Мы постараемся ответить на вопрос: ремонт своими руками датчик абс по рекомендациям подлинного мастера с максимально подробным описанием.
Достаточно часто датчик ABS «прикипает» в установочном гнезде и для того, чтобы не повредить хрупкий корпус необходимо запастись терпением и при демонтаже датчика медленно его расшатывать, периодически смачивая жидкостью WD40.
После того как датчик оказался у вас в руках начинается процесс его разборки, для чего при помощи пилки по металлу отделяется та часть датчика у которой внутри находится измерительная катушка. Пропил делаем по кругу датчика и очень аккуратно, чтобы не слишком повредить крепежные элементы.
На следующем этапе удаляем пластмассовый кожух, предназначенный для защиты катушки датчика. С этой целью необходимо выполнит продольный пропил крайней части катушки, после чего появляется возможность снять оболочку (предварительно поддев ее каким-либо острым предметом). Опять-таки делаем все, не спеша и аккуратно, чтобы неосторожным движением не повредить корпус катушки.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Далее выполняем достаточно нудный процесс по сматыванию провода (заодно ищем место обрыва) в результате которого мы имеем неповрежденный катушечный каркас.
Следующим, весьма ответственным шагом, является намотка новой катушки, и если у вас под рукой нет провода подходящего диаметра, можно взять провод от катушки достаточно распространенного реле РЭС-8. Намотка будет гораздо аккуратнее, если для ее выполнения воспользоваться электродрелью с плавной регулировкой оборотов. Обращается внимание, что катушечный провод очень тонкий и легко рвется и при малейшей ошибке придется начинать намотку с самого начала. Провод на корпус лучше намотать по максимуму и далее просто постепенно уменьшать количество витков доведя сопротивление до требуемых пределов (как правило, от 0,92 – 1,22 кОм). Добившись необходимого сопротивления, припаиваем новые выводы (для надежности из многожильного провода) и изолируем катушку.
В общем-то, самое страшное уже позади и можно приступать к сборке корпуса датчика. Если старый корпус не слишком поврежден, пробуем его восстановить. В противном случае выливаем новый корпус из клея на основе эпоксидных смол. Для этих целей подойдет как отечественный клей, так и импортный – с ускоренным схватыванием. Форму под новый датчик несложно изготовить из оболочки электролитического конденсатора соответствующего диаметра куда заливается клей, и погружается вся обновленная конструкция ( для штока катушки в нижней части корпуса конденсатора проделывается специальное отверстие).
После высыхания клея корпус конденсатора с катушки снимается. Крепление датчика используем старое, просто приклеив его на прежнее место.
Автопроизводители стремятся сделать свою продукцию максимально безопасной для потребителей. Для этого практически каждое транспортное средство получает набор все новых блоков электроники и другой автоматизации. Наличием ABS в конструкции автомобиля уже вряд ли можно кого-то удивить. Однако, с увеличением количества узлов в авто растет и вероятность отказов. Приходится учиться выполнять ремонт блока АБС.
Некоторые водители просто «откидывают» контакты от этого узла, но данное решение снижает уровень безопасности вождения. Особенно это важно при езде в межсезонье и по скользкой трассе.
Работа ABS заключается в обеспечении прямолинейного движения машины в критических ситуациях. При резком торможении автомобиля этот узел не позволяет полностью блокировать колеса. Таким образом, не происходит занос транспортного средства. Часто эта функция выручает во время маневров по скользкой дороге.
В антиблокировочную систему входят такие компоненты:
- несколько датчиков, расположенных на колесах;
- электронный блок управления, отвечающий за включение/выключение отдельных элементов;
- световой индикатор, установленный на приборную панель автопроизводителем.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Электроника также следит за исправностью всего комплекса и возникающими дефектами при эксплуатации. При их возникновении появляется световой сигнал на приборной панели, уведомляющий о проблеме. После этого понадобится делать ремонт АБС своими руками либо обращаться за помощью на станцию обслуживания. Второй вариант окажется дороже. Чаще всего там предлагают полностью заменить блок, а не возиться с выяснением точного места обрыва в цепи или неработающего элемента.
Когда водитель проворачивает ключ в замке зажигания, то компьютерная система проводит диагностику работоспособности основных узлов через систему датчиков. Нормальным явлением считается то, что индикатор с надписью «ABS» после проворота ключа горит около 3 секунд. Далее он должен гаснуть в подтверждение исправности блока.
Когда затухания не происходит или лампочка загорается во время движения, то необходимо выполнить такие действия:
- Транспортное средство паркуем в ближайшей разрешенной зоне.
- С помощью мультиметра диагностируем напряжение на аккумуляторной батарее, которое не должно быть меньше 10,5 В.
- Проверяем визуально и с помощью отключения/подключения контактов на АКБ.
- Осматриваем провода от датчиков АБС на предмет целостности или обрыва.
Если простыми методами диагностики выявить неисправность не вышло, то понадобится обратиться на станцию для более точной компьютерной диагностики. Аппаратура определит код ошибки, расшифровав который выявим неисправность. Далее дефект останется лишь устранить. В этом случае есть два пути: самостоятельный или с помощью работников автостанции.
Разные причины способны привести к тому, что загорится световой индикатор. Бывают серьезные неполадки, которые нельзя игнорировать. А случается, что достаточно счистить налет грязи с сенсора, и можно считать, что ремонт датчика АБС своими руками практически выполнен. В любом случае визуальную оценку состояния датчика необходимо провести.
Для этого потребуется поддомкратить колесо. Далее раскручиваем болты и снимаем его со ступицы. После этого выворачиваем руль в противоположную сторону от диагностируемого колеса. Отвинчиваем болты, которые блокируют доступ к датчикам.
