Мы постараемся ответить на вопрос: зонтик своими руками ремонт по рекомендациям подлинного мастера с максимально подробным описанием.
Чем сложнее механизм, тем больше в нем узлов и элементов, которые могут выйти из строя. Автоматический зонт в этом отношении — не исключение. В процессе длительной эксплуатации, многократного открывания/закрывания изделие начинает работать некорректно, а иногда и вовсе приходит в негодность.
Поломка кнопки, а точнее ее заклинивание — одна из наиболее частых проблем, с которыми сталкиваются владельцы зонтов-автоматов.
При этом многие считают, что вышедший из строя зонт не подлежит ремонту, поэтому покупают новый.
На самом деле практически любой зонт (если, конечно, это не дешевый одноразовый экземпляр за 300 рублей) ремонтопригоден. Более того, чтобы починить его, не нужно идти в мастерскую — большая часть неполадок легко устраняется своими руками.
Если у вас заклинила и не нажимается кнопка на зонте, данная статья поможет решить проблему без лишних расходов.
Прежде чем приступать к ремонту кнопки, не будет лишним ознакомиться с устройством и принципом работы автоматического зонта.
Любой зонт-автомат состоит из нескольких основных частей:
- рукоятки с кнопкой;
- телескопического штока, состоящего из нескольких раздвижных трубок;
- опоры для крепления спиц — верхней и нижней;
- складного каркаса купола, который состоит из спиц и синтетического водонепроницаемого материала.
- При нажатии на кнопку, расположенную на рукоятке, приводится в действие пружинный механизм открытия купола, который размещен в стержне. Данный механизм раскрывает купол зонта.
- В случае с автоматическим зонтом для закрытия купола также достаточно один раз нажать на кнопку. После того, как купол сложится, необходимо одной рукой взять зонт-автомат за рукоятку, а второй — за верхнюю опору для спиц и зафиксировать зонт в механизме.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Более подробно разобраться в устройстве и принципе работы автоматического зонта поможет видео:
В большинстве случаев кнопка зонта не работает по причине заклинивания внутреннего механизма. Происходит это чаще всего из-за неаккуратной эксплуатации изделия или из-за его низкого качества.
Чтобы снова заставить кнопку открывать и закрывать купол зонта, необходимо выполнить следующие действия:
- Снять нижнюю часть рукоятки. Для этого следует воспользоваться крестовой отверткой — ей нужно открутить винт, фиксирующий ручку на телескопическом штоке;
- Снимаем верхнюю часть ручки с кнопкой;
- Извлекаем кнопку;
- При помощи плоскогубцев слегка сжимаем толкатель кнопки, слегка удлиняя его;
- Собираем всё в обратной последовательности.
Более наглядно процесс ремонта кнопки зонта-автомата показан на видео:
ВИДЕО ИНСТРУКЦИЯ
Внимание! Если со временем проблема вернется, можно полностью удалить толкатель и пользоваться зонтом как полуавтоматом. Однако для этого необходимо предварительно предельно ослабить центральную пружину (это делается путем обрезания части пружины) и удалив пружинки на лучах.
Часто погода бывает непредсказуемой, и маленький дождь может перерасти в проливной с сильными порывами ветра. Если при таком природном ненастье ваш автоматический зонт сломался, не спешите нести его в мастерскую или выбрасывать. Наши советы помогут вам отремонтировать его в домашних условиях. Кстати, посмотрите, возможно, у вас в доме уже имеются поломанные зонты, деталями которых вы сможете воспользоваться в процессе починки.
Схема конструкции стандартного автоматического зонта
Устройство зонтов может сильно отличаться, но в целом можно выделить несколько главных частей конструкции. Основными элементами являются ручка с кнопкой, раздвижные трубки (их в устройстве насчитывается 6 или 8), нижняя и верхняя опоры для спиц, пластиковая труба. Верхняя часть последней утолщена, к ней крепится колёсико, которое вставляется в верхнюю опору для спиц. К опоре, в свою очередь, прикрепляются короткие и длинные пружины.
Это интересно: Наиболее распространёнными на сегодняшний день являются полуавтоматические зонты. Открываются они при нажатии на кнопку, закрываются – вручную. В полностью же автоматическом зонте нажатие кнопки и раскрывает, и закрывает зонт.
В автоматическом и полуавтоматическом зонтах хватает деталей, которые теоретически могут сломаться. Но, как показывает практика, существует 5 самых распространённых поломок. Предлагаем вам узнать о методах их устранения.
