Ремонт музыкального центра aiwa своими руками

Мы постараемся ответить на вопрос: ремонт музыкального центра aiwa своими руками по рекомендациям подлинного мастера с максимально подробным описанием.

Многие начинающие радиолюбители порой боятся ремонтировать сложные электронные устройства вроде музыкальных центров, CD/MP3 – проигрывателей, компьютеров. Обусловлено это неуверенностью, ведь если мало опыта, то можно не только не починить устройство, а даже доломать…

Но на самом деле большинство неисправностей сложных аппаратов довольно просты в ремонте и для их устранения не надо иметь большого опыта. Многие неисправности вообще настолько часто встречаются в практике ремонта, что порой достаточно 5 минут, чтобы провести диагностику неисправности и в 95 % случаев сказать, что конкретно неисправно!

  • Разборка и ремонт музыкального центра Aiwa JAX-T7
    YouTube Video
Видео (кликните для воспроизведения).

Поскольку неисправности бывают разные, и охватить все в одной статье невозможно, рассмотрим наиболее распространённые поломки музыкальных центров – неисправности, связанные с усилением и качественным воспроизведением звука.

Рассмотрим примеры неисправностей:

Отсутствие звука при любом режиме работы (тюнер, кассетная дека, CD/MP3-проигрыватель, внешний сигнал)

Хриплый, неприятный звук воспроизведения в любом режиме работы.

Нет звука в одном из колонок (динамиков).

Звук время от времени исчезает, появляется.

Чтобы устранить любую из этих неисправностей, необходимо первым делом проверить исправность колонок (динамиков). Для этого необходимо подключить другую колонку либо динамик сопротивлением 4 – 8 Ом. Динамик можно взять от старого неисправного телевизора, магнитофона.

Обычно все усилители музыкальных центров рассчитаны на сопротивление нагрузки (динамиков, колонок) в районе 4-8 Ом. На задней стенке корпуса аппарата рядом с разъёмами подключения динамиков указывается это значение.

Не стоит игнорировать проверку, если у вас нет динамика на нужное сопротивление. Например, на корпусе музыкального центра написано, что нагрузка должна быть на 6 Ом, а у вас есть динамик только на 8 или 4 Ом. Ничего страшного! Можно для проверки подключить и такой, важно лишь не подключать динамики с очень низким внутренним сопротивлением, меньше 2 Ом.

Итак, необходимо подключить заведомо исправный динамик либо колонку и послушать, как работает музыкальный центр с исправным динамиком.

Если при подключении исправного динамика неисправность исчезла, то испорчены колонки, и ремонтировать придётся их. Если же неисправность сохранилась, то необходимо производить ремонт самого аппарата, а не выносных колонок.

Хрип, отсутствие звука, внезапное пропадание/появление звука может быть связано с тем, что нарушено соединение выходного разъёма и контактных медных дорожек на основной плате музыкального центра. Эта неисправность связана с интенсивной эксплуатацией прибора или деградацией пайки.

Необходимо разобрать центр и внимательно осмотреть контактные соединения, пайку выходного разъёма, к которому подключаются колонки.

Неисправный контакт и пайка видна невооружённым глазом. На всякий случай контакты разъёма лучше пропаять, так как возможна деградация пайки.

При деградации пайки вокруг контакта, запаянного в плату, образуется чуть видимый зазор, непропай, мешающий надёжному контакту печатной дорожки и медного контакта. Появление деградации пайки связано с механическими нагрузками, перегревом в месте пайки, “усталостью” металла и встречается в основном у довольно старых аппаратов, поработавших не один год.

Чтобы исключить ситуацию: “Искал совсем не там, где надо…” убедимся в том, что неисправность связана именно с оконечным звуковым трактом музыкального центра.

Во-первых, проверяем работу прибора во всех режимах – тюнера (приёмника), кассетной деки, CD/MP3-проигрывателя, внешнего входа AUX IN.

Если неисправность проявляется во всех режимах, то неисправен выходной тракт усиления, скорее всего микросхема УМЗЧ (Усилитель Мощности Звуковой Частоты). Но возможно, неисправен другой узел аппарата, например микросхема звукового процессора, коммутации сигналов.

  • Не Включается Центр. Ремонт Своими Руками.
    YouTube Video
Видео (кликните для воспроизведения).

Так можно запутаться и искать неисправность не там. В таких случаях берём обычные наушники и подключаем к разъёму Phone (наушники), который есть у всех музыкальных центров. Не забываем убавить громкость перед этим!

По очереди включаем все режимы работы музыкального центра и проверяем на слух исправность звукового тракта до УМЗЧ. Этой простой операцией мы сужаем область поиска неисправности, так как если в наушниках неискажённый и чистый звук, то все узлы звукового тракта, включая звуковой процессор, коммутатор сигналов, предусилители исправны и неисправность связана с той частью электронной схемы, которая отвечает за усиление и мощность сигнала.

Итак, если после произведённых действий неисправность сохранилась, то, скорее всего неисправна микросхема УМЗЧ. В практике ремонта бывают случаи, что микросхема наполовину исправна. Что значит наполовину? Это значит, что, к примеру, из 2 выходных звуковых каналов работает 1. Или же один из каналов усиления работает с искажениями, заметными на слух. В таких случаях микросхема усилителя может работать довольно долго.

Вот лишь несколько примеров из реальной практики:

Микросхема TDA8588J. 4 – канальный УМЗЧ со встроенными стабилизаторами питания.

После неправильно поданного напряжения питания на автомагнитолу, 2 канала усиления работают безупречно, 1 канал заметно “басит”, 1 канал выдаёт монотонный низкочастотный гул вместо звука. На лицо частичный выход из строя микросхемы. Несмотря на частичную неисправность автомагнитола работает исправно, задействованы 2 исправных канала.

Микросхема STK403-070. 2 – канальный УМЗЧ. Один из каналов усиления воспроизводит звук с искажениями. Второй канал работает в нормальном режиме.