Чистой ветошью очищаем датчики от налета. Желательно не использовать при этом агрессивную «химию». Можно увлажнить ветошь в слабо мыльном растворе, а затем удалить влагу сухой тряпкой. Ремонт с датчиками обычно не проводят, а если они имеют явные механические дефекты или повреждения, то необходимо такие детали заменить.
После очистки возвращаем все на места в порядке, обратном разборке. Проверяем информацию от светового индикатора на приборной панели. Если вопрос решен, то «ABS» погаснет, а если не решен, то необходимо выявлять проблемы в электроблоке.
Основной проблемой, связанной с неработоспособностью электронного блока АБС является отсутствие контактов между элементами. Это может возникать от механических (встряска или резкие вибрации), химических (следствие коррозии) или электрических проблем (перегорели от повышения напряжения).
Для ремонта понадобится отключить проблемный узел и отнести его на верстак для удобного ремонта. Вскрываем аккуратно корпус с помощью строительного ножа. Обычно для герметизации части пластикового корпуса проклеены. Глубоко нож не запускаем, чтобы не повредить проводку или другие элементы.
Выявляем место обрыва или другую неисправность. С помощью импульсного паяльника перепаиваем поврежденные провода. Также для пайки подойдет паяльная станция Weller. Керамическое основание нельзя перегревать, иначе вся работа приведет к полной поломке всей платы. Останется ее только выбросить.
Собираем блок после ремонта. Затем устанавливаем его на свое место и проверяем наличие сигнала на приборной панели. Если индикатор перестал постоянно гореть, то это значит, что проблема решена.
При появлении сигнала о неисправности ABS на приборной панели стоит поскорее проконтролировать ее состояние хотя бы визуально. Если механическая чистка датчиков не принесла положительного результата, то потребуется провести ремонт блока АБС самостоятельно или с помощью специалистов. Затягивать с ремонтом не стоит, так как эта система повышает безопасность вождения. Допускается некоторое время ездить без АБС, но делать это лучше в сухую погоду, с невысокой скоростью и на хорошей дороге.
Датчик ABS представляет собой катушку индуктивности, которая работает совместно с зубчатым металлическим диском на ступице колеса. Вместе они замеряют скорость вращения колеса. В случае неисправности индикатора скорости на панели приборов загорается индикатор ABS после включения зажигания, и продолжает светиться при работающем двигателе.
Многие машины с антиблокировкой оборудованы системой самодиагностики. Таким образом, по коду ошибки можно с помощью инструкции по эксплуатации понять, что сломалось в автомобиле.
У исправного датчика показатели сопротивления такие:
- катушка — в пределах от 800 до 1500 Ом;
- изоляция — свыше 20 кОм.
Частой причиной поломок становится обрыв тонких обмоточных проводов в нижних слоях катушки. Если замеренное на проводах от датчика сопротивление приближается к нулю, то это говорит о коротком замыкании в нём. Если же уходит в бесконечность, то имеется обрыв цепи.
Перемотка катушки
Нужно для начала снять индикатор скорости. Конечно, часто бывает так, что его невозможно вытащить — сидит мертво. Но и в этом случае его не нужно выдирать как гвоздь. Только помнёте нужный корпус датчика. Надо запастись терпением, и по долям миллиметра вытаскивать его из посадочного гнезда. Сначала нужно, с применением проникающей смазки вроде WD-40, добиться того, что датчик начнет хоть бы немного проворачиваться в гнезде… Вот так, прокручивая, и следует освобождать его.
Разбираем датчик: отрезаем кабель у основания, всё равно позже к нему припаивать отводы от заново намотанной катушки; снимаем металлический корпус; разрезаем ножом или ножовкой герметизирующую заливку, только аккуратно, чтобы не повредить пластмассовую катушечку внутри.
Остается только размотать старую обмотку. Чтоб не возиться сутки с длинной тоненькой проволокой, лучше применить для этой цели электродрель с регулировкой оборотов.
Самый ответственный шаг — наматывание новой обмотки. Это очень сложная и нудная работа, поскольку применяемая обмоточная проволока очень тонкая, диаметром всего 0.05 мм, малейший зацеп — и она оборвётся. Настолько тонкая медная проволока, быстро разрушается при окислении до разрыва из-за попадания внутрь датчика воды.
Новую проволоку, которую можно взять со старого электромагнитного реле, надо наматывать на каркас катушки до заполнения, по самый верх. Не критично, если сопротивление самодельной катушки будет на 100–500 Ом меньше, чем у испорченной родной.
Концы готовой обмотки припаиваем к коротким гибким проводам — отводам, к которым затем подсоединим кабель, идущий на контроллер ABS.
Формирование прочного герметичного корпуса — не менее важная задача, чем наматывание обмотки, ведь никто не хочет, чтобы внутрь датчика снова попала вода, и началось окисление. Поэтому пропитываем катушку воском. Накрываем её родным корпусом и заливаем силиконовым клеем, эпоксидной или полиамидной смолой. На трубке корпуса фиксируем стандартное крепление — клеем, пайкой, другим способом.
Ставим датчик на место. При этом важно соблюдать следующие условия:
1) Сердечник датчика важно расположить параллельно зубьям ответного диска, а не криво, когда он перекрывает два соседних зубца.
2) Следует установить зазор между сердечником и зубом, который по мануалу ко многим машинам равен 0,9–1,1 мм. Затем, если антиблокировка тормозов будет ложно срабатывать, уменьшите зазор.
3) Меняйте фазировку проводов, подключенных к датчику, если индикатор ABS на панели приборов начинает периодически загораться во время движения.