Для ремонта спицы может пригодиться антенна от старого телевизора или радио
Как оказывается на практике, именно желобковые спицы ломаются чаще всего. Для того чтобы устранить неисправность, возьмите металлическую трубку диаметром в 6 мм и отрежьте от неё небольшой кусочек длиной в 3 см. Трубкой могут послужить спица от другого зонтика, антенна от приёмника или телевизора. Выпрямите поломанную спицу вашего зонтика, поверх неё наденьте подготовленный элемент и зажмите его плоскогубцами с двух сторон. Затем наденьте на чехол зонта и попробуйте несколько раз открыть и закрыть его. Если спица не вываливается, вы сделали всё правильно. Можете смело продолжать пользоваться любимым зонтиком.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Полезная информация: В современных моделях автоматических зонтов используется от 8 до 16 спиц. Чем больше спиц присутствует у конкретной модели, тем ровнее будет выглядеть купол: ткань не будет провисать. Также зонт с большим количеством спиц лучше противостоит ветру. Даже при сильных порывах он не будет выгибаться в обратную сторону.
Бывает и так, что ломаются сами наконечники на спицах. Тогда тканевый материал перестаёт держаться и спица оголяется. Это может нанести вред и вам, и окружающим, поскольку спицы достаточно острые. Они могут поцарапать тело, порвать одежду и т. д. Для ремонта вам понадобится нержавеющая проволока. Вденьте её в спицу, другой край сверните в форме небольшой сферы. Затем натяните ткань и вставьте её в полученный шарик. Важней всего скручивать проволоку потуже, чтобы после ремонта спица не выскочила при сильном порыве ветре.
Конструкция автоматических зонтов предусматривает наличие специальной ленты, которая в ходе эксплуатации может оборваться. Но это легко исправить. Открутите верхнюю часть (пробку зонта), снимите полотно и достаньте гвоздь-фиксатор, который находится в верхнем узле. Затем разберите весь узел. Для этого подставьте руку к открытой трубке и очень аккуратно снимите её. Делать это нужно внимательно и осторожно, поскольку внутри узла расположена тугая пружина, которая может отскочить и травмировать вас. После этого замените оборванную ленту новой, соберите узел и установите фиксатор на место.
Довольно часто из строя выходит тяга, расположенная в месте шарнирного соединения. Важно помнить, что починить подобную деталь можно лишь после ослабления имеющихся на зонте соединений и снятия крючков – в противном случае вы можете травмироваться. Для этого вырежьте из куска лужёной жести маленькую пластину размером 4 на 1,2 см и согните её по длине. Должна получиться формочка в виде корытца. Проверьте, не деформирована ли она из половин тяги. Если нужно, выпрямите её. Затем залудите концы по всей длине и установите накладку. В конце пропаяйте отремонтированный участок по всей длине.
Если исправить фиксатор не получается, может потребоваться его замена
Бывает, что в современных зонтах выходит из строя фиксатор. Из-за этого он не удерживается в открытом состоянии. Но такую поломку легко устранить.
Нажмите на стопорный выступ и резким движением руки сдвиньте его в сторону. Затем достаньте погнутый фиксатор, осторожно распрямите его и установите обратно.
Однако если фиксатор изготовлен из некачественного металла, то его выпрямление поможет ненадолго. Тогда лучше просто заменить его. Найдите старый зонтик, извлеките из него фиксатор и поставьте его в новый зонт. Соберите конструкцию и испытайте. Если сделать всё правильно, механизм будет работать как следует.
Многие люди не желают тратить время на починку сломанного зонта и ищут ему замену. Но выбрать изделие, которое не сломается после нескольких выходов в дождливую и ветреную погоду, достаточно трудно. Да и стоить оно будет недёшево. Поэтому лучше будет сэкономить время и деньги, отремонтировав старый зонт. Надеемся, наши советы помогут вам это сделать.
Зонт служит незаменимым аксессуаром в дождливую погоду, защищая от потоков воды и ветра. Если после очередной непогоды он потерял привлекательность или сломалась одна из его основных деталей, не отчаивайтесь и не торопитесь выбрасывать. Его можно всегда починить! Перед ремонтом зонта изучите его устройство, определите, возможно ли ремонтировать неисправную запчасть. Иногда для автоматических конструкций может понадобиться помощь специалиста.
Есть разновидности конструкций и отличия складных механизмов друг от друга. Важнейшая часть любого зонтика – купол, состоящий из металлического каркаса или пластиковых спиц, на который натянута ткань и цельная или складная ручка. Каждая модель может оснащаться простым или автоматическим механизмом. Все зонтики условно подразделяются на:
- трости – имеют увеличенный купол из плотной ткани, крепкую ручку;
- складные – конструкции имеют телескопическое устройство, могут складываться – уменьшаться в размере (от двух до пяти раз).
