверить в радиаторе верхнюю часть. Система охлаждения часто дает течь именно в этом месте.
Возникает трещина в радиаторе в пластиковой части, находящейся недалеко от места крепления кронштейна для поддержания тросов акселератора и диффузора. Трещина растет до размеров, при которых из нее испаряется жидкость, выделяется цветовой пигмент антифриза. После этого автомобильный радиатор намокает, а жидкость выливается. Временно можно заклеить трещину, но в итоге потребуется обязательная замена радиатора.
Последний этап ремонта заключается в проверке сот на загрязнения. Нужно открутить верхние кронштейны, поддерживающие радиатор с боков, затем сдвинуть радиатор по направлению к двигателю. Станет видна передняя наружная сторона. Мягкой щеткой легко убирается пух растений, скопившийся на радиаторе. Если загрязнение большое, радиатор снимается и хорошо промывается.
Итак, подводим итог. Все неисправности найдены, теперь задача их устранить. Чтобы отремонтировать радиатор, снимаем его полностью своими руками из автомобиля, перед этим полностью сливаем антифриз.
После того, как обнаружили трещину и устранили протечку антифриза, вам понадобится промыть радиатор. Это удобно делать на улице обычной водой. Желательно промывать под сильным напором водной струи, затратив не менее 50 литров. Затем радиатор сушим. Место повреждения обезжириваем. По завершении очистки трещину заклеиваем эпоксидным клеем, проводим так называемую холодную сварку. Сушим три-пять часов, после этого ставим радиатор на место.
Ремонт радиатора автомобиля производят лишь при отсутствии возможности заменить его новым.
12-04-2012, 11:25 | Ищук Света
Наконец, вы купили автомобиль, прошли все бюрократические волокиты по его регистрации и оформлению. И вот автомобиль доставлен
Hyundai Elantra – это легковушка семейного класса. Автомобиль стал очень популярным среди россиян благодаря современному
У автомобильных покрышек разные элементы в эксплуатации изнашиваются неодинаково. Так, каркас — основная силовая часть
Система охлаждения в ОКЕ — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает давление в системе на горячем двигателе (за счет этого повышается температура кипения жидкости, уменьшаются паровые потери), он открывается при давлении около 110 кПа (1,1 кгс/см2). Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 3-13 кПа (0,03-0,13 кгс/см2) (на остывающем двигателе). Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора. Насос охлаждающей жидкости — лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода ГРМ. Корпус насоса — алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с «пожизненным» запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка. К противоположному торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник. При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Система охлаждения: 1 — пробка расширительного бачка; 2 — расширительный бачок; 3 — пароотводящий шланг; 4 — подводящий шланг радиатора; 5 — радиатор двигателя; 6 — крыльчатка вентилятора; 7 — кожух радиатора; 8 — датчик включения электровентилятора; 9 — сливная пробка; 10 — зубчатый ремень привода ГРМ; 11 — насос охлаждающей жидкости; 12 — всасывающая труба насоса; 13 — подводящая труба отопителя; 14 — кран; 15-отводящая труба отопителя; 16 — радиатор отопителя; 17 — датчик температуры охлаждающей жидкости (в левом торце головки блока цилиндров); 18 — шланг отвода охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения впускной трубы; 19 — отводящий шланг радиатора; 20 — выпускной патрубок головки блока; 21 — заправочный шланг; 22 — термостат; 23 — шланг всасывающей трубы насоса.
Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. Малый круг включает радиатор отопителя и впускную трубу. При температуре 87±2°С клапан начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор двигателя. При температуре около 102°С основной клапан полностью открывается, а байпасный закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.
Радиатор двигателя состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводящего шланга.
Электровентилятор радиатора включается через реле 113.3747 датчиком-выключателем ТМ-108, ввернутым в правый бачок радиатора. Его контакты замыкаются при температуре 99±3°С, а размыкаются при 94±3°С. Реле расположено под панелью приборов слева. Его характеристики описаны в разделе «Электрооборудование».
Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. В верхней его части выполнен штуцер для пароотводя-щего шланга от радиатора двигателя, в нижней — для заправочного шланга.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут датчик, подающий сигнал на указатель температуры приборной панели. Система отопления описана в главе «Система отопления и вентиляции».
Если радиатор автомобиля протекает, то большинство из нас прибегают к его замене. Однако, в большинстве случаев можно не менять, а отремонтировать радиатор. Иногда никаких навыков не требуется, а бывает, что без знаний в области сварки или пайки не обойтись. Учимся определять состояние и пробуем восстановить радиатор своими руками.