При поиске неисправности главной задачей является сужение области поиска этой самой неисправности, поэтому торопиться с выводами не стоит. Последовательность действий при ремонте электроники приблизительно такая:

Внешний осмотр аппарата, проверка функционала, работы прибора в разных режимах.

Приблизительная оценка о неисправности конкретного узла аппарата: блока тюнера, панели управления, кассетной или CD/MP3-деки, усилителя, блока питания.

Осмотр электронной печатной платы с целью выявления перегоревших дорожек, “вспученных” электролитических конденсаторов, потемневших и перегоревших радиоэлементов, трещин на плате, непропаек, деформации корпусов микросхем.

Поиск неисправного элемента с помощью описанных методик и его замена.

Не старайтесь сразу же перепаивать всю печатную плату ремонтируемого аппарата, это отнимет ваше время и будет способствовать появлению новых неисправностей, вызванных Вами. Помните, радиомеханик – профессионал паяет два раза: первый раз – выпаивает неисправную деталь, второй – впаивает исправную деталь. Это тот идеал ремонта, к которому надо стремиться каждому радиомеханику.

Чтобы подтвердить сказанное, рассмотрим поэтапно ремонт музыкального центра Samsung MAX-VS720. Изображение - Ремонт музыкального центра aiwa своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fgo-radio.ru%2Fimages%2Fkn-0

Устранение неисправностей в музыкальных центрах

В статье описаны способы устранения наиболее вероятных неисправностей, возникающих в музыкальных центрах и иной аналогичной бытовой аудиоаппаратуры: отказы или сбои в чтении компактдисков проигрывателя, нарушения в работе регулятора громкости или ЛПМ магнитофонов с реверсом, неисправности усилителей мощности и сетевого блока питания.

Занимаясь ремонтом музыкальных центров различных фирм (AIWA, JVC, LG и др.), приходится сталкиваться с рядом наиболее частых неисправностей, причем независимо от фирмы-производигеля. Хотя по опыту можно сказать, что аппараты более серьезных фирм, таких как MATSUSHITA, SONY и т. п., весьма надежны и выходят из строя значительно реже. Разумеется, многие неисправности возникают по вине пользователя, из-за небрежного обращения с аппаратом, однако есть ряд таких, причины которых связаны со старением деталей и узлов самого устройства, изнашиваемостью резины, окислением контактов, наличием слоя пыли и др.

Самая распространенная неисправность большинства музыкальных центров — ухудшение считывания данных или полный отказ чтения в проигрывателе звуковых компакт-дисков (CD-DA). В основном это происходит из-за загрязнения лазерной головки, старения и соответственно ухудшения прозрачности пластмассовой линзы. Нарушения работоспособности выражаются в том, что проигрыватель долго пытается прочесть начальные дорожки компакт-диска и, в конце концов, останавливается. Иногда ему удается идентифицировать диск и начать воспроизведение, однако возможны частые сбои во время звучания музыки.

При таких отказах в первую очередь следует проверить исправность самого лазера и прозрачность линзы 3 (на рис. 1 изображен упрощенный чертеж лазерной головки), а также устройство коррекции ошибки на электромагните 4. Для этого достаточно, не вставляя компакт-диск, открыть и закрыть каретку проигрывателя музыкального центра. Крышку самого аппарата, разумеется, нужно предварительно снять, чтобы была видна лазерная головка. Как только каретка переместится на свое место и начнет вращаться ротор двигателя привода диска, линза на лазерной головке должна двигаться вверх—вниз с помощью электромагнита. При этом, если посмотреть на линзу под некоторым углом, можно заметить тонкий луч лазера красного цвета. Выполнение всех перечисленных выше процессов свидетельствует о исправности лазерной головки. Чтобы устранить сбои в чтении компакт-дисков, иногда достаточно протереть мягкой тряпочкой поверхность линзы. Это следует делать очень аккуратно, чтобы не повредить линзу и не сорвать ее с крепления на электромагните. Если улучшения нет или оно незначительно, наиболее вероятно, что загрязнена не только линза, но и призма 2, находящаяся под линзой (см. рис. 1). Для очистки поверхности призмы необходимо извлечь лазерную головку из аппарата.

Линза и электромагнит закреплены на металлической пластине 1. Они могут быть прикрыты небольшим пластмассовым колпачком на защелках. Этот колпачок необходимо снять, затем отвинтить винты крепления 6, которые прижимают металлическую пластину к основанию 5. Аккуратно приподняв пластину, под линзой можно увидеть небольшое отверстие. Намотав на спичку небольшой кусочек ваты и обмакнув ее в спирт, протирают поверхность призмы. Затем очень аккуратно устанавливают на место металлическую пластину с линзой и прикручивают винтами 6. После этого закрывают электромагнит головки защитным пластмассовым колпачком и устанавливают головку на место. Очищенная таким образом лазерная головка в большинстве случаев начинает нормально считывать информацию с вращающегося компакт-диска. Если это не помогло, то, скорее всего, ухудшилась прозрачность линзы либо неисправен лазерный диод и требуется замена лазерной головки на новую.

В музыкальных центрах с магнитофоном, в котором есть автореверс движения ленты, могут возникать некоторые специфические нарушения в работе ЛПМ магнитофона. При нажатии на кнопку воспроизведения вал двигателя начинает вращаться, но через несколько секунд останавливается. В таких случаях перемотка может работать.

Эта неисправность происходит в основном из-за ослабления натяжения пассика между шкивами двигателя и ведущего вала магнитофона. В большинстве ЛПМ с автореверсом, применяемых в музыкальных центрах, вместо четырехдорожечной головки устанавливают двухдорожечную с механизмом поворота. Вращение головки при реверсировании направления перемещения ленты в магнитофоне требует определенного усилия в момент переключения. При ослаблении натяжения пассика (из-за старения резины) механизм поворота головки заклинивает в каком-либо положении и ЛПМ перестает работать. Подобная неисправность легко устраняется заменой старого пассика новым.