В зависимости от механизма раскрывания существует подразделение на следующие виды:
- механические – открываются и закрываются усилием руки, на ручке нет кнопок;
- полуавтоматические – раскрываются вручную, механизм автомат закрывает купол при нажатии на кнопку, а стержень ручки складывается руками самостоятельно;
- автоматические – кнопка открывает купол, а закрывать нужно усилием руки;
- полный автомат – для раскрытия и закрытия используется кнопка, усилий прилагать не нужно.
В разных моделях конструкции отличаются, но существуют основные детали для всех зонтов. Главные элементы:
- ткань, натянутая на каркас;
- стержень, состоящий из телескопических частей трубки;
- ручка, с кнопкой или без нее;
- нижние опоры для спиц;
- верхние опоры, к которым закреплен основной купол;
- пружины (толстые короткие и тонкие длинные);
- в верхнюю часть пластиковой трубки (держателя) встроено колесико, фиксирующее нижние опоры.
Самая распространенная неисправность – когда зонты-автоматы теряют жесткость. Такое случается, когда ветер выворачивает их наизнанку, выгибая тонкие спицы. Важно периодически проверять места соединения спиц и при необходимости укреплять ослабленную ткань. Для всех зонтов действует единое правило: чем меньше соединений на стержне и спицах, тем реже ломается конструкция.
Какой бы ни был дорогой и качественный зонт, он не может быть застрахован от поломки. Прежде чем выбросить старый и купить новый, попробуйте отремонтировать зонт. Если у вас есть второй – ненужный экземпляр – тогда он может стать источником подручных материалов для восстановления. Срочный ремонт зонтиков, при необходимости, может выполняться профессиональными мастерами в специализированных современных учреждениях, подобных Дому быта.
Замене и починке подлежат следующие составляющие:
- телескопический стержень или основа трости;
- спицы из различного материала;
- ручка любой конфигурации;
- материал купола;
- предохранительные наконечники спиц;
- центральный колпачок;
- кнопки.
В зависимости от причины неисправности, подготовьте нужные материалы и вспомогательные инструменты. Это могут быть готовая деталь от старого зонта, круглогубцы, проволока или инструмент для спаивания металлических частей. В домашних условиях вы можете осуществить ремонт зонта-автомата своими руками, устранить следующие поломки:
- поврежденную ткань на шве;
- слетевший наконечник спицы;
- изогнутые и сломанные спицы;
- неисправный фиксатор.
Для соединения шва на куполе подберите нитки соответствующего цвета: следует аккуратно, вручную, зашить ткань. Если же материал оторвался от конца спицы, тогда с помощью тонкой лески обмотайте край и зафиксируйте узелком. В отверстие спицы проденьте концы лески и укрепите на несколько узелков. Данную процедуру выполняют при свободном расположении ткани на каркасе.
Как отремонтировать зонтик, если повреждены спицы? Следуйте пошаговым инструкциям:
- Сначала следует отсоединить ткань от каркаса изделия, запоминая расположение материала.
- Далее необходимо выпрямить поврежденные спицы. Если деталь непригодна – ее нужно заменить. Используйте паяльник для скрепления или фиксируйте проволокой металлические части спицы (можно применить кусочек канцелярской скрепки).
- По завершению работ закрепите материал леской на каркас.
Если зонт не держится в открытом виде – попробуйте самостоятельно починить изделие. Такая поломка легко устраняется, если фиксатор погнулся. Для этого следует нажать на выступ и резко сдвинуть деталь сторону. Так достается язычок фиксатора и аккуратно распрямляется. Таким же образом устанавливайте его обратно. Обратите внимание: если запчасти для зонтов некачественные, то такой ремонт прослужит недолго. В этом случае нужно просто заменить поврежденную часть. Ее можно достать из старого зонтика и вставить в ручку.
Отремонтировать зонт-автомат немного сложнее, чем механический, и времени требуется больше. Иногда поломка связана с неправильным применением изделия, тогда детали сильно деформируются и их можно только заменить новыми. Если неисправен сам автомат – лучше обратиться к мастерам в специализированных учреждениях, где осуществляют ремонт зонтов. Этот процесс выполняется в короткие сроки.