Самая распространенная проблема, когда из-за старости появляется течь радиатора. Охлаждающая жидкость (ОЖ) выбегает из мест соединения металла и пластика, что автоматически ведет к перегреву двигателя. Найти в замену новый радиатор получается не всегда, да и ремонт обойдется, как минимум в 2 раза дешевле нового.
Дальнейшая речь будет идти об автомобильных радиаторах в целом и не важно, будет это ремонт радиатора отопителя, радиатор кондиционера или радиатор системы охлаждения двигателя.
Ремонт радиатора химией. Незначительные повреждения можно отремонтировать с помощью специальных средств, которые на рынке называеются, как жидкость для восстановления радиатора, герметик радиатора, либо порошковые восстановители. Принцип работы примерно одинаковый: заливаете восстановитель радиатора в систему охлаждения двигателя (СОД). Полученная смесь закупоривает трещины при соприкосновении с воздухом.
Химия — химии рознь, поэтому ответить за качество такого метода в целом нельзя. К примеру, некачественный восстановитель может не помочь, а напротив — навредить, засорив всю СОД. К примеру, перестанет греть печка и потребуется промывать СОД или менять радиатор печки. Более качественная химия способна устранить течь радиатора лишь на время (от нескольких дней до нескольких месяцев). Таким образом, химия для ремонта радиатора является лишь временным решением проблемы.
Есть народный метод ремонта радиаторов. Заключается он в латании дыр с помощью холодной сварки (материал похожий на пластилин, который после использования затвердевает). Залепить небольшое отверстие в радиаторе лучше после того, как хорошо обезжирите рабочую поверхность. Если дыра в радиаторе большая, тогда можно использовать в качестве заплатки кусок жести, который опять же приклеиваем холодной сваркой.
Ремонтируем соты радиатора смесью из эпоксидной смолы и затвердителя. Обезжириваем и заливаем субстанцию в поврежденные соты и выравниваем с помощью шпателя. Теперь пробоины в радиаторе загерметизировали на 100%.
Вообще, народный метод подразумевает использование множества материалов для герметизации, я лишь показал основные. Можно ли назвать этот подход качественным ремонтом радиатора, решайте сами.
Следующая инструкция предполагает знание базовых навыков сварки и пайки.
Чтобы отремонтировать радиатор на всегда, его нужно снять, но перед этим следует слить с него охлаждающую жидкость (подробно описано в статье про чистку радиатора). Теперь, когда радиатор демонтирован, мы можем определить его состояние, можно ли отремонтировать радиатор или заменить на новый.
Отремонтировать радиатор пайкой. Место которое будем восстанавливать хорошо очищаем и припаиваем отрезок листовой латуни (латунные радиаторы). Тут нужно прибегать к помощи газовой горелки и паяльника.
Если треснули трубки радиатора, то их лучше заменить на новые. Нагреваем припой до момента, когда он становится мягким и вытаскиваем трубку из бачка. На ее место припаиваем новую. Недостаток метода — воздействия высоких температур на элементы радиатора, что приводит к его внутренней деформации. Поэтому лучше использовать аргонодуговую сварку (аргонная сварка).
Ремонт радиатора аргонной сваркой. Присадочным материалом тут выступает специальная сварная алюминиевая проволока. Без специального оборудования тут не обойтись. Стоит отметить, что места обработанные аргоном будут защищены от окисления.
Ремонт радиатора с помощью газодинамического напыления. Когда специальный порошок разгоняется по внутренности радиатора на очень высокой скорости и на поврежденной поверхности образуется покрытие толщиной 1-1,5мм. Эти два метода описывать нет смысла, потому что это не выполнить в домашних условиях.
Отремонтировать радиатор автомобиля можно различными способами, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. В одном случае будет кратковременный ремонт радиатора, а в другом на длительное время. Если сомневаетесь в своих способностях, то лучше возложить миссию восстановления радиатора на специалистов и аргоновую сварку. Они не только отремонтируют, но сразу почистят радиатор и при желании установят латунный бачок.
Если радиатор поврежден после лобового столкновения автомобиля, тогда ремонт обойдется в копеечку. Правильнее в этом случае купить новый качественный радиатор.