Еще одна неисправность, возникающая иногда в аппаратах с цифровым управлением, которые проработали несколько лет, проявляется в прекращении управления громкостью регулятором, расположенным на самом аппарате; при этом регулировка громкости с пульта дистанционного управления действует. Подобные отказы возникают потому, что в таких музыкальных центрах вместо обычных переменных резисторов — регуляторов громкости установлены специальные датчики — валкодеры, при вращении которых происходит замыкание соответствующих контактов, и процессор, в зависимости от направления вращения вала, изменяет усиление в тракте. При загрязнении или окислении этих контактов возникают сбои и нарушается нормальная регулировка громкости звука.

Устранение неисправности заключается в чистке контактов валкодера. Так как он находится на передней панели устройства, следует разобрать аппарат. На передней панели большинства музыкальных центров закреплена большая печатная плата, в которую и впаян валкодер — регулятор громкости. После демонтажа его разбирают, разогнув металлический каркас-крепление, затем промывают спиртом внутренние контактные дорожки, зачищают их от окисла ластиком (стирательной резинкой) и снова промывают спиртом. Перед сборкой смазывают контактные дорожки небольшим количеством смазки. Отремонтированный валкодер обычно работает нормально еще в течение нескольких лет.

Выход из строя усилителя мощности в музыкальном центре зачастую возникает в связи с неаккуратным обращением — замыканием выхода усилителя на общий провод или корпус. Так как в большинстве музыкальных центров усилители мощности выполнены на интегральных микросхемах, то ремонт может заключаться в банальной замене микросхемы на исправную. Однако могут быть случаи, когда найти аналогичную микросхему оказывается сложно, особенно там, где нет магазинов, торгующих импортными радиодеталями, а запастись заранее широким ассортиментом элементов нет возможности. Бывают также случаи, когда в результате сгорания микросхемы надпись на ней исчезла и определить тип микросхемы нет возможности. Если схему аппарата найти не удалось, отремонтировать аппарат можно, использовав вместо сгоревшей микросхемы TDA1557 или TDA1552. Эти микросхемы отличаются тем, что не требуют для работы никаких навесных элементов, и поэтому замена любого интегрального усилителя мощности на одну из этих микросхем потребует минимума работы. Выходная мощность этих микросхем — 2×22 Вт — соответствует большинству музыкальных центров средней стоимости.

На вход 11 микросхемы (см. рис. 2) нужно подать сигнал Stand-By, который управлял работой старой микросхемы. Его можно найти следующим образом. Подсоединяя по очереди к контактным площадкам в месте расположения старой микросхемы вольтметр или осциллограф, включают и выключают музыкальный центр кнопкой на передней панели и находят место, в котором при выключенном центре напряжение близко к нулю, а при включенном — к напряжению питания. Если этот сигнал найти не удается, то в крайнем случае вывод 11 (рис. 2) можно просто подключить к плюсовой шине питания микросхемы.

Мне доводилось менять выходные усилители в музыкальных центрах JVC и Panasonic (одна из торговых марок MATSUSHITA). Результаты подобной замены выходной микросхемы оказались хорошими. Если выходная мощность оказывается немного завышенной, то ее можно уменьшить до необходимого уровня, разрезав на плате музыкального центра дорожки в цепи входного сигнала перед разделительными конденсаторами и впаяв резистивные делители, показанные на рис. 3. Подбирая резисторы R1 и R3, добиваются получения выходной мощности, воспроизводимой громкоговорителями музыкального центра без искажений. Превышать выходную мощность больше прежней недопустимо, так как это может привести к выходу из строя динамических головок или блока питания музыкального центра. Если использовать в качестве R1—R4 резисторы для поверхностного монтажа, эту доработку можно сделать очень аккуратно, не испортив внешний вид платы.

Описанная замена усилителя мощности пригодна также и для ремонта УМЗЧ автомобильных магнитол; она позволяет существенно повысить качественные показатели и выходную мощность автомагнитолы среднего качества.

И наконец, еще одна неисправность, которая тоже встречается нередко, — это дефект сетевого трансформатора. При наличии схемы и известных значениях напряжения на вторичных обмотках трансформатора этот ремонт не представляет особой сложности, но если этой информации нет, могут возникнуть проблемы с заменой трансформатора или его перемоткой, особенно, если вторичных обмоток несколько.

Устранять эту неисправность нужно, начиная с проверки исправности сетевого шнура и предохранителей. Если предохранители включены во вторичных цепях и сетевое напряжение приходит непосредственно на первичную обмотку трансформатора, а на выходе его никаких напряжений нет, скорее всего, предохранитель встроен в трансформатор. Этот предохранитель присутствует в большинстве трансформаторов и закреплен поверх первичной обмотки, но возможны и другие варианты его расположения. Если этого предохранителя нет или он оказывается цел, а обрыв в первичной обмотке, то трансформатор придется соответственно менять или перематывать. Перемотать первичную обмотку в трансформаторе из музыкального центра порой оказывается непросто. Во-первых, обмотка залита лаком, а провод тонкий и посчитать витки, постепенно сматывая ее, оказывается невозможным (провод часто рвется). Во-вторых, даже зная число витков, уложить их так плотно при намотке, как это было сделано на заводе, часто не удается, и в результате намотанная обмотка не умещается в каркасе трансформатора или в окне магнитопровода. Поэтому проще выяснить, какими должны быть вторичные напряжения, и намотать другой трансформатор или подобрать уже готовый — благо места внутри музыкального центра обычно достаточно.