Ремонт поврежденных изделий любой сложности выполняют специализированные мастерские или магазины, в которых предусмотрен ремонт обуви, одежды. В крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, работают сервисные центры, предоставляющие качественный ремонт зонтиков. В небольших городах тоже есть центры, где услуга будет стоить еще дешевле. Обращайте внимание на объявления в интернете, в газетах, читайте отзывы, рекомендации клиентов, сравнивайте цены.
Зонт – это механическое устройство, представляющее собой металлический или пластмассовый каркас из спиц на трубчатом стержне снабженным ручкой, на котором натянут синтетический водонепроницаемый материал. Зонтик предназначен для защиты человека от солнечных лучей и дождевых осадков.
Изобрели зонт в Китае еще 300 веков назад для защиты от солнца. Зонт в те времена считался символом власти, и пользоваться ним разрешено было только императору и приближенным к нему лицам.
С тех пор прошло много времени, и в настоящее время зонт стал постоянным спутником любого человека в повседневной жизни. Воздушная конструкция зонтика позволяет сделать его складным и легким, но неустойчивой к сильным порывам ветра. Поэтому со временем все сталкиваются с поломкой зонтика, после чего многие их просто выкидывают.
А зря, ведь можно сэкономить деньги и время, так как обычно поломки зонтика простые и связаны с выпадением заклепки или поломки одной из спиц. Поэтому отремонтировать зонтик своими руками можно с помощью стандартного инструмента и подручных материалов за полчаса.
Наиболее часто поломка зонта заключается в выпадении трубчатой заклепки из шарнирного соединения тяг и спиц. От механической нагрузки при ветре края заклепки разгибаются, она выпадает и теряется.
Если поломка зонта заключается в выпадении трубчатой заклепки из шарнира, а условий для ремонта нет, то отремонтировать его можно с помощью канцелярской скрепки.
Для этого достаточно продеть отогнутый конец скрепки через отверстия спицы и тяги, затем загнуть конец скрепки, как показано на фотографии.
Если под руками имеются плоскогубцы с функцией кусачек, то можно взять отрезок проволоки от канцелярской скрепки, изогнуть его с одной стороны в петлю, вставить в отверстия и сформировать петлю с другой стороны. Таким образом, проволока будет надежно выполнять функцию заклепки и не порвет ткань купола зонта.
Это самый надежный способ ремонта, который я использую в последнее время. Отремонтированное шарнирное соединение в зонтике повторно ремонтировать не приходилось.
В качестве материала для заклепки используется медная проволока для электропроводки диаметром около 1 мм. Проволока подбирается в зависимости от диаметра отверстий в тяге и спице.
Перед изготовлением заклепки нужно продеть проволоку через отверстие в тяге и проверить, чтобы она легко ходила. Если туго, то нужно немного уменьшить диаметр с помощью наждачной бумаги.
Далее нужно сформировать головку заклепки. Для этого проволока зажимается в тисках и ударами небольшим молотком по краям они расклепываются, как показано на фото. Если торец проволоки не плоский, то нужно его обработать напильником с мелкой насечкой.
При ремонте зонта-автомата для возможности установки заклепки его нужно держать в полураскрытом положении, что не позволяет пружина, стремящаяся раскрыть купол. В этом случае надо с помощью веревки привязать подвижную нижнюю обойму зонтика к ручке, как показано на фотографии.
На следующем шаге нужно завести спицу в прорезь тяги и вставить подготовленную проволоку с головкой. Откусить лишнюю проволоку бокорезами с таким расчетом, чтобы выступающая ее часть составила около миллиметра.
На последнем шаге нужно прижать созданную головку проволоки к наковальне (подойдет любой массивный металлический предмет) и легкими ударами по краям расплющить проволоку до образования головки. Вот шарнир зонтика и отремонтирован.
Как показала практика, хотя зонтом пользуются в сырую погоду, медная заклепка не окисляется. При желании ее можно покрыть, например, маникюрным лаком.
Вместо медной проволоки можно с успехом использовать почтовые гвозди требуемого диаметра. Гвозди изготавливаются из мягких сортов железа и поэтому тоже хорошо расклепываются.
Отремонтировать шарнирное соединение каркаса зонта можно с помощью винта с гайкой диаметром 1-2 мм подходящей длины.
Для этого нужно совместить отверстия деталей соосно, продеть через них винт и навинтить на него гайку. Если винт имеет избыточную длину, то после завинчивания гайки необходимо удалить выступающую часть с помощью бокорезов.
Обычно при перекусывании винта резьба деформируется, и винт не сможет самостоятельно открутиться. Но для надежности лучше уперев головку винта в наковальню расклепать его выступающую часть из гайки с помощью молотка.