На нормальную работу мотора оказывают влияние множество факторов, в том числе и исправная работа радиатора охлаждения. К примеру, машина стоит в пробке, двигатель работает равномерно и вдруг из-под капота автомобиля начинает валить пар. Другой случай. В холодное время года автомобилисту вдруг захотелось включить печку. И тут из дефлектора почувствовалось дуновение ледяного воздуха, и топливо начало расходоваться гораздо быстрее. Причиной этих двух явления является неисправный радиатор. По этой причине необходимо стараться своевременно выявлять его неисправности и проводить качественный ремонт.
Среди вариантов поломки радиатора есть такие, которые можно устранить только на СТО
Что может случиться с радиатором охлаждения? Так, генератор выходит из строя по причине того, что:
- Нарушается герметичность трубок, по которым охлаждающая жидкость поступает в бачки радиатора;
- На радиаторных трубках (для подвода и отвода жидкости) образуются трещины;
- После попадания автомобиля в аварию, из-за воздействия коррозии на самом радиаторе возникают трещины и пробоины;
- Резиновые уплотнители стали не герметичны;
- Проводящие трубки оказались засорены, вследствие чего жидкость не могла охлаждаться в достаточной мере.
Для того чтобы выполнить ремонт радиатора своими руками, нужно сначала выявить неисправности в его работе.
О том, как сделать правильную подсветку номера и нужна ли она — узнайте в этом материале.Также у нас вы можете узнать о том, как произвести снятие вакуумного усилителя тормозов ВАЗ 2110.
Если появились утечки охлаждающей жидкости – значит, радиатор неисправен. Выявить радиаторную течь не представляет особого труда, достаточно лишь внимательно осмотреть место стоянки.
Ищем утечки. При проблемах с радиатором это является первым действием любого автомобилиста. Для этого нужно приоткрыть капот, в котором затем провести поиск патрубков, идущих к радиатору. Необходимо проверить состояние верхнего и нижнего патрубков мотора и двух патрубков печки. Необходимо провести внимательный осмотр патрубков и уплотнительных хомутов. На шлангах должны отсутствовать трещины или разрывы, а на хомутах – протечки.
Далее нужно выполнить осмотр самого радиатора, нет ли на его корпусе следов вытекавшего недавно антифриза. Нужно выключить мотор, подождать, пока тот немного остынет, затем снова включить его и прогреть до рабочей температуры. Что находится в открытом отверстии? При нормальной работе термостата внутри должен струиться антифриз. Пустой радиатор означает, что заклинивший закрытый термостат подлежит замене.
Ещё можно при полностью остывшем моторе проверить термостат. Для этого нужно снять с радиатора пробку и заглянуть в него. Струящийся внутри антифриз означает заклинивший открытый термостат. Кроме того именно из-за неисправного радиатора постоянно перегревается мотор. Диагностику состояния радиатора проводят следующим образом. Проверяется уровни охладителя, которые должны быть нормальными. Проводится «холодный» запуск мотора. При прогреве движка становится немножко выше температура подающих в радиатор патрубков. Патрубки, отводящие от радиатора должны быть холодными. Если же отводящие патрубки становятся тёплыми, значит термостат не в порядке. Если же нижний патрубок становится теплее, значит с термостатом всё в порядке, при плохом охлаждении можно сказать, что термостат нужно заменить (поремонтировать).
Радиаторы, сделанные из латуни. Пробоины, трещины, разрывы в подобного рода радиаторах устраняются. Перед началом работы необходимо запастись мощным паяльником (электрический, у которого мощность не ниже 500 Вт, вполне подойдёт); буром, флюсом или паяльной кислотой (хлористой цинковой добавкой); припоем; шкуркой и металлической щёткой.
Сначала неисправный радиатор снимается с автомобиля, чистится. Далее на нём осматриваются все повреждения. Отверстия или небольшие трещинки, к примеру, на поверхностях радиаторных бачков, а также прочие повреждения зачищаются щёткой. Затем необходимо зашкурить места пайки до тех. пор, пока не появится однородный металлический блеск. Делается это с целью снятия окислов и чтобы отлично сцепился припой и металл. После этого на поверхности из латуни (в месте предполагаемой пайки) наносится паяльная кислота, бур с флюсом, благодаря чему растекаемость припоя по повреждению будет отличной. При спаивании повреждений нужно смотреть за состоянием заводских спаянных швов, которые при нагревании с помощью паяльника на высокопроводимом латунном материале могут тоже начать «плыть». При нахождении повреждений около мест, где расположены заводские швы, их охлаждают либо используют способы восстановления радиаторов из алюминиевого материала.