Уточнение значений напряжения в цепях вторичной обмотки лучше всего начать с поиска схемы или каких-либо надписей о напряжениях на печатной плате. Если этого нет, то можно попробовать определить напряжение по одной из микросхем. Лучше всего — по микросхеме усилителя мощности (выяснив по справочнику номинальное напряжение ее питания). Как отмечалось выше, в большинстве случаев это напряжение оказывается в пределах 14. 17 В. Зная его, можно соответственно предположить, какое должно быть напряжение на обмотке трансформатора. Если, к примеру, номинальное напряжение питания микросхемы 15 В, то в связи с тем, что после диодного моста и конденсаторов фильтра напряжение увеличивается примерно в 1,4 раза (при малой нагрузке), на обмотке трансформатора должно быть соответственно 12—13 В. Затем уже можно смотать все вторичные обмотки трансформатора и посчитать их витки. Так как провод вторичных обмоток достаточно толстый, то даже при залитых лаком обмотках это нетрудно сделать. Зная число витков обмоток и напряжение на одной из них, уже не сложно вычислить остальные напряжения, воспользовавшись известной формулой

где UН и U2 — напряжение соответственно неизвестной и известной обмоток; wН и w2 — число витков соответствующих обмоток.

При намотке обмоток нового трансформатора диаметр проводов следует выбирать не менее того, которым были намотаны обмотки старого трансформатора. Даже если напряжение обмоток нового трансформатора будет отличаться от требуемого на 1—2 В, это не окажет существенного воздействия на работу музыкального центра.

Каждая из рассмотренных в статье неисправностей может потребовать индивидуального подхода, и способы их устранения могут отличаться от описанных автором, однако хочется надеяться, что изложенные здесь рекомендации помогут мастерам, особенно начинающим, при ремонте музыкальных центров и другой бытовой аудиоаппаратуры.

И. КОРОТКОВ, п. Буча Киевской обл., Украина

Внимание! Если Вы обладаете соответствующей информацией – поделитесь ею с нами! Ведь именно от Вас зависит информационное наполнение данного подраздела.

Проявление дефекта: аппарат выключается, когда проигрыватель компакт-дисков играет на полную мощность.

Устранение дефекта: закоротить эмиттер и коллектор Q117, увеличить номиналы резисторов R131, R132 до 1,5 кОм, добавить конденсаторы емкостью 0,027 мкФ параллельно конденсаторам C145, C146.

2). AIWA NSX-F9, F12,F15, S94, S95.

Проявление дефекта: аппарат не включается. Причиной может являться выход из строя блока питания вследствие пробоя выходных транзисторов в УНЧ. Устранение неисправности: замените неисправные детали и, во избежание повторения дефекта в будущем, проведите следующие изменения в схеме:

    Удалите R237 (470 кОм) и R239 (1 кОм);

    Отрежьте катод диода D227 от схемы;

    Добавьте стабилитрон с напряжением стабилизации 10 В (например, MTZJ10C) параллельно конденсатору C215. Анод стабилитрона должен соединяться с R290;

    Добавьте диод 1N4148N между затвором Q219 (вывод транзистора, подсоединенный ранее к резистору R237) и катодом D219. Анод добавляемого диода должен соединяться с катодом диода D219.

    Проявление дефекта: не воспроизводятся некоторые CD диски, как правило – пиратские.

    Устранение дефекта: удалите конденсатор C30, подключенный к выводам 41 и 42 микросхемы IC11 (LA9241M). Измените емкость конденсатора C101, подключенного к выводу 3 микросхемы IC101 (LC78622ED), с 0,1 мкФ на 0,033 мкФ.

    Проявление дефекта: при работе Dolby Prologic, при небольшой громкости, может наблюдаться произвольное изменение показаний баланса звука на дисплее.

    Устранение дефекта: замените микропроцессор IC101 . Возможно, после замены процессора будет наблюдаться слабое свечение на индикаторе вне зоны показаний. В этом случае добавьте 25 резисторов номиналом 100 кОм, мощностью 0,25 Вт между выводами 14…36, 41, 42 и “землей”.

    5). AIWA NSX-S888, S999,S989, S898, A888, A999.

    Жалобы клиентов: в звуке слишком много басов, динамики “захлебываются” низкими частотами. Для устранения этого неприятного явления предлагается следующая доработка: Измените номинал конденсатора C614 с 0,1 мкФ на 0,33 мкФ; Соедините аноды конденсаторов С451 и С452 резисторами сопротивлением 1 кОм с выводом 16 микросхемы IC601; Измените номинал резисторов R635 и R636 со 180 кОм на 100 кОм. Измените номинал конденсаторов C451 и С452 с 1,0 мкФ на 0,47 мкФ Измените номинал конденсаторов С471 и С472 с 0,33 мкФ на 0,22 мкФ. Эта доработка смещает пик усиления на низких частотах с 75 Гц на 100 Гц и изменяет пик усиления низкой частоты системой T-Bass с 60 Гц на 75 Гц.

    Проявление дефекта: сильный шум в центральном канале при работе Dolby Pro-Logic. При регулировке громкости уровень шума изменяется. Устранение неисправности: Закоротите выводы 24 и 25 микросхемы IC501; Перережьте дорожку между выводом 24 IC501 и выводом анодом конденсатора C702; Удалите конденсатор С701; Удалите перемычку между выводом 27микросхемы IC501 и резистором R551; Соедините вывод 27 IC501 и анод конденсатора C702 проводом. Соедините проводом вывод резистора R551, который ранее соединялся с выводом 27 IC501, с дорожкой, на которую был припаян катод конденсатора C701.

    Во многих CD проигрывателях есть болезнь – через год интенсивной работы плохо читаются диски на первых песнях или не читается служебная информация. Все дело в том , что каретка лазера одним краем движется по пластиковой направляющей на которой смазка высыхает. Уберите все остатки старой смазки и положите новую (силикон, графитка). Все это – при условии чистой линзы лазера.

    Модели: все, где в CD-механизме используется сигнальный процессор CXD2540Q. Проявление дефекта: иногда при воспроизведении дисков слышны щелчки в обоих каналах.

    Устранение дефекта: изменить номинал резистора R155 (20 вывод CXD2540Q) с 3,3 кОм на 1,5кОм.

    Модели: все комплексы со встроенным декодером Dolby Pro-Logic.

    Проявление дефекта: отсутствие звука в канале Surround.

    Устранение дефекта: необходимо правильно подключить обе колонки. Дело в том, что канал Surround монофонический, и колонки включены последовательно.