Современные системы антиблокировки тормозов (АБС) уже давно перестали быть признаком элитного авто — их устанавливают на большинство новых машин, сходящих с конвейера. Хотя это полезное оборудование довольно надёжно, в нём всё же есть ряд проблемных точек, способных повлиять на бесперебойную эксплуатацию. К наиболее уязвимым элементам АБС относятся датчики частоты вращения колёс, расположенные на ступицах автомобиля.
Датчик АБС — это катушка индуктивности, работающая в паре с зубчатым диском, который также установлен на ступице. Вместе они замеряют скорость вращения колеса. Первым симптомом неисправности устройства станет сигнал контрольной лампы, расположенной на приборной панели авто.
При стабильной работе системы контроллер гаснет через несколько секунд после пуска двигателя. Если индикатор продолжает гореть или начинает хаотично моргать при движении авто — антиблокировка тормозов требует немедленного вмешательства.
Наряду с сигналом лампы-индикатора о неисправности датчика свидетельствуют:
- буквенно-цифровой код ошибки бортового компьютера;
- отсутствие характерного звука и вибрации при нажатии на педаль тормоза;
- постоянная блокировка колёс при экстренном торможении;
- световой сигнал контроллера стояночного (ручного) тормоза при выключенном оборудовании.
Появление любого из этих признаков требует проведения полной диагностики системы. Отметим, что помощь мастеров автосервиса в решении данного вопроса совсем необязательна. Существуют различные способы проверки датчика АБС, и в большинстве случаев такая работа легко выполняется самостоятельно.
В результате диагностики устройства можно определить, в каком узле датчика имеется повреждение. Если показания тестера стремятся к нулю — это говорит о коротком замыкании в проводах подключения, «бесконечность» сигнализирует о нарушении целостности обмотки катушки. Бытует мнение, что ремонт проводки не вызывает никаких проблем, а вот неисправный датчик легче просто заменить. С первой мыслью трудно не согласиться, но следующий «пункт» можно и оспорить.
Дело в том, что стоимость некоторых датчиков достигает 14–18 тыс. руб., а ждать их доставки придётся в течение долгого времени. Имея определённые навыки, запас терпения и природную смекалку, гораздо полезнее и быстрее будет выполнить ремонт устройства, чем оплачивать долгожданный дорогостоящий заказ. Отметим, что этот совет носит только рекомендательный характер — окончательный вердикт остаётся за вами. Если решение о ремонте всё же принято, с радостью поможем грамотно его выполнить.
После проведения диагностики и обнаружения неисправного элемента устройство необходимо демонтировать для дальнейшего ремонта. Процесс его снятия аналогичен первому этапу мероприятий по замене датчика АБС и не представляет особой сложности.
Внимание! Элементы могут прикипеть к посадочному месту; чтобы извлечь их из установочного гнезда, потребуется немало терпения. Профессиональные мастера советуют обильно смачивать металл вокруг устройства жидкостью WD–40 и аккуратно вынимать датчик, медленно его расшатывая.
Закончив с демонтажем устройства, приступаем к ремонтным работам:
Ремонт датчика закончен, можно монтировать его на ступицу, обточив новый корпус наждачной бумагой для лучшей подгонки к посадочному гнезду. При установке отремонтированного устройства обязательно соблюдаем следующие условия:
- Располагаем сердечник датчика параллельно зубьям ответного диска, следя за тем, чтобы он не перекрывал два соседних зубца.
- Оставляем зазор между зубцом и сердечником 0,9–1,1 мм.
Заключительным этапом ремонта любого из элементов АБС является проверка работоспособности системы. Выполняем её, запустив двигатель авто и убедившись, что контроллер на приборной панели гаснет через 3–5 секунд после старта.
Внимание! Если контрольная лампа-индикатор АБС периодически загорается при движении авто после ремонта датчика — поменяйте фазировку проводов его подключения.
Отметим, что некоторые датчики, выпущенные зарубежным автопромом, разбираются без кардинального нарушения целостности конструкции — верхнюю оболочку детали можно снять, предварительно нагрев строительным феном или паяльной лампой. Пример ремонта такого устройства представлен на видео.
С вопросом замены или восстановления проводки подключения датчика особых проблем возникнуть не должно. Для этих целей подойдёт любой двужильный кабель похожего сечения или два отрезка полевого провода нужной длины. В работе необходимо использовать только метод пайки и тщательно изолировать места соединения термоусадочными трубками или изолентой. Отдельное внимание нужно уделить уплотнительным резинкам, которые находятся в точках крепления проводки к деталям кузова — при полной замене шнура их следует расположить в том же месте.
При замене провода устанавливаем уплотнительные резинки в точках его крепления к кузовуВнимание! При подключении проводки к датчику ABS нужно учесть, что устройство имеет полярность. В инструкции по эксплуатации автомобиля указана цветовая маркировка проводов — на разъёме детали есть точно такие же обозначения.
Более подробно процесс ремонта проводки датчика АБС описан в представленном видеоролике.
Ремонт датчика АБС — занятие весьма трудоёмкое и хлопотное. Если вы не отличаетесь упорством и терпением или попросту не располагаете свободным временем, вам вряд ли стоит браться за дело. Ну а тот, кто привык решать все проблемы своими силами и не хочет тратить лишние деньги, теперь легко выполнит эту работу самостоятельно.
Как и любая другая система в автомобиле, АБС периодически требует обслуживания, профилактики и ремонта. Конечно, все электронные блоки этой полезной системы достаточно хорошо защищены от внешних воздействий и редко выходят из строя, но каждый автомобилист должен быть готов к тому, что рано или поздно придется засучить рукава и заняться профилактическими или ремонтными работами. Периодическую самостоятельную диагностику не отменяет даже наличие в каждом автомобиле системы самотестирования.