Радиаторы из алюминиевого материала. Для заделывания повреждений в подобного рода охладительных элементах стоит взять различные герметики и клеи.
Пробоины с повреждениями глубиной в 1 сантиметр заделываются при помощи «холодного сваривания», выпускающейся в виде небольших брусков и включающей в себя пару компонентов с клеевой основой и катализатором. Заделывание пробоин выполняется по тому же самому методу, что и ремонт эпоксидными и полиэфирными клеями. Перед началом процесса под названием «холодная сварка» её составляющие разминают до тех пор, пока они не станут однородной массой и не примут вид конической формы, острый угол которой вдавится в повреждение.
Трещины, образующиеся у оснований любой из трубок, заделываются эпоксидными клеями или его составляющими. Наилучшего результата при такой методике восстановления можно достичь, если добавить в клей наполнители (например, алюминиевые пудры). На готовые к работе места наносят раствор приготовленного клея, после чего в местах склеивания (для увеличения жёсткости) наматывается определённое количество слоёв пропитавшейся клейким раствором стеклотканей. После окончания ремонтный работ эпоксидный клей необходимо высушить (не менее одних суток), после чего радиаторный элемент можно эксплуатировать.
Отметим, что восстановление радиаторов с огромными пробоинами выполняется при помощи эпоксидного клея и стеклотканей. Повреждение при этом заклеивается определённым количеством стеклотканевых кусков, размер каждого из которых увеличивается (по возрастающей). Каждый слой после наклеивания высушивается.
Если повреждён радиаторный пластмассовый бачок (такие конструкции встречаются довольно часто) можно применить либо описанную выше методику, либо спаивание пластмасс. Для процесса при этом нужно использовать материалы идентичные используемым в конструкции. Последовательность спаиваний идентична соединению элементов из металлического материала.
Еще больше подробностей о ремонте радиаторов вы узнаете из этого видео:
В заключении статьи о том, как отремонтировать радиатор автомобиля своими руками, напомним о том, что после самостоятельного ремонта радиатор сможет прослужить долго, если:
- его надёжно закрепить;
- внешнюю радиаторную поверхность нужно периодически прочищать автохимическими средствами;
- охладительную систему заполнять только качественным антифризом;
- охладитель периодически (при смене своих качеств) должен меняться.
Можно также, чтобы не мучиться, купить новый радиатор или отдать его в ремонт на СТО. Что касается стоимости ремонта в специализированных мастерских, то цена будет зависеть от самой СТО, от того, насколько она популярна. К примеру, в мастерских, относящихся к брендовым предприятиям-производителям, ремонт обойдётся дороже. В находящихся за городом СТО ремонт будет стоить дешевле. В городах ближе к центру ремонт будет дороже, дальше – дешевле.
Нередко в дороге случается такое, что в негодность приходит система охлаждения автомобиля. После такого повреждения движение своим ходом автомобиль продолжать не может. Вернее это возможно, но не рекомендуется по той причине, что двигатель не будет охлаждаться, и это может привести к более серьезным последствиям, от которых придется производить капитальный ремонт двигателя.
Чаще всего ремонт радиаторов охлаждения автомобилей приходится производить в дороге. Если с собой нет нужных инструментов, чтобы производить ремонт, то нужно вызывать мастера, который сможет в дороге произвести ремонт радиатора охлаждения, либо останавливать проезжающие машины для дальнейшей буксировки вашего автомобиля до станции технического обслуживания, где смогут произвести ремонт радиатора на профессиональном уровне.
Если все-таки было принято решение производить ремонт радиатора своими руками, то нужно подготовить специальный набор инструментов, чтобы это было возможно.
Следует обратить внимание на то, что ремонт возможен только в случае поломок определенных частей, к которым относится сердцевина и патрубки.
Эти элементы проще всего ремонтировать и это можно сделать даже в дороге.
Первым делом, для того чтобы грамотно осуществить ремонт радиатора автомобиля своими руками, нужно придерживаться определенных рекомендаций, особенно если ремонт производится впервые.
- Ремонт начинается с того, что нужно проверить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Следует обратить внимание на то, что охлаждающую жидкость нужно подливать в расширительный бачок.
При условии, если нет течи в патрубках или других местах, то нужно подливать примерно один литр раз в 6-9 месяцев.