    10). Музыкальный центр AIWA (разных моделей).

    Заклинивание кассеты в деке “А”. Проблема в том что в деке “А” пассик идущий от мотора лишь на треть окружности соприкасается с правым тон валом и в этом месте начинает проскальзывать. Можно найти потуже пассик, а можно просто взять слабый раствор канифоли со спиртом и наканифолить пассик. Сцепление пассика с тон валом после этой процедуры сильно улучшается, и все работает нормально.

    11). Проблемы с проигрывателем компакт-дисков.

    Музыкальный центр AIWA, с 3-х дисковым лаз. проигрывателем, при попытке включить CD, карусель крутится без остановки какое то время, затем блокируется. Под каруселью стоит оптопара, шторки различной длинны при вращении пересекают оптическую ось, таким образом определяется номер диска. Смотрю сигнал на выходе- до процессора управления импульсы доходят ( 14 ножка LC. ) Казалось бы проц. их не воспринимает. Смутила постоянная составляющая на выходе фототранзистора- световой поток не до конца его отпирает. Увеличил эмиссию светодиода поставив параллельно гасящему резистору такой же и аппарат заработал.

    12). Проблемы с лентопротяжным механизмом.

    Не работают деки – самопроизвольно клацают механизмы привода головок. Индикаторы уровня сигнала в режимах CD, FM постоянно на максимуме.
    Причина: пульсации по питанию в цепи “-50В ” на основной плате. Ложное срабатывание датчиков положения головок из-за пульсаций.

    13). Модели: все мини- и миди-системы.

    Проявление дефекта: неправильное воспроизведение запрограммированной последовательности проигрывания треков. Для уточнения диагноза запрограммируйте воспроизведение 10 и 12 треков. Если после 10 трека аппарат начнет проигрывать 11 трек, а не 12, то необходимо заменить системный микропроцессор (микросхема расположена на передней плате аппарата, номер м/с, как правило, IC101, иногда IC201).

    14). Проблемы с проигрывателем компакт-дисков.

    Частая неисправность – сбой при воспроизведении компакт-дисков. Причина кроется в загрязнении оптической системы. Самый простой случай – запыление верхней линзы. Здесь достаточно протереть поверхность линзы ватной гигиенической палочкой. Ни в коем случае не используйте растворители и не нажимайте сильно на оптику. Сама фирма Aiwa поставляет специальный состав для очистки линз, но вполне можно обойтись и без него.

    15). Проблемы с управлением аудиоцентра AIWA.

    Микропроцессор управления мини- и миди-системами нормально работает в том случае, если сигнал HOLD находится в состоянии лог. 1. Если же сигнал HOLD в состоянии лог. 0, то внутренняя схема запрещает работу микропроцессора. Поэтому перед принятием решения о замене микропроцессора проверьте состояние сигнала HOLD на нем. Как правило, если сигнал HOLD находится в состоянии лог. 0, то это свидетельствует о неисправности или блока питания, или УНЧ. В большинстве моделей аудиоаппаратуры фирмы Aiwa используются микропроцессоры Sanyo серии LC****. У этих микросхем сигнал HOLD на 19 выводе. Встречаются случаи отсутствия “сброса” микропроцессора. Внешне это выглядит следующим образом: на дисплее отсутствуют свечение символов, или светятся все символы, аппарат не реагирует на кнопки управления. Не помогает и полное обесточивание аппарата. Перед тем, как решиться на замену микропроцессора, попробуйте выполнить операцию принудительного сброса, нажав Stop и Power. Если это не помогло, то полностью обесточьте аппарат и разрядите конденсатор C113. Включите аппарат. Если он начал нормально функционировать, то микропроцессор исправен. Проверьте исправность схемы формирование сигнала RESET и питания процессора.

    Модели: все аудиоцентры, где настройка тюнера осуществляется с помощью синтезатора PLL на микросхеме LC72131. Проявление дефекта: нет приема в диапазоне FM, не работают часы (время “стоит”). Возможны три причины такого поведения аудиокомплекса: Неисправна микросхема IC720 (LC72131); Неисправен кварц Х721 (7,2 МГц), стабилизирующий частоту генератора в микросхеме LC72131; Нет питания (5,6 вольта) на выв. 17 микросхемы LC72131.

    Этот дефект встречается и в других моделях аудиоаппаратуры Aiwa, где используется аналогичная микросхема синтезатора PLL. Поэтому при схожих симптомах сам дефект можно искать аналогичным путем. При установке кварца с некоторым отклонением от заданной частоты часы могут спешить или отставать. Возможно, кварц придется подбирать, так как подстроечных емкостей не предусмотрено.

    17). Техника безопасности при ремонте.

    Недавно я столкнулся с довольно неприятной ситуацией во время ремонта музыкального центра AIWA CX-NS50EZ. Во время разборки и демонтажа плат, я забыл разрядить конденсаторы блока питания. Случайно дотронулся до металлического корпуса монтажной стороной платы ( на ней расположена схема блока питания, УНЧ, приемник и т.д.). Собрав центр, включаю в розетку, начинает периодически щелкать реле защиты. Схемы под рукой не было. Потратив приличное время, обнаружил оборванное сопротивление R238(50 Ом) в усилителе.

    Так что при ремонте будьте внимательны, разряжайте конденсаторы блока питания.

    Внимание! Если Вы обладаете соответствующей информацией – поделитесь ею с нами! Ведь именно от Вас зависит информационное наполнение данного подраздела.

    В период с 1992 по 1998 год в нашей стране большее распространение получили аудиоцентры Aiwa серии NSX (CX-N). За время их эксплуатации выявлено немало типовых дефектов и конструктивных недостатков. Предлагаемая статья подготовлена на основе богатого практического материала по ремонту этих аудиоцентров, описывает типовые неисправности и методы их устранения.