Уделять внимание профилактике АБС необходимо, поскольку она выполняет в автомобиле очень важную функцию – предотвращает полную блокировку колес при торможении. Это в свою очередь не только уменьшает тормозной путь, но и позволяет водителю маневрировать во время торможения – без АБС, при заблокированных колесах, любое движение рулем приведет к неуправляемому заносу транспортного средства, последствия которого могут обернуться катастрофой.
Вполне естественно, что ремонт АБС своими руками возможен лишь в том случае, если точно определена проблема. Любой автомобиль с антиблокировочной системой имеет и механизм самотестирования, который активируется при включении зажигания. Если система неисправна, на дисплей бортового компьютера выводится код ошибки. Посмотрев инструкцию по эксплуатации, водитель легко поймет текущую проблему, и оценит возможность самостоятельного ремонта.
Всю антиблокировочную систему условно можно разделить на центральную часть, в которую входит электронный и гидравлический блоки, и периферийную, к которой относятся колесные датчики. Именно они наиболее часто становятся виновниками сбоев в работе АБС. Второй по популярности причиной проблем является изношенная проводка и плохие контакты, которые не в состоянии обеспечить целостность электрической цепи.
Основная часть АБС – электроника и блок гидравлики. Они выходят из строя достаточно редко, и их самостоятельный ремонт крайне нежелателен без соответствующего оборудования и квалификации. Если же причина перебоев в проводке, клеммах или самих датчиках, которые установлены на каждой ступице, вполне можно обойтись без визита в автосервис.
Если ремонт блока АБС практически невозможно осуществить своими руками, то провода и датчики находятся полностью во власти водителя. Если индикатор АБС часто загорается при движении, в первую очередь требуется проверить все провода, ведущие от блока к датчикам. На них не должно быть сильных заломов, повреждения изоляции. Если имеются оголенные участки, такую проводку необходимо срочно заменить – лучше потратить на это немного времени, нежели оказаться в критической ситуации без помощи АБС.
Следующим этапом самостоятельного устранения неисправностей АБС будет проверка датчиков. Чтобы точно определить их работоспособность, потребуется мультиметр, при помощи которого проверяется сопротивление на каждом из них. Нормальные значения этого показателя можно уточнить в руководстве по эксплуатации авто – для каждой системы оно может существенно отличаться. Для проверки нужно либо поднять авто подъемником, либо попеременно поддомкрачивать каждое колесо.
Каждый датчик представляет собой достаточно простую индукционную катушку, поэтому сложностей в понимании того, работоспособен он или нет не возникает – если сопротивление не соответствует нормативному, датчик однозначно подлежит замене. Стоимость нового невелика, дефицитом датчик также не назовешь, да и процедура самостоятельной замены не представляет сложностей даже для начинающего автовладельца.
В норме, после поворота ключа зажигания, индикатор АБС на приборной панели должен загореться, и через 3 секунды погаснуть – это свидетельствует об успешном прохождении самотестирования и отсутствии проблем. Если он продолжает гореть, либо зажигается во время движения авто, желательно выполнить следующие действия:
- припарковаться и заглушить мотор;
- попробовать вновь запустить двигатель спустя 3-5 минут;
- проверить напряжение на выходе аккумуляторной батареи мультиметром – минимально его значение должно составлять 10,5 В;
- проверить качество контакта силовых проводов, а также проводов, ведущих непосредственно к датчикам АБС на колесах.
Чтобы сделать вышеуказанное, потребуется не более 5-7 минут. Если после беглой проверки нарушений выявить не удается, придется обращаться за помощью к профессионалам, либо заниматься этим самостоятельно, уделив немало времени проверке каждого датчика.
Как показывает практика, более 80% неисправностей АБС связаны именно с датчиками, расположенными на колесах. Работать им приходится в очень неблагоприятных условиях, поэтому периодические проблемы, возникающие в их работе скорее закономерность. Затевая ремонт ABS своими руками, можно пойти двумя путями – просто заменить датчики на новые либо восстановить работоспособность старого. В последнем случае придется перематывать катушку, расположенную внутри датчика – это сложная и кропотливая работа, и без навыков положительный результат не гарантирован.
Куда проще и надежнее датчик заменить. Для этого потребуется снять старый, который крепится к ступице одним болтом. Чтобы добраться до места крепления потребуется демонтировать колесо, снять суппорт и тормозной диск. Чтобы упростить себе работу по извлечению датчика, можно предварительно обработать область крепления средством WD-40. Установку нового проводить в обратном порядке. Ремонт антиблокировочной системы помимо замены датчика должен включать и проверку проводов, при наличии повреждений – их следует также заменить. В противном случае даже новый датчик окажется не в состоянии обеспечить бесперебойного функционирования системы, и малейшее замыкание приведет к ее немедленному отключению. Как правильно ремонтировать датчик показано на видео:
Практически каждый водитель со стажем знает, что для хорошего и правильного торможения требуется импульсное нажатие на тормозную педаль. Такая техника торможения дает возможность убавить скорость и не потерять в этот момент контроль над транспортным средством. Но даже этот метод не всегда помогает водителю выйти сухим из воды в экстренной ситуации. В этом случае и должна помочь система ABS (антиблокировочная система).
А датчик вращения колес, стал главным чувствительным органом системы ABS, он дает возможность зафиксировать тот самый экстренный момент блокировки, для того, чтобы гидромодуль оперативно понизил давление тормозной жидкости. С момента своего появления в 1978 году преобразователи заметно эволюционировали. На сегодняшний день имеется несколько разновидностей датчиков ABS, их принцип работы разнится, но главная задача осталась прежней.
Конструкция первых преобразователей состояла из постоянного магнита, который был обмотан катушкой. Более современные преобразователи основываются на физических принципах Холла. Суть эффекта базируется на том, что если через пластинку пропустить электрический ток и поместить ее в магнитное поле, то на краях пластины генерируется напряжение.