- Это происходит потому, что жидкость все же испаряется, и ее нужно подливать. Чтобы вы могли определить, нужно ли подлить жидкость или нет, необходимо посмотреть в расширительный бачок, на котором есть специальные метки, которые означают минимальное и максимальное количество жидкости. Если вы подливаете жидкость в бачок чаще и больше положенного, то это означает, что ваша система охлаждения где-то течет. В этом случае нужно немедленно устранить течь.
- Чтобы найти и устранить течь, не нужно отгонять автомобиль на станцию технического обслуживания, достаточно будет осмотреть все соединения и при обнаружении течи нужно заделать ее или заменить устройство.
На самом деле проблему с патрубками следует устранять немедленно, потому что если есть течь, то это может привести к перегреву двигателя. Если была обнаружена течь на соединении патрубка с радиатором, то можно промазать соединение герметикой и дождаться, пока она высохнет. Если же течь не на соединении, а на корпусе шланга, то на помощь придет изолента. Для временного ремонта, чтобы устранить течь, можно обмотать патрубок в районе трещины. Конечно же, этот способ не считается одним из самых эффективных, но в некоторых ситуациях может очень неплохо помочь.
Последний тип ремонта автомобильных патрубков –на порванный патрубок нужно сверху надеть другой, который предварительно надо разрезать. Для временного соединения патрубков можно использовать проволоку или же хомуты. Этот способ более действенный, чем способ с использованием изоленты. Несмотря на то, что этот способ более удобен, он тоже не считается идеальным, поэтому чтобы устранить неисправность, нужно заменить патрубок новым.
Кроме того, что могут трескаться шланги системы, причиной того, что потек тосол, может быть и сам радиатор. Такую неисправность достаточно просто исправить своими руками. Если необходимо устранить течь, в алюминиевом радиаторе нужно всего лишь придерживаться определенной инструкции. На самом деле существует два метода устранения течи алюминиевых автомобильных радиаторов.
- Первый способ основан на «дедовском методе» с использованием кое-каких продуктов. Он основан на том, что в тосол требуется добавить горчицу. Дело в том, что горчица также, как и специальные средства, имеет схожие свойства и состав, в который входят элементы, способные устранить эту неисправность.
- Как уже было сказано, есть еще и второй метод устранения этой неполадки, он основан на том, чтобы добавить в тосол не горчицу, а специальное средство. Такое средство можно купить в любом ближайшем магазине автомобильных запчастей.
Следует обратить внимание на то, что такой ремонт долго не прослужит. Если вы хотите надолго забыть о проблеме, следует обратиться к специалистам, которые могут делать профессиональный ремонт алюминиевых радиаторов. Такой ремонт производится в случае, если нет возможности приобрести новый радиатор или шланги охлаждающей системы автомобиле. Если же такая возможность есть, то ей можно воспользоваться, потому что если в первый раз получится устранить неисправности, то во второй раз это уже, скорее всего, не получится делать и все равно придется покупать все новое.
Современные автомобили оснащены именно жидкостной системой охлаждения, а это означает, что за ней нужно следить и периодически производить ремонт. Чаще всего в этой системе автомобиля в негодность приходят шланги и патрубки, которые требуется немедленно заменить. Происходит это по причине того, что шланг изготовлен из резины, и постоянные перепады температур негативно влияют на его состояние и физические свойства.
Кроме шлангов в охлаждающей системе может прийти в негодность радиатор. Чаще всего радиатор подвергается повреждениям из-за температуры и окружающей среды. Первым признаком того, что потек тосол, является то, что в расширительном бачке быстрее уходит жидкость. На самом деле в расширительный бак, так или иначе, следует подливать жидкость. Это нужно делать, т.к. сама жидкость испаряется, и пар выходит через клапан. Если же в системе потек тосол, то доливать его придется чаще чем один раз в 3-4 месяца, если еще раньше, то систему надо немедленно делать.
Ремонт алюминиевых радиаторов с момента их появления всегда вызывал ажиотаж как со стороны владельцев авто с подобными радиаторами, так и со стороны тех, кто занимался их ремонтом. Первые всегда хотели устранить неполадки, вторые заработать. В этой статье мы постараемся рассмотреть многие аспекты ремонта радиаторов выполненных из алюминия. Все написанное ниже, касается в равной степени, как печных радиаторов, так и радиаторов охлаждения. Надеюсь, статья поможет Вам определиться с выбором, если Вы стали перед таковым.