Если имеется только винт, а гайки нет, то нужно укоротить его резьбовую часть до нужной длины и немного расклепать выступающую часть.
Если из шарнира выпала хотя бы одна заклепка, то наверняка, ослабли и другие. Поэтому чтобы в ближайшее время не заниматься опять ремонтом зонта, нужно простучать молотком, опирая на наковальню, все остальные заклепки.
Второй причиной по частоте поломки зонтиков является поломка стекловолоконных спиц или ушек у тяг.
В этом зонтике обломался конец наконечника спицы в месте прохождения отверстия для крепления ткани купола. Вероятнее всего от удара зонта о твердую поверхность.
Слева на фотографии показан целый наконечник, а справа – обломанный. При наличии новой спицы или наконечника проще всего произвести замену. Но запасной спицы в наличии небыло и поэтому пришлось ее ремонтировать.
Для ремонта в наконечнике было просверлено отверстие диаметром около 1 мм и с помощью напильника обточены острые края в месте его поломки. Для исключения перетирания нитки в местах выхода из отверстия необходимо снять фаски с помощью сверла большего диаметра или лезвием ножа.
Далее с помощью швейной иголки и капроновой нитки купол зонта был пришит к спице. Теперь зонтик отремонтирован своими руками, и он стал выглядеть, как и прежде.
Как правило, спицы и тяги в зонтах изготавливают из металла, но в последнее время стали появляться зонтики с тягами из пластмассы и спицами из стеклопластика.
В ремонт попал как раз такой зонтик, в котором одна из спиц обломилась в месте захода в коромысло шарнира. Остаток спицы остался внутри шарнира.
В коромысле спица закреплена с помощью загнутых его краев. Для извлечения остатка спицы необходимо немного отогнуть лепестки с помощью тонкого лезвия плоской отвертки в стороны.
Сломанный конец спицы немного распушился, поэтому перед фиксацией его в коромысле он был смазан быстро сохнущим водостойким клеем Момент.
После обжатия спицы лепестками в коромысле зонт стал выглядеть, как новый. По такой же технологии производится ремонт в случае поломки спицы у наконечника.
После ремонта спица стала немного короче, но визуально при раскрытом куполе зонта это было незаметно.
Если спица из стеклопластика переломилась посередине, то можно восстановить ее целостность с помощью отрезка тонкостенной металлической трубки, взятой от телескопической антенны старого радиоприемника. Обломанные концы спицы смазываются клеем и заводятся в трубку с таким расчетом, чтобы место стыка было посередине трубки.
Если отломалось ушко в тяге, то кажется, что без замены всей тяги зонтик отремонтировать невозможно. Но это не так. С помощью металлической спицы от старого зонта можно успешно восстановить ушко.
На фотографии слева показано исправное шарнирное соединение, а справа с обломанным ушком у тяги.
Для ремонта нужно от старого зонта взять металлическую спицу длиной около десяти сантиметров с отверстием на конце и залудить ее по всей длине припоем с помощью электрического паяльника.
Далее нужно удалить с тяги заклепку и покрыть внутреннюю поверхность желобка тяги припоем, как показано на фотографии. При работе с паяльником необходимо исключить соприкосновение разогретых деталей и его жала с тканью купола зонта, так как синтетический материал может расплавиться.
На следующем шаге нужно разместить в желобке тяги спицу и прогреть паяльником ее по всей длине, пока припой не расплавиться как на спице, так и в желобке тяги. При этом надо не забыть, и правильно сориентировать отверстие на спице. По такой технологии можно успешно ремонтировать и сломанные тяги посередине.
После установки заклепок по одной из описанных выше технологий, ремонт зонта можно считать законченным.
Редко, но случается, что декоративная шляпка, установленная на вершине купола зонта, отламывается или откручивается и теряется.
Отломавшуюся от резьбовой части шляпку при ее наличии несложно отремонтировать, восстановив ее целостность.
Для этого нужно по центру в резьбовой части шляпки, оставшейся в трости зонтика, просверлить отверстие, диаметром, равным внутреннему диаметру резьбы самореза.
По центру шляпки тоже нужно просверлить отверстие, диаметром равным внешней резьбе самореза. Продеть через шляпку саморез и смазать, чтобы он не отвинчивался, любым водостойким клеем и закрутить в зонтик.
На фотографии представлен отремонтированный своими руками по описанной выше технологии зонтик в собранном виде. Ткань купола теперь надежно зафиксирована и вода не будет попадать на детали каркаса.