Существуют активные и пассивные датчики ABS. Пассивные обладают достаточно крупными габаритами и имеют более низкую точность. Но их главный минус состоит в том, что они начинают работать только после достижения порога минимальной скорости вращения колеса. Зато их плюсы в том, что они долговечные и очень прочные. Конструктивно, преобразователь состоит из следующих компонентов: корпус, железный сердечник, постоянный магнит, катушка индуктивности, импульсное кольцо.
Последнее прочно закреплено к ступице колеса и вращается перед постоянным магнитом. Поэтому при каждом рассекании магнитного поля в катушке индуктивности генерируется электрический потенциал. Частота и амплитуда которого пропорциональны скорости вращения колеса транспортного средства. Для фиксирования блоком управления ABS импульса необходима минимальная скорость движения около 5-7 км/час.
Активные датчики ABS стали появляться сравнительно недавно, в конце 90-х годов. Их основное отличие состоит в том, что им необходим отдельный блок питания. Активные датчики делятся на магниторезистивные и датчики Холла.
Магниторезистивный преобразователь способен регистрировать скорость вращения колес с момента включения зажигания. В его принципе действия лежит характеристика полупроводника изменять траекторию перемещения свободных носителей заряда (электронов) при попадании их в магнитное поле. Конструкция типового преобразователя представляет собой импульсное кольцо из чередующихся друг за другом постоянных магнитов и полупроводников, на которых подается постоянное напряжение. Импульсное кольцо закреплено на ступице и вращается со скоростью движения колеса. При вращении магнитное поле возрастает, меняется траектория движения электронов в сторону увеличения их пути, меняется и характер сигнала от датчика.
Преобразователь базирующийся на эффекте Холла считается самым точным на текущий момент. Конструкция его состоит из постоянного магнита, пластины полупроводника и специализированной микросхемы.
В корпусе преобразователя имеется полупроводниковая пластина, к граням которой подают электрический ток. Кольцо постоянного магнита крепится к ступице колеса и вращается вместе с ним. В результате, изменения магнитного поля электроны перемещаются на один из краев пластины. Плотность свободных носителей заряда на одном из краев пластины обусловливается полярностью магнитного поля. Проще говоря, при вращении по часовой стрелке электроны будут концетрироваться в верхнем крае пластины, а при вращение колеса против часовой стрелки– в нижнем. Микросхема преобразует получаемый сигнал, и на ее выходе формируется постоянное напряжение определенного уровня, поступающее в блок управления. Главным плюсом такого типа преобразования является постоянное напряжение, в котором отсутствует импульсный характера, что повышает точность преобразователя. Из минусов можно отметить тот факт, что такой преобразователь более чувствителен к электромагнитным помехам.
Многие транспортные средства оснащенные системами ABS дополнены системой самодиагностики. Т.е, по коду ошибки можно понять, что сломалось в машине.
У исправного датчика ABS показатели сопротивления следующие:
Частой причиной выхода из строя преобразователей ABS является обрыв обмоточных проводов в катушки индуктивности. Если измеренное мультиметром сопротивление стремится к нулю, то это говорит о 100% коротком замыкании. Если же тестер показывает бесконечность, то имеем обрыв катушки.
Перемотка катушки преобразователя:
Для начала требуется снять датчик скорости, учтите, что его вытащить совсем не легко. При демонтаже рекомендую воспользоваться помощью WD-40
Разборка: отрезаем кабель у самого основания, затем снимаем металлический корпус; разрезаем ножовкой герметизирующую преобразователь заливку, только очень осторожно, чтобы не сломать пластмассовую катушку внутри.
Затем разматываем старую обмотку, и наматываем новую медным проводом диаметром 0.05 мм. Не сильно критично, если сопротивление новой катушки будет на 100–500 Ом ниже, чем у оригинальной.
Концы самодельной обмотки припаиваем к гибким проводам (МГБТ) — отводам, к которым затем подключаем кабель, идущий на блок контроллера ABS. В завершение работы, самодельную катушку пропитываем воском и закрываем её родным корпусом и всю конструкцию заливаем силиконовым герметиком или клеем.
При установке восстановленного датчика на место важно соблюдать следующие условия:
Если вдруг индикатор ABS на приборной панели начинает периодически загораться во время движения, то необходимо поменять фазировку проводов, подсоединенных к преобразователю
Также следует знать, что при уменьшении напряжения между питающими клеммами ниже 10,5 вольт система ABS может самопроизвольно отключиться.
С появлением новой тормозной системы повысилась безопасность автомобиля при экстренном торможении. Систему стали устанавливать в 70-х годах. В систему ABS входит блок управления, гидравлический блок, колесные тормозные механизмы и сенсорные датчики числа оборотов.
Основное устройство АБС – блок управления. Именно он принимает сигналы от сенсорных датчиков в виде числа оборотов колес и дает их оценку. Полученные данные анализируются и системой делается вывод о степени скольжения колес, об их замедлении или ускорении. Обработанная информация поступает в виде сигналов на магнитные клапаны гидравлического блока, который выполняет задачу управления.
От главного тормозного цилиндра (ГТЦ) поступает давление, обеспечивающее появление нажимного усилия в тормозных цилиндрах суппортов. Благодаря нажимному усилию тормозные колодки прижимаются к тормозным дискам. Независимо от ситуации и усилия нажатия водителем на педаль тормоза, давление в тормозной системе будет оптимальным. Достоинства системы в том, что анализируется каждое колесо и выбирается оптимальное давление, тем самым препятствуя блокировке колес. Полное торможение происходит за счет давления в системе тормозного привода, регулируемое ABS.