Для начала давайте разберемся с конструкцией алюминиевых радиаторов, и какие сочетания композитов применяются при их изготовлении. Первый тип это классический алюминиевый радиатор с пластмассовыми бачками, который может отличаться от модели к модели типом изготовления сердцевины и типом зажима бачков. Обычно бачки зажимаются либо зубчиками, либо волновой вальцовкой, но эти названия сугубо наши, и мы не претендуем на участие в дополнении словаря Ожегова. Проще показать их на фото.
На первый взгляд может показаться, что разница только в способе вальцовки, но это не так. Не вдаваясь в тонкости процесса, отмечу, что тип применяемой прокладки между бачком и доньей радиатора (сеткой, см. рубрику «голосарий») накладывает некоторые ограничения, или, говоря другими словами, влечет за собой применение определенного типа вальцовки. Когда мы разобрались с вальцовкой, перейдем к рассмотрению типов сердцевин.
Они делятся на так называемые сборные, (или наборные), и на цельнопаянные . Наборные радиаторы обычно имеют в своей основе круглые трубки с диаметром 6-10 миллиметров , и набранные пластины теплоотвода, которые не припаиваются к трубкам, а просто надеваются как мясо на шашлык, и плотно прилегают к ним . Достоинством такой конструкции является ее дешевизна, поскольку практически все работы производятся механическим способом, без применения сварки. Но все-таки есть один тип наборных радиаторов, в котором трубки не вальцуются через резиновые прокладки к стальной сетке, а припаиваются к алюминиевой, но об этом позже ) . К таким радиаторам, в 99 из 100 процентов случаев, бачки присоединены путем зубчатой вальцовки, того или иного вида.
Следующий тип радиаторных сердцевин это – цельнопаянные
.Такие радиаторы довольно сложны в производстве, а, следовательно, и стоят они значительно дороже наборных. Суть сердцевины состоит в том, что она набирается также как и медная (гофра + трубки + сетки), но потом отправляется в специальную печь, со строго определенной температурой и инертно-газовой средой для спекания. После того, как сердцевина готова, к ней присоединяют пластиковые бачки, и нередко путем волнового вальцевания. Конечно, в природе встречаются и сочетания вышеперечисленных вариантов, но я перечислил так сказать классику.
Как бы особняком стоят полностью алюминиевые радиаторы, то есть в них и бачки и сердцевины выполнены из алюминия. Сердцевины таких радиаторов всегда выполнены по цельнопаянной технологии.
Но как ни странно, ни один радиатор охлаждения крупного производителя, не использует подобную технологию, поскольку на бачки может уйти столько же материала, сколько и на саму сердцевину. Исключение составляют лишь американские, эксклюзивные радиаторы, которые изготавливаются под заказ капризного владельца «драга» или восстановленной «старинки». Адрес одного из таких производителей можно найти в рубрике «Адреса заводов производителей»
У нас же, подобная технология встречается либо в печных радиаторах некоторых производителей (например, Daewoo Lanos , Nubira ), либо в радиаторах откровенно отечественного или китайского производителя. Но последние два случая, хоть и стоят дешевле медно-латунного варианта, зато качество их проектирования и сборки полностью скопировано с латунных вариантов, и унаследует все «врожденные» дефекты. Кроме всего сказанного, можно упомянуть и алюминиевые печки, бачки которых не приварены к сетке, как это положено, а приклеены, да еще при помощи клея, который опасно применять даже к садовой лейке, не то, что к радиатору отопителя.
Одним словом, чтобы произвести качественный алюминиевый радиатор, который помимо достаточного теплоотвода будет еще выдерживать гидродинамические и механические нагрузки длительное время, нужно тщательное проектирование, и применение сложного оборудования при их сборке. А это в свою очередь удорожит цену конечного продукта, что автоматически переведет его из разряда форвардов в сравнении с «медным» образцом, в разряд дорогих аутсайдеров. Ведь, например, у автомобиля ГАЗель, при наших дорогах, латунный радиатор редко выхаживает без проблем 30000 Км , а это приблизительно год с дневной нагрузкой 100 километров. После капитального ремонта радиатора , срок его жизни, по сравнению с заводским, мы можем увеличить в два раза, но теперь представьте, что проделать подобное с алюминиевым аналогом не так уж просто, и самое главное, не так уж выгодно с экономической точки зрения. Ту есть о чем подумать, стоит ли экономить при выборе между латунным и алюминиевым радиатором?