Если шляпка открутилась и потерялась, то можно восстановить ее с помощью самореза с большой пресс-шайбой.
Для этого нужно из дерева изготовить пробку. По диаметру может подойти укороченный мебельный шкант, как показано на фотографии.
Далее деревянная пробка заподлицо забивается в отверстие, в котором ранее была вкручена шляпка зонта.
На следующем шаге по центру в пробке просверливается отверстие диаметром, равным внутреннему диаметру самореза.
Останется только смазать резьбу самореза водостойким клеем и закрутить его в пробку. Как видите, получилось красиво.
Если нет в наличии самореза с широкой шляпкой, то можно из листа пластмассы подходящего цвета вырезать круглую шайбу и закрепить ее на куполе. Шайбу можно изготовить из любой пробки от пластиковой бутылки, удалив резьбовую часть.
Ремонт зонтов-автоматов в статье не рассмотрен, так как он весьма трудоемкий и домашнему мастеру без опыта ремонта не по силам. Необходимо полностью отсоединить материал купола от металлической конструкции, снять верхнюю обойму, добраться до ролика и заменить ленту. При сборке требуется специальное приспособление, для сжатия довольно мощной пружины. Поэтому если в зонте-автомате вышел из строя механизм раскрытия, то лучше обратиться в мастерскую или купить новый зонтик, оставив поломанный на запчасти.
Вот что делать если у вас поломался зонтик – самый подробный мастер класс по ремонту зонта своими руками
Обычно многие выбрасывают зонтики из-за незначительных поломок, которые вообще-то несложно устранить даже малоопытному умельцу. В основном ломаются тяги в месте их шарнирного соединения, осуществляемого с помощью оси. Чаще это происходит с большой тягой в узле «А» (рис. 1), так как эта тяга в раскрытом зонтике несет основную нагрузку, и даже небольшое боковое давление на нее приводит к поломке тяги, в результате чего обычно теряется крючок сжатия силовой пружины.
Рис. 1. Конструкция каркаса зонтика: А, Б и В — места наиболее часто встречающихся поломок; 1 — верхний узел крепления тяг; 2 — шпилька; 3 — пружина амортизации; 4 — втулка силовой пружины; 5 — силовая пружина; 6 — втулка фиксации зонтика в сложенном виде; 7 — полость для зацепа фиксатора; 8 — крючок сжатия силовой пружины; 9 — тягиПриступая к ремонту тяги, в первую очередь следует снять напряжение в элементах каркаса зонтика, создаваемое силовой пружиной. Для чего верхний конец зонтика упирают в какую-либо поверхность, например, в дверь, и втулкой фиксации зонтика в сложенном виде сжимают силовую пружину так, чтобы можно было свободно отцепить от тяг все крючки, удерживающие пружину в сжатом состоянии. Освобождая крючки, нельзя ослаблять сжатие пружины, иначе возможна поломка других тяг.
Рис. 2. Ремонт сломанных тяг (с помощью накладки): а — накладка; б, в и г — последовательность операций при ремонте; д — ремонт с установкой новой оси; 1 — целая тяга; 2 — сломанная тяга; 3 — накладкаДля ремонта поломанной тяги придется сделать соединительную накладку. Для этого следует вырезать из 0,2…0,3-миллиметровой луженой жести пластинку размером 45×13 мм (ширина дана с избытком, так как не всегда удается симметрично согнуть пластинку точно по продольной оси), превратить пластинку в «корытце», чтобы последнее плотно надевалось на ремонтируемую тягу, придать накладке нужную форму (рис. 2,а).
Сломанную и целую тяги освобождают от ткани, если первая деформирована — ее выправляют. Участки соединяемых концов тяги, которые будут расположены под накладкой, необходимо с избытком залудить. Если ось на присоединяемой (целой) тяге не имеет дефектов, тягу с осью устанавливают на место, как показано на рис. 2,б, ось с обеих сторон прихватывают к тяге пайкой, устанавливают соединительную накладку (рис. 2,в). Зафиксировав в нужном положении конец тяги и накладку с помощью сдавливающего зажима, накладку припаивают к тяге, не нарушая пайки оси. Плотно вставляют в накладку другую половину тяги (рис. 2,г), после чего тягу фиксируют и пропаивают накладку по всей ее длине. Место соединения приводят в надлежащий вид, проверяя работоспособность шарнирного соединения.