В этом состоит принцип работы АБС. На машинах с задним и полным приводом стоит лишь один сенсорный датчик, который находится на дифференциале задней оси. Информация о возможности блокировки берется с ближайшего колеса, а команда о необходимом давлении передается всем колесам.
Устройство, управляющее магнитными клапанами, может работать в трех режимах:
- При открытом впускном клапане и закрытом выпускном, устройство не препятствует возрастанию давления.
- Впускной клапан получает соответствующий сигнал и остается закрытым, давление при этом не меняется.
- Выпускной клапан получает сигнал о снижении давления и открывается, при этом впускной клапан закрывается, а давление снижается, так как включается обратный клапан.
Благодаря этим режимам понижение и повышение давление происходит по ступенчатой системе. Если возникают проблемы, система АБС деактивируется, и тормозная система работает без ее участия. На приборной панели соответствующий индикатор выдает о проблемах с ABS.
Если неисправен датчик abs, то он не передает системе нужные команды и автоблокировочная система перестает выполнять свои функции: при торможении происходит блокировка колес. Если на приборной панели загорелась надпись и не гаснет, то надо срочно обращаться в сервис.
Датчик индукционного типа представляет собой индукционную катушку, которая работает в паре с зубчатым металлическим диском, находящимся на ступице колеса. Часто причиной неисправности является обрыв провода. Именно эту неисправность мы определяем с помощью тестера, паяльника и пинов для ремонта. Пины присоединяются на разъемы и тестером измеряется сопротивление датчика абс, которое должно находится в пределах, указанных в руководстве по эксплуатации. Если сопротивление стремится к нулю, то это говорит о наличии короткого замыкания. Если стремится к бесконечности, значит есть обрыв в цепи.
Затем проверяется колесо и проверяется сопротивление, оно должно меняться, в этом случае датчик исправен. Если при осмотре обнаружены обрывы, их надо починить. Разрывы надо соединять только с помощью пайки, а не скрутки, чтобы избежать новых разрывов, окисление и т.д. Каждое устройство имеет свою маркировку, цвет проводов и полярность. Надо придерживаться этих данных.
Если датчик поломан, надо выяснить, как снять датчик абс, и сделать его замену. При выборе прибора надо прежде всего ориентироваться на качество.
Для полной диагностики датчиков, надо не только проверить тестером контакты самого устройства, но следует также прозвонить всю его проводку. Одной из причин некорректной работы является нарушение целостности проводки. Если устройства работают исправно, то показатели сопротивления такие:
- ножка – датчик абс передний правый (7 – 25 Ом);
- уровень сопротивления изоляции – свыше 20 кОм;
- ножка – датчик abs задний правый (6-24 Ом).
Многие автомобили имеют систему самодиагностики. В них на информационный экран выводятся коды ошибок, которые можно расшифровать с помощью инструкции по эксплуатации.
Если слышится треск при нажатии на педаль тормоза, то это нормально. Такой звук появляется при работе модуляторов. При неисправной ABS индикатор на панели приборов после включения зажигания загорается и не гаснет, продолжает гореть при работающем двигателе.
Можно выделить четыре состояния неисправностей ABS:
- При самотестировании обнаруживается ошибка и деактивируется ABS. Причиной может быть ошибка в блоке контролера или наличие обрывов в проводке датчика abs заднего правого, или любого другого. Не поступают сигналы измерения угловых скоростей.
- ABS после включение успешно проходит самодиагностику и отключается. Причина может быть в обрыве проводов, окислении контактов, плохом соединении в местах контактов, обрыве провода питание, замыкании датчика на «массу».
- После включения АБС проходит самодиагностику и обнаруживает ошибку, но продолжает работать. Это может происходить, если есть обрыв в одном из датчиков.
Информация об угловой скорости колеса поступает с дополнительного устройства. Причина этой неисправности может быть в разном давлении шин и рисунков протекторов. Если спущено одно колесо, или на одном колесе протектор более грубый, чем на остальных, то колесо будет притормаживать. Этот же эффект будет, если на машине установлены покрышки с разной степенью износа. - АБС не работает. Причина может быть в обрыве проводов, мог обломаться провод около датчика, износиться подшипники ступиц, имеется люфт или есть надломы ротора датчиков колеса.
Для исправления неполадок надо проверить люфт, давление в шинах, состояние ротора датчиков колеса (гребенки). Если гребенка имеет сколы, ее надо заменить. Сделать проверку состояния устройств и проводов, которые к ним подходят. Если эти меры не помогли, значит причина в электронике. В этом случае для точной диагностики надо получить код.
На записи показано, как проходит процесс диагностики датчика ABS автомобиля “BMW”.
Ремонт датчика ABS
Как самому отремонтировать датчик ABS ?!
Датчик системы ABS ( передний или задний), с которым довольно часто возникают разные проблемы.
Так как лишних денег не, вот и приходиться изворачиваться и работать чисто « по-русски» : думать, придумывать, додумывать.
Что мы делаем.
Идем в автомагазин, в котором продаются «чисто» русские запчасти.
И покупаем там датчик коленчатого вала от нашей родной « Волги».
Тем более, что изготовлен он в пластмассовом корпусе и позволяет экспериментировать над собой (подрезать, стачивать и так далее).
Берем, если нужно, ножовку, напильник, дополнительные железные пластинки для переделанных кронштейнов и – вперед!
Если нужно – обрезаем, если нужно – обтачиваем, дорабатываем и получаем то что нужно.
При этом следует соблюдать следующие условия:
1) сердечник датчика следует располагать параллельно зубу на колесе, как и у «родного» датчика;
2) следует выдерживать зазор между зубом и датчиком (примерно 0,2. 0,3мм)
3) если сопротивления датчиков значительно различаются – не пугайтесь, на моей практике с этим проблем ни разу не было (сопротивление «волговского» датчика примерно 800 Ом)
4) если изначально блоку ABS “новый” датчик нравится (лампочка гаснет), а потом, в процессе езды блок ABS “ругается” (лампочка загорается), и если вы уверенны за качество соединений, то поменяйте фазу сигнала (переверните провода идущие к датчику) .