Обычно, мастера называют экзотикой радиаторы и печки, которые встречаются очень редко. Как вариант, можно привести в качестве примера радиатор отопителя автомобиля Opel Omega 1992 года выпуска, который состоит из полностью пластмассовых бачков и сетки (доньи), которые выполнены в качестве монолита, и соединены с наборной сердцевиной, имеющей овальные трубки, с вваренным турбулятором. Помимо этого примера также существует несколько редко встречающихся модификаций, но это, повторю еще раз, редкость. Стоит отметить, что чем экзотичней радиатор установлен в вашем авто, тем сложней его отремонтировать мастерам, и не только по причине сложности сочетания различных композитов, но еще и по той причине, что опыт некоторых мастеров просто не позволяет с первого раза применить к радиатору верный и проверенный способ его ремонта. Одним словом, мастер с небольшим опытом сделает ремонт наугад, попутно постигая тонкости ремонта, одним словом, тренируясь на вашем радиаторе, набивая шишки.
Как уже и говорилось выше, пластиковые бачки радиаторов удешевляют и облегчают вес конструкции. Но давайте оговоримся сразу, что применять термин «пластмассовый», говоря о бачках радиаторов, не совсем корректно, поскольку в их основе лежит полипропилен, а остальные примеси и добавки никто разглашать не станет, так как от этого зависит выживание в конкурентной среде. Там встречаются и наполнители, и армирование стекловолокном, и тому подобные ухищрения. Со временем пластиковые бачки пересыхают, то есть основа пластика меняется под действием постоянной разности температур (нагревохлаждение) и они, становясь хрупкими дают течь. В подобном случае идеальным вариантом станет замена радиатора новым, так как замена бачка (донор от аналогичной марки или металлический) не всегда рентабельна, к тому же «донор» будет такой же «сухой». Но в отдельных случаях, когда речь заходит об эксклюзивных радиаторах, ничего другого не остается, как ремонтировать трещины в бачке, но тут возникает другой вопрос – какой метод ремонта выбрать?
Их существует по крайней мере три: первый это замена бачка на металлический, который впаивается или вваривается на место пластикового; второй это пайка бачка пластмассой; третий это использование специальных полимеров.
Первый вариант самый надежный, но и самый дорогой, да и остается открытым вопрос о втором бачке (ведь их в радиаторе два, верхний и нижний, или правый и левый). Если менять оба бачка, цена будет такой, что проще заказать через Интернет новый, оригинальный радиатор, и все обещания мастеров, мол, радиатор станет вечным, желательно пропустить мимо ушей, поскольку у алюминиевой части радиатора также есть свой ресурс, который уменьшается вместе с ресурсом пластика бачков. Дороговизна таких бачков обуславливается тем, что их производит не сам мастер, а крупный завод, типа авиационного (ХАЗ или КБ Антонова в Киеве), а мастер только вваривает его при помощи аргоновой сварки.
Второй и третий варианты более приемлемы, так как при умелом подходе, пайка пластмассы и применение полимеров и быстрей, и дешевле, и при эксплуатации уж совсем старого радиатора позволит «перекантоваться» до получения нового радиатора без грандиозных капиталовложений. Но стоит упомянуть, что паять сложный состав полипропилена в некоторых случаях даже опасно, он может стать еще более хрупким в месте пайки (а химический анализ мастерами делается на глазок). По этой причине, мы практически во всех случаях используем промышленные немецкие полимеры, которые имеют очень широкий диапазон рабочих температур и сохраняют при этом хорошую прочность, а их адгезивные свойства превосходят отечественные промышленные аналоги .
Помимо всего, есть и еще один, четвертый вариант решения проблемы – это подборка медного радиатора от отечественного авто. Мы, например, не так давно выполнили заказ по переделки радиатора ВАЗ 2101 под BMW 318 ( 1985 г .), и радиатор ГАЗель под Ford Transit ( 1993 г .), получилось и надежно, и недорого, по отношению к замене обоих бачков на металлические или к покупке оригинального радиатора, цена которого получалась бы почти в два с половиной раза дороже.
Ремонт непосредственно алюминиевых сот всегда вызывал огромную головную боль, как у владельцев текущих радиаторов, так и у тех, кто пытался их ремонтировать. Основной причиной можно считать как в некоторых случаях сложную, и практически неподдающуюся ремонту конструкцию, так и очень тонкий металл у тех радиаторов, которые не имеют в своей конструкции «откровенно слабых мест». Но давайте по порядку.