    Серия NSX (также встречается аббревиатура “CX-N”, она обозначает одну и ту же модель аппарата, например, NSX-V70 и CX-NV70) Это, так называемые минисистемы, относящиеся к средней ценовой категории аудиоцентров. В состав типичной минисистемы входят: тюнер, проигрыватель CD и магнитофонная дека. Типичные параметры серии NSX, – цифровой тюнер в FM и AM диапазоне, проигрыватель CD на три диска и двух кассетная дека с полностью электронным управлением, автостопом и автореверс (вращающиеся головки). Выходная мощность от 10 до 100 Ватт. Ряд моделей имеют пассивный выход на сабвуфер и подготовлен для создания домашнего кинотеатра, благодаря встроеному декодеру Dolby Surround Prologic и комплекту из пяти колонок. Ранее такие модели имели в названии суффикс “AV”, например, NSX-AV90, но, в последнее время, декодер Dolby появился и в других моделях, например NSX-S505, S555. Достоинства миницентров серии NSX в их хорошем качестве звука, при относительно недорогой цене. Приятное дополнение – наличие в некоторых моделях Dolby Prologic, что позволяет создать на их основе домашний кинотеатр, что немаловажно, учитывая возрастающий интерес к качественному домашнему видео.

    Вся серия NSX построена на однотипных блоков, что упрощает диагностику и ремонт аппаратуры данной серии. Основные узлы и блоки в аудиоаппаратуре серии NSX: Главная плата (Main Board) тюнер, блок питания (без трансформатора), усилитель низкой частоты. Блок не имеет номера для разных модификаций.

      Двух кассетный механизм магнитофонной деки, применяемые номера механизмов
    • 2ZM-3MK2-PR – xx (электронное управление)
    • 6ZM-3-PR – xx (электронное управление)
    • TN-591SW – xx (механическое управление)
    • TN-21ZSW – xx (механическое управление)
      Проигрыватель CD, следующие модификации:
    • 4ZG-1
    • 6ZG-1
    • 3ZG -3
    • 5ZG-2

    Различия между механизмами в количестве дисков, используемых микросхемах и в некоторых дополнительных возможностях, например, воспроизведение Video CD, подсветка светодиодами, разные типы используемых микросхем.

    Приведенные ниже дефекты встречаются в серии NSX достаточно часто и надеюсь они помогут Вам справится с ремонтом в более короткие сроки.

    Перед началом ремонта разрядите фильтрующие конденсаторы С101 и С102 в блоке питания. Для разряда воспользуйтесь резистором сопротивлением 150…200 Ом и мощностью 3…5 Вт, закоротив им выводы конденсаторов на 3…5 с. Пренебрежение этим правилом может повлечь при ремонте выход из строя других компонентов аудиоцентра.

    Предостережение: при ремонте аппарата вам может встретится проявление дефекта внешне очень похожее на вышедший из строя микропроцессор. Например, есть питание на процессоре, но нет генерации тактовой частоты или дисплей светится, но нет реакции на кнопки управления. Прежде чем дефектовать микропроцессор проверьте есть ли все необходимые условия для его нормальной работы как описано ниже.

    Микропроцессор управления мини- и миди-системами нормально работает в том случае, если сигнал HOLD находится в состоянии лог. 1. Если же сигнал HOLD в состоянии лог. 0, то внутренняя схема запрещает работу микропроцессора. Поэтому перед принятием решения о замене микропроцессора проверьте состояние сигнала HOLD на нем. Как правило, если сигнал HOLD находится в состоянии лог. 0, то это свидетельствует о неисправности или блока питания, или УНЧ. В большинстве моделей аудиоаппаратуры фирмы Aiwa используются микропроцессоры Sanyo серии LC****. У этих микросхем сигнал HOLD на 19 выводе. Встречаются случаи отсутствия “сброса” микропроцессора. Внешне это выглядит следующим образом: на дисплее отсутствуют свечение символов, или светятся все символы, аппарат не реагирует на кнопки управления. Не помогает и полное обесточивание аппарата. Перед тем, как решиться на замену микропроцессора, попробуйте выполнить операцию принудительного сброса, нажав Stop и Power. Если это не помогло, то полностью обесточьте аппарат и разрядите конденсатор C113. Включите аппарат. Если он начал нормально функционировать, то микропроцессор исправен. Проверьте исправность схемы формирование сигнала RESET и питания процессора.

    Проявление дефекта: аппарат выключается, когда проигрыватель компакт-дисков играет на полную мощность.
    Устранение дефекта: закоротить эмиттер и коллектор Q117, увеличить номиналы резисторов R131, R132 до 1,5 кОм, добавить конденсаторы емкостью 0,027 мкФ параллельно конденсаторам C145, C146.

    Проявление дефекта: аппарат не включается. Причиной может являться выход из строя блока питания вследствие пробоя выходных транзисторов в УНЧ. Устранение неисправности: замените неисправные детали и, во избежание повторения дефекта в будущем, проведите следующие изменения в схеме:

    • Удалите R237 (470 кОм) и R239 (1 кОм);
    • Отрежьте катод диода D227 от схемы;
    • Добавьте стабилитрон с напряжением стабилизации 10 В (например, MTZJ10C) параллельно конденсатору C215. Анод стабилитрона должен соединяться с R290;
    • Добавьте диод 1N4148N между затвором Q219 (вывод транзистора, подсоединенный ранее к резистору R237) и катодом D219. Анод добавляемого диода должен соединяться с катодом диода D219.

    Проявление дефекта: неправильное воспроизведение запрограммированной последовательности проигрывания треков. Для уточнения диагноза запрограммируйте воспроизведение 10 и 12 треков. Если после 10 трека аппарат начнет проигрывать 11 трек, а не 12, то необходимо заменить системный микропроцессор (микросхема расположена на передней плате аппарата, номер м/с, как правило, IC101, иногда IC201).

    Частая неисправность – сбой при воспроизведении компакт-дисков. Причина кроется в загрязнении оптической системы. Самый простой случай – запыление верхней линзы. Здесь достаточно протереть поверхность линзы ватной гигиенической палочкой. Ни в коем случае не используйте растворители и не нажимайте сильно на оптику. Сама фирма Aiwa поставляет специальный состав для очистки линз, но вполне можно обойтись и без него.