5) не стоит путать датчик положения коленвала с датчиком положения распредвала (в нем уже стоит датчик Холла).
Все исключительно просто и применительно к нашим российским условиям.
В завершение несколько примеров:
1. Автомобиль LEXUS ES 300, поставил я туда датчик от Волги, сопротивление родного датчика 1150 Ом. Все “пошло”, однако при езде загоралась лампочка ABS и постоянно срабатывала антипробуксовочная система.
Выяснилось, что сердечник датчика стоял косо (не параллельно зубу) и захватывал сигнал от предыдущего зуба колеса (на осциллограмме было видно два «горба»).
Когда переставил как надо – все замечательно заработало !
2. Автомобиль Toyota Mark II 1998г с полным приводом, сопротивление родного датчика 1100 Ом.
Вот тут я единственный раз столкнулся с необходимостью фазировать сигнал : перевернул провода и все стало нормально (видимо, система 4WD более требовательна к сигналам датчиков?)
3. Автомобиль ROVER 827i 1994г, сопротивление родного датчика 1550 Ом.
Поменял аж целых два передних – все сразу заработало.
Удачи в деле освоения ремонта систем ABS !
Дополнение от пользователя;
В продолжение статьи опубликованной на сайте Сергеем от 13.01.2003г. (за которую огромное спасибо).
При ремонте датчика ABS, попробовал фиксировать все свои действия.
Под рукой всегда цифровой фотоаппарат, поэтому получились иллюстрированные, пошаговые операции.
Предыстория: с интервалом в пять дней вышли из строя оба передних датчика ABS (Toyota Carina E, код датчика – 89542-05020, 89543-05020), индикация ошибки ABS, чтение кодов неисправности дало – обрыв цепи датчиков (фото 1, 2).
Сопротивление между выводами обоих датчиков показало нуль.
Правда я до сих пор не понял причину данной поломки датчиков. Естественно сразу пришла в голову мысль обрыва провода между разъемом датчика и самим датчиком.
Отступил 10 см. от датчика и перерезал провод, измерение сопротивления дало прежний результат. Тогда я отрезал провод максимально к корпусу датчика, и вновь результат прежний.
Следующими моими шагами были действия по постепенному отпиливанию части корпуса датчика со стороны провода, и так несколько итераций – спил, измерение сопротивления. Такими действиями я дошел до части корпуса с креплением.
Меня постигло разочарование, в результате двух часов кропотливого труда, результата нет, в голове мелькали мысли: “придется выкладывать 200$ за датчики”. Но интерес все равно брал свое. Тем более что один из датчиков на половину уже был разобран.
Решил идти до конца.
Следующим шагом штангенциркулем измерил параметры датчика – длина от крепления до наконечника – 22мм, диаметр 17мм (фото 3).
Следующий шаг – это отпиливание части датчика с катушкой внутри.
Пилкой по металлу, аккуратно, чтобы не сильно портить крепление датчика, делаем пропил между креплением и рабочей частью датчика.
Почувствовав, что полотно пилы дошло до металла (это магнит датчика, (он к сожалению находится наполовину в креплении датчика) по кругу датчика делаем пропил и затем осторожно разъединяем крепление датчика от катушки (фото 4, 5)
Следующий шаг состоит в том, чтобы убрать оболочку из пластмассы с катушки датчика, не повредив последнюю. (фото 6, 7).
Для этого делаем пропил крайней части катушки, чуть задевая обмотку катушки (фото 6), затем острым предметом поддеваем оболочку со стороны обмотки и снимаем ее.
Облегченно вздохнули, корпус катушки не поврежден.
Далее следует утомительная часть работы по сматыванию провода, и в итоге мы получаем неповрежденный каркас катушки (фото 7).
Следующий шаг один из наиболее ответственных, – намотка новой катушки.
Аналогичный провод я использовал из катушки реле РЭС-8, правда, он незначительно тоньше оригинального (судя по наполнению катушки – у оригинала каркас катушки заполнен практически полностью, у меня получилось меньше), но прибора измеряющего диаметр провода у меня нет и поэтому пришлось действовать на глаз.
Наматывать можно как советовал Сергей в предыдущей статье электродрелью с регулятором оборотов. Провод действительно тонкий, малейшая ошибка и он рвется.
Исходя из этого лучше не торопится, – тише едешь дальше будешь. (фото 8).
Наматываем максимально большое количество, отрываем провод, и производим первое измерение сопротивления.
Сопротивление по мануалу должно быть в пределах от 0,92 – 1,22 кОм.
После нескольких итераций по отматыванию провода и измерения, припаиваем выводы, желательно выводы сделать из многожильного провода.
Далее укрепляем выводы и изолируем катушку.
Производим контрольное измерение сопротивления (мало ли в процессе пайки, изолирования и т.п., произошел обрыв провода).
После того как выводы зафиксированы (кстати зафиксировать их можно и намотав несколько витков ниток), можно уже облегченно вздохнуть – катушка готова. (фото 9)
Самая ответственная работа сделана, можно перейти к формированию прочного корпуса датчика.
Для этого понадобятся: клей на основе эпоксидных смол. Можно использовать наш российский эпоксидный клей, я же использовал штатовский клей фирмы Done Deal. Он в отличие от нашего, схватывается за четыре минуты и полностью полимеризуется за 1 час.
Форму для заливки использовал от корпуса электролитического конденсатора с внутренним диаметром 17мм.