Первый тип радиаторов, который я представлю – это наборной радиатор, который, как я уже и говорил выше, стоит недорого, и его КАЧЕСТВЕННЫЙ ремонт требует очень больших затрат, хотя руками профессионалов он возможет. Состоит такой радиатор из сотовой части, которая, к слову сказать, если и выходит из строя первой, то очень редко, в основном, первым из строя выходит резиновое соединение. Круглые алюминиевые соты крепятся путем вальцовки к сетке, через резиновую прокладку, которая в начале жизни радиатора эластичная
.Но это только в начале, и только при использовании хорошего тосола, потом же она превращается в страшное зрелище вроде того, который на рисунке. Ресурс оригинального немецкого радиатора подобного вида, эксплуатирующегося на качественном тосоле, составляет приблизительно 10-15 лет (бывает и дольше), ресурс советского радиатора с теме же условиями 8-10 лет (и больше), ресурс китайского и современного радиатора иногда бывает от 15 минут до пары лет.
Если пайка центральной части такого радиатора (ну, пробил отверткой, или протер) возможна при помощи специальных припоев, то качественно и выгодно для обеих сторон, отремонтировать «зловещее соединение» практически невозможно. Мы в свое время разработали материал, который позволяет припаять алюминиевые соты к стальной сетке, но, конечно же, использовать его в ремонте, например, радиаторов ВАЗ-2108 нерентабельно, этот способ хорош только при ремонте радиаторов «иномарок», цена и, в некоторых случаях «редкость» которых, позволяет этому ремонту удивлять наших конкурентов.
Почему удивлять? Потому что в 99,9 процентах, наши конкуренты пытаются поставить «зловещее» соединение на герметик, а если учесть что мы еще можем заменить пластиковый бачок металлическим, то выгода такого мероприятия станет более чем очевидна. Мне нередко приходится получать на e – mail просьбы поделиться секретом, но, к сожалению, будь Вы из Тюмени, или из Днепропетровска, секретом я поделиться не могу, конкуренция нам не нужна.
Цельнопаянные радиаторы, это уже так сказать более продвинутый продукт, который требует более продвинутого и дорогого вмешательства при ремонте. Поскольку цельнопаянный радиатор сложно встретить в бюджетном варианте автомобилей (например, Daewoo Lanos использует цельнопаянный вариант, тогда когда Daewoo Sens , наборной) чуть более высокая цена ремонта практически всегда себя оправдывает. Сложность пайки, например, угловых пакетов сот обусловлена тем, что разная толщина металла (тонкие соты + толстая сетка «донья») не дадут мастеру, даже хорошо владеющему горелкой, расплавить припой, чья температура нередко достигает 550-600 градусов, и при этом не повредить пластиковый бачок. Снимать для этого бачок также нецелесообразно, так как при этом можно нарушить заводское соединение, альтернативой при этом остается качественный полимер или фотополимер (застывающий при свете ультрафиолетовой лампы ). Мы, при работе с цельнопаянными радиаторами практически всегда пользуемся качественными немецкими промышленными полимерами, которые позволяют добиться высокого качества, при умеренных затратах на материал.
Подводя итоги статьи, хотелось бы отметить, что алюминиевые радиаторы с их пластиковыми бачками хоть и сложны в ремонте, но при правильном подходе, и при использовании качественных материалов позволяют добиться хороших результатов. Определенно, не стоит отдавать свой радиатор ценой в 900 Евро «дедушке», работающему киркой, лопатой и клеем «Момент», или заливать повреждения эпоксидным клеем вперемешку с алюминиевыми опилками, этим вы только усугубите и удорожите последующий ремонт у профессионала. Тем более что редкий клей может хорошо справляться с «радиаторными» нагрузками, и это уже доказано многолетней практикой как в примерах с алюминиевыми радиаторами, так и в примерах с латунными (Рис) . Также, на мой взгляд, нецелесообразно ремонтировать радиатор, цена которого находится на уровне 20 долларов (алюминиевые радиаторы типа ВАЗ), его проще заменить новым. Но как в первом, так и во втором случае, категорически не рекомендуется использовать присадки-герметики к тосолу, которые создают слизкий налет, и как бы затягивают течь, но об этом мы говорили в статье «Народные средства» .
Добрый день! Я Артем. Чуть меньше 9 лет работаю слесарем и мне нравиться работать руками. Когда создаешь новые полезные вещи или возвращаешь к жизни сломанные предметы. Разве это не прекрасно? Рекомендую, перед реализацией идей с моего сайта, проконсультироваться со специалистами. Удачного рабочего дня!