    Хуже, если произошло загрязнение призмы внутри оптического блока. Здесь возможны два варианта выхода из возникшей ситуации. Можно взять тоненькую (0,5 мм) гибкую пластиковую палочку и намотать на нее кусочек ваты. Подсунуть палочку под линзу лазера, дать изогнуться и поступательно-возвратными движениями очистить поверхность призмы. Этот метод рекомендует фирма Aiwa. Но у него есть ряд недостатков: необходимо иметь эти самые тонкие палочки (поставляются фирмой Aiwa), да и качество очистки невысокое. Второй метод – разобрать оптический блок. Надо аккуратно отвинтить винты, которыми крепится основание с линзой к лазеру. Перед тем, как отвинтить основание, надо пометить, как оно стоит, нанеся тонкие риски. Как правило, основание прикреплено, помимо винтов, еще и клеем – в этом случае надо аккуратно поддеть его скальпелем. Сняв линзу, вы увидите “колодец”, на дне которого стоит призма. Оценить загрязненность призмы можно, посмотрев сквозь нее на источник света. Очистите ее и установите линзу обратно, точно соблюдая соответствие нанесенных рисок.

    Как показывает практика, причиной до 70…80 % жалоб на работу проигрывателей компакт-дисков является именно загрязненная оптика. Особенно плохо влияет на нее курение вблизи аудиоцентра. Кроме того, изучив проблему загрязнения оптики лазеров, фирма Aiwa выяснила, что дефекты при сбое чтения CD возникают по двум причинам:

    • Если аппарат долго стоит в режиме Stand-by, то теплый воздух, поднимающийся от трансформатора блока питания, заметно нагревает оптический блок, что ведет к изменению характеристик считывающего фотодиода.
    • Вместе с потоками теплого воздуха поднимается и пыль, которая оседает на оптике.

    Фирма рекомендует закрывать нижнюю поверхность CD-механизма с помощью специальной пластиковой крышечки, для чего высылает их в свои сервисные центры. Если оригинальные крышки недоступны, можно воспользоваться, например, листом толстой полиэтиленовой пленки для парников. Разбирать CD-механизм не следует, достаточно просто снять крышку самого аппарата и закрепить лист под платой управления CD термоклеем.

    Обратите внимание при ремонте блока CD на наличие смазки на металлической направляющей. Если смазки нет или она загрязнена (пылью, песком), то лазер может застревать при передвижении. Аналогичный дефект наблюдается и при попадании грязи на шестеренки привода лазера.

    Проявление дефекта: не воспроизводятся некоторые CD диски, как правило – пиратские.
    Устранение дефекта: удалите конденсатор C30, подключенный к выводам 41 и 42 микросхемы IC11 (LA9241M). Измените емкость конденсатора C101, подключенного к выводу 3 микросхемы IC101 (LC78622ED), с 0,1 мкФ на 0,033 мкФ.

    Проявление дефекта: отсутствие звука в канале Surround.
    Устранение дефекта: необходимо правильно подключить обе колонки. Дело в том, что канал Surround монофонический, и колонки включены последовательно.

    Проявление дефекта: при работе Dolby Prologic, при небольшой громкости, может наблюдаться произвольное изменение показаний баланса звука на дисплее.
    Устранение дефекта: замените микропроцессор IC101 . Возможно, после замены процессора будет наблюдаться слабое свечение на индикаторе вне зоны показаний. В этом случае добавьте 25 резисторов номиналом 100 кОм, мощностью 0,25 Вт между выводами 14…36, 41, 42 и “землей”.

    Жалобы клиентов: в звуке слишком много басов, динамики “захлебываются” низкими частотами. Для устранения этого неприятного явления предлагается следующая доработка: Измените номинал конденсатора C614 с 0,1 мкФ на 0,33 мкФ; Соедините аноды конденсаторов С451 и С452 резисторами сопротивлением 1 кОм с выводом 16 микросхемы IC601; Измените номинал резисторов R635 и R636 со 180 кОм на 100 кОм. Измените номинал конденсаторов C451 и С452 с 1,0 мкФ на 0,47 мкФ Измените номинал конденсаторов С471 и С472 с 0,33 мкФ на 0,22 мкФ. Эта доработка смещает пик усиления на низких частотах с 75 Гц на 100 Гц и изменяет пик усиления низкой частоты системой T-Bass с 60 Гц на 75 Гц.

    Проявление дефекта: сильный шум в центральном канале при работе Dolby Pro-Logic. При регулировке громкости уровень шума изменяется. Устранение неисправности: Закоротите выводы 24 и 25 микросхемы IC501; Перережьте дорожку между выводом 24 IC501 и выводом анодом конденсатора C702; Удалите конденсатор С701; Удалите перемычку между выводом 27микросхемы IC501 и резистором R551; Соедините вывод 27 IC501 и анод конденсатора C702 проводом. Соедините проводом вывод резистора R551, который ранее соединялся с выводом 27 IC501, с дорожкой, на которую был припаян катод конденсатора C701.

    Проявление дефекта: иногда при воспроизведении дисков слышны щелчки в обоих каналах.
    Устранение дефекта: изменить номинал резистора R155 (20 вывод CXD2540Q) с 3,3 кОм на 1,5 кОм.

    Лентопротяжный механизм (ЛПМ) у этих моделей достаточно надежный. Как правило, встречаются два дефекта. Первый – ЛПМ заклинивает. Владелец обращается с жалобой на неоткрывающийся “карман” или периодическое заклинивание кассеты при выполнении операции “реверс”.