Отрезал нижнюю часть конденсатора, вынул из него все внутренности.
Затем в противоположной стороне по центру сделал отверстие для сердечника катушки.
Припаиваем выводы катушки к проводу датчика.
Готовим клей, наливаем в корпус из под конденсатора и погружаем туда всю конструкцию. (Фото 10).
Ждем 1час, и аккуратно с помощью кусачек или плоскогубцев снимаем корпус конденсатора с катушки.
В итоге мы получаем готовый датчик (фото 11).
Остается несколько подготовить крепление датчика и приклеить их друг к другу.
Высверливаем отверстие в креплении датчика по диаметру корпуса катушки ( 17мм).
Далее отмеряем 22мм от носика сердечника катушки, одеваем крепление до этой отметки и приклеиваем.
Главное соблюсти перпендикулярность этих деталей, а то в последующем, когда придется крепить к ступице колеса могут быть проблемы с установкой. (фото 12, 13).
Заключительные шаги: пробуем вставить датчик на место, если необходимо аккуратно наждачной бумагой снимаем слой клея, пока датчик не будет легко входить в отверстие.
Проверяем расстояние между зубцами на ступице и сердечником датчика (по мануалу расстояние должно составлять 0,9 – 1,1 мм), если требуется, используем прокладку.
Ну и в целях эстетики как конечная операция окрашиваем датчик черной краской из баллончика.
Все готово, подключаем датчик к разъему, включаем зажигание и получаем долгожданный результат – табло ABS потухло через 3 сек.
Мозг ABS даже не заметил подмены.
Естественно работоспособность ABS необходимо проверить в действии, и получить результат торможения.
Датчик сломался как положено – отломилась часть с винтом от самОй катушки, катушка ессно осталась внутри кулака и вытащить ее возможности не было. Тогда просверлил обмотку и шилом ее всю выкалупал.
Хотел сохранить корпус датчика, но не удалось, целым остался только сердечник.
Взял штангенциркуль, снял замеры.
Далее сделал каркас, используя сердечник как оправку для склеивания цилиндрической части. Саму цилиндрическую часть сделал несколько длиннее чем надо. После склеивания сердечник вынул и вместо него вставил металлический стержень (как оправку, с ним удобнее работать).
Дальше, по размерам вырезал из плотной бумаги боковые части катушки и приклеил их, согласно необходимых размеров. Потом всю катушку пропитал Супер-клеем, просушил, сохнет быстро (на батарее).
Усе каркас готов.
Надо только проследить, чтобы каркас не прихватило к оправке и чтоб он вобще-то снимался.
Провод в продаже не нашел, но в гараже завалялась катушка от какого-то реле с подходящим проводом (по диаметру).
Далее металлический стержень оправки зажимаем в дрели с возможностью регилирования оборотов.
В одной боковой части прокалываем тоненькую дырочку и пропускаем туда конец провода.
Это будет вывод от начала обмотки.
Выводы надо оставить подлиннее, провод очень легко рвется. Катушку от реле, с проводом, я насадил на отвертку и зажал между колен. Ну, дрель лежит на столе – одной рукой потихоньку нажимаем на кнопку, а второй двигаем наматываемый провод в разные стороны для равномерной навивки.
Мотаем осторожно, провод очень тонкий и очень легко рвется, кроме того, следим,чтобы он не перескочил за боковины.
Матаем внавалку, как прийдется. После заполнения всей катушки замерил сопротивиление – оказалос 1267 Ом, при норме где-то 1 -1,45 кОм, т.е. как раз вписались!
Ну здесь первый вздох облегчения!
Потом обмотку обматываем скотчем, чтоб не распускалась и не повредилась, лудим выводы обмоток, оказывается изоляция достаточно прочная – кое-как зачистил.
Идем прикидывать!
У меня влезло с небольшим зазором – в последствии можно заполнить герметиком или добавить слой скотча.
Плотно прижимаем всю конструкцию и проварачиваем ступицу – сердечник задевает за зубчатое колесо – подкладываем прокладку от водопроводного шланга.
Ага, не задевает, идем припаивать выводы от катушки ко крышечке .
Если на ней осталась торцевая часть от старой катушки, то ее надо удалить, под ней магнит.
Если старые выводы при этом отпадывают – не беда.
Ополовиниваем ту часть, что снаружи, куда подходит внешний провод. Находим там контакты и рядом с ними шилом прокалываем дырочки.
Теперь выводы обмоток можно просунуть в них и припаять.
Замеряем сопротивление с колодки – все ОК, т.е. ничего не оборвали.
Катушка на основании держится достаточно хорошо, магнит сильный, но на всякий случай несколько капель того-же клея не помешают. Все, вставляем, затягиваем болтик – хрен с ней, со щелью между основой датчика и кулаком! Прокладка толстовата.
Втыкаем разъем, включаем зажигание – табло АБС через 3 секунды гаснет – ну, по сопротивлению мы попали.
Ставим колесо, едем – табло не загорается (есть шанс, что уровень сигнала не достаточен), тормозим в пол и, о чудо!, педалька задергалась!
Усе! Работает.
Едем в гараж, замазываем щель сисликоновым герметиком, привинчиваем все хомуты и на этом ВСЕ! Была мысль, что уровень сигнала будет не достаточен – тогда или сердечник далековато от зубчатого колеса – надо пододвинуть, или увеличить число витков в обмотке, но вроде обошлось.
Добрый день! Я Артем. Чуть меньше 9 лет работаю слесарем и мне нравиться работать руками. Когда создаешь новые полезные вещи или возвращаешь к жизни сломанные предметы. Разве это не прекрасно? Рекомендую, перед реализацией идей с моего сайта, проконсультироваться со специалистами. Удачного рабочего дня!