Если ось на присоединяемой тяге сильно изогнута и имеет какой-либо другой дефект, ее удаляют, в накладке сверлят отверстие диаметром 1,5 мм, совпадающее с отверстием на ремонтируемой тяге, в отверстие вставляют проволоку, которая будет выполнять роль оси. Далее осуществляют те же операции по соединению тяг, которые были описаны выше. Осталось вынуть проволоку, сделать из нее ось нужной длины и соединить осью тяги. Чтобы ось не выпадала из тяг и не цепляла ткань, ее с обеих сторон припаивают к накладке (рис. 2,д). Крепление ткани к тягам восстанавливают. Если имеется легкий доступ к месту пайки тяги, ткань от каркаса лучше не отсоединять, но во избежание попадания на ткань горячих капель олова необходимо предварительно между тканью и местом пайки положить прокладку. Аналогично устраняется поломка и в узле Б (см. рис. 1).
Рис. 3. Ремонт сломанных тяг (с помощью вставки и накладки): а — вставка; б — накладка; в, г и д — последовательность операций при ремонте Рис. 4. Механизм фиксации зонтика (ручного) в раскрытом виде: 1 — узел крепления тяг; 2 — фиксатор; 3 — ушкоБывают случаи, когда после ремонта зонтики такого типа до конца не складываются. Одной из причин этого является смещение вставок-ушек в отремонтированных узлах (особенно в узле А), обычно возникающее из-за некачественного обжима их боковинами тяг. Чтобы устранить подобный дефект, придется легкими ударами небольшого молотка по выступающей из тяги части ушка переместить ушко на нужное место и снова плотно обжать вставку боковинами тяги. Обращаю внимание, что на вставках-ушках для более надежного их соединения с тягами Делают выемки (см. рис. 3,а).
Вообще-то сломанные тяги ремонтируют только в случае отсутствия целых тяг от какого-либо другого не подлежащего ремонту аналогичного по конструкции зонтика. Отделить нужную тягу от каркаса зонтика не составит труда. Достаточно срезать ножом из самокала развальцовку осей на подходящей тяге и отсоединить ее от других тяг и узлов. А оси для «новой» тяги легко сделать из проволоки (или гвоздика) нужного диаметра, не забыв припаять концы оси к боковинам тяги.
У зонтиков с удлиненной силовой пружиной наряду с указанными выше поломками часто трескается втулка силовой пружины. Замечу, что все вышедшие из строя втулки, с которыми я имел дело, ремонту не подлежали, поэтому для их замены приходилось использовать подходящие втулки от зонтиков иных конструкций. Устанавливать новую втулку можно как через верхнюю, так и через нижнюю части стержня зонтика. Нужно только определить, какую шпильку проще выбить: или шпильку, фиксирующую ручку, или шпильку, удерживающую верхний узел крепления тяг. Прежде всего, конечно, нужно освободить тяги от поломанной втулки и удалить последнюю. Установка втулки через верхнюю часть стержня производят в следующей последовательности: сдвигают вниз пружину амортизации (см. рис. 1), выбивают шпильку из верхнего узла крепления тяг, снимают этот узел и ставят новую втулку. Сборку зонтика, понятно, производят в обратном порядке.
Рис. 5. Вариант ремонта узла фиксации зонтика в раскрытом виде (с помощью хомутика): а — выкройка заготовки-хомутика; б — заготовка с припаянными пластинками; в — чертеж хомутика Рис. 6. Вариант ремонта узла фиксации зонтика в раскрытом виде (с помощью наплавок и полухомутиков): 1 — наплавка; 2 — полухомутикВсе вышеперечисленные ремонтные работы выполняют при снятых крючках сжатия силовой пружины. По окончании ремонта проверяют наличие этих крючков, изготавливают недостающее их число по форме имеющихся, устанавливают втулку фиксации зонтика в сложенном виде так, чтобы полость (прорезь) зацепа на ней оказалась на одной линии с выступом фиксатора, зацепляют за втулку крючки, сжимают силовую пружину и заводят крючки в отверстия тяги.
Раскрывая и складывая зонтик, проверяют правильность его ремонта и сборки.