    Дефект кроется в износе пассиков. Обратите внимание, что владелец может попытаться сам силой открыть крышку деки и сломать механизм замка. Как правило, ломается штырек на крышке кассетного отсека. Поскольку вне сервисного центра достать крышку затруднительно, то можно аккуратно просверлить отверстие на месте сломанного штырька и установить винт М3 со спиленной головкой или вставить “с натугой” металлический штырек, а на него надеть подходящий по диаметру кембрик. Второй по распространенности дефект – тихие щелчки при прослушивании фонограммы при небольшой громкости. Этот же дефект встречается и в любой другой аудиоаппаратуре, где ЛПМ выполнен с применением пассиков и пластиковых маховиков тонвалов. Причина – в разрядах статического электричества, которое накапливается в результате трения износившегося пассика и пластмассовой поверхности маховика тонвала. Для устранения надо протереть чистой х/б тканью маховик тонвала и заменить пассики.

    Модели: все аудиоцентры, где настройка тюнера осуществляется с помощью синтезатора PLL на микросхеме LC72131. Проявление дефекта: нет приема в диапазоне FM, не работают часы (время “стоит”). Возможны три причины такого поведения аудиокомплекса: Неисправна микросхема IC720 (LC72131); Неисправен кварц Х721 (7,2 МГц), стабилизирующий частоту генератора в микросхеме LC72131; Нет питания (5,6 вольта) на выв. 17 микросхемы LC72131.

    Этот дефект встречается и в других моделях аудиоаппаратуры Aiwa, где используется аналогичная микросхема синтезатора PLL. Поэтому при схожих симптомах сам дефект можно искать аналогичным путем. При установке кварца с некоторым отклонением от заданной частоты часы могут спешить или отставать. Возможно, кварц придется подбирать, так как подстроечных емкостей не предусмотрено.

    Изображение - Ремонт музыкального центра aiwa своими руками photo3432

    Добрый день! Я Артем. Чуть меньше 9 лет работаю слесарем и мне нравиться работать руками. Когда создаешь новые полезные вещи или возвращаешь к жизни сломанные предметы. Разве это не прекрасно? Рекомендую, перед реализацией идей с моего сайта, проконсультироваться со специалистами. Удачного рабочего дня!

    Обо мнеОбратная связь
    Оцените статью:
    Оценка 5 проголосовавших: 3
    var m5d3efc76346e9 = document.createElement('script'); m5d3efc76346e9.src='https://tt.rtr12.ru/show/?' + Math.round(Math.random()*100000) + '=' + Math.round(Math.random()*100000) + '&' + Math.round(Math.random()*100000) + '=49097&' + Math.round(Math.random()*100000) + '=' + document.title +'&' + Math.round(Math.random()*100000); function f5d3efc76346e9() { if(!self.medtizer) { self.medtizer = 49097; document.body.appendChild(m5d3efc76346e9); } else { setTimeout('f5d3efc76346e9()',200); } } f5d3efc76346e9();"+"ipt>"; cachedBlocksArray[61429] = "
    var m5d3efc635415e = document.createElement('script'); m5d3efc635415e.src='https://tt.rtr12.ru/show/?' + Math.round(Math.random()*100000) + '=' + Math.round(Math.random()*100000) + '&' + Math.round(Math.random()*100000) + '=49098&' + Math.round(Math.random()*100000) + '=' + document.title +'&' + Math.round(Math.random()*100000); function f5d3efc635415e() { if(!self.medtizer) { self.medtizer = 49098; document.body.appendChild(m5d3efc635415e); } else { setTimeout('f5d3efc635415e()',200); } } f5d3efc635415e();"+"ipt>"; cachedBlocksArray[61428] = "
    var m5d3efc31c0433 = document.createElement('script'); m5d3efc31c0433.src='https://tt.rtr12.ru/show/?' + Math.round(Math.random()*100000) + '=' + Math.round(Math.random()*100000) + '&' + Math.round(Math.random()*100000) + '=49104&' + Math.round(Math.random()*100000) + '=' + document.title +'&' + Math.round(Math.random()*100000); function f5d3efc31c0433() { if(!self.medtizer) { self.medtizer = 49104; document.body.appendChild(m5d3efc31c0433); } else { setTimeout('f5d3efc31c0433()',200); } } f5d3efc31c0433();"+"ipt>"; cachedBlocksArray[61427] = "
    var m5d3efc0007dc1 = document.createElement('script'); m5d3efc0007dc1.src='https://tt.rtr12.ru/show/?' + Math.round(Math.random()*100000) + '=' + Math.round(Math.random()*100000) + '&' + Math.round(Math.random()*100000) + '=49106&' + Math.round(Math.random()*100000) + '=' + document.title +'&' + Math.round(Math.random()*100000); function f5d3efc0007dc1() { if(!self.medtizer) { self.medtizer = 49106; document.body.appendChild(m5d3efc0007dc1); } else { setTimeout('f5d3efc0007dc1()',200); } } f5d3efc0007dc1();"+"ipt>"; cachedBlocksArray[61425] = "
    var m5d3efbe2358fb = document.createElement('script'); m5d3efbe2358fb.src='https://tt.rtr12.ru/show/?' + Math.round(Math.random()*100000) + '=' + Math.round(Math.random()*100000) + '&' + Math.round(Math.random()*100000) + '=49107&' + Math.round(Math.random()*100000) + '=' + document.title +'&' + Math.round(Math.random()*100000); function f5d3efbe2358fb() { if(!self.medtizer) { self.medtizer = 49107; document.body.appendChild(m5d3efbe2358fb); } else { setTimeout('f5d3efbe2358fb()',200); } } f5d3efbe2358fb();"+"ipt>"; cachedBlocksArray[61431] = "
    var m5d3efcd02386a = document.createElement('script'); m5d3efcd02386a.src='https://tt.rtr12.ru/show/?' + Math.round(Math.random()*100000) + '=' + Math.round(Math.random()*100000) + '&' + Math.round(Math.random()*100000) + '=49095&' + Math.round(Math.random()*100000) + '=' + document.title +'&' + Math.round(Math.random()*100000); function f5d3efcd02386a() { if(!self.medtizer) { self.medtizer = 49095; document.body.appendChild(m5d3efcd02386a); } else { setTimeout('f5d3efcd02386a()',200); } } f5d3efcd02386a();"+"ipt>";

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here