Рис. 7. Конструкция фиксатора: 1 — стопорный выступ; 2 — трубка ручки; 3 — выступ зацепаМожно отремонтировать механизм и другим способом. Он немного проще и на ремонт затрачивается меньше времени, но ушки получаются менее прочными. В этом случае берут небольшую фанерку (или рейку) толщиной примерно 5 мм и вставляют ее в прорезь механизма фиксации между сломанными ушками. По оставшейся части ушка в фанерке отмечают и сверлят отверстие для оси, вставляют в отверстие гвоздик соответствующего диаметра, устанавливают фанерку на оси в прорези, из обломков ушек или другого подходящего материала наваривают на корпус механизма или приклеивают к нему недостающие части ушек. Далее из жести (нержавейки, меди, латуни) вырезают две полоски шириной в половину толщины ушка, сгибают их полухомутиком. Положив один полухомутик на ушко, как показано на рис. 6, нагревают полухомутик паяльником, постепенно вдавливая его в ушко. Второй полухомутик так же вдавливаем в другое ушко. Осталось вынуть гвоздик-ось, убрать фанерку, ушки обработать, после чего собрать механизм. Не забудьте проверить качество сварки на прочность. (Тем, кто не занимался сваркой деталей из пластмассы, сообщаю, что такая работа выполняется в хорошо вентилируемом помещении.)
У детских зонтиков с автоматическим раскрытием случается, что перестает возвращаться в исходное положение выступ зацепа у фиксатора, удерживающего зонтик в сложенном виде. Это происходит из-за того, что фиксатор сделан из некачественного металла, и просто-напросто под нагрузкой изгибается. Устранить такую неисправность можно быстро. Для чего придется нажать на стопорный выступ (рис. 7), сдвинуть выступ в сторону ручки, вытащить фиксатор из трубки стержня, подогнуть фиксатор в точке изгиба, после чего вставить фиксатор на место. Правда, через некоторое время фиксатор снова потеряет форму, поэтому лучше сразу заменить его на новый фиксатор из качественной стали. Если такового не найдется, фиксатор нетрудно сделать самому из упругого металла.
Для тех, кто надумает заняться ремонтом зонтиков, рекомендую сделать приспособления, приведенные на рис. 8 и 9. Хотя они и примитивные, но намного упрощают процесс ремонта. Так для формовки накладок (см. рис. 2,а) придется изготовить простенький штамп. Матрицу штампа (рис. 8,а) выгибают из листовой стали толщиной 1,5 мм. В центре дна «корытца» формируют бородком или другим подходящим инструментом углубление. Пуансон (рис. 8,б), который имеет в центре выступ, изготавливают из полоски стали толщиной 3…4 мм. При формировании накладки пластину размером 45…50×13 мм кладут на матрицу, чтобы под центром пластины находилось углубление, сверху наставляют пуансон и бьют по нему молотком. Все. Накладка готова, осталось только немного ее подработать. Кстати, описанная выше матрица пригодится и для правки тяг, а вот пуансон придется сделать новый (рис. 8,в). Деформированную тягу помещают в углубление матрицы, после чего выправляют пуансоном.
Рис. 8. Штамп для изготовления накладок и правки тяг: а — матрица; б и в — пуансоныЕще необходимо изготовить приспособления для сжатия силовой пружины (рис. 9). Принцип действия данного приспособления аналогичен принципу действия простого винтового пресса. Здесь по двум направляющим «ходят» две поперечины (рис. 10), одна из которых выполняет роль основания, а вторая — роль ползуна, который можно перемещать, заворачивая или отворачивая барашки на направляющих, где нарезана резьба М6. Каждая поперечина состоит из двух половинок (рис. 10,а).
Рис. 9. Приспособление для сжатия силовой пружины: 1 — поперечина (перемычка); 2 — разрезная шайба; 3 — втулка силовой пружины; 4 — втулка фиксации зонтика в сложенном виде; 5 — штырь (направляющая)Немного расскажем, как сжать с помощью этого приспособления пружину. Сначала на каждый штырь (направляющую) надевают по две половинки перемычки и навинчивают по барашку. Полную сборку приспособления производят непосредственно на зонтике. Винтами соединяют половинки, в результате чего полученные перемычки обхватывают стержень ручки зонтика. Теперь приспособление готово к сжатию пружины. Только надо закрутить барашки. Таким образом упрощается процесс снятия и установки крючков сжатия пружины, описанный в начале текста.
Рис. 10. Конструкция поперечины (перемычки): а — чертеж половинки перемычки; б — перемычка в собранном видеНемного о ткани. Поломанные концы тяг, как правило, рвут ткань зонтика. Небольшие дырки можно заклеить такой же тканью с помощью клея БФ-6, который продается в аптеках, но проще прилепить, как делают это мои знакомые, на поврежденное место прозрачную самоклеящуюся пленку.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Добрый день! Я Артем. Чуть меньше 9 лет работаю слесарем и мне нравиться работать руками. Когда создаешь новые полезные вещи или возвращаешь к жизни сломанные предметы. Разве это не прекрасно? Рекомендую, перед реализацией идей с моего сайта, проконсультироваться со специалистами. Удачного рабочего